Урок литературного чтения В.Берестов "Урок листопада"

  • docx
  • 22.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала В.Берестов _Урок листопада.docx

Тема          

 

В. Берестов «Урок листопада»

Тип урока

Форма работы

Урок решения учебной задачи

Урок-исследование

Задачи урока

Цель: Приобщение детей к общечеловеческим духовным ценностям через собственный  внутренний опыт, через личные эмоциональные переживания.

Предметные УУД:

1.     Способствовать формированию знаний и представлений у учащихся о творчестве В. Берестова, глубины содержания стихотворения и его главной  мысли.

2.     Содействовать развитию речи у учащихся, обогащению словарного запаса путём осмысления лексического значения слов и через употребление их в живой речи.

3.     Способствовать воспитанию таких качеств характера, как  отзывчивость, сопереживание, внутреннюю красоту человека.

Формировать УУД:                                                

Личностные: оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;  высказывать свое отношение к героям прочитанного рассказа, к их поступкам.

Регулятивные УУД: определять и формулировать с помощью учителя  цель деятельности на уроке;  высказывать свое предположение на основе работы с текстом рассказа и дополнительными источниками, планировать свои действия.

Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других;

 формировать умение строить речевое высказывание; формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами;

формировать умения оформлять свои мысли в устной речи.

 Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.

 

Планируемый результат

Предметные:

-продолжат знакомство с биографией и творчеством В. Берестова;

-научатся создавать образы героев через описания внешнего вида, поступков, отношения к другим героям;

-определять главную мысль стихотворения, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения;

- осмысленно,  правильно читать целыми словами;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

 

Личностные:

- формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением.

Метапредметные:

 Принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы, поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, в учебнике,  и др. источниках, составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

 

 

 

Средства обучения

 

 Г.С. Меркин,Б.Г.Меркин, учебник «Литературное чтение» 3 кл.

Дополнительные источники ( исследовательские бланки, карточки-задания)

Компьютерная презентация.

Формы организации деятельности

 

Фронтальная работа,  исследовательская работа в группах, индивидуальная работа

 

Цель технологического этапа урока

Деятельность        учеников

 Деятельность          учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Организационный момент. Этап мотивации (2 мин).

 

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность

Приветствуют учителя

Слушают стихотворение

 

Самоорганиза-ция

Организует деятельность учащихся

 

   Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становиться добрым, доверчивым,

И доброе утро длиться до вечера!

- Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера.

-Мы начинаем урок литературного чтения.

 

Уметь  договариваться с учителем о правилах  поведения и следовать им (Коммуникативные УУД).

 

Понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач

( Личностные УУД)

Актуализация.  Речевая разминка. Постановка учебных задач (7 мин)

Организовать формулирование темы урока учащимися; прогнозировать содержание предстоящей работыпо иллюстрациям.

 

 

Отвечают на вопросы учителя, делают умозаключения.

 

С помощью учителя формулируют тему  и цели урока.

 

 

 

 

Организует формулирование темы урока учащимися.

 

 

Проводит фронтальную беседу с учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Речевая разминка. Чтение слогов с буквой  (В) –( слайд 1)

2. «Подуй на листик» -  представьте осенний лес, какая там удивительная красота, необычный воздух. Наберите побольше воздуха и с силой выдохните воздух через губы, вытянутые вперед трубочкой. Дуйте на листик

На слайде картина осеннего леса с листопадом (слайд 2,3).

4.     Давайте совершим виртуальную экскурсию в лес. Просмотр слайдов (4 - 9)

- Нравится ли вам осенний лес?
- Чем он вас привлекает?

3.«Словарь настроения»

- Какие у вас впечатления?

Грустное, восхищены красотой леса,радостное….

Дополним словарь в конце урока

Кто же ребята догадался о теме нашего урока?

Какие задачи поставим на урок?

- Выяснить, что будем читать;

-Стараться читать выразительно;

-Правильно отвечать на вопросы;

-Высказывать свое мнение

 

Уметь извлекать информацию из иллюстраций; формируем умение обобщать, сравнивать,  выделять главное.

(Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме,уметь слушать и понимать других.

(Коммуникативные УУД)

Уметь с помощью учителя формулировать тему урока, познавательные задачи.

(Регулятивные УУД)

Этап открытия новых знаний.  Работа с текстом учебника (7 мин).

В форме коммуникации в группах решить типовые задания на новый способ действий с проговариванием вслух.

