Министерство образования РС (Я)
МУ «Управление образования»
МБОУ «Усть – Мильская основная общеобразовательная школа»
План-конспект урока
Предмет, класс. Чтение 4класс
Тема:
Программа «Школа России»
Учебник Литературное чтение
Тип урока: урок изучения нового материала.
Выполнила:
учитель начальных классов
высшей категории
Жмаева Галина Семёновна
Урок чтения в 4 классе.
Тема: Рассказ А.И.Куприна , «Барбос и Жулька»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством А.И.Куприна; раскрыть смысл рассказа
«Барбос и Жулька» ,смысл дружбы и верности; учить анализировать поступки героев,
прививать любовь к животным отрабатывать навыки выразительного чтения обогащать
словарный запас ,развивать речь, мышление.
Задачи:
Образовательные:
1.Ознакомление с некоторыми эпизодами жизни и произведениями А.И.Куприна;
2.Раскрытие смысла рассказа Куприна «Барбос и Жулька», смысла дружбы и верности;
3.Обучение анализировать поступки героев;
4.Обогащение словарного запаса.
Развивающие.
1. Создание условий для развития речи учащихся, мышления, памяти;
2.Развитие навыка выразительного чтения;
3.Создание условий для формирования умения самостоятельной работы с текстом и новой информацией, умение выделять из потока информации главное
4.Создание условий для формирования адекватной самооценки.
Воспитывающие:
1.Воспитание любви к животным, бережного отношения к ним.
2.Воспитание интерес к литературным произведениям.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, карточки с заданиями.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Вводная беседа.
- Посмотрите на портрет. Что вы знаете о жизни и творчестве А.И. Куприна?
Читали ли вы его произведения? Какое произведение вы прочитали к сегодняшнему уроку?
III. Работа по теме урока.
Знакомство с жизнью и творчеством А.И.Куприна
Александр Иванович Куприн (1870 - 1938) – русский писатель, родился в городе Наровчат (Пензенская губерния) в небогатой семье. Через год после рождения в биографии Александра Куприна умер отец, бедствующая семья переехала в Москву. Затем несколько лет жизни Куприна были проведены в Московском сиротском училище.
Учится в военной академии, Александровском училище. Время обучения описано в таких сочинениях Куприна, как «На переломе», «Юнкера». «Последний дебют» - первая опубликованная повесть Куприна (1889). С тех пор в биографии Куприна Александра Ивановича были изданы многие очерки, рассказы, повести. После отставки писатель много путешествует по России, пробует себя в разных профессиях. Куприн рассказы свои тех времен строит на жизненных впечатлениях, почерпнутых во время странствий.
Для Куприна жизнь и творчество неразделимы. Лишь после эмиграции в биографии Александра Ивановича Куприна писательский пыл утихает. Материальный недостаток, болезни сломили его. Лишь через 17 лет возвращается на родину. Тогда же публикуется произведение Куприна «Москва родная». Это был последний очерк Куприна в биографии.
Александр Иванович Куприн умер 25 августа 1938 года в Ленинграде. В последние эмигрантские годы он часто говорил, что умирать нужно в России, дома, как зверь, который уходит умирать в свою берлогу. Хочется думать, что он ушел из жизни успокоенный и примиренный.
IV. Словарно - лексическая работа.
Объясните значение слов.
ПРИЗЕМИСТЫЙ
- 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий.
СТАЛАКТИТ – имеющий форму сосульки,
спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост, образованный
просачивающимися каплями.
ФЛИРТ – любовная игра, кокетство.
ФЕСТОН – один из выступов зубчатой каймы по
краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.
ПОДПАЛИНА – рыжеватое или белесое пятно на
шерсти животного.
ЛИЦЕМЕРНЫЙ – отличающийся лицемерием,
исполненный лицемерия.
ЛИЦЕМЕРИЕ
– поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения.
ЛАВРЫ – ветви лаврового дерева, венок из них
– символ победы, славы, награды.
КАРЬЕР – самый быстрый конский бег,
ускоренный галоп.
ТРИУМФАЛЬНЫЙ – триумф – блестящий успех,
торжество.
РЕПЯХАМИ – репейник
ИСКОНИ – издавна.
V.Беседа по содержанию.
- Какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе?
- Какие слова выбрал Куприн для описания своих героев?
- Как окружающие относились к Барбосу?
- Как Барбос относился к другим собакам?
-Можно ли сказать, что Жулька и Барбос не любили друг друга?
- Почему изменилось поведения Барбоса?
-Чувствовал ли себя Барбос виноватым?
-Можно ли назвать друзьями Барбоса и Жульку?
VI. Работа с текстом рассказа.
- Вам понравился рассказ? С каким настроением вы его слушали?
- О чём вы задумались, прослушав рассказ?
- Как люди относились к собакам? (К Жульке хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились. А дети их очень любили и заботились).
- Кто лучше всего понимал животных? (Дети).
- Как вы думаете, почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак? (Чтобы мы смогли понять их характер).
- Найдите и прочитайте описание собак.
VII. Работа над иллюстрацией к тексту.
- Рассмотрите рисунок. Кого изобразил художник?
- Какой эпизод изобразил художник?
- Каким мы видим Барбоса в этот момент? Какие чувства он испытывает? Почему? - Как вы думаете, почему рассказ о жизни собак, так трогает нашу душу, чувства? (Это животные, за которых мы несём ответственность; они живут у нас дома и нам нужно заботиться о них и любить их; они живые существа).
- Какие чувства вы тогда испытывали? (Чувства тоски, горечи, боли, надежды на лучшее).
- Скажите, а можно ли было изменить конец рассказа? Как? (Если бы люди и сильный Барбос не спрятались, не разбежались, а выскочили на защиту Жульки, то может быть она и осталась жива).
VIII. Самостоятельная работа. (Выберите характеристику для героев и обозначьте Жулька кружочком, а Барбос треугольником.
№ |
Характеристика |
Жулька |
Барбос |
1 |
невелик ростом, приземист |
|
D |
2 |
маленькая |
O |
|
3 |
уши со следами «боевых схваток» |
|
D |
4 |
длинная, чуть вьющаяся шерсть |
|
D |
5 |
гладкая чёрная шерсть с жёлтыми подпалинами |
O |
|
6 |
тонконогая |
O |
|
IX. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. Каков смысл этого произведения? Что вы поняли из этого рассказа? Какие чувства испытали?
X. Домашняя задание
Перечитайте рассказ ещё раз, но концовку измените, придумайте свою.
Приложение : Выставка книг
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.