Технологическая карта урока литературы в 6 классе
по рассказу Л.Н Толстого «Бедные люди»
Учитель: Т.А. Широгорова
Тема урока: Уроки доброты в рассказе Л.Н.Толстого «Бедные люди».
Тип урока: урок усвоение новых знаний. Урок с применением технологии продуктивного чтения.
Базовый учебник: «Литература. 6 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин). В двух частях./ Издательство «Русское слово», Москва, 2019
Цели урока:
1) Обучающие (формирование предметных УУД):
- знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Бедные люди»;
- обучение анализу прозаического текста;
- формирование системы читательских умений.
2) Воспитательные (формирование личностных УУД)
- путем замедленного прочтения рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди» убедить учащихся в необходимости доброты, милосердия, сострадания.
3) Развивающие:
- развитие регулятивных УУД (образного мышления, способности реализовывать свои чувства, настроения, ассоциации через систему творческих заданий).
- развитие коммуникативных УУД (построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения, повышение культуры речи, развитие умения слышать и чувствовать собеседника).
- развитие познавательных УУД (поиск информации, анализ, преобразование информации).
Задачи (для учащихся):
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационный момент. Мотивация к деятельности. Цель этапа: включение учащихся в деятельность |
Приветствует, проверяет готовность к уроку. Установление контакта с детьми. Создание эмоционального настроя учащихся.
|
1. Самоконтроль готовности. 2. Реакция на учителя, внимание. 3. Самоопределение: - знаю, что буду делать; - понимаю, хочу делать или нет; думаю, что могу сделать. |
Регулятивные: -волевая саморегуляция.
Личностные: воспитание интереса к литературе.
|
Этап 1. Стадия вызова.
Работа с текстом до чтения.
1.Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.
2.Антиципация чтения.
3.Появление целей урока. |
-Сегодня я приглашаю вас к разговору, который касается всех нас. Нашим мудрым собеседником будет великий писатель Л. Н. Толстой, который ещё в детстве мечтал о том, чтобы все были счастливы. На краю оврага он вместе с братьями закопал зелёную палочку, на которой, по словам старшего брата Николая, была написана тайна о том, «как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, а были постоянно счастливы!». С тех пор прошло много лет, а люди всё пытаются открыть эту тайну, возможно, она скрыта и в самих произведениях писателя. Сегодня мы постараемся найти ее в одном из произведений Льва Николаевича, которое называется «Бедные люди». - Давайте прочитаем высказывания о доброте Л.Н.Толстого. Попробуйте объяснить их смысл. Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Толстой Л. Н.) Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются. (Толстой Л. Н.) Я предлагаю эпиграфом сегодняшнего урока взять слова Л.Н.Толстого. -Что же сегодня на уроке будет в центре нашего внимания?О каком главном качестве человека пойдет речь? (На экране - слово «доброта»). -Какие ассоциации вызывает слово «доброта»? Подберите синонимы к слову «доброта». Учитель предлагает составить кластер слова «Доброта». (Взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость; солнце, тепло, свет; здоровье души). - Рассказ Л.Н.Толстого – «Бедные люди»- это прозаическое переложение стихотворения французского писателя Виктора Гюго, которое Толстой высоко ценил и любил. - Итак, рассказ называется «Бедные люди». Давайте попробуем по названию рассказа определить, предположить, о чём этот рассказ. - Как вы думаете, на каком слове сделал ударение автор? (Предположения учащихся). Подводит учащихся к цели урока, задавая вопросы. -Как вы думаете, какая цель стоит перед нами сегодня на уроке? Какие задачи мы будем с вами решать? |
Отвечая на вопросы учителя, они высказывают разные предположения. Выполняют задание, активно участвуют в целеполагании.
Учащиеся высказывают свое мнение, объясняют, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.
