Урок литературы Н.А.Некрасов "Русские женщины. Историческая основа поэмы" 7 класс
Оценка 4.7

Урок литературы Н.А.Некрасов "Русские женщины. Историческая основа поэмы" 7 класс

Оценка 4.7
docx
20.02.2023
Урок литературы Н.А.Некрасов "Русские женщины. Историческая основа поэмы" 7 класс
Урок Н.Некрасов Русские женщины.docx

Урок литературы в 7-м классе «Н.А. Некрасов "Русские женщины» Историческая основа поэмы»

Цель урока: познакомить с исторической основой  поэмы «Русские женщины»;

 раскрыть величие, красоту души героинь поэмы – Трубецкой и Волконской;

 определить нравственные понятия, духовные возможности человека;

  показать широту проблематики поэмы;

 способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний.

Задачи:

  • формировать навык анализа произведения, умения выделять главное через анализ поступков героев;
  • создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины; способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма; развивать речь учащихся, умение размышлять на заданную тему;
  • воспитывать чувство уважения к женщине, способной совершить самоотверженный подвиг во имя любви.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ (урок с мультимедийной поддержкой).

Оборудование: тексты поэмы, портреты декабристов, презентация.

- Сегодня у нас необычный урок — урок — виртуальное путешествие в удивительный XIX век, который вписал золотыми буквами имена художников, музыкантов, поэтов. Один из них - Николай Алексеевич Некрасов.

 

 Вы слышите его шаги на лестнице?! Вот он входит, включает лампу, садится за свой любимый письменный стол, и мысли уносят его далеко - далеко. А мы вместе с ним переносимся в его творческую мастерскую.

- О чем же писал поэт?

(О любви к родному краю, России, тяжелой жизни русского народа, детских страданиях, красоте русской женщины и ее тяжелой доле).

На письменном столе поэта книга Н.А.Некрасова «Русские женщины». Открываю первую страницу поэмы и вижу портрет молодой женщины. На портрете только дата -14 декабря - 1825 года. Что это за дата? Декабрьское восстание

14 декабря - в С.- Петербурге несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Офицеры, стоявшие во главе мятежных частей, позднее будут названы декабристами. Восстание было подавлено. Заключенных лишили всех дворянских прав, званий, приравняли к простым крестьянам, лишили права возвращаться в столицы. Многие были отданы в солдаты и отправлены в Сибирь на каторжные работы.  Отправляясь в Сибирь, они оставляли своих  родителей, близких, а главное совсем юных жен и малолетних детей.

«Подвиг декабристов» - часто говорим мы. Но сегодня мы будем говорить о подвиге, который совершили жены этих храбрых людей.

Кто же изображен на портрете? Это одна из одиннадцати женщин – жен декабристов, которые, преодолевая трудности, совершили  подвиг, последовав  за своими мужьями в ссылку. Именно о ней с восхищением писал Н.А. Некрасов: «Она другим дорогу проложила. Она других на подвиг увлекла». Кто  эта женщина?Княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая.

 

Некрасов написал поэму в 1871 году, увековечивая и  прославляя героический подвиг жен - декабристов.1ч. поэмы называется «Княгиня Трубецкая». А тема урока: «Величие духа русской женщины»

 

Что значит величие духа?

 

Таким образом, величие духа русской женщины – способность совершить подвиг.

Как вы думаете, а жены декабристов, последовав за своими мужьями в ссылку, совершили подвиг?

 

Их было одиннадцать - женщин, разделивших сибирское изгнание мужей-декабристов.Среди них - незнатные, но большая часть –княгини, дочь графа, баронесса, генеральские жены. Первоначально поэма называлась “Декабристки”. Это название, написанное карандашом, сохранилось в рукописном варианте в архивах. Исследователи отмечают, что “это заглавие гораздо точнее, чем “Русские женщины”, потому что среди декабристок были три француженки и одна полька: Анненкова (урожденная Гебль), Трубецкая (Лаваль), Ивашева (Ле-Дантю) и Юшневская.

-Задайте вопросы по теме урока

 

Поиск ответов на ваши вопросы и будет целями урока.

- Как вы думаете, почему жены декабристов последовали за своими мужьями? Они были очень счастливы в браке, любили своих мужей.

- Чем они объясняли этот поступок?

Считали своим святым долгом разделить с ними их бедственное положение, поддержать морально.

