Урок литературного чтения в 1 классе "Поговорим о маме. Чтение стихов о маме."
Оценка 4.9

Урок литературного чтения в 1 классе "Поговорим о маме. Чтение стихов о маме."

Оценка 4.9
docx
09.04.2020
Урок литературного чтения в 1 классе "Поговорим о маме. Чтение стихов о маме."
УРОК ЛИТ. ЧТЕНИЯ 1 КЛ. Устюгова Л.И..docx

Размышления автора:

Одна из главных задач урока: учить осознанно и выразительно читать стихотворения - для этого используется технология продуктивного чтения

Предполагаю на уроке вызвать интерес к чтению стихов о маме через  вовлечение их в подготовительную работу к празднику  8 Марта:  вызвать интерес к заучиванию стихов с целью выступления  на классном часе перед мамами и выполнение совместной творческой деятельности по созданию  плаката к празднику- используются элементы проектной деятельности.

 

Конспект урока литературного чтения в 1 г классе                                                                        по теме «Поговорим о маме. Чтение стихов о маме».

Автор:  учитель начальных классов  МАОУ СОШ №21 Устюгова Л.И.

Тема: «Поговорим о маме». Чтение стихов о маме.

Цель: создание условий формирования навыков осознанного чтения  через  ознакомление со стихами о маме.

Задачи:                                                                                                                                          обучающие: познакомиться со стихотворениями А. Барто «Разлука», Г. Граубина «Окно», расширять словарный запас;                                                                                                                    развивающие: развивать навыки осознанного  и выразительного чтения, развивать речь и  внимание детей;                                                                                                                                                              воспитательные: воспитывать  любовь к матери, семье через творчество русских поэтов о семье, о матери; прививать любовь к чтению, прививать навыки работы в коллективе.

Планируемый результат обучения

Личностные  УУД:

- формирование своего отношения к учебной задачи и осознание значимости ее;                                                      - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое;                                                                                                                                                                    - знание правил работы в паре и в группе  (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);                                                                                                                                                                            - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности.

Познавательные УУД:

   - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;                                                                                                                                                                    - осознанно строить речевое высказывание в устной речи;                                                                                                                                                                                      - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;                                                                                                        -формулирование совместно с учителем познавательной цели и построение логической цепи рассуждений под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи;                                                                                                                      - слушать и понимать других, сопоставлять свою точку зрения с другой, умение формулировать и задавать вопрос;                                                                                                                                                                         - сохранять дружеские отношения и соблюдать правила поведения на уроке.

Регулятивные УУД:

- формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;                                                                                                                                  - нацеливание на успешную деятельность и готовность к преодолению трудностей;                                             - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя и проговаривать последовательность действий на уроке;                                                                                                                               - оценивать  результаты своей деятельности.

Методы и формы обучения: частично – поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах,  работа в группах, творческая работа.

Используемые технологии: технология продуктивного чтения, элементы проектной деятельности

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация,  учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Литературное чтение.1 класс «Капельки солнца», карточки с заданиями для работы в парах и в группах, плакат («Поздравляем с 8 марта!»), цветы для рефлексии.

 

Этапы урока

Деятельность учителя и обучающихся

 

- Поприветствуйте улыбкой наших гостей.

Психологический  настрой

-Вам шлет свой привет солнышко  (картинка Солнышко)                                                                                                       

Чтение стихотворения учителем:

Встало солнышко давно,                                                                                                                                                                             Заглянуло к нам в окно.                                                                                                                                         На урок торопит нас,                                                                                                                       Литературное чтение сейчас.

-Хорошего вам солнечного настроения на урок и на весь день!

