Урок литературы по рассказу Л.Н.Толстого "Бедные люди"
Оценка 5

Урок литературы по рассказу Л.Н.Толстого "Бедные люди"

Оценка 5
doc
21.04.2023
Урок литературы по рассказу Л.Н.Толстого "Бедные люди"
Л.Н.Толстой Бедные люди 6 класс.doc

Технологическая карта урока литературы в 6 классе                                                                                            

по рассказу Л.Н Толстого «Бедные люди»

 

Учитель: Т.А. Широгорова

Тема урока: Уроки доброты в рассказе  Л.Н.Толстого  «Бедные люди».

Тип урока: урок усвоение новых знаний. Урок  с применением технологии продуктивного чтения.

Базовый учебник: «Литература. 6 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин). В двух частях./ Издательство «Русское   слово», Москва, 2019

Цели урока:

1) Обучающие (формирование предметных УУД):

- знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Бедные люди»;

- обучение анализу прозаического текста;

- формирование системы читательских умений.

2) Воспитательные (формирование личностных УУД)

- путем замедленного прочтения  рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди» убедить учащихся в необходимости доброты, милосердия, сострадания.

3) Развивающие:

- развитие  регулятивных УУД (образного мышления, способности реализовывать свои чувства, настроения, ассоциации через систему творческих заданий).

- развитие коммуникативных УУД (построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения, повышение культуры речи, развитие умения слышать и чувствовать собеседника).

- развитие познавательных УУД (поиск информации, анализ, преобразование информации).

 Задачи (для учащихся):

  1. Познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого «Бедные люди», используя прием «чтение с остановками».
  2. Понять авторскую позицию.
  3. Дать собственную оценку решению героев.
  4. Высказать собственные мнения о доброте и милосердии.
  5. Обдумать и оценить собственные поступки и поступки товарищей.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.

Мотивация  к деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность

Приветствует, проверяет готовность к уроку.

Установление  контакта с детьми.

Создание эмоционального настроя учащихся.

 

1.   Самоконтроль готовности.

2.  Реакция на учителя, внимание.

3.   Самоопределение:

-    знаю, что буду делать;

-    понимаю, хочу делать или нет;

думаю, что могу сделать.

Регулятивные:

-волевая саморегуляция.

 

Личностные: воспитание интереса к литературе.

 

Этап 1. Стадия вызова.

 

Работа с текстом до чтения.

 

 

1.Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Антиципация чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Появление целей урока.

-Сегодня я  приглашаю вас к разговору, который касается всех нас. Нашим мудрым собеседником  будет великий  писатель Л. Н. Толстой, который ещё в детстве мечтал о том, чтобы все были счастливы.  На краю оврага он вместе с братьями закопал зелёную палочку, на которой, по словам старшего  брата  Николая,  была написана тайна о том, «как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, а были постоянно счастливы!».

С тех пор прошло много лет, а люди всё пытаются открыть эту тайну, возможно, она скрыта и  в самих произведениях писателя. Сегодня мы постараемся найти ее в одном из произведений  Льва Николаевича, которое называется  «Бедные люди».

- Давайте прочитаем высказывания о доброте Л.Н.Толстого. Попробуйте объяснить их смысл.

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. (Толстой Л. Н.)

Какая необходимая приправа  ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются. (Толстой Л. Н.)

Я предлагаю эпиграфом сегодняшнего урока  взять слова  Л.Н.Толстого.

-Что же сегодня на уроке будет в центре нашего внимания?О каком главном качестве человека пойдет речь?  (На экране  - слово «доброта»).

-Какие ассоциации вызывает слово «доброта»? Подберите синонимы к слову «доброта». 

Учитель предлагает составить кластер слова   «Доброта».

(Взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость; солнце, тепло, свет; здоровье души).

- Рассказ  Л.Н.Толстого  – «Бедные люди»- это прозаическое переложение стихотворения французского писателя Виктора Гюго, которое Толстой высоко ценил и любил.

- Итак, рассказ называется «Бедные люди».  Давайте попробуем по названию рассказа определить, предположить, о чём этот рассказ.

- Как вы думаете, на каком слове сделал ударение автор? (Предположения учащихся).

Подводит учащихся к цели урока, задавая вопросы.

 -Как вы думаете, какая цель стоит перед нами сегодня на уроке? Какие задачи мы будем с вами решать?

Отвечая на вопросы учителя, они высказывают  разные предположения.