- Юные и красивые, они пожертвовали всем: знатностью, богатством, связями, близким, детьми ради нравственного долга. Они становились такими же бесправными, как и их мужья, а дети, рожденные в ссылке, приравнивались к крестьянам. Жена должна была оставаться в Сибири до смерти мужа, а может быть и до собственной.

Откроем учебник стр.256 и прочитаем первую часть поэмы «Княгиня Трубецкая».

-Свой путь начинает героиня от порога родного дома, из Санкт - Петербурга.

- Куда же отправляется княгиня?(За мужем на каторгу)

- И хотя Некрасов не оставляет им надежды встретиться вновь, все же есть 2  главных слова, которые объясняют, что заставляет её покинуть дом и родных?

(долг и гордость) Вывешиваю на доску слова

- Что же это за долг?(супружеская верность)

- Чем должен гордиться старик-отец? (дворянка, не предает своего мужа, верна ему до конца)

- Что значит «но сталью я одела грудь»

Итак, долг и гордость заставляют княгиню следовать за мужем в Сибирь.

- Прочитайте начало 2 главы стр.257 до слов «Велите ж дать мне лошадей» стр.259 про себя. Ответьте на вопрос: что узнаем из начала главы о княгине?

Уже 2 месяца Трубецкая в пути.  Встреча княгини с губернатором Иркутска.

 

Перед вами карта пути, по которому следовала Екатерина Ивановна Трубецкая, а потом и другие жены декабристов.

С-Петербург— Москва — Красноярск —(ломается карета, заболел провожатый, икнягиня продолжает путь в тарантасе (дорожная, крытая или открытая, четырёхколёсная повозка) - Иркутск - (где губернатор пытается ее вернуть ее обратно) озеро Байкал - (которое пресекали ночью, точно это последняя грань меду тем, что они покидали и тем, к чему спешат) – Нерчинск (Благодатский рудник- самое страшное место сибирской каторги).

- Итак, мы выяснили, что княгиня находится в Иркутске. Она готова исполнить свой долг- последовать за мужем, чтобы сохранить честь и достоинство дворянина.

- Поэма построена в форме диалога между губернатором и княгиней. Но это не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба.

-Прочитайте следующие строки поэмы о. слов «Велите ж дать мне лошадей» стр.259 до слов «Давайте лошадей!» стр.261 по ролям и ответьте на вопрос: какие доводы приводит губернатор, чтобы отговорить княгиню от поездки?

надо отдохнуть, дорога трудна, знал отца, поездка может погубить отца, присланная бумага от царя

-Являются ли эти доводы важными для княгини?

Княгиня наивно полагает, что губернатор, как друг её отца, ускорит встречу с мужем поэтому эти доводы не вызывают у неё колебаний.

- Какие черты характера Некрасов выделяет в героине уже в начале поэмы?

Мужество, сила духа, решительность

-Какую цель имеет каждый из героев?

Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня — как можно скорее отправиться дальше, к мужу.

-В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее.

 

Вам предстоит доказать работой по тексту, чьи же доводы оказались убедительнее. Дома вы ознакомились с текстом поэмы.

Читаем про себя со слов «Позвольте – с» стр.261 до стр.269 до слов «Иду. Мне все равно».

Мальчики: Проследите по тексту, как губернатор наращивает психологическое давление на княгиню, какие доводы против продолжения пути излагает губернатор княгине. Задание по тексту записано на  карточке. Карта, которая лежит на столе у вас, будет вашим путевым дневником. На ней делает записи и  пометы фломастерами. Писать нужно разборчивым почерком.
Девочки: Проследите по тексту, как укрепляется мужество женщины, как крепнет в её душе порыв к свершению героического деяния, какие черты характера проявляет княгиня? Девочки записи будут делать на путевых листах  фломастерами и  разборчивым почерком. Задание по тексту у вас также записано на  карточке.
В течение 5 минут вы работаете самостоятельно.

Звучит музыка. Дети работают 5 минут, после называют доводы сначала мальчики, потом девочки.

- Итак, какие доводы приводит губернатор? Свой ответ начните с вопроса- задания на слайде.

- Как укрепляется мужество женщины? Прочитайте, какие черты характера вы выделили? .

- А сейчас девочки пойдут  к доске и разместят свои записи в путевом дневнике - на карте.  Сделайте вывод.

Сделайте общий вывод по проделанной работе.

Иркутскому губернатору не удалось запугать ужасами ссылки и бесправия, угрозами насилия и смерти, предупреждением о несчастье будущих детей эту, казалось, хрупкую, а на самом деле несгибаемую женщину.

