Султайкина М.Л.
учитель начальных классов
МОУ «Помарская СОШ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Целевая аудитория: 2 класс общеобразовательных организаций
Тема урока: С.В. Михалков «Новогодняя быль»
Цель урока: дальнейшее знакомство с творчеством детского писателя С. В. Михалкова посредством раскрытия идейного смысла и анализа содержания литературной сказки «Новогодняя быль».
Задачи урока:
- продолжить работу по развитию навыка чтения, осознанности, беглости, выразительности; учить понимать идейный смысл произведения;
-развивать устную речь, память, образное и логическое мышление, умение анализировать, обобщать, сопоставлять, обогащать словарный запас учащихся;
-воспитывать бережное отношение к природе, усидчивость, взаимоуважение, умение работать дружно.
Планируемые результаты:
Предметные:
- продолжить работу над произведением С. Михалкова «Новогодняя быль;
- отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения;
- умение рассчитывать доходы и расходы семейного бюджета;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
Метапредметные:
Личностные:
- умение высказывать своё отношение к событиям и героям;
-умение выражать эмоции;
Регулятивные:
-умение прогнозировать деятельность;
-умение выполнять и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;
- умение ориентироваться в учебнике;
- умение находить ответы на вопросы в тексте;
Коммуникативные:
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-умение правильно оформлять свои мысли;
- умение грамотно строить речевые высказывания;
Используемые образовательные технологии, методы обучения:
- метод беседы
- метод критического мышления «Шесть шляп»
- педагогический прием: мозговой штурм, синквейн
Формы организации учебной деятельности:
Фронтальная (весь класс), групповая
Литература:
учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, 2 класс, 2012 год
Интернет – ресурсы:
Финансовая грамота для школьников / А. Горяев, В. Чумаченко. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.azbukafinansov.ru/
https://app-dev.моифинансы.рф/storage/42591/scenarii-uroka-3-4-kl.docx
https://app-dev.моифинансы.рф/storage/39811/metodiceskie-materialy-3-4-kl-3-08-22.docx
https://yandex.ru/search/?text=хочу+могу+знаю+финансовая+грамотность+для+школьников&lr=146958&clid=2270456&win=471&src=suggest_B
Ход урока:
I. Организационный момент
- Доброе утро, дети!
Доброй улыбкой улыбнитесь друг другу!
Ребята, Вы хотели бы найти клад? А что это такое?
- Клад - это богатство, деньги, золото.
- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Это знания. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Именно, за таким кладом мы сегодня отправимся. Итак, в путь, знаниями!
II. Сообщение темы и постановка целей урока
- Вы любите зиму? Почему? (Наверно, в первую очередь из-за того, что Новый год бывает зимой)
- А с каким произведением о ёлочке вы познакомились на прошлом уроке чтения?
(мы познакомились со сказкой «Новогодняя быль»)
- Как вы думаете, что обозначает это слово “быль”
(Это было на самом деле. Может быть, эту историю автор помнит из своего детства, а может быть, ему рассказал кто-то из знакомых.)
- Кто написал эту сказку? (Сергей Михалков) (на доске, портрет Михалкова)
- Что вы можете сказать об этом авторе?
(Сведения с прошлого урока: С.В. Михалков родился 13 марта 1913 года в городе Москве. Его отец был ученым-птицеводом, а мама работала сестрой милосердия и учительницей. В семье было 3-е детей. В школу Сережа Михалков пошел учиться с 4-го класса. Первоначальное образование получил дома. С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный литературный журнал. В детстве С. Михалков много читал, любил сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Лермонтова и Некрасова. А в последствии стал знаменитым писателем, поэтом, переводчиком. Михалков популярен во всём мире, его книги переведены на многие языки. Их общее число 230 млн. экземпляров, писал стихи, сказки для детей, является автором гимна)
- Сегодня мы продолжим работать над этой сказкой.
Приглашаю к себе 5 учеников, которые активно отвечали на вопросы в начале урока.
– Перед нами 6 шляп разного цвета. Я предложу вам 5 шляп. Синюю шляпу надеваю я, буду следить за всей нашей работой на уроке. (надевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце.) А вы выберете те, которые вам нравятся и набираете себе команду по жребию.
Но сначала расскажу, что обозначает каждый цвет шляпы.
Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.
Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
III. Работа над материалом.
1. Чтение и анализ произведения
Все группы получают задания.
Группа - Белая шляпа. (только факты)
Мозговой штурм.
1). Ответить на вопросы с выборочным чтением
- Где жила Ёлочка? (В лесу, недалеко от дома лесничего)
- Прочитайте, как автор описывает Елочку. Какая она была? (Она была стройная и красивая)
- Чувствовала ли себя Ёлочка одинокой? Докажите словами из текста.
- Вспомните, как называется этот приём в литературе (олицетворение)
2). - Я тоже хочу добавить вот такой факт.
В давние времена Новый год отмечали сначала 1 марта (начало весны, пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1 сентября (когда заканчивалась уборка урожая с полей, и только 300 лет назад царь Пётр I приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На новый год принято дарить подарки, радоваться, веселиться, и говорить с “Новым годом!”, “С новым счастьем!”
Группа - Желтая шляпа.
Участники этой группы ищут в рассказе только положительное – как спокойно жила Ёлочка.
1). Читают выразительно отрывок сказки на стр.203 (2, 3 абзац)
2). Устная словестная зарисовка леса, окружения ёлочки, жизнь вокруг неё.
IV. Игра по финансовой грамотности и НЕграмотности.
Ребята, вы точно хотели бы найти клад?