Выполняют задание, активно участвуют в целеполагании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают свое мнение, объясняют,  отвечают на вопросы, участвуют в диалоге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные ответы учеников:

- Наверное, это рассказ о людях, которые очень бедно жили, а потом разбогатели.

-Может быть, это рассказ о людях, которые материально бедны, но духовно богаты.

Учащиеся совместно с учителем формулируют цели и задачи урока, принимают их, определяют свою готовность к чтению и обсуждению текста.

Познавательные: пользоваться дополнительными источниками.

Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока.

Этап 2. Стадия осмысления.

Работа с текстом во время чтения.

 

 

1.  Чтение  текста по частям и беседа по содержанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Беседа по содержанию в целом.

Комбинированное чтение: текст  рассказа «Бедные люди» читают  учитель  и учащиеся.

 

Осмысление содержания проводится при помощи приёма «чтение с остановками».

       Чтение текста до слов «… говорит она и крестится» (1-я остановка).

-Что мы узнали о героине рассказа?

- Скажите, что вы увидели и услышали, прочитав начало рассказа?

- А что почувствовали?

- Какие слова и словосочетания воссоздают  атмосферу  жилища рыбака?  

-Какие детали  текста  говорят о том, что это бедная семья?

- Почему отец рыбачит в бурю?

- Как описана забота родителей о детях?

- О чем думает Жанна? Зачем Жанна крестится? Какие взаимоотношения в семье?

 

 - Какой стилистический  прием использует Л.Н.Толстой, чтобы подчеркнуть, насколько отличается   материальное состояние этой семьи  от их взаимоотношений, их внутреннего  мира? Приведите   примеры его использования.

 - Как вы думаете, что произойдет дальше?

Продолжение чтения до слов «…подумала она и толкнула дверь» (2-я остановка)

- Что случилось у соседки?

- Почему Жанна решила её проведать?

- Как вы думаете, что может увидеть Жанна в доме соседки?

Чтение текста до слов «… они спят сладко и крепко». (3-я остановка).

- Почему в избушке сыро и холодно?

- Что можно сказать об умершей матери?

- Как вы думаете, что сделает Жанна?

Чтение до слов «И Жанна задумывается и долго сидит  молча у кровати». (4-я остановка)

- Раздумывала ли Жанна, как ей поступить с детьми?

- Почему она «… не могла не сделать то, что сделала»?

- О чем она стала размышлять, когда уже принесла детей к себе домой?

- Как объяснить: «Точно мучит её совесть»? Когда человека мучит совесть?

-Разве Жанна поступила плохо, взяв детей, оставшихся без матери?

- Почему она стала бояться мужа, ведь она его любит?

- Этих детей можно было взять временно, а потом попробовать пристроить в какой-нибудь приют или отдать в монастырь. Почему Жанна решила взять их навсегда?
 - Одобряете ли вы её поступок? Учитель обобщает высказывания учащихся: 

Жанна чувствует ответственность перед своими детьми, обязанность отвечать за свои поступки перед мужем. Она такой человек, что не могла не взять сирот. Но положение в семье очень тяжёлое, и Жанна не знает, как супруг отнесётся к её решению, которая она приняла, не посоветовавшись с ним.

А теперь выскажете предположения о том, как отреагирует муж Жанны на то, что она взяла детей в свой дом? Что он ей скажет?

Учащиеся, анализируя услышанный  текст, находят ответы на поставленные вопросы, делают выводы.

 

Примерные ответы учащихся:

-Жанна- жена рыбака.

-Семья живет в глубокой нищете. Родители с  утра до вечера трудятся. В хижине тепло и уютно, в доме чистота и порядок. В печи - огонь, блестит чистая посуда. Над кроватью - полог. Отец весь день в море рыбачит.

- В семье  царит мир и доброта, любовь.
- Земляной пол, старый парус, старые часы, еле-еле кормятся, нет обуви;

- С утра до вечера трудятся, в хижине тепло и уютно, порядок, в печи- огонь, блестит посуда;

- Семья верующая. Вера помогает человеку в трудные минуты жизни. Супруги очень любят друг друга и своих детей, жалеют их, заботятся о них

-Антитеза (противопоставление). Усиливает эмоциональную окраску речи.

 

 

Учащиеся высказывают свои  предположения, отвечают на вопросы во время беседы.

 

 

 

 

Примерные ответы учащихся:

-Мать, умирая,  укутала свои детей, чтобы они не замерзли.

-Ей стало жалко детей, они могли погибнуть.