В борьбе, споре противостоянии победила княгиня.

- Что же заставило губернатора уступить княгине? Прочитаем концовку поэмы со стр.269

Ее сила, твердость характера, мужество, убеждение в своей правоте, настойчивость.

-В чем слабость иркутского губернатора?

Он пытается вернуть Трубецкую, выполняя приказ царя, запугивает ее страшными испытаниями, но в душе сочувствует ей и  восхищается её мужеством

Вернемся к цели урока….

 

- В чем же величие русской женщины?

Любовь, гордость, самопожертвование, долг, терпение, нравственная красота

Русской женщине, независимо от того, живёт ли она в крестьянской избе или в барской усадьбе,  присуще величие  русского духа.

- Почему поэма называется "Русские женщины ", а не "Декабристки" или "Русские княгини"?

Она включает в себя образы всех русских женщин, т.е. в лице княгини Трубецкой Некрасов хочет показать величие русских женщин вообще.

Подвиг совершают не просто представительницы дворянского класса, русские женщины, даже иностранки, но они русские по духу

Жены декабристов разрушили изоляцию, на которую власти обрекли революционеров. Родные, друзья писали узникам. Им же не разрешалось отвечать. Жены декабристов писали от своего имени, копируя иногда письма самих декабристов.

Жёны декабристов оказались достойны своих мужей. А.И. Давыдова, вернувшись из ссылки, говорила: “Какие мы героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто поехали за нашими мужьями...”

Наверное, в этом и есть величие их подвига, что они просто поехали за мужьями.

Этому подвигу нет названия, оценки, т.к. оценить это невозможно, понять - очень сложно, прочувствовать - не хватает сил.

Своим подвигом они навсегда вписали свои имена в нашу историю.

Давайте посмотрим, куда завел княгиню великий путь. Что ожидало её впереди?

В апреле1826 г. княгиня добралась до Нерчинска. Увидев сквозь щель тюремного забора мужа, бывшего князя в кандалах, в коротком оборванном тулупчике, подпоясанном веревкой, она упала в обморок. Аристократка Трубецкая, привыкшая к изысканной кухне, вынуждена была сидеть на черном хлебе с квасом. Эта избалованная княгиня ходила в истрепанных башмаках и отморозила себе ноги, т.к. из теплых башмаков сшила шапочку товарищу мужа.

Короткие встречи с мужем происходили в присутствии охраны 2 раза в неделю, а по возвращении из тюрьмы ей приходилось вытряхивать платье от вшей.

Трубецкая просит разрешить ей жить с мужем в тюрьме. Разрешение было получено, а Трубецкая подумала: «Боже, до чего же дошла Россия Николая, ежели женщина должна воевать за право жить в тюрьме».

Закончив работу над 1 частью поэмы «Русские женщины» “Княгиня Трубецкая“, Некрасов вскоре начал новую поэму - “Княгиня Волконская”, которая являлась продолжением рассказа о женах декабристах.

 

Не только Некрасов увековечил память жен декабристов своей поэмой. В Тобольске и Иркутске поставлены памятники женам декабристов. На экраны телевизоров вышел фильм «Звезда пленительного счастья» Владимира Мотыля в 1975 году.

Большую скульптурную группу создал Зураб Церетели.

 

Вернемся в творческую мастерскую поэта. Закроем книгу, выключим свет и перенесемся в 21 век. Как вы думаете, величие русского духа свойственно только женщинам XIX века?

 

Дома вы напишите небольшое сочинение - рассуждение на тему: «Соответствует ли современная русская женщина Некрасовскому идеалу?» или «Способна ли современная женщина поступить, как княгиня Трубецкая?»

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок литературы в 7-м классе «Н

Урок литературы в 7-м классе «Н

Сегодня у нас необычный урок — урок — виртуальное путешествие в удивительный

Сегодня у нас необычный урок — урок — виртуальное путешествие в удивительный

Первоначально поэма называлась “Декабристки”

Первоначально поэма называлась “Декабристки”

Нерчинск ( Благодатский рудник- самое страшное место сибирской каторги )

Нерчинск ( Благодатский рудник- самое страшное место сибирской каторги )

Итак, какие доводы приводит губернатор?

Итак, какие доводы приводит губернатор?

Давайте посмотрим, куда завел княгиню великий путь

Давайте посмотрим, куда завел княгиню великий путь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2023