Примерные ответы учеников: - Наверное, это рассказ о людях, которые очень бедно жили, а потом разбогатели. -Может быть, это рассказ о людях, которые материально бедны, но духовно богаты. Учащиеся совместно с учителем формулируют цели и задачи урока, принимают их, определяют свою готовность к чтению и обсуждению текста. |
Познавательные: пользоваться дополнительными источниками. Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока. |
Этап 2. Стадия осмысления. Работа с текстом во время чтения.
1. Чтение текста по частям и беседа по содержанию.
3.Беседа по содержанию в целом. |
Комбинированное чтение: текст рассказа «Бедные люди» читают учитель и учащиеся.
Осмысление содержания проводится при помощи приёма «чтение с остановками». Чтение текста до слов «… говорит она и крестится» (1-я остановка). -Что мы узнали о героине рассказа? - Скажите, что вы увидели и услышали, прочитав начало рассказа? - А что почувствовали? - Какие слова и словосочетания воссоздают атмосферу жилища рыбака? -Какие детали текста говорят о том, что это бедная семья? - Почему отец рыбачит в бурю? - Как описана забота родителей о детях? - О чем думает Жанна? Зачем Жанна крестится? Какие взаимоотношения в семье?
- Какой стилистический прием использует Л.Н.Толстой, чтобы подчеркнуть, насколько отличается материальное состояние этой семьи от их взаимоотношений, их внутреннего мира? Приведите примеры его использования. - Как вы думаете, что произойдет дальше? Продолжение чтения до слов «…подумала она и толкнула дверь» (2-я остановка) - Что случилось у соседки? - Почему Жанна решила её проведать? - Как вы думаете, что может увидеть Жанна в доме соседки? Чтение текста до слов «… они спят сладко и крепко». (3-я остановка). - Почему в избушке сыро и холодно? - Что можно сказать об умершей матери? - Как вы думаете, что сделает Жанна? Чтение до слов «И Жанна задумывается и долго сидит молча у кровати». (4-я остановка) - Раздумывала ли Жанна, как ей поступить с детьми? - Почему она «… не могла не сделать то, что сделала»? - О чем она стала размышлять, когда уже принесла детей к себе домой? - Как объяснить: «Точно мучит её совесть»? Когда человека мучит совесть? -Разве Жанна поступила плохо, взяв детей, оставшихся без матери? - Почему она стала бояться мужа, ведь она его любит? - Этих детей можно было взять временно, а потом попробовать
пристроить в какой-нибудь приют или отдать в монастырь. Почему Жанна решила
взять их навсегда? Жанна чувствует ответственность перед своими детьми, обязанность отвечать за свои поступки перед мужем. Она такой человек, что не могла не взять сирот. Но положение в семье очень тяжёлое, и Жанна не знает, как супруг отнесётся к её решению, которая она приняла, не посоветовавшись с ним. А теперь выскажете предположения о том, как отреагирует муж Жанны на то, что она взяла детей в свой дом? Что он ей скажет? |
Учащиеся, анализируя услышанный текст, находят ответы на поставленные вопросы, делают выводы.
Примерные ответы учащихся: -Жанна- жена рыбака. -Семья живет в глубокой нищете. Родители с утра до вечера трудятся. В хижине тепло и уютно, в доме чистота и порядок. В печи - огонь, блестит чистая посуда. Над кроватью - полог. Отец весь день в море рыбачит. - В семье царит мир и доброта, любовь. - С утра до вечера трудятся, в хижине тепло и уютно, порядок, в печи- огонь, блестит посуда; - Семья верующая. Вера помогает человеку в трудные минуты жизни. Супруги очень любят друг друга и своих детей, жалеют их, заботятся о них. -Антитеза (противопоставление). Усиливает эмоциональную окраску речи.
Учащиеся высказывают свои предположения, отвечают на вопросы во время беседы.
Примерные ответы учащихся: -Мать, умирая, укутала свои детей, чтобы они не замерзли. -Ей стало жалко детей, они могли погибнуть.