 

 

 

 

 

 

 

-Совесть мучает, когда сделаешь что-то плохое.

 

- Жанна приняла самостоятельное решение, не посоветовавшись с мужем; скорей всего, в семье было принято советоваться друг с другом по важным вопросам.

 

-Соседские дети хорошо знают их семью, а в семье жить всегда лучше.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают свои предположения.

Регулятивные: самостоятельно ответы на поставленные вопросы, активно анализируя прочитанный отрывок.

Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: воспитание нравственных качеств личности на примере поступков  главных  героев рассказа.

 

 

Продолжение чтения до слов «Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки» (5-я остановка).

- С каким настроением вернулся рыбак домой? Почему?

- Почему Жанна не смеет поднять на мужа глаза, бледнеет при его вопросе, то и дело умолкает?

- Рыбак был хмур, недоволен, так как ничего не поймал в этот день, еле добрался до дому. Жанна не смеет поднять на мужа глаза, она очень переживает, боится, как воспримет муж двух приёмышей. 

 

Чтение рассказа до конца.

- Почему же Жанна молчит после слов рыбака о том, что надо взять детей соседки в свою семью?

- Какое впечатление произвел на вас рассказ?

- Как вы думаете, а в каждой ли семье могли отреагировать так же на беду, постигшую соседей?

- О чем этот рассказ?

- Какова главная мысль этого рассказа?

- Какие качества проявили Жанна и её муж?

-Скажите, пожалуйста, верны ли были ваши предположения о тематике и героях рассказа?

- Вспомните ваши ассоциации со словом «бедный» (жалкий, обездоленный). Изменились ли они? 

- Какое чувство вызывают у нас  обездоленные люди? А какое чувство заставляет нас испытать  автор,  говоря о Жанне и её муже? Так почему рассказ называется «бедные люди»? Бедные ли они на самом деле? Как образовано это слово?

-Выберите отрывки из текста, которые наиболее ярко характеризуют поступки, качества героев, отражают их внутренний мир, состояние души.

Учитель предлагает  выразительно прочитать отрывки из рассказа и объяснить свой выбор.

 -Она молчит после слов рыбака о том, что надо взять детей соседки в свою семью.
Она   рада, что муж решил сделать так же, как она.
 Жанна молчит, потому что у неё пропал голос от радостного волнения.

- Этот рассказ о доброте.

-Нужно помогать людям, попавшим в беду, проявлять жалость, сочувствие, сострадание.

-В первую очередь они проявили милосердие.

 

-Жалость, сочувствие.

 

-Восхищение.

 

-Они великодушны.

- Из слов  Великая,  Душа.

 

 

Выразительное чтение отрывков.

 

Этап 3.

Работа с текстом после чтения.

1.Концептуальная беседа по тексту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Работа с заглавием, иллюстрациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Творческое задание.

Организует работу по анализу проблематики рассказа.

- О чем этот рассказ?

- Какова главная мысль этого рассказа?

- Какие качества проявили Жанна и её муж?

Записи в тетради:

Милосердие – («милое» «сердце») готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия.

- Чем отличается смысл слова «милосердие» от смысла синонимов? (Милосердие – не просто чувство, это готовность сделать что-то под влиянием добрых чувств, помочь людям или простить кого-то).

- Знаете ли вы, что обозначает имя главной героини – Жанна? (Благодать, милость Божия). Жанна – дающая благо, добро.

- Кто из героев этого рассказа, кроме Жанны, наделен именем? (умершая соседка – Симон)

- Почему умершей соседке Л.Н.Толстой дает имя, а рыбаку – нет. Даже в своих мыслях Жанна называет его словом «он».

- Хотел ли автор написать рассказ о том, как отвратительна бедность или о том, насколько человечны люди? Выражал ли он через название своё сочувствие героям? Или наоборот, подчеркивал, что даже в бедности человек способен оставаться человеком?

-Чему учит этот рассказ?

- Какова главная мысль рассказа?

Очень хочется, чтобы вы, ребята, в своей жизни проявляли больше доброты и милосердия.

Назвав рассказ «Бедные люди», автор загадал нам загадку. Говоря о трудном материальном положении семьи Жанны, автор  заставляет размышлять читателя не о том, почему они бедны, не вызывает к ним чувство жалости, а побуждает читателя начать думать о добре, о готовности помочь людям. Положение семьи только подчёркивает величину  великодушия этих людей, вызывая у читателя восхищение их поступком.

 -Сможете ли вы теперь ответить на вопрос, какую тайну нам открывает автор рассказа, что нужно делать, чтобы люди были счастливы?