Актуализация знаний

 

 

Речевая разминка                                                                                                     Лучик  солнца золотой  поиграть решил со мной…                                                                                                                        Вот запрыгал озорной зайчик солнечный смешной! (картинка Солнечный зайчик)                                                                                         Зайчик солнечный сидит                                                                                          чистоговорку говорит.                                                                                                       - Давайте и мы с вами прочитаем её.                                                                                             1.Чтение чистоговорки:                                                                                                                                                Ет –ет –ет –мама поднялась чуть свет.                                                                                                                                Ам-ам –ам – слава маминым рукам!                      

-И этот зайка не молчит -  скороговорку он твердит…                                                                                                         2.Работа со скороговоркой.

-Прочитайте быстро скороговорку: МАМА МИЛУ МЫЛОМ МЫЛА.

Вывод:  Для чего мы выполняем такие упражнения? (Учимся быстро и правильно читать)

- Что объединяет чистоговорку и скороговорку?       (Они о  МАМЕ)

Мотивация к учебной деятельности

 

-Как думаете, почему Солнечные зайчики завели разговор про маму?

(Ребята, какой приближается праздник? Кого поздравляют в этот день?)

-Как можно поздравить маму? (подарок, помочь ей, …)                                                              -Какой подарок для мамы можно приготовить на уроке литер. чтения?                                      (Выучить стихи для мамы, научиться выразительно читать стихи, чтобы прочесть  их в праздник для мамы…)

Формулирование темы, цели и задач урока

 

 

-Кто догадался, какая будет тема урока?                                                                              ( Чтение стихов о маме)                                                                                                                - Главная цель нашего урока: знакомство с новыми стихами о маме (для подарка маме)                                                                                                                                                                                                        -Сформулируйте задачи. Что нам необходимо будет сделать на уроке.                                              1). Познакомиться с новыми стихами о маме. (Прочитать новые стихи о маме. Продолжить знакомство с творчеством А. Барто и Г. Граубина.)                                                                                             2).Учиться  выразительно читать стихи.

Физминутка

Релаксация под музыку

- Закройте глаза. Представьте свою маму. Вы прижимаетесь к ней. Чувствуете ее дыхание, тепло рук… Вам спокойно, уютно рядом с мамой…

Работа над стихотворением «Разлука»

-Где мы можем найти новые стихи о маме? (В учебнике «Капельки солнца»

Знакомство со стихотворением А. Барто «Разлука».  

1. Работа с текстом до чтения.

– Откройте учебники на с. 87. Первое  произведение  о маме написано А. Барто…(фото А.  Барто)                                                                                                                                                    - С её творчеством мы уже знакомились. Какие произведения она писала? (стихи)

-Приведите примеры. Стихи у  А. Барто разные по настроению: проникнуты любовью, задором, с юмором…                                                                                                                           - Какое сегодня прочтем стихотворение –узнаем на уроке…

-Рассмотрите страницу, где находится стихотворение А.Барто…

 

-Ребята, что-то загрустило наше солнышко...  (картинка грустное Солнышко)                                                                   – Возможно, это случилось потому, что Солнышко увидело в учебнике слово: «Разлука»…-так называется стихотворение.

 

А) Словарная работа. Значение слова «разлука»

- Объясните значение слова «разлука»

(разлука – отлучение друг от друга на определённое время)                                   

Б) Работа с иллюстрацией

-Рассмотрите иллюстрацию, которую нарисовал художник к  стихотворению (с. 87)      - Кто станет героем стихотворения? (мальчик)

– Что можно рассказать об этом мальчике? (грустный, печальный…)

 

В) Работа в парах. Словарная работа.    (два ученика у доски)                                                                                         

-Найдите значение некоторых слов из стихотворения, соедините слово и значение.

гаммы

 

грустно, тоскливо.   

печально

 

отъезд, связанный с работой,

командировка

 

 последовательный ряд музыкальных звуков, понижающихся или повышающихся,            

 

Г) Проверка работы.

 

2. Работа с текстом во время чтения.                                                                                 А) Аудиозапись стихотворения «Разлука» А. Барто

-Понравились стихи? 