-Совесть мучает, когда сделаешь что-то плохое.
- Жанна приняла самостоятельное решение, не посоветовавшись с мужем; скорей всего, в семье было принято советоваться друг с другом по важным вопросам.
-Соседские дети хорошо знают их семью, а в семье жить всегда лучше.
Учащиеся высказывают свои предположения. |
Регулятивные: самостоятельно ответы на поставленные вопросы, активно анализируя прочитанный отрывок. Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные: воспитание нравственных качеств личности на примере поступков главных героев рассказа.
|
Продолжение чтения до слов «Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки» (5-я остановка). - С каким настроением вернулся рыбак домой? Почему? - Почему Жанна не смеет поднять на мужа глаза, бледнеет при его вопросе, то и дело умолкает? |
- Рыбак был хмур, недоволен, так как ничего не поймал в этот день, еле добрался до дому. Жанна не смеет поднять на мужа глаза, она очень переживает, боится, как воспримет муж двух приёмышей. |
|
|
Чтение рассказа до конца. - Почему же Жанна молчит после слов рыбака о том, что надо взять детей соседки в свою семью? - Какое впечатление произвел на вас рассказ? - Как вы думаете, а в каждой ли семье могли отреагировать так же на беду, постигшую соседей? - О чем этот рассказ? - Какова главная мысль этого рассказа? - Какие качества проявили Жанна и её муж? -Скажите, пожалуйста, верны ли были ваши предположения о тематике и героях рассказа? - Вспомните ваши ассоциации со словом «бедный» (жалкий, обездоленный). Изменились ли они? - Какое чувство вызывают у нас обездоленные люди? А какое чувство заставляет нас испытать автор, говоря о Жанне и её муже? Так почему рассказ называется «бедные люди»? Бедные ли они на самом деле? Как образовано это слово? -Выберите отрывки из текста, которые наиболее ярко характеризуют поступки, качества героев, отражают их внутренний мир, состояние души. Учитель предлагает выразительно прочитать отрывки из рассказа и объяснить свой выбор. |
-Она молчит после слов рыбака о том, что надо взять детей
соседки в свою семью. - Этот рассказ о доброте. -Нужно помогать людям, попавшим в беду, проявлять жалость, сочувствие, сострадание. -В первую очередь они проявили милосердие.
-Жалость, сочувствие.
-Восхищение.
-Они великодушны. - Из слов Великая, Душа.
Выразительное чтение отрывков. |
|
|
Этап 3. Работа с текстом после чтения. 1.Концептуальная беседа по тексту.
2. Работа с заглавием, иллюстрациями.
3.Творческое задание. |
Организует работу по анализу проблематики рассказа. - О чем этот рассказ? - Какова главная мысль этого рассказа? - Какие качества проявили Жанна и её муж? Записи в тетради: Милосердие – («милое» «сердце») готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. - Чем отличается смысл слова «милосердие» от смысла синонимов? (Милосердие – не просто чувство, это готовность сделать что-то под влиянием добрых чувств, помочь людям или простить кого-то). - Знаете ли вы, что обозначает имя главной героини – Жанна? (Благодать, милость Божия). Жанна – дающая благо, добро. - Кто из героев этого рассказа, кроме Жанны, наделен именем? (умершая соседка – Симон) - Почему умершей соседке Л.Н.Толстой дает имя, а рыбаку – нет. Даже в своих мыслях Жанна называет его словом «он». - Хотел ли автор написать рассказ о том, как отвратительна бедность или о том, насколько человечны люди? Выражал ли он через название своё сочувствие героям? Или наоборот, подчеркивал, что даже в бедности человек способен оставаться человеком? -Чему учит этот рассказ? - Какова главная мысль рассказа? Очень хочется, чтобы вы, ребята, в своей жизни проявляли больше доброты и милосердия. Назвав рассказ «Бедные люди», автор загадал нам загадку. Говоря о трудном материальном положении семьи Жанны, автор заставляет размышлять читателя не о том, почему они бедны, не вызывает к ним чувство жалости, а побуждает читателя начать думать о добре, о готовности помочь людям. Положение семьи только подчёркивает величину великодушия этих людей, вызывая у читателя восхищение их поступком. -Сможете ли вы теперь ответить на вопрос, какую тайну нам открывает автор рассказа, что нужно делать, чтобы люди были счастливы? -Можно ли придумать другие названия? -Можем ли назвать рассказ «Богатые люди»? Почему? Какие уроки доброты раскрыл нам Л.Н.Толстой? -Какими богатствами обладают главные герои нашего рассказа? |
- Надо помогать людям, которые попали в беду, нужно проявлять
жалость, доброту, сочувствие. Учащиеся объясняют смысл слова ( при необходимости используется Толковый словарь С.И.Ожегова), подбирают синонимы. Записывают в тетради слова: жалость, сочувствие, сострадание, человеколюбие...доброта Милосердие - не просто чувство, это стремление сделать что-то под влиянием добрых чувств, помочь людям или простить кого-то.