 

 

Отвечают на вопросы

Проводит фронтальную беседу с учащимися

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует и контролирует деятельность детей

1. Первоначальное чтение стихотворения, подготовленным заранее учеником.
2. Беседа после чтения
(Учащиеся обсуждают по вопросам учителя:
1. Подтверждается ли наше предположение, что мы читаем сегодня об осени? Почему вы так решили?
2. Кто герои стихотворения?
3. От чьего имени написано стихотворение: автора или героев? Из чего вы сделали вывод?
4. А с каким чувством вы слушали стихотворение? Какое оно: веселое или грустное?


                                                              

Уметь извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, формируем умение работать в группах.

(Коммуникативные УУД)

 

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

(Познавательные УУД)

 

Уметь прогнозировать

и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей(составлять план).

(Регулятивные УУД)

 

Первичное закрепление. Работа с текстом и дополнительной литературой после чтения (15 мин).

Решение учебной задачи: наблюдение, обсуждение, описание и анализ текста и дополнительной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение учебной задачи: наблюдение, обсуждение, описание и анализ текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение учебной задачи: наблюдение, обсуждение, описание и анализ текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение учебной задачи: наблюдение, обсуждение, описание и анализ текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение учебной задачи: наблюдение, обсуждение, описание и анализ текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Снять напряжение и усталость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети  отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Находят и зачитывают значение слова в словаре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аргументируют свои высказывания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах, по обсуждению

 

 

 

 

 

 

Чтение микрочастей стихотворения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают оценку действиям героя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

Организует учебный диалог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводит детей к формулированию понятия «автор - герой произведения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует и контролирует деятельность детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует учебный диалог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует и контролирует деятельность детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует и контролирует деятельность детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует и контролирует деятельность детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помогает сформулировать вывод

 

1. Перечитывание стихотворения с его анализом
Стихотворение разбивается на микрочасти, состоящие, соответственно, из 4-х, 4-х, 2-х, 2-х, 2-х, 4-х строчек, которые прочитываются учащимися вслух медленно, с остановками после каждой микрочасти. Проводится разбор текста по вопросам.


Учитель. Как вы поняли, о каком уроке листопада идет речь в 1-й строчке текста?

Ученик. Наверное, это урок — экскурсия в осенний лес, где ребята будут наблюдать за листопадом.

Учитель. А теперь снова обратимся к первому четверостишию: кому принадлежат эти слова?

Дети. — Они принадлежат учителю.

Учитель. Прочитаем вторую часть и понаблюдаем, какое чувство выражено здесь и какими словами.

Дети. — Здесь выражено чувство любви к учительнице: автор называет ее «милой», «своей».

— Автор говорит с нежностью.

— И ласково.

Учитель. А какое чувство автор вложил в слово «торжественно»?

Ученик. Это значит важно, гордо.

Учитель. А теперь прочитайте текст самостоятельно до конца страницы. Сколько картин вы здесь увидите?

(Ребята читают текст про себя, затем обмениваются мнениями.)

Дети. — Я увидела здесь четыре картины.

— А я пять.

— А мне представились две картины.

Учитель. Какие же? Опишите их своими словами.

Дети. — Я увидел на земле лужи, а на них сверху плавает множество разноцветных листьев, их ветер туда набросал:

«А в лужи с лужаек листвы намело».

— А я увидела елочки. Они сами зеленые, и на них повисли разноцветные листики клена, они похожи на звезды, горят, как подвески. Это очень красивая картина.

Учитель. А что такое «подвески»?

Ученица. Это украшения, которые подвешиваются на новогоднюю елку.

Учитель. А как вы объясните значение слова «подлесок»?

Дети. — Это, наверное, место под лесом?

— А может быть, это начало леса?

- Найдите объяснение  в словаре.

Итак, вы представили себе эту картину. А как автор ее нарисовал? Найдите здесь «рисующие» слова.

Дети (находят слова). — «...Кленовые звезды».

— Они «...горят, как подвески».

— Листья золотые, «горят» как золото.

Учитель. Так, выделяем следующую картину.

Ученик. Это осенние листья на земле. Они очень красивые, я их вижу так: они желтые и с малиновыми жилочками: «В прожилках малиновых на золотом».

А кто может описать нам следующую картину?

Ученик. Это картина такая: земля, усыпанная разноцветными листьями; они лежат, как ковер.

