Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Х.К. Андерсен «Ромашка»
Оценка 5

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Х.К. Андерсен «Ромашка»

Оценка 5
docx
14.11.2024
Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Х.К. Андерсен «Ромашка»
Андерсен РОМАШКА.docx

Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема: Х.К. Андерсен «Ромашка».

Цель: продолжить знакомство с писателем Х.К. Андерсеном и его творчеством, развивать читательский интерес к творчеству автора; формировать умение глубоко осмысливать художественные произведения через интеграцию различных видов искусства; формировать умение давать развёрнутые характеристики героям; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация о жизни и творчестве Андерсена, карточки с изображениями разных эмоциональных состояний (радость, грусть, удивление и т.д.), запись музыкального фрагмента из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» («Вальс цветов»)

Ход урока.

Приносить пользу миру — это единственный

способ стать счастливым.

                                  Ханс Кристиан Андерсен

1.     Организационно-мотивационный этап.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня в такой прекрасный солнечный день мне захотелось принести с собой замечательный цветок, который, привнесёт в наш урок чуточку уюта, красоты, доброты, сделает наше с вами общение более тёплым. А слова Андерсена, которые записаны на доске, я уверена, найдут отклик в душе каждого из вас. Вы согласны с высказыванием писателя?

- У вас на партах лежат карточки с изображениями разных эмоциональных состояний. Поднимите ту карточку, которая отражает ваши эмоции в данный момент.

2.     Речевая разминка.

- Из слов, которые вы видите на доске, соберите предложение:

Жизнь, дела, на, дана, добрые.

 - Что у вас получилось? (Жизнь дана на добрые дела.) Как вы понимаете эту пословицу?

- Прочитайте шепотом; в полный голос; выделяя голосом «доброе» слово; ласково; четко, ритмично.

3.     Актуализация знаний.

1) Под музыку из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» («Вальс цветов») учитель читает текст: «Давным-давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет… эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро вставало солнце, и вода в колодце становилась легкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока ещё маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если только одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Но, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого захода солнца. А сказки росли, росли… пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начинали шептать: «Пора, пора, мой добрый сказочник!» И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай.» (О.Дриз)

- Напомнил ли вам этот садовник кого-нибудь из известных сказочников?

- Перед вами портрет удивительного сказочника, обаятельного чудака, ребёнка в душе – Х.К. Андерсена.

2) Игра «Верите ли вы, что?»

- А сейчас поиграем в игру «Верите ли вы, что…». Необходимо доказать свои предположения.

- Верите ли вы, что первым слушателем сказочных историй Андерсена была мама? (Придуманные собственные сказки рассказывал старому коту Карлу, который часто засыпал, не дослушав самую интересную сказку.)

- Верите ли вы, что мальчик на всю жизнь полюбил театр? (да)

- Верите ли вы, что Ханс Кристиан выдумывал свою историю с тем же названием, что было на афише? (Да)

- Верите ли вы, что Андерсен сразу стал писателем? (Нет. Он работал и башмачником, и певцом, и актёром, и танцором.)

- Верите ли вы, что сказки «Дюймовочка», «Гадкий утёнок», «Новое платье короля» написал Андерсен? (Да)

- Верите ли вы, что Андерсен написал 150 сказок? (156 сказок)

- Верите ли вы, что Андерсен был единственным ребёнком в семье, рос в бедности? (Да)

- (Родился в семье прачки и сапожника в Дании, в г. Оденсе 2 апреля 1805г. В настоящее время этот день объявлен Международным днём книги).

- Верите ли вы, что его никогда не наказывали. (Да)

3) Какие сказки Андерсена вы читали? (Ответы детей)

4) Как вы думаете, с произведением какого автора мы будем знакомиться сегодня? (Х.К. Андерсена)

4.     Введение в тему урока. Постановка задач.

Сегодня я принесла вам не только цветок. У меня в руках – письмо с загадкой. Я прочитаю, а вы догадайтесь, от кого оно.

Учитель читает письмо: «Я белая, я нежная, расту на поле, я символ мечты и надежды. Кто я?»

- Правильно. Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Андерсена «Ромашка».

- Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами на уроке? (Ответы детей)

Физкультминутка (под музыку из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» («Вальс цветов»).

1) Упражнение "Лепестки": станьте прямо с поднятыми руками. Начните имитировать раскрытие лепестков цветка: медленно раскройте руки, опуская их вниз и в стороны, как будто цветок расправляет свои лепестки на утреннем солнце. Сделайте 10 медленных и плавных движений, а затем постойте с расправленными руками, представляя, как цветок наполняется энергией.