Жанна и Симон – матери. Толстой восхищается самоотверженностью, милосердием, которые способны проявить женщины даже по отношению к чужим детям. Симон, умирая, думает о детях, стараясь укрыть их потеплее; Жанна, не задумываясь о последствиях, забирает спящих детей от умершей матери.
Учащиеся высказывают свое мнение. -Рассказ учит сопереживать, сочувствовать, сострадать – этих умений нам так часто не хватает в жизни.
- Творить добро.
Ребята предлагают разные названия, объясняя свой выбор. - Душевные сокровища дороже бриллиантов и золота. Доброта- главное богатство любого человека. |
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.
Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах Личностные: формирование способности учащихся осуществлять самоконтроль, развитие адекватной самооценки.
|
Этап. 4 Подведение итогов урока. Рефлексия. Самооценка. Определение эмоционального состояния школьников в конце урока. |
-Ребята, вспомните, были ли в вашей жизни случаи, когда чувство доброты помогло преодолеть трудности или помочь кому-либо? -Почему же не все люди стремятся делать добро для других? Многие не верят в добро, кроме того - зло делать легче. Что нужно для того чтобы поверить в добро? «Чтобы поверить в добро, нужно начать его делать!» - говорит Л.Н.Толстой. Учитель подводит учащихся к ИТОГУ урока: -Итак, что было написано на зеленой палочке? -Достигли ли мы цели, которую поставили в начале урока? Решили наши задачи? Для нас в жизни важны доброта, милосердие, сострадание? Сегодня мы прикоснулись к разгадке тайны зеленой палочки. Изучая другие произведения Л.Н. Толстого, вы откроете для себя эту тайну до конца. Сам Л.Н. Толстой позднее вспоминал: «…и, как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает…». |
Ученики вспоминают случаи, когда доброта помогала им в различных ситуациях.
Учащиеся обозначают своё настроение словами, передающими их чувства после анализа рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди».
|
Коммуникативные, личностные, регулятивные контроля и оценки, самооценки.
|
Этап 5. Домашнее задание. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников. |
Оценивает учебную деятельность учащихся на уроке.
Комментирует домашнее задание. Написать ответ на вопрос: «О чём меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Бедные люди» или мини-сочинение на тему «Чему научили меня герои рассказа Л.Н.Толстого?» Записать пять интересных высказываний о доброте.
|
Выбирают домашнее задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей: развернутый ответ на вопрос или мини-сочинение |
Личностные: воспитание интереса к литературе; воспитание нравственных качеств личности на примере поступков и характеров главных героев рассказа; формирование познавательного интереса учащихся к чтению. Познавательные: строить рассуждения; делать выводы. |
http://www.liveinternet.ru/users/5043542/post392527622 - сайт - Усадьба Л.Н.Толстого. Ясная поляна.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.