Учитель. Найдите в этой картине слова и выражения, которыми автор рисует землю и ветер как живых существ.

Дети. — «...Земля засыпает», то есть ее клонит ко сну,

как человека.

— А ветер «засыпает» землю «листвой», словно укрывает одеялом теплым.

Учитель. Скажите, а одинаково звучащие здесь слова «засыпает» означают одно и то же?

Ученица. Нет, это разные слова: первое слово означает «погружаться в сон», а второе — «закрывать листьями».

Учитель. Такие слова называются омонимами. Они обозначают разные понятия, хотя звучат одинаково.

Скажите, а эти чудесные картины осени ребята сами увидели в лесу?

Ученик. Нет, им показала учительница.

Учитель. А как вы определили?

Ученица. В тексте, где эти картины описаны, стоят кавычки — это речь учительницы.

Учитель. А с каким чувством автор рисует эти картины?

Дети. — С чувством восхищения красотой осеннего леса.

— С восторгом...

— Он грустит вместе со своей героиней:

«Запомните все, как земля засыпает,

А ветер листвой ее засыпает».

В этих словах выражена грусть по увядающей природе.

— В этих картинах и грусть, и радость.

Учитель. А теперь прочитаем последнее четверостишие.

Обратите внимание на настроение автора и героев.

(Ребята читают вслух четверостишие и обмениваются мнениями.)

Дети. — В первых двух строчках — грусть по обнажающимся деревьям и облетающим листьям.

— Автор выражает это в словах: «светлей и светлей»,

«новые листья слетают с ветвей». Картина рощи без листьев грустная.

— Но это «светлая» грусть: ведь автор недаром подобрал слова «светлей и светлей».

Учитель. А какое настроение у героев?(Поработайте в парах)

Дети. — У ребят радостное, веселое: «Смеемся и носимся под листопадом».

физкультминутка

— Бодрое и игривое («носимся»).

— Беззаботное...

— Счастливое...

— Им нравится бегать под опадающими листьями.

Учитель. А у учительницы?

Дети. — Печальное и задумчивое.

— Грустное: «С печальной, задумчивой женщиной рядом».

Учитель. А почему автор рядом рисует такие контрастные настроения героев? Подумайте.

Дети. — Автор, наверное, вспоминает свое детство: оно было светлым, радостным и беззаботным.

— Дети маленькие, им хорошо на природе быть с любимой учительницей.

— В их жизни все хорошо, они счастливы.

— Им хочется поиграть.

— Они не задумываются о грустных явлениях в природе.

— А учительница взрослая, более опытная.

— Она на жизнь смотрит по-другому, не так, как дети.

— А может, у нее личные воспоминания и переживания...

— Возможно, у нее нелегкая жизнь, судьба.

— И как у любого взрослого человека, в ее жизни наверняка есть и радостные, и печальные моменты.

Учитель. А как вы думаете, о чем задумалась учительница? (поработайте в паре)

Дети — Возможно, об уходящей осени, ей жалко расставаться с красотой природы.

— А может, она думает о семье, о детях.

Учитель. Она думает о своей женской судьбе

- Какие строки это подтверждают?

«...С печальной задумчивой женщиной». В эти слова Берестов вкладывает глубокий смысл: судьба женщины-матери нелегкая, ей приходится пережить и перенести много радости и горя.

И автор тоже грустит вместе с героиней: ведь он тоже, став взрослым человеком, вспоминает свои детские годы.

Он уже опытный человек, поэтому понял многое из того, чего не понимал, когда был маленьким.

 

Исследовательский стол (работа в группах группа)

1группа

 А теперь скажите, ребята, чего в этом стихотворении больше: описания событий, действий героев или чувств?
 Обобщая ответы третьеклассников, еще раз напоминаем им, что такова особенность поэзии: в ней на первом месте чувства героя и автора. И хотя в стихотворении автор вспоминает о реальном событии — экскурсии в лес, эти воспоминания проходят в душе поэта через его чувства, переживания, размышления о жизни, о человеческой судьбе.

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

(Коммуникативные УУД)

 

Формирование познавательной активности.

