Тема урока. Е.Чарушин «Сказка «Теремок»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о русских народных и авторских сказках.
Задачи урока:
-образовательная: развивать техническую и смысловую стороны чтения, получить представление об особенностях авторской сказки; сравнивать народную и авторскую сказку;
-развивающая: формировать умения работать по плану, анализировать, сравнивать, строить рассуждения и доказательства; развитие эмоционально-волевой сферы.
-воспитательная: формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности, воспитание любви к родному слову,
Планируемые результаты
Предметные:
научатся называть действующих лиц сказки, автора произведения сравнивать героев, события; ориентироваться в тексте; читать выразительно текст, передавать правильно с помощью интонации эмоциональный фон сказки;
Метапредметные:
познавательные: выделяют особенности авторской сказки, учатся находить общие и отличительные признаки народной и авторской сказок; учатся соотносить иллюстрацию с текстом произведения.
регулятивные: обучающийся научится: принимать позицию слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; осуществлять оценку выполненных действий;
коммуникативные: обучающийся научится использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, мнения, принимать участие в обсуждении прочитанного содержания, реализует потребность в общении со сверстниками;
Личностные:
приобретают эстетические ценности на основе опыта слушания произведений, тесно связанных с устным народным творчеством, осознают свою этническую идентичность.
Ход урока.
Этап урока |
Сценарий урока |
УУД |
1.Мотивация (самоопределение к деятельности) 1-2 мин |
Прозвенел звонок, Начинаем наш урок. Будем мы сейчас читать, Слышать, слушать, понимать. ( Ребята, проверяем готовность к уроку) Сегодня мы продолжим путешествие в увлекательный мир литературного чтения. Ваши ответы будут оцениваться фишками. В конце урока мы определим самых активных учеников. |
-самоопределение (Л) -стремление к успешной совместной деятельности с учителем и сверстниками(Л) -понимание причин успеха в учёбе(Л) -саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии (Р)
-мотивация учения (Л) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. (5-6 мин) |
Речевая разминка а е ы о р тр стр встр Стро-стро-стро Стри-стри-стри Стру-стру-стру Стре-стре-стре Стры-стры-стры ( голосом выделяем подчёркнутый слог) Сказка по лесу идёт- Сказку за руку ведёт, Из реки выходит сказка! Из трамвая! Из ворот! Это что за хоровод? Это сказок хоровод! Сказка-умница и прелесть, С нами рядышком живёт. (читаем хором) ( Ю.П.Мориц) «Песенка про сказку»
-О чём мы сегодня будем говорить? ( о сказках)? По каким признакам вы узнаёте сказки? Почему часто говорят: «Сказка –ложь, да в ней намёк –добрым молодцам урок» Почему? Приведите доказательства.
Проверка домашнего задания. Как вы понимаете «народная сказка»? (рассуждения детей) Какие книги вы принесли на выставку «Народные сказки» Дети называют название сказки, её героев, события. Проблемный вопрос. Можно ли поместить на нашу выставку книгу, которую написал один автор? Как они будут называться? (авторские) Гипотеза: сказки, которые сочинил один человек будут отличаться от народных. Нам нужно искать эти отличия. |
-ситуация успеха от полученных знаний и возможности их применить. (Л) -возможность работать по заданному алгоритму (Р) -участие в коллективном выразительном чтении (К) - возможность ощутить радость коллективной работы (Л)
-анализ объекта, выделение главной мысли (П)
-ситуация успеха от полученных знаний и возможности их применить. (Л)
-принятие учебной задачи и выполнение задания в соответствии с воспринятой задачей (Р)
-выявление проблемы (К) |
3. Постановка учебной задачи. (2-3 мин) |
Какова тема нашего урока? Сказки народные и авторские. Цель урока. Доказать, что авторская сказка отличается от народной. Как нам доказать истину нашей гипотезы или опровергнуть её? 1. Читать и сравнивать народные и авторские сказки? 2. Вспомнить главные особенности народной сказки. Что нужно исследователю? (пытливый ум, наблюдательность и внимание)
