Тема
|
В. Берестов «Урок листопада» |
Тип урока Форма работы |
Урок решения учебной задачи Урок-исследование |
Задачи урока |
Цель: Приобщение детей к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личные эмоциональные переживания. Предметные УУД: 1. Способствовать формированию знаний и представлений у учащихся о творчестве В. Берестова, глубины содержания стихотворения и его главной мысли. 2. Содействовать развитию речи у учащихся, обогащению словарного запаса путём осмысления лексического значения слов и через употребление их в живой речи. 3. Способствовать воспитанию таких качеств характера, как отзывчивость, сопереживание, внутреннюю красоту человека. Формировать УУД: Личностные: оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; высказывать свое отношение к героям прочитанного рассказа, к их поступкам. Регулятивные УУД: определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; высказывать свое предположение на основе работы с текстом рассказа и дополнительными источниками, планировать свои действия. Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание; формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами; формировать умения оформлять свои мысли в устной речи. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.
|
Планируемый результат |
Предметные: -продолжат знакомство с биографией и творчеством В. Берестова; -научатся создавать образы героев через описания внешнего вида, поступков, отношения к другим героям; -определять главную мысль стихотворения, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения; - осмысленно, правильно читать целыми словами; - отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
Личностные: - формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением. Метапредметные: Принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы, поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, в учебнике, и др. источниках, составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
|
Средства обучения
|
Г.С. Меркин,Б.Г.Меркин, учебник «Литературное чтение» 3 кл. Дополнительные источники ( исследовательские бланки, карточки-задания) Компьютерная презентация. |
Формы организации деятельности
|
Фронтальная работа, исследовательская работа в группах, индивидуальная работа
|
Цель технологического этапа урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|||||||
Организационный момент. Этап мотивации (2 мин).
|
|||||||||||
Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность |
Приветствуют учителя Слушают стихотворение
Самоорганиза-ция |
Организует деятельность учащихся
|
Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становиться добрым, доверчивым, И доброе утро длиться до вечера! - Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера. -Мы начинаем урок литературного чтения.
|
Уметь договариваться с учителем о правилах поведения и следовать им (Коммуникативные УУД).
Понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач ( Личностные УУД) |
|||||||
Актуализация. Речевая разминка. Постановка учебных задач (7 мин) |
|||||||||||
Организовать формулирование темы урока учащимися; прогнозировать содержание предстоящей работыпо иллюстрациям.
|
Отвечают на вопросы учителя, делают умозаключения.
С помощью учителя формулируют тему и цели урока.
|
Организует формулирование темы урока учащимися.
Проводит фронтальную беседу с учащимися.
|
1.Речевая разминка. Чтение слогов с буквой (В) –( слайд 1) 2. «Подуй на листик» - представьте осенний лес, какая там удивительная красота, необычный воздух. Наберите побольше воздуха и с силой выдохните воздух через губы, вытянутые вперед трубочкой. Дуйте на листик На слайде картина осеннего леса с листопадом (слайд 2,3). 4. Давайте совершим виртуальную экскурсию в лес. Просмотр слайдов (4 - 9) -
Нравится ли вам осенний лес? 3.«Словарь настроения» - Какие у вас впечатления? Грустное, восхищены красотой леса,радостное…. Дополним словарь в конце урока Кто же ребята догадался о теме нашего урока? Какие задачи поставим на урок? - Выяснить, что будем читать; -Стараться читать выразительно; -Правильно отвечать на вопросы; -Высказывать свое мнение
|
Уметь извлекать информацию из иллюстраций; формируем умение обобщать, сравнивать, выделять главное. (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме,уметь слушать и понимать других. (Коммуникативные УУД) Уметь с помощью учителя формулировать тему урока, познавательные задачи. (Регулятивные УУД) |
|||||||
Этап открытия новых знаний. Работа с текстом учебника (7 мин). |
|||||||||||
В форме коммуникации в группах решить типовые задания на новый способ действий с проговариванием вслух.
|
Отвечают на вопросы |
Проводит фронтальную беседу с учащимися
Организует и контролирует деятельность детей |
1.
Первоначальное чтение стихотворения, подготовленным заранее учеником.
|
Уметь извлекать информацию из иллюстраций, текстов; Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, формируем умение работать в группах. (Коммуникативные УУД)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний. (Познавательные УУД)
Уметь прогнозировать и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей(составлять план). (Регулятивные УУД)
|
|||||||
Первичное закрепление. Работа с текстом и дополнительной литературой после чтения (15 мин). |
|||||||||||
Решение учебной задачи: наблюдение, обсуждение, описание и анализ текста и дополнительной литературы
Решение учебной задачи: наблюдение, обсуждение, описание и анализ текста
Решение учебной задачи: наблюдение, обсуждение, описание и анализ текста
Решение учебной задачи: наблюдение, обсуждение, описание и анализ текста
Решение учебной задачи: наблюдение, обсуждение, описание и анализ текста
Снять напряжение и усталость
|
Дети отвечают на вопросы.
.