 

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

(Познавательные УУД)

 

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопрос, уметь  на основе анализа чтения делать выводы;

 (Познавательные УУД)

 

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

(Регулятивные УУД)

 

 

Уметь найти  и выделить нужную информацию о героях и их поступках в учебнике,  и др. источниках (Познавательные УУД)

 

Уметь выказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией (Личностные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

(Коммуникативные УУД)

 

 

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

(Познавательные УУД)

 

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопрос, уметь  на основе анализа чтения делать выводы;

 (Познавательные УУД)

 

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

(Регулятивные УУД)

 

 

Выбирать вид чтения  в зависимости от поставленной цели;

поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках в учебнике,  и др. источниках (Познавательные УУД)

 

Уметь выказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией (Личностные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь найти  и выделить нужную информацию о героях и их поступках в учебнике   (Познавательные УУД)

 

 

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

(Познавательные УУД)

 

 

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

(Коммуникативные УУД)

 

 

 

 

 

Уметь выказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией (Личностные УУД)

 

 

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

(Коммуникативные УУД)

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопрос, уметь  на основе анализа чтения делать выводы;

 (Познавательные УУД)

 

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

(Познавательные УУД)

 

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

(Регулятивные УУД)

 

Выбирать вид чтения  в зависимости от поставленной цели;

поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках в учебнике,  и др. источниках (Познавательные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь выказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией (Личностные УУД)

 

 

 Умение обобщать, сравнивать,  выделять главное.

 (Познавательные УУД)

 

 

Самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений (Личностные УУД).

 

 


 

Самостоятельная работа  с самопроверкой (10 мин)

 

Выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых применяется новый способ действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зафиксировать новое содержание урока

 

 

Выбирают и самостоятельно выполняют работу

 

 

 

 

 

 

 

Отвечаю на вопросы учителя, делают умозаключения

 

Организует проверку и обсуждение результатов самостоятельной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует учебный диалог

Разноуровневые задания. Дифференцированная работа.

- составить синквейн к стихотворению (1 группа – поэты, приложение1)

- нарисовать словесную картину(2 группа- художники, приложение 2)

 - подобрать музыку(3 группа - музыканты). Дети, которые занимаются в ДШИ

Проверка и самопроверка деятельности детей

– Какую мысль хотел донести до нас автор?

Давайте дополним наш «Словарь настроения»

 

 

 

 

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

(Коммуникативные УУД)

 

 

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

(Познавательные УУД)

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД)

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

(Регулятивные УУД)

Уметьна основе анализа  делать выводы;

 (Познавательные УУД)

Овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений (Личностные УУД)

 

 

 

Рефлексия (4мин)

 

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Осуществляют самооценку работы и самооценку работы в группе

 

-Вам предлагается оценить свою самостоятельность и дать оценку своей  работы .

Мы сегодня….

Мне понравилось…..

Было трудно…..

Я постараюсь….

- Заполните бланки (приложение 3)

- Давайте устроим свой листопад. У вас на столах осенние листочки, выберите лист, соответствующий вашему настроению.

Красный –  мне было неинтересно на уроке

Желтый –  мне не все понравилось на уроке

Зеленый – урок понравился

Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 Инструктаж домашнего задания

Записывают  домашнее задание

Дает инструкции по выполнению домашнего задания

Домашнее задание: 

·        Выучить наизусть. Принести осенние букеты из листьев.

 

 

 

 

 

 

                                                                      

 

Приложения

1.     Синквейн. (1 группа)

 

1 строка – существительное, отражающее главную идею стихотворения;

______________________________________________________________________________________________________

2 строка –  прилагательные, описывающие основную мысль стихотворения;

______________________________________________________________________________________________________

3 строка –  глаголы, описывающие действия в стихотворении

______________________________________________________________________________________________________

4 строка – предложение об отношении к теме;

______________________________________________________________________________________________________

5 строка – одно слово -ассоциация _____________________________________________________________________________________________________

 

2.     Нарисуйте словесную картину к стихотворению В.Берестова «Урок листопада» (2 группа)

 

                                                               

3.     Самооценка работы в группе (каждый учащийся)

 

Всегда (3 балла)

Иногда (2 балла)

 Никогда (1 балл)

Я активно участвую в работе группы

 

 

 

Я прислушиваюсь к мнению других членов группы

 

 

 

Я предлагаю свои идеи

 

 

 

 

Я могу взять на себя ответственность за успешную работу группы

 

 

 

                       9-12 баллов – Я работал в группе на отлично!

                       6-8 баллов – Я работал в группе хорошо.

                        2-5 баллов – Я должен улучшить работу.