-Можно ли придумать другие названия?

-Можем ли назвать рассказ «Богатые люди»? Почему? Какие уроки доброты раскрыл нам Л.Н.Толстой?

-Какими богатствами  обладают главные  герои нашего рассказа?

- Надо помогать людям, которые попали в беду, нужно проявлять жалость, доброту, сочувствие.
- Герои рассказа добрые, жалостливые. Жанна и её муж проявили милосердие.

Учащиеся объясняют смысл слова ( при необходимости используется Толковый словарь С.И.Ожегова),   подбирают  синонимы. Записывают в тетради слова: жалость, сочувствие, сострадание, человеколюбие...доброта    Милосердие - не просто чувство, это стремление сделать что-то под влиянием добрых чувств, помочь людям или простить кого-то.

 

 

Жанна и  Симон – матери. Толстой восхищается самоотверженностью, милосердием, которые способны проявить женщины даже по отношению к чужим детям. Симон,  умирая, думает о детях, стараясь укрыть их потеплее;  Жанна, не задумываясь о последствиях, забирает спящих детей от умершей матери.

 

 

Учащиеся высказывают свое мнение.

-Рассказ учит сопереживать, сочувствовать, сострадать – этих умений нам так часто не хватает в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Творить добро.

 

Ребята предлагают разные названия, объясняя свой выбор.

- Душевные  сокровища дороже бриллиантов и золота. Доброта- главное богатство любого человека.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.

 

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах

Личностные: формирование способности учащихся осуществлять самоконтроль,

развитие адекватной самооценки.

 

Этап. 4 Подведение итогов урока. Рефлексия.

Самооценка.

Определение эмоционального состояния школьников в конце урока.

-Ребята, вспомните, были ли в вашей жизни случаи, когда чувство доброты помогло преодолеть трудности или помочь кому-либо?

-Почему же не все люди стремятся делать добро для других? Многие не верят в добро, кроме того  - зло делать легче. Что нужно для того чтобы поверить в добро?

 «Чтобы поверить в добро, нужно начать его делать!»  - говорит Л.Н.Толстой.

Учитель подводит учащихся к ИТОГУ урока:

-Итак, что было написано на зеленой  палочке?

-Достигли ли мы цели, которую поставили в начале урока? Решили наши задачи? Для нас в жизни важны доброта, милосердие, сострадание?

Сегодня мы прикоснулись к разгадке тайны зеленой палочки. Изучая другие произведения  Л.Н. Толстого, вы откроете для себя эту тайну до конца. Сам Л.Н. Толстой позднее вспоминал: «…и, как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает…».

Ученики вспоминают случаи, когда доброта помогала им в различных ситуациях.

 

 

 

Учащиеся  обозначают своё настроение словами, передающими их чувства после анализа рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные,

личностные,

регулятивные контроля и оценки, самооценки.

 

Этап 5. Домашнее задание.

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников.

Оценивает учебную деятельность учащихся на уроке.

 

Комментирует домашнее задание.

Написать ответ на вопрос: «О чём меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Бедные люди» или мини-сочинение на тему «Чему научили меня герои рассказа Л.Н.Толстого?»

Записать пять  интересных высказываний о доброте.

 

Выбирают домашнее задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей: развернутый ответ на вопрос или мини-сочинение

Личностные: воспитание интереса к литературе;

воспитание нравственных качеств личности на примере поступков и характеров главных  героев рассказа;

формирование познавательного интереса учащихся к чтению.

Познавательные: строить рассуждения; делать выводы.

http://www.liveinternet.ru/users/5043542/post392527622 - сайт - Усадьба Л.Н.Толстого. Ясная поляна.


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по рассказу

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по рассказу

Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока

Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока

Антиципация чтения. 3

Антиципация чтения. 3

Беседа по содержанию в целом.Комбинированное чтение: текст рассказа «Бедные люди» читают учитель и учащиеся

Беседа по содержанию в целом.Комбинированное чтение: текст рассказа «Бедные люди» читают учитель и учащиеся

Беседа по содержанию в целом.Комбинированное чтение: текст рассказа «Бедные люди» читают учитель и учащиеся

Беседа по содержанию в целом.Комбинированное чтение: текст рассказа «Бедные люди» читают учитель и учащиеся

Работа с заглавием, иллюстрациями

Работа с заглавием, иллюстрациями

Этап. 4 Подведение итогов урока

Этап. 4 Подведение итогов урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2023