Отвечают вопросы
Находят и зачитывают значение слова в словаре.
Аргументируют свои высказывания
Работа в группах, по обсуждению
Чтение микрочастей стихотворения
Дают оценку действиям героя
Работа в парах
Работа в парах
Работа в парах
Работа в группах |
Организует учебный диалог
Подводит детей к формулированию понятия «автор - герой произведения»
Организует и контролирует деятельность детей
Организует учебный диалог
Организует и контролирует деятельность детей
Организует и контролирует деятельность детей
Организует и контролирует деятельность детей
Помогает сформулировать вывод |
1.
Перечитывание стихотворения с его анализом
физкультминутка - Какие строки это подтверждают? «...С
печальной задумчивой женщиной». В эти слова Берестов вкладывает глубокий
смысл: судьба женщины-матери нелегкая, ей приходится пережить и перенести
много радости и горя.
Исследовательский стол (работа в группах группа) 1группа А
теперь скажите, ребята, чего в этом стихотворении больше: описания событий,
действий героев или чувств?
|
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)
Формирование познавательной активности.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний. (Познавательные УУД)
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопрос, уметь на основе анализа чтения делать выводы; (Познавательные УУД)
Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)
Уметь найти и выделить нужную информацию о героях и их поступках в учебнике, и др. источниках (Познавательные УУД)
Уметь выказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией (Личностные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний. (Познавательные УУД)
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопрос, уметь на основе анализа чтения делать выводы; (Познавательные УУД)
Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)
Выбирать вид чтения в зависимости от поставленной цели; поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках в учебнике, и др. источниках (Познавательные УУД)
Уметь выказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией (Личностные УУД)
Уметь найти и выделить нужную информацию о героях и их поступках в учебнике (Познавательные УУД)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний. (Познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)
Уметь выказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией (Личностные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопрос, уметь на основе анализа чтения делать выводы; (Познавательные УУД)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний. (Познавательные УУД)
Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)
Выбирать вид чтения в зависимости от поставленной цели; поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках в учебнике, и др. источниках (Познавательные УУД)
Уметь выказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией (Личностные УУД)
Умение обобщать, сравнивать, выделять главное. (Познавательные УУД)
Самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений (Личностные УУД).
|
|||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (10 мин)
|
||||
Выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых применяется новый способ действий
Зафиксировать новое содержание урока
|
Выбирают и самостоятельно выполняют работу
Отвечаю на вопросы учителя, делают умозаключения |
Организует проверку и обсуждение результатов самостоятельной работы.
Организует учебный диалог |
Разноуровневые задания. Дифференцированная работа. - составить синквейн к стихотворению (1 группа – поэты, приложение1) - нарисовать словесную картину(2 группа- художники, приложение 2) - подобрать музыку(3 группа - музыканты). Дети, которые занимаются в ДШИ Проверка и самопроверка деятельности детей – Какую мысль хотел донести до нас автор? Давайте дополним наш «Словарь настроения»
|
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний. (Познавательные УУД) Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД) Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД) Уметьна основе анализа делать выводы; (Познавательные УУД) Овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений (Личностные УУД)
|
Рефлексия (4мин)
|
||||
Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Осуществляют самооценку работы и самооценку работы в группе |
|
-Вам предлагается оценить свою самостоятельность и дать оценку своей работы . Мы сегодня…. Мне понравилось….. Было трудно….. Я постараюсь…. - Заполните бланки (приложение 3) - Давайте устроим свой листопад. У вас на столах осенние листочки, выберите лист, соответствующий вашему настроению. Красный – мне было неинтересно на уроке Желтый – мне не все понравилось на уроке Зеленый – урок понравился |
Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|
Инструктаж домашнего задания |
Записывают домашнее задание |
Дает инструкции по выполнению домашнего задания |
Домашнее задание: · Выучить наизусть. Принести осенние букеты из листьев.
|
|
Приложения
1. Синквейн. (1 группа)
1 строка – существительное, отражающее главную идею стихотворения;
______________________________________________________________________________________________________
2 строка – прилагательные, описывающие основную мысль стихотворения;
______________________________________________________________________________________________________
3 строка – глаголы, описывающие действия в стихотворении
______________________________________________________________________________________________________
4 строка – предложение об отношении к теме;
______________________________________________________________________________________________________
5 строка – одно слово -ассоциация _____________________________________________________________________________________________________
2. Нарисуйте словесную картину к стихотворению В.Берестова «Урок листопада» (2 группа)
3. Самооценка работы в группе (каждый учащийся)
|
Всегда (3 балла) |
Иногда (2 балла) |
Никогда (1 балл) |
Я активно участвую в работе группы |
|
|
|
Я прислушиваюсь к мнению других членов группы |
|
|
|
Я предлагаю свои идеи
|
|
|
|
Я могу взять на себя ответственность за успешную работу группы |
|
|
|
9-12 баллов – Я работал в группе на отлично!
6-8 баллов – Я работал в группе хорошо.
2-5 баллов – Я должен улучшить работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.