                                                                                                                                                           Б) Чтение стихотворения детьми  «по цепочке».                                                                  – Прочитайте стихи «цепочкой» по 2 строки.

 

В) Беседа по содержанию.                                                                                                         – Почему  мама и сын были в разлуке?                                                                                              – Где же мама героя стихотворения? (В г. Прилуки, в командировке)                                              – Как чувствует себя мальчик без мамы? (Ему грустно, одиноко, он вспоминает, как жил с мамой...)                                                                                                                                         – Как вы поняли, что мальчик делает для мамы, а что – для себя?                                               – Действительно ли всё это он делает для мамы? (Нет, все это нужно ему самому)                            – Почему мальчику целый вечер нечем заняться? (Он тоскует о маме, ничего его не радует)

Г) Игра «Строчки перепутались!»    Работа в парах.                                                                          А) Работа в парах.                                                                                                                             -Восстановите последовательность  событий стихотворения, поставьте цифру впереди:

 

Я один сидел на пляже

 

Ем какие-то морковки

 

И зачем-то мою руки

 

Что-то мне заняться нечем

 

И звучат печально гаммы

 

Б) Проверка работы.

-Проверьте, так ли вы определили последовательность:

 

2

Я один сидел на пляже

1

Ем какие-то морковки

4

И зачем-то мою руки

3

Что-то мне заняться нечем

5

И звучат печально гаммы

 

3. Работа с текстом после чтения.

А) Определение главной мысли стихотворения.

-Какая главная мысль этого стихотворения? (мама самый близкий человек, без нее очень плохо)

Б) Работа над выразительностью стихотворения.                                                                             – Каким настроением проникнуто это стихотворение – веселым или грустным? Почему вы так думаете? (Вначале –с гордостью в голосе, бодро, ритмично; Потом –с грустью, медленнее, тихо)

****– По настроению, на сколько частей можно разделить текст? (2)
– О чем будет говориться в 1 части?  (рассказ мальчика о том, что он делает  для мамы)                                                                                                                                                               - О чем будет говориться во 2 части? (о том, как он скучает по маме)

– Как нужно прочитать части этого стихотворения?  Каким тоном, в каком темпе, громко или тихо? (1 часть – с радостью, с гордостью за маму, ритмично, бодро, громко, 2 часть – грустно, медленнее, тихо, )

2.Выразительное чтение детей (2 чел.).

–Давайте попробуем прочитать, показывая эти чувства.

 

-Какой совет можно дать, чтобы быстрее шло время ожидания? (Сделать для мамы что-то приятное)

Физминутка.

(Выполнение движений по тексту стихотворения).

 Маму я свою люблю,

 Я всегда ей помогу -

 Я стираю, полоскаю,

 Воду с ручек отряхиваю,

 Пол я чисто подмету

 И дрова ей наколю.

 Маме надо отдыхать,

 Маме хочется поспать.

 Я на цыпочках хожу,

 И ни разу,

 И ни разу ни словечка

 Не скажу.

Работа над  стихотворением «Окно»                                  Г. Граубина

Знакомство со стихотворением Г. Граубина «Окно».                                                                  - Один из героев стихотворения Георгия Граубина «Окно» тоже любит делать приятное для своей мамы...                                                                                                                          (портрет поэта). Г. Граубин -писатель, детский поэт, переводчик, заслуженный работник культуры РСФСР, почётный гражданин Читинской области. Стихи Граубина переведены на многие языки, положены на музыку, их включают в школьные учебники.

1.      Работа с текстом до чтения.

А) Прогнозирование по иллюстрации и названию.

- Кто герои стихотворения?

2. Работа с текстом во время чтения.

А) Чтение учителя (книги у детей закрыты).

-Понравились стихи?

Вопросы по содержанию:

– Чьи  были «две большие руки»? (Мамины.)

– Покажите, как это две руки мыли окно «наперегонки»?

– Когда встала мама, чтобы вымыть окно?

– Мамины руки мыли окно «споро». Как вы понимаете это слово?