|
-целеполагание (Р) --составление плана действий по решению учебных задач (Р)
-мотивация учения и смыслообразование (Л) |
4.Построение выхода из затруднения.(10-11 мин.) |
Ребята, что вы знаете о жанре сказки? -сказки «рассказывали» ещё в древности, в них есть добрые и злые герои, добро всегда побеждает, они поучительны. 1. Работа с учебником. Составление цепочки событий сказки «Курочка ряба» 2. Чтение народной сказки «Теремок» (на слайдах) Невысокая
избушка Чем похожи эти сказки? Чем различаются? (ответы детей)
Физминутка. В чистом поле теремок, теремок (ладошки сложить домиком над головой) Он не низок ,Не высок, (присесть ,руки вниз встать, руки вверх) Он не узок, Не широк. (руки вперед перед собой, ладошками внутрь, руки в стороны) Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? (ладошки к щекам, наклоны головы в стороны) -Я, мышка-норушка (присесть, руки к груди встать) -Я, лягушка-квакушка (руки вытянуть ) -Я, зайка-побегайка (ладошки на голову, помахать) -Я, лисичка-сестричка (руки на поясе, повороты туловища в стороны) -Я,волчок-серый бочок (ладошками гладить бока) Пришел медведь, (наклоны туловища в стороны, шаги на месте с ноги на ногу) Полез в теремок. Лез, лез, лез,лез, (шаги, высоко поднимая колени) Сел и развалил теремок (сесть, руки в стороны) И все звери разбежались. (бег на месте) А мы дружно все пойдем И построим зверям дом (шаги на месте)
_Чем понравился вам этот вариант сказки? (Она более ритмична, музыкальна, создаёт весёлое настроение, когда читаем повторяющиеся слова песенок героев) Что можно сказать об авторе? (он добрый и позитивный человек) 4.Краткое знакомство с биографическими данными.
Чарушин Е. И. (1901 - 1965) - один из самых любимых детьми писателей сказок о животных. Евгений Чарушин был и одним из тех добрых детских писателей, которые сохранили свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания. Искусство Чарушина, доброе, человечное. Писатель умел радоваться жизни, всегда помнил свой детский восторг от красоты нашего мира, природы. Он сам рассказывал о себе: «Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству...» Совпало наше предположение с тем, что мы узнали об авторе? (Мы почувствовали , что автор любит мир животных и хочет, чтобы дети ему тоже радовались и росли счастливыми.)
|
-проведение аналогии между изучаемым материалом и полученными знаниями (П)
-удержание учебной задачи (Р)
-участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках (К)
-формулирование несложных выводов (П)
-участие в выразительном чтении (К)
-эмоциональное восприятие родного языка
-умение сопоставлять и сравнивать полученную информацию (П)
|
5. Первичное закрепление во внешней речи. (4-5 мин)
|
Так подтвердилась ли наша гипотеза о том, что авторская сказка имеет свои отличительные особенности, которые связаны в том числе и с личностью самого автора, его жизненными принципами ? (ответы детей)
|
-Осознание качества и уровня усвоения (Р)
|
6.Самостоятельная работа (4-5 мин)
|
Какой конец сказки вы хотели бы придумать? (должен соблюдаться принцип, что добро побеждает зло) |
- эмоциональное отношение к содержанию урока (Л)
|
7. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин.) |
Выберите среди пословиц ту, которая на ваш взгляд подходят к сказке «Теремок» Е.Чарушина. В тесноте, да не в обиде. Знает сорока, где зиму зимовать. Согласие крепче каменных стен. . (быть добрыми, уметь дружить и радоваться жизни) |
-выполнение учебных действий в устной речи (Р) -анализ объектов, сравнение (П) |
8. Рефлексия деятельности. |
Достигли ли мы сегодня поставленных задач? Что у нас получилось лучше всего? Почему? Подведём итоги, кто был сегодня самым активным на уроке. Награждение победителей. |
-умение выделять и формулировать познавательную цель(П)
-нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания (К) _самоопределение, стремление к успешности в учебной деятельности (Л) |
9. Домашнее задание. |
Стр.32-37, подготовить выразительное чтение сказки Е.Чарушина, нарисовать иллюстрацию. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.