11 класс. Урок литературы.
Тема: Введение. Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Историко-литературное обоснование основных периодов. Противостояние литературного процесса режиму большевиков с постепенным уходом в «подполье» запрещенной литературы и доминированием «разрешенной» литературы соцреализма. Литературно-идеологическая борьба 20-х годов, начало «огосударствления», политизация литературы.
1. XX столетие – Россия переживает перемены во всех областях жизни. Этот век характеризуется напряжённостью, трагичностью времени. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории. Она выходит за национальные рамки и заставляет говорить о себе всю Европу, весь мир. Русских поэтов и писателей не только знают и читают на Западе, но и учатся у них.
XX век примечателен не только грандиозными историческими событиями, но и тем, что именно в XX веке литература стала важнейшей сферой духовной жизни общества, приобрела признание и любовь человечества.
В этот период в России утвердилось понятие «литературная классика» и создавались произведения, единодушно признаваемые величайшими образцами словесного искусства, имеющими непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Это происходило потому, что литература постоянно обращалась к раздумьям об исторической судьбе страны и народа, была внимательна к жизни в ее неостановимом движении, где прошлое, настоящее и будущее неразделимы.
P. Ответьте на вопросы, расскажите о книгах, прочитанных вами за лето.
- Какие произведения особенно запомнились, взволновали, понравились? Почему?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие произведения было трудно читать? Что именно показалось сложным, непонятным?
- Что из прочитанного не понравилось? Почему?___________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Краткое содержание нового материал,а.
Общественная и политическая обстановка в России начала XX в.
- Основные исторические события первой половины XIX века, оказавшие влияние на развитие литературы, - это война 1812 года и восстание декабристов.
Вторая половина XIX века тоже насыщена историческими событиями.
1. Оживление общественно-политической жизни России, которое было связано со смертью Николая I.
2. Поражение России в Крымской войне (продемонстрировало экономическую и техническую отсталость России от Европы).
3. Существование крепостного права и необходимость его отмены.
4. Появление новой социальной силы: «разночинства».
Словарная работа
Разночинцы – выходцы из рядов крестьянства, духовенства, мелкого чиновничества, обедневшего дворянства.
5. Вытеснение со сцены общественно-политической жизни дворянской интеллигенции как исчерпавшей свои возможности.
6. Выбор дальнейших путей развития:
Обозначились два ведущих направления русской общественной мысли: западничество и славянофильство. Славянофилы (буквально: любящий славян).
Предлагали называть себя «туземники», «самобытники». Отдавая должное европейской культуре, вели речь не об отставании России, а об ее особенностях и преимуществах, утверждали ее право на особый, самобытный путь развития, в корне отличающийся от западного. Славянофильский журнал: «Русская беседа».
Западники тоже не все принимали на Западе. Они осуждали культ денег, наживы, личной выгоды, процветающие в Европейских странах с развитием капитализма. Но полагали, что именно западный путь наиболее естественный и разумный для России. Этот путь должен привести к равенству всех людей перед законом, установлению личных свобод, к победе либерализма. Западнические журналы: «Отечественные записки» и «Современник».
7. Революционное движение как реакция на Французскую революцию 1848 г. и мрачное «семилетие».
3. P. Ответьте на вопросы:
1. Почему в 60-е годы XIX века особенно оживилась общественная жизнь России? Как это отразилось на литературном процессе?
2. Расскажите о взглядах на будущее России западников и славянофилов.
3. Расскажите об историко-философских взглядах славянофилов.
4. Культура России начала XX века
1. Расцвет реализма в искусстве второй половины XIX века.
Уже в творчестве Пушкина, Лермонтова и Гоголя в первой половине XIX века (в 20-е годы) зарождался реализм, который стал во второй половине XIX века главенствующим направлением в искусстве.
Литература этого периода изобразила человека, который чувствовал себя «лишним» в обществе. Вспомним радищевского Путешественника, Чацкого, Онегина, Печорина…
Литература второй половины XIX века изменяет свое направление изображения жизни. Писатели – реалисты изучают жизнь во всех ее проявлениях, сняв какие литературные ограничения, отбросив разделение на «поэтическую и «непоэтическую» действительность. Новый реализм складывается в XX веке. Это критический реализм. Критический реализм по-новому изображает отношения человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом анализа становится внутренний мир человека.
Основные признаки русского реализма:
- социальная и психологическая типизация; - герой не только тип, но и индивидуальность;
- наличие типических обстоятельств, отсутствие экзотической среды - в противовес романтикам; - точность воспроизведения деталей; - отсутствие однозначной авторской оценки; - эволюция характера героя под влиянием обстоятельств;
- любимые жанры реалистов - роман, рассказ. Четкого деления на жанры нет;
- стремление приблизить язык произведения к живой речи.
2. Роман – господствующий жанр в литературе второй половины XIX века.
Словарная работа
Роман - крупный по объему и, как правило, прозаический жанр эпоса. Повесть по отношению к роману является «средней» по величине жанровой формой, а рассказ - «малой». Основную организующую роль в романе играет сюжет, развитие событий, которые относятся к большому периоду времени и позволяют полно показать целую человеческую жизнь, изобразить длительно протекающий процесс или сложное, многостороннее явление.
Объемность романа - позволяет во всей полноте показать взаимоотношения человека и общества, место человека в мире.
3. Демократизация литературы (народ – действующее лицо худож. произведений).
4. Развитие отечественной критики (Белинский, Герцен, Добролюбов, Писарев).
5. Формирование современных литературных жанров: русский классический роман.
6. Гражданский пафос литературы.
Основные вопросы: «Что делать?», «Кто виноват?».
7. Работа журналов, дискуссия между журналами.
8. Развитие драматургии – становление рус. национального театра. (А.Н. Островский).
9. Новый герой: самопожертвование – национальная черта. Благо других – высшая нравственная ценность. Единство человеческой судьбы с судьбой народа.
Глоссарий
Siblings |
братья и сестры |
Mountains |
горы |
Beautiful |
красивый |
Tired |
уставший |
Jump |
прыгать |
Sleep |
спать |
Hospital |
больница |
School |
школа |
Happy |
счастливый |
Wake up |
просыпаться |
Д.З.1. Подготовить пересказ лекции учителя на основе конспекта, сделанного в классе.
2. Подготовить сообщение о жизни и творчестве В.В. Маяковского.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.