(Быстро и ловко, говорят ещё: «работа спорится».)

– Откуда взялась «пара детских рук»?

– Почему маминым рукам «не осталось места»?

– Сколько детей помогали маме мыть окно?

– Поэту Георгию Граубину всегда приятно видеть это окно. Почему?

 

 Б) Подготовка к выразительному чтению.

– Каким тоном надо читать это стихотворение? (Спокойным, доброжелательным, темп размеренный, неторопливый.)

– Громко или тихо надо читать это стихотворение? Почему? (Негромко.)

– Какие строчки нужно выделить голосом, то есть сделать на них логическое ударение?

– Эти строчки должны прозвучать особенно нежно, с любовью. (Последняя строфа; выделить слова «приятно», «добротой и дружбой», «светится».)

В) Выразительное чтение стихотворения детьми.

 

 

3.Работа с текстом после чтения.

– Поэт написал, что окно «светится добротой и дружбой».                                                                                 - Что имел ввиду автор?

-Автор использует прием олицетворения – окно, как живое существо…

Вывод: Окну как будто бы приятно, что мама с дочкой дружные, помогают друг другу…

 

4. Определение главной мысли стихотворения.

– Что  хотел сказать поэт Георгий Граубин, когда написал, что окно «светится добротой и дружбой»? Какая семья живет за этим окном?

 Вывод: - За этим окном живёт семья, где все любят друг друга, помогают и заботятся друг о друге.)

 

– Видите, как много мыслей и чувств скрывается в этом стихотворении….

Сравнительный анализ стихотворений

 

1).Коллективная работа с таблицей (на доске)

****- Сравните эти произведения, заполняя таблицу +, если эта линия сравнения присутствует

Линии сравнения

«Разлука»

«Окно»

 

   Жанр

 

рассказ

 

 

стихи

+

+

сказка

 

 

Главные герои –                        мама и дети

         +

+

Настроение

 

грустное

-

 

радостное

 

+

   Чувства

забота

+

+

любовь

+

+

 

-Что общего в произведениях? (жанр, герои, чувства)

-Чем отличаются? (настроением)

 

(если нет времени)

-Что общего между произведениями, с которыми мы познакомились на уроке?

(жанр, герои, чувства)

- Чем они отличаются?        (настроением)

 

 -Какое стихотворение вам больше понравилось, больше затронуло вашу душу, помогла вспомнить моменты ваших отношений с мамой?

 

2). Беседа о жанре - стихотворение.

-Произведения, какого жанра мы читали на уроке? (стихи)

-Назовите особенности этого жанра. (строфа, рифма, ритм, передача чувств, лирические…)

-Для чего поэты сочиняют стихи? (точнее передать чувства, переживания…)

Творческая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая работа. Работа в группах.

А) Инструктаж по выполнению творческого задания.

-Поиграем в Буриме. Буриме – это веселая игра – стихотворная задача.

- Закончите фразы, подобрав слова-рифмы, так чтобы  получилось стихотворение.

Сильная,  ……,
Мама у меня,
Умная и  ……,
Я люблю ……!

Сильная,  …… красивая,
Мама у меня,
Умная и  …….милая,
Я люблю ……тебя!

 

 

Мама – это безмятежность,                                                                                                                                                     Это ласка, …..

Мама это,  …..

 Мама –это -………

Мама – это безмятежность,                                                                                                                                                     Это ласка, ….. (доброта).

Мама это,  …..(нежность)

 Мама –это -………(красота)

 

 

Мама –на ночь сказка,

Это утренний …..

Мама –в трудный час …..

 Это мудрость и ….

Мама –на ночь сказка,

Это утренний …..( рассвет),

Мама –в трудный час …..(подсказка )

Это мудрость и ….(совет)

 

 

Руки мамочки моей

Пара белых …….

Так нежны и так ……,

Столько в них любви и …….!

