Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: С.Я.Маршак «Кот и лодыри».
Цель урока:
- пробудить у детей интерес к творчеству С.Я.Маршака, познакомиться со стихотворением «Кот и лодыри» ;
- научиться читать бегло, правильно, выразительно.
Задачи:
1. создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи, творческих способностей детей;
2. создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;
3. создать условия для формирования УУД:
1) личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;
2) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
3) коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;
4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Мотивация к работе. (1 мин)
-Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок литературного чтения. Сегодня у нас присутствуют гости и им будет очень приятно увидеть, как много вы уже знаете и умеете.
- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Скажите друг другу «Я желаю тебе добра. Если будет трудно, я тебе помогу»
-Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке!
- Начнем с пятиминутки чтения( опрос)
2. Проверка домашнего задания. (10 мин.)
- Я знаю, что вы добросовестно подготовились к уроку.
Выразительное чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».
-Что вы взяли для себя?
План сегодняшнего урока: Слайд 2
• вспомним знакомых писателей;
• познакомимся с новым поэтом и его произведениями;
• будем учиться выразительно читать.
Начнем с игры «Волшебные буковки», и вспомним с творчеством каких писателей и поэтов мы уже знакомы Слай 3
II. Актуализация полученных ранее знаний
Повторение стихов С.Я.Маршака.
Кроссворд Слайд 4
Я буду читать вам отрывки из стихов, а вы должны договаривать слова и вписывать их в кроссворд.
1 Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне
2. С цифрой 5 на медной бляшке
В синей форменной фуражке
3.Где обедал воробей?
В зоопарке у зверей
4.Тили-бом, тили-бом
Загорелся кошкин дом
5.Диван, чемодан, саквояж
Картина, корзина, картонка
И маленькая собочонка
6. Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду
- Назовите фамилию автора, о творчестве которого мы будем говорить сегодня на уроке.
_ Знакомство с биографией Маршака Слайд 5 и 6
Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже. Большая, но дружная семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. В поисках счастья они часто переезжали с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге.
- Этот человек написал очень много произведений для детей. Он не умел отдыхать и самым приятным для него было работать. С утра садился он к письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа.
На нашей выставке вы видите, только малую долю книг, которую написал С.Я.Маршак, но все эти книги вам с детства знакомы. Я уверена, что стихотворение «Кот и лодыри», вам понравиться, доставит много удовольствия, и, думаю, многих заставит задуматься
III. Постановка учебной задачи. Формулирование целей урока детьми.
(2 мин)
- А теперь прочитайте название стихотворения С.Я.Маршака, с которым мы познакомимся сегодня на уроке Слайд 7
-Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.
(познакомиться с творчеством Маршака и его произведением «Кот и лодыри», научиться правильно, выразительно читать стихи)
IV. Работа над новой темой урока. (20 мин)
1.Словарная работа Слайд 8
2. Работа над стихотворением "Кот и лодыри"
А)Чтение стихотворения учителем Слайд 9-13
Беседа по первым впечатлениям.
- Понравилось вам стихотворение?
- Какое настроение оно вызывает?
-Как, вы думаете, о чем рассказывается в стихотворении «Кот и лодыри»?
Б)Разбор
текста.
- Куда попали лодыри по пути на урок?
- На что жаловался кот?
- Почему кот хочет научиться грамоте?
- Лодырям нравится учиться?
- Чем занимаются лодыри целый день?
- Разве это плохо кататься на коньках, заниматься спортом, дышать свежим
воздухом?
- Когда можно играть кататься на санках, лыжах, коньках?
в).Самостоятельная работа по учебнику. :
- Прочитайте стихотворение «Назови другого», при чтении найдите и выделите главную мысль. Слайд 14
г) Работа над смыслом, заложенном в стихотворении.
- Как вы думаете, почему Маршак сделал героем стихотворения кота?
- Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям? ( Он смеется над ними, осуждает их.)
V. Итог урока:
1.- Какой же урок можно вынести из стихотворения Маршака?
(Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли.)
- А что было бы, если бы были все как эти дети, лодырями и прогульщиками?
(Если бы все были прогульщиками, то, наверное, остановилась жизнь. Люди опаздывали бы на работу, потому что водители общественного транспорта прогуливали…)
-Как вы думаете, какие же качества характера помогают добиться успехов в учёбе и в жизни? Каким должен быть человек?
VI. Домашнее задание
с.26-28 учебника, поработать над выразительным чтением;
по желанию читать книги со стихами С.Я.Маршака и выбрать самое интересное стихотворение на конкурс к следующему уроку;
поработайте в сети интернет и расскажите, какую информацию удалось найти о С.Я.Маршаке.
Проверочный тест.
- О творчестве какого поэта мы говорили на уроке?
в - Лев Николаевич;
м - Самуил Яковлевич;
у - Корней Иванович;
- Где родился Маршак?
о - Воронеж;
м - Острогожск;
р - Петербург;
- Выберите название произведения Маршака.
н - "Путаница";
ш - "Федорино горе";
л - "Детки в клетке";
- Выберите слово, близкое по значению к слову "лодыри".
и - неряха;
ю - плакса;
о - лентяй;
- Куда попали лодыри вместо урока?
д - каток;
т - кино;
ч - музей;
- Сколько лет было коту, которого встретили лодыри?
к - два года;
ц - год;
щ - пять лет;
- Выберите продолжение пословицы: Труд человека кормит, а
ы - лень портит;
а - два лучше;
е - говори меньше.
Если вы правильно выполнили задание, у вас получилось слово:МОЛОДЦЫ!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.