Урок литературы по теме «Образ маленького человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель"»
Раскрыть образ "маленького человека".
Задачи:
· Провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного героя повести "Шинель".
· Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе.
· Воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям; учить понимать авторскую позицию.
Тип урока:
развивающий по технологии критического мышления
Технология:
технология критического мышления
Оборудование
: компьютер, экран, проектор.
Ход урока
1. Мотивация урока.
О каком герое идёт речь в данном отрывке?
«... я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться: как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».
Напомнит историю жизни Самсона Вырина. (Ананина Настя)
бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимает тот, кто принадлежит к сильным мира сего.
• 2. Актуализация знаний.
Как называется тип литературного героя, к которому мы относим этого персонажа?
-маленький человек-
Ребята , какие ассоциации у вас возникают , когда вы слышите словосочетание «маленький человек»?
Обратимся к карточке.
Выберите слова, которые подходят к характеристике «маленького человека»
Бычкова Катя объяснит нам лексическое значение этого словосочетания.
("Маленький человек" в литературе -обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение: приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью. «Маленький человек»- это человек, задавленный бедностью и ощущающий свою ничтожность, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.)
Все вы прочитали рассказ Н.В. Гоголя «Шинель»
• Какие ощущения вы испытывали, читая эту повесть?
Какие вопросы возникали у вас во время чтения?
3.Работа по теме урока.
Сформулируйте тему нашего урока.
Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Какова будет цель урока?
• Показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина;
• выявить авторскую позицию и свою собственную к данной проблеме.
• Кто же такой Башмачников Акакий Акакиевич? (Шишелов Сергей, ФилипповС. (Чиновник есть, но его лица нет, нет неповторимого человеческого лица, как нет и личности.)
(Иллюстрации) (по всему тексту)
Почему, давая характеристику герою, автор употребляет неопределённые местоимения и прилагательные с суффиксом оват?
Они подчёркивают ощущение нечёткости, неясности, отсутствие чего-то выдающегося, запоминающего.
•
• Почему герой назван Акакием? Согласны ли вы, что судьба определилась тогда, когда его нарекли Акакием