Размышления автора:
Одна из главных задач урока: учить осознанно и выразительно читать стихотворения - для этого используется технология продуктивного чтения
Предполагаю на уроке вызвать интерес к чтению стихов о маме через вовлечение их в подготовительную работу к празднику 8 Марта: вызвать интерес к заучиванию стихов с целью выступления на классном часе перед мамами и выполнение совместной творческой деятельности по созданию плаката к празднику- используются элементы проектной деятельности.
Конспект урока литературного чтения в 1 г классе по теме «Поговорим о маме. Чтение стихов о маме».
Автор: учитель начальных классов МАОУ СОШ №21 Устюгова Л.И.
Тема: «Поговорим о маме». Чтение стихов о маме.
Цель: создание условий формирования навыков осознанного чтения через ознакомление со стихами о маме.
Задачи: обучающие: познакомиться со стихотворениями А. Барто «Разлука», Г. Граубина «Окно», расширять словарный запас; развивающие: развивать навыки осознанного и выразительного чтения, развивать речь и внимание детей; воспитательные: воспитывать любовь к матери, семье через творчество русских поэтов о семье, о матери; прививать любовь к чтению, прививать навыки работы в коллективе.
Планируемый результат обучения
Личностные УУД:
- формирование своего отношения к учебной задачи и осознание значимости ее; - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое; - знание правил работы в паре и в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - осознанно строить речевое высказывание в устной речи; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -формулирование совместно с учителем познавательной цели и построение логической цепи рассуждений под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи; - слушать и понимать других, сопоставлять свою точку зрения с другой, умение формулировать и задавать вопрос; - сохранять дружеские отношения и соблюдать правила поведения на уроке.
Регулятивные УУД:
- формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности; - нацеливание на успешную деятельность и готовность к преодолению трудностей; - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя и проговаривать последовательность действий на уроке; - оценивать результаты своей деятельности.
Методы и формы обучения: частично – поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах, творческая работа.
Используемые технологии: технология продуктивного чтения, элементы проектной деятельности
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Литературное чтение.1 класс «Капельки солнца», карточки с заданиями для работы в парах и в группах, плакат («Поздравляем с 8 марта!»), цветы для рефлексии.
Этапы урока |
Деятельность учителя и обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
- Поприветствуйте улыбкой наших гостей. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психологический настрой |
-Вам шлет свой привет солнышко (картинка Солнышко) Чтение стихотворения учителем: Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. На урок торопит нас, Литературное чтение сейчас. -Хорошего вам солнечного настроения на урок и на весь день! |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний
|
Речевая разминка Лучик солнца золотой поиграть решил со мной… Вот запрыгал озорной зайчик солнечный смешной! (картинка Солнечный зайчик) Зайчик солнечный сидит чистоговорку говорит. - Давайте и мы с вами прочитаем её. 1.Чтение чистоговорки: Ет –ет –ет –мама поднялась чуть свет. Ам-ам –ам – слава маминым рукам! -И этот зайка не молчит - скороговорку он твердит… 2.Работа со скороговоркой. -Прочитайте быстро скороговорку: МАМА МИЛУ МЫЛОМ МЫЛА. Вывод: Для чего мы выполняем такие упражнения? (Учимся быстро и правильно читать) - Что объединяет чистоговорку и скороговорку? (Они о МАМЕ) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности
|
-Как думаете, почему Солнечные зайчики завели разговор про маму? (Ребята, какой приближается праздник? Кого поздравляют в этот день?) -Как можно поздравить маму? (подарок, помочь ей, …) -Какой подарок для мамы можно приготовить на уроке литер. чтения? (Выучить стихи для мамы, научиться выразительно читать стихи, чтобы прочесть их в праздник для мамы…) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формулирование темы, цели и задач урока
|
-Кто догадался, какая будет тема урока? ( Чтение стихов о маме) - Главная цель нашего урока: знакомство с новыми стихами о маме (для подарка маме) -Сформулируйте задачи. Что нам необходимо будет сделать на уроке. 1). Познакомиться с новыми стихами о маме. (Прочитать новые стихи о маме. Продолжить знакомство с творчеством А. Барто и Г. Граубина.) 2).Учиться выразительно читать стихи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка |
Релаксация под музыку - Закройте глаза. Представьте свою маму. Вы прижимаетесь к ней. Чувствуете ее дыхание, тепло рук… Вам спокойно, уютно рядом с мамой… |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа над стихотворением «Разлука» |
-Где мы можем найти новые стихи о маме? (В учебнике «Капельки солнца» Знакомство со стихотворением А. Барто «Разлука». 1. Работа с текстом до чтения. – Откройте учебники на с. 87. Первое произведение о маме написано А. Барто…(фото А. Барто) - С её творчеством мы уже знакомились. Какие произведения она писала? (стихи) -Приведите примеры. Стихи у А. Барто разные по настроению: проникнуты любовью, задором, с юмором… - Какое сегодня прочтем стихотворение –узнаем на уроке… -Рассмотрите страницу, где находится стихотворение А.Барто…
-Ребята, что-то загрустило наше солнышко... (картинка грустное Солнышко) – Возможно, это случилось потому, что Солнышко увидело в учебнике слово: «Разлука»…-так называется стихотворение.
А) Словарная работа. Значение слова «разлука» - Объясните значение слова «разлука» (разлука – отлучение друг от друга на определённое время) Б) Работа с иллюстрацией -Рассмотрите иллюстрацию, которую нарисовал художник к стихотворению (с. 87) - Кто станет героем стихотворения? (мальчик) – Что можно рассказать об этом мальчике? (грустный, печальный…) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В) Работа в парах. Словарная работа. (два ученика у доски) -Найдите значение некоторых слов из стихотворения, соедините слово и значение.
Г) Проверка работы.
2. Работа с текстом во время чтения. А) Аудиозапись стихотворения «Разлука» А. Барто -Понравились стихи? Б) Чтение стихотворения детьми «по цепочке». – Прочитайте стихи «цепочкой» по 2 строки.
В) Беседа по содержанию. – Почему мама и сын были в разлуке? – Где же мама героя стихотворения? (В г. Прилуки, в командировке) – Как чувствует себя мальчик без мамы? (Ему грустно, одиноко, он вспоминает, как жил с мамой...) – Как вы поняли, что мальчик делает для мамы, а что – для себя? – Действительно ли всё это он делает для мамы? (Нет, все это нужно ему самому) – Почему мальчику целый вечер нечем заняться? (Он тоскует о маме, ничего его не радует) Г) Игра «Строчки перепутались!» Работа в парах. А) Работа в парах. -Восстановите последовательность событий стихотворения, поставьте цифру впереди:
Б) Проверка работы. -Проверьте, так ли вы определили последовательность:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3. Работа с текстом после чтения. А) Определение главной мысли стихотворения. -Какая главная мысль этого стихотворения? (мама самый близкий человек, без нее очень плохо) Б) Работа над выразительностью стихотворения. – Каким настроением проникнуто это стихотворение – веселым или грустным? Почему вы так думаете? (Вначале –с гордостью в голосе, бодро, ритмично; Потом –с грустью, медленнее, тихо) ****– По настроению, на сколько частей
можно разделить текст? (2) – Как нужно прочитать части этого стихотворения? Каким тоном, в каком темпе, громко или тихо? (1 часть – с радостью, с гордостью за маму, ритмично, бодро, громко, 2 часть – грустно, медленнее, тихо, ) 2.Выразительное чтение детей (2 чел.). –Давайте попробуем прочитать, показывая эти чувства. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
-Какой совет можно дать, чтобы быстрее шло время ожидания? (Сделать для мамы что-то приятное) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка. |
(Выполнение движений по тексту стихотворения). Маму я свою люблю, Я всегда ей помогу - Я стираю, полоскаю, Воду с ручек отряхиваю, Пол я чисто подмету И дрова ей наколю. Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу, И ни разу, И ни разу ни словечка Не скажу. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа над стихотворением «Окно» Г. Граубина |
Знакомство со стихотворением Г. Граубина «Окно». - Один из героев стихотворения Георгия Граубина «Окно» тоже любит делать приятное для своей мамы... (портрет поэта). Г. Граубин -писатель, детский поэт, переводчик, заслуженный работник культуры РСФСР, почётный гражданин Читинской области. Стихи Граубина переведены на многие языки, положены на музыку, их включают в школьные учебники. 1. Работа с текстом до чтения. А) Прогнозирование по иллюстрации и названию. - Кто герои стихотворения? 2. Работа с текстом во время чтения. А) Чтение учителя (книги у детей закрыты). -Понравились стихи? Вопросы по содержанию: – Чьи были «две большие руки»? (Мамины.) – Покажите, как это две руки мыли окно «наперегонки»? – Когда встала мама, чтобы вымыть окно? – Мамины руки мыли окно «споро». Как вы понимаете это слово? (Быстро и ловко, говорят ещё: «работа спорится».) – Откуда взялась «пара детских рук»? – Почему маминым рукам «не осталось места»? – Сколько детей помогали маме мыть окно? – Поэту Георгию Граубину всегда приятно видеть это окно. Почему?
Б) Подготовка к выразительному чтению. – Каким тоном надо читать это стихотворение? (Спокойным, доброжелательным, темп размеренный, неторопливый.) – Громко или тихо надо читать это стихотворение? Почему? (Негромко.) – Какие строчки нужно выделить голосом, то есть сделать на них логическое ударение? – Эти строчки должны прозвучать особенно нежно, с любовью. (Последняя строфа; выделить слова «приятно», «добротой и дружбой», «светится».) В) Выразительное чтение стихотворения детьми.
3.Работа с текстом после чтения. – Поэт написал, что окно «светится добротой и дружбой». - Что имел ввиду автор? -Автор использует прием олицетворения – окно, как живое существо… Вывод: Окну как будто бы приятно, что мама с дочкой дружные, помогают друг другу…
4. Определение главной мысли стихотворения. – Что хотел сказать поэт Георгий Граубин, когда написал, что окно «светится добротой и дружбой»? Какая семья живет за этим окном? Вывод: - За этим окном живёт семья, где все любят друг друга, помогают и заботятся друг о друге.)
– Видите, как много мыслей и чувств скрывается в этом стихотворении…. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сравнительный анализ стихотворений
|
1).Коллективная работа с таблицей (на доске) ****- Сравните эти произведения, заполняя таблицу +, если эта линия сравнения присутствует
-Что общего в произведениях? (жанр, герои, чувства) -Чем отличаются? (настроением)
(если нет времени) -Что общего между произведениями, с которыми мы познакомились на уроке? (жанр, герои, чувства) - Чем они отличаются? (настроением)
-Какое стихотворение вам больше понравилось, больше затронуло вашу душу, помогла вспомнить моменты ваших отношений с мамой?
2). Беседа о жанре - стихотворение. -Произведения, какого жанра мы читали на уроке? (стихи) -Назовите особенности этого жанра. (строфа, рифма, ритм, передача чувств, лирические…) -Для чего поэты сочиняют стихи? (точнее передать чувства, переживания…) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Творческая работа.
|
Творческая работа. Работа в группах. А) Инструктаж по выполнению творческого задания. -Поиграем в Буриме. Буриме – это веселая игра – стихотворная задача. - Закончите фразы, подобрав слова-рифмы, так чтобы получилось стихотворение.
Б) Творческая работа в группах В) Проверка работы. -Зачитайте, какие получились стихи. (цветы прикрепляют на плакат)
-Молодцы, ребята! Смотрите, наше Солнышко вновь заулыбалось! - Радуется, что вы сделали приятные, добрые дела!... |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия. Оценивание учителем. |
-Кто из вас доволен работой на уроке? - Оцените свою работу на уроке. Если вам было выполнять задания легко и понятно выбираете красный цветок, если что-то немного не получалось – желтый цветок, если вы затруднялись выполнять задания – синий цветок. -Мне понравилось, как на уроке работали…………. - Молодцы! - Прикрепите цветок на наш плакат. У нас получился красивый букет для всех мам, всех женщин к 8 марта! |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итог урока |
- С какими произведениями мы познакомились на уроке? --Что поэты хотели сказать читателю своими стихами? (мама самый дорогой человек, нужно любить её – быть внимательнее, заботиться о ней, помогать во всем…) - Можно ли как то использовать стихи в жизни? (Выразить свою любовь к маме, прочитав стихи) ***-Какая пословица больше подходит к прочитанным стихам: Материнский гнев, что весенний снег. При солнышке тепло, а при матери добро. Нет лучше дружка, чем родная матушка. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Д/з |
-Дома подготовьте выразительное чтение стихов или выучите одно из стихов наизусть. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
-Спасибо за урок! |
Список используемой литературы:
1.Учебник литературного чтения «Капельки солнца» 1кл. Авторы: Р.Н. Бунеев, О.В. Бунеева , 2011. 2. Литературное чтение 1 класс. Методические рекомендации. ФГОС. Р.Н. Бунеева, О.В. Бунеевой, О. В. Чиндилов – М.: Баласс. 2013. 3.Канакина В.П. «Радость познания в слове» - М.: «Новая школа», 1996. 4.Журнал «Начальная школа» № 5, 1999г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.