Урок литературного чтения в 4 классе.
Тема: Х.К. Андерсен «Ромашка».
Цель: продолжить знакомство с писателем Х.К. Андерсеном и его творчеством, развивать читательский интерес к творчеству автора; формировать умение глубоко осмысливать художественные произведения через интеграцию различных видов искусства; формировать умение давать развёрнутые характеристики героям; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация о жизни и творчестве Андерсена, карточки с изображениями разных эмоциональных состояний (радость, грусть, удивление и т.д.), запись музыкального фрагмента из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» («Вальс цветов»)
Ход урока.
Приносить пользу миру — это единственный
способ стать счастливым.
Ханс Кристиан Андерсен
1. Организационно-мотивационный этап.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня в такой прекрасный солнечный день мне захотелось принести с собой замечательный цветок, который, привнесёт в наш урок чуточку уюта, красоты, доброты, сделает наше с вами общение более тёплым. А слова Андерсена, которые записаны на доске, я уверена, найдут отклик в душе каждого из вас. Вы согласны с высказыванием писателя?
- У вас на партах лежат карточки с изображениями разных эмоциональных состояний. Поднимите ту карточку, которая отражает ваши эмоции в данный момент.
2. Речевая разминка.
- Из слов, которые вы видите на доске, соберите предложение:
Жизнь, дела, на, дана, добрые.
- Что у вас получилось? (Жизнь дана на добрые дела.) Как вы понимаете эту пословицу?
- Прочитайте шепотом; в полный голос; выделяя голосом «доброе» слово; ласково; четко, ритмично.
3. Актуализация знаний.
1) Под музыку из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» («Вальс цветов») учитель читает текст: «Давным-давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет… эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро вставало солнце, и вода в колодце становилась легкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока ещё маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если только одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Но, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого захода солнца. А сказки росли, росли… пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начинали шептать: «Пора, пора, мой добрый сказочник!» И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай.» (О.Дриз)
- Напомнил ли вам этот садовник кого-нибудь из известных сказочников?
- Перед вами портрет удивительного сказочника, обаятельного чудака, ребёнка в душе – Х.К. Андерсена.
2) Игра «Верите ли вы, что?»
- А сейчас поиграем в игру «Верите ли вы, что…». Необходимо доказать свои предположения.
- Верите ли вы, что первым слушателем сказочных историй Андерсена была мама? (Придуманные собственные сказки рассказывал старому коту Карлу, который часто засыпал, не дослушав самую интересную сказку.)
- Верите ли вы, что мальчик на всю жизнь полюбил театр? (да)
- Верите ли вы, что Ханс Кристиан выдумывал свою историю с тем же названием, что было на афише? (Да)
- Верите ли вы, что Андерсен сразу стал писателем? (Нет. Он работал и башмачником, и певцом, и актёром, и танцором.)
- Верите ли вы, что сказки «Дюймовочка», «Гадкий утёнок», «Новое платье короля» написал Андерсен? (Да)
- Верите ли вы, что Андерсен написал 150 сказок? (156 сказок)
- Верите ли вы, что Андерсен был единственным ребёнком в семье, рос в бедности? (Да)
- (Родился в семье прачки и сапожника в Дании, в г. Оденсе 2 апреля 1805г. В настоящее время этот день объявлен Международным днём книги).
- Верите ли вы, что его никогда не наказывали. (Да)
3) Какие сказки Андерсена вы читали? (Ответы детей)
4) Как вы думаете, с произведением какого автора мы будем знакомиться сегодня? (Х.К. Андерсена)
4. Введение в тему урока. Постановка задач.
Сегодня я принесла вам не только цветок. У меня в руках – письмо с загадкой. Я прочитаю, а вы догадайтесь, от кого оно.
Учитель читает письмо: «Я белая, я нежная, расту на поле, я символ мечты и надежды. Кто я?»
- Правильно. Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Андерсена «Ромашка».
- Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами на уроке? (Ответы детей)
Физкультминутка (под музыку из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» («Вальс цветов»).
1) Упражнение "Лепестки": станьте прямо с поднятыми руками. Начните имитировать раскрытие лепестков цветка: медленно раскройте руки, опуская их вниз и в стороны, как будто цветок расправляет свои лепестки на утреннем солнце. Сделайте 10 медленных и плавных движений, а затем постойте с расправленными руками, представляя, как цветок наполняется энергией.
2) Дыхательное упражнение "Аромат цветов": закройте глаза и сделайте несколько глубоких дыханий. На вдохе представляйте, как вдыхаете аромат свежих цветов, а на выдохе — словно освобождаетесь от усталости и напряжения. Повторите это 5-6 раз, наслаждаясь каждым вдохом.
5. Работа с учебником.
Учитель читает сказку. На особенно эмоциональных моментах просит учащихся с помощью карточек показать свои эмоции. Дети поднимают карточки с эмоциями, которые они ощущают в этот момент, и объясняют свой выбор.
6. Анализ произведения.
- Какое настроение у вас после прочтения сказки? Покажите с помощью карточек. Почему? (спросить выборочно)
- Для того, чтобы обсудить прочитанное, мы будем использовать бумажную ромашку: отрывая лепестки по одному, вы будете отвечать на вопросы, которые написаны под ними. Там, где это возможно, подтвердите ответы строками из текста.
Примерные вопросы к произведению:
1. Каково значение имени "Ромашка" для главной героини? Как это имя отражает ее характер?
2. С какими испытаниями сталкивается Ромашка в ходе сюжета? Как она на них реагирует?
3. Как влияет поведение других героев сказки на Ромашку?
4. Что означает конец сказки для самой Ромашки?
5. Какую роль в сказке играет природа? Как автор использует природу, чтобы передать эмоции героев?
6. Почему для Ромашки важна дружба? Как она обретает и теряет друзей?
7. Как вы бы чувствовали себя на месте Ромашки? Какие бы решения вы приняли в ее ситуации?
8. Какие основные уроки несёт сказка? Что в них кажется наиболее актуальным для сегодняшнего дня?
9. Что бы вы изменили в сюжете, если бы у вас была такая возможность?
Класс делится на три группы. Учащиеся составляют характеристики героев произведения (по группам).
Имя героя |
Мечты, желания |
Отношения с природой |
Изменения в конце сказки |
Ромашка |
|
|
|
Жаворонок |
|
|
|
Мальчики |
|
|
|
7. Закрепление.
Восстанови план сказки:
1. Песня в неволе
2. Ромашка слушает жаворонка
3. Гордые цветы в саду
4. Ромашка в клетке
5. Девушка с ножницами
6. Ромашка и солнце
7. Мальчики с ножом
8. Тоска и смерть жаворонка
9. Поцелуй жаворонка
10. Похороны
8. Подведение итогов урока.
- Чему учит нас сказка? (ответы детей)
- Что нового вы узнали о природе и о себе, читая эту сказку? (ответы детей)
9. Домашнее задание.
Для всех: перечитать сказку, подготовить пересказ понравившегося отрывка.
Творческое задание: устное сочинение на тему «Будь я Ромашкой, каким бы я видел мир вокруг» или «Письмо себе в будущее» (какие уроки из сказки я хотел бы запомнить).
10. Рефлексия.
- У вас на партах лежат ромашки. На каждом лепестке напишите ассоциацию, которая осталась после урока. Затем все ваши ромашки мы объединим в большой букет, который станет украшением нашего урока и результатом совместной работы.
Использованные источники:
https://1-4.by/Media/Default/files/%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0%20%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%BD%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA_1.docx
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.