- Мы говорили, что клад - это богатство, деньги, золото. Но ими надо уметь управлять, этому надо учиться с малых лет.
На доске запись в двух колонках:
1. Сжигаем вредные финансовые привычки (топаем ножками)
2. Наряжаем елку полезных привычек (хлопаем в ладошки)
Учитель говорит примеры:
- Брать такси, если даже можно пройти пешком, это быстрее.
- Делать много покупок всегда, это поднимает настроение.
- Бабушка подарила 5000 рублей. Я их положу на поездку летом на море.
- Покупать дорогие телефоны, чтобы произвести впечатление окружающих.
- Заходить в интернет и играть в платные игры без разрешения родителей.
- Не разговаривать долго по телефону.
- Сравнивать цены на товары в разных магазинах.
- В копилке у вас накопились деньги. Их надо потратить на сладости, мелкие игрушки.
- Вам пришло сообщение, что выиграли 100.000 рублей. Чтобы получить выигрыш, надо пройти по ссылке для оформления выигрыша. Надо!
Вывод: нельзя представить сегодня мир без денег. Прежде чем потратить деньги, надо всегда советоваться с родителями, со взрослыми.
V. Работа над содержанием сказки.
Группа – Чёрная шляпа.
- Вам надо прочитать по ролям беспокойную речь Ёлочки с Сорокой, передать опасность, которая грозит ей.
Ответить на вопросы:
-Что заставило Елочку забеспокоиться?
- Почему Елочка потеряла сознание?
- Какая опасность могла бы случиться?
Группа – «Красная шляпа»
- От вас мы ждем эмоций, хорошего настроения. Самый долгожданный, самый желанный, полный сказок и чудес – это праздник Нового года. Ещё задолго до праздника люди начинают покупать подарки, фрукты, сладости.
- Расскажите, чем вам нравится праздник Новый год?
- С вами составим синквейн на тему «Ёлка»
Синквейн напоминает нам ёлочку.
1 строка – 1 слово, предмет
ЁЛКА
2 строка – 2 слова, признак предмета
ЧУДЕСНАЯ, ДУШИСТАЯ
3 строка – 3 слова, действие предмета
РАСТЁТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ
4 строка – предложение из 4-х слов, в котором выражается личное мнение
Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ
5 строка – обобщающее слово
ПРАЗДНИК, НОВЫЙ ГОД!
Группа – «Зеленая шляпа»
- Ну, а какой же Новый год без ёлки? Вот и торопятся все на ёлочные базары, чтобы принести в дом лесную красавицу. Запах свежей хвои в доме, разноцветные шары, гирлянды. Радуются взрослые, радуются дети… Но если представить огромное количество деревьев, которые каждый год гибнут ради одного дня, то становится грустно. Хорошо, что наша сказка закончилась добром, елочка осталась жива.
- А какое решение проблем предлагают нам участники этой группы, не у всех есть возможность украшать елку в лесу?
• - Нельзя рубить елочку, где придется, а только с разрешения лесника.
• - Нельзя, проходя по лесу, просто так обламывать макушки молодых деревьев.
• - Не обязательно украшать квартиру на Новый год целым деревом, его может заменить композиция из хвойных веток, игрушек, гирлянд или украсить искусственное дерево.
• - А еще лучше посадить и вырастить елочку во дворе дома или школы.
VI. Физкультминутка
Побежим все вместе в лес, (побежали)
Встав скорей на лыжи. (поехали на лыжах)
Там мы Елочку найдем (покружились)
И ей песенку споем! (попрыгали)
VII. Решение финансовых задач.
- А сейчас решим с вами несколько финансовых задач.
1. Чтобы вырастить новогоднюю красавицу – елку, потребуется не менее 10 лет. высотою не более полутора метров. Ель растет медленно – после посадки скорость роста в первый год составляет всего 3-4 см в год. В течение следующих 15 лет скорость увеличивается до 10-20 см в год. Какой высоты может достичь ель через 5 лет, если будет расти на 15 см? (3+15+15+15+15 = 63см)
2. В Петербурге живые елки продают по цене 1 тысячи рублей за метр, на Кубани - 500 рублей. Сколько ёлок можно купить за 3 елки в Петербурге? (В 1 тысячи 2 купюры по 500, значит, можно купить 6 елок)
3. В Самарской области идет операция "Ель". По информации минлесхоза, одна сосна диаметром до 12 см оценивается в 7 тысяч рублей. А елки не только нельзя рубить, но и сильно обрубать, после чего они не растут. За это грозит штраф до 500 тысяч рублей. Какой штраф будет за вырубку 3 елей?
- Очень часто рубят деревья браконьеры, выбирая самые лучшие - пушистые и раскидистые и не думая о том, что не только дерево лишается жизни, но и многочисленные лесные обитатели теряют свой зимний приют и пищу.
VIII. Рефлексия. (ёлка из мишуры)
- У нас тоже есть искусственная ёлочка. Давайте её украсим.
Если вам понравился урок, вы узнали что-то новое, научились думать и делать правильные выводы – повесьте на ёлку игрушку.
IX. Итог урока.
- Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес.
- С творчеством какого детского писателя мы продолжили сегодня знакомиться?
- На этом уроке я похвалил бы себя за . . .
- После урока мне захотелось . . .
- Чему научила нас эта сказка?
Охраняя наши леса, мы охраняем природу, охраняем Родину.
X. Выставление оценок. Похвала.
- И я вместе с Ёлочкой благодарю вас за отличную работу.
XI. Домашнее задание.
Выучить стих Деду Морозу к празднику Новый год.
Нарисовать рисунок по желанию.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.