Руки мамочки моей

Пара белых ……. лебедей

Так нежны и так ……красивы,

Столько в них любви и ……. силы!

 

 

Всех ты любишь, все ты знаешь.
Всем ты людям ………
МАМА как ты ……..
И  добрейшая …..   !

Всех ты любишь, все ты знаешь.
Всем ты людям ………помогаешь.
МАМА как ты …….хороша.
И  добрейшая ….. душа!

 

 

Б) Творческая работа в группах

В) Проверка работы.

-Зачитайте, какие получились стихи.   (цветы прикрепляют на плакат)         

 

-Молодцы, ребята! Смотрите, наше Солнышко вновь заулыбалось!                                   - Радуется, что вы сделали приятные, добрые дела!...                                                                                                                    

Рефлексия.

Оценивание учителем.

-Кто из вас доволен работой на уроке?

- Оцените свою работу на уроке. Если вам было выполнять задания  легко и понятно выбираете красный цветок, если что-то немного не получалось – желтый цветок, если вы затруднялись выполнять задания – синий цветок.                               

-Мне понравилось, как на уроке работали………….

- Молодцы!

- Прикрепите цветок на наш плакат. У нас получился красивый букет для всех мам, всех женщин к 8 марта!

Итог урока

- С какими произведениями мы познакомились на уроке?                                                           --Что поэты хотели сказать читателю своими стихами? (мама самый дорогой человек, нужно любить её – быть внимательнее, заботиться о ней, помогать во всем…)                                                                                                                                                  - Можно ли как то использовать стихи  в жизни? (Выразить свою любовь к маме, прочитав стихи)                                   

***-Какая пословица больше подходит к прочитанным стихам:                             Материнский гнев, что весенний снег.

При солнышке тепло, а  при матери добро.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Д/з

-Дома подготовьте выразительное чтение стихов или выучите одно из стихов наизусть.

 

-Спасибо за урок!

Список используемой литературы:

1.Учебник литературного чтения «Капельки солнца» 1кл. Авторы: Р.Н. Бунеев,  О.В. Бунеева , 2011.                                                                                                                                   2. Литературное чтение 1 класс. Методические рекомендации. ФГОС. Р.Н. Бунеева, О.В. Бунеевой, О. В. Чиндилов – М.: Баласс. 2013.                                                                                                                                           3.Канакина  В.П. «Радость  познания  в  слове» - М.: «Новая  школа», 1996.                                                                                                                  4.Журнал «Начальная школа»  № 5, 1999г.

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Размышления автора : Одна из главных задач урока: учить осознанно и выразительно читать стихотворения - для этого используется технология продуктивного чтения

Размышления автора : Одна из главных задач урока: учить осознанно и выразительно читать стихотворения - для этого используется технология продуктивного чтения

Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной речи; - слушать и понимать других, сопоставлять свою точку зрения с другой, умение формулировать и задавать…

Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной речи; - слушать и понимать других, сопоставлять свою точку зрения с другой, умение формулировать и задавать…

Работа со скороговоркой. -Прочитайте быстро скороговорку:

Работа со скороговоркой. -Прочитайте быстро скороговорку:

Г) Проверка работы. 2. Работа с текстом во время чтения

Г) Проверка работы. 2. Работа с текстом во время чтения

Каким настроением проникнуто это стихотворение – веселым или грустным?

Каким настроением проникнуто это стихотворение – веселым или грустным?

Поэту Георгию Граубину всегда приятно видеть это окно

Поэту Георгию Граубину всегда приятно видеть это окно

Беседа о жанре - стихотворение

Беседа о жанре - стихотворение

Итог урока - С какими произведениями мы познакомились на уроке? --Что поэты хотели сказать читателю своими стихами? (мама самый дорогой человек, нужно любить её –…

Итог урока - С какими произведениями мы познакомились на уроке? --Что поэты хотели сказать читателю своими стихами? (мама самый дорогой человек, нужно любить её –…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020