2) Дыхательное упражнение "Аромат цветов": закройте глаза и сделайте несколько глубоких дыханий. На вдохе представляйте, как вдыхаете аромат свежих цветов, а на выдохе — словно освобождаетесь от усталости и напряжения. Повторите это 5-6 раз, наслаждаясь каждым вдохом.

5.     Работа с учебником.

Учитель читает сказку. На особенно эмоциональных моментах просит учащихся с помощью карточек показать свои эмоции. Дети поднимают карточки с эмоциями, которые они ощущают в этот момент, и объясняют свой выбор.

6.     Анализ произведения.

- Какое настроение у вас после прочтения сказки? Покажите с помощью карточек. Почему? (спросить выборочно)

- Для того, чтобы обсудить прочитанное, мы будем использовать бумажную ромашку: отрывая лепестки по одному, вы будете отвечать на вопросы, которые написаны под ними. Там, где это возможно, подтвердите ответы строками из текста.

Примерные вопросы к произведению:

1.     Каково значение имени "Ромашка" для главной героини? Как это имя отражает ее характер?

2.     С какими испытаниями сталкивается Ромашка в ходе сюжета? Как она на них реагирует?

3.     Как влияет поведение других героев сказки на Ромашку?

4.     Что означает конец сказки для самой Ромашки?

5.     Какую роль в сказке играет природа? Как автор использует природу, чтобы передать эмоции героев?

6.     Почему для Ромашки важна дружба? Как она обретает и теряет друзей?

7.     Как вы бы чувствовали себя на месте Ромашки? Какие бы решения вы приняли в ее ситуации?

8.     Какие основные уроки несёт сказка? Что в них кажется наиболее актуальным для сегодняшнего дня?

9.     Что бы вы изменили в сюжете, если бы у вас была такая возможность?

Класс делится на три группы. Учащиеся составляют характеристики героев произведения (по группам).

Имя героя

Мечты, желания

Отношения с природой

Изменения в конце сказки

Ромашка

 

 

 

Жаворонок

 

 

 

Мальчики

 

 

 

 

7.     Закрепление.

Восстанови план сказки:

1.       Песня в неволе

2.       Ромашка слушает жаворонка

3.       Гордые цветы в саду

4.       Ромашка в клетке

5.       Девушка с ножницами

6.       Ромашка и солнце

7.       Мальчики с ножом

8.       Тоска и смерть жаворонка

9.       Поцелуй жаворонка

10.     Похороны

8.     Подведение итогов урока.

- Чему учит нас сказка? (ответы детей)

- Что нового вы узнали о природе и о себе, читая эту сказку? (ответы детей)

9.     Домашнее задание.

Для всех: перечитать сказку, подготовить пересказ понравившегося отрывка.

Творческое задание: устное сочинение на тему «Будь я Ромашкой, каким бы я видел мир вокруг» или «Письмо себе в будущее» (какие уроки из сказки я хотел бы запомнить).

10. Рефлексия.

- У вас на партах лежат ромашки. На каждом лепестке напишите ассоциацию, которая осталась после урока. Затем все ваши ромашки мы объединим в большой букет, который станет украшением нашего урока и результатом совместной работы.

 

 

Использованные источники:

https://1-4.by/Media/Default/files/%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0%20%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%BD%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA_1.docx


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок литературного чтения в 4 классе

Урок литературного чтения в 4 классе

Прочитайте шепотом; в полный голос; выделяя голосом «доброе» слово; ласково; четко, ритмично

Прочитайте шепотом; в полный голос; выделяя голосом «доброе» слово; ласково; четко, ритмично

Верите ли вы, что Ханс Кристиан выдумывал свою историю с тем же названием, что было на афише? (Да) -

Верите ли вы, что Ханс Кристиан выдумывал свою историю с тем же названием, что было на афише? (Да) -

Сделайте 10 медленных и плавных движений, а затем постойте с расправленными руками, представляя, как цветок наполняется энергией

Сделайте 10 медленных и плавных движений, а затем постойте с расправленными руками, представляя, как цветок наполняется энергией

Как вы бы чувствовали себя на месте

Как вы бы чувствовали себя на месте

Творческое задание: устное сочинение на тему «Будь я

Творческое задание: устное сочинение на тему «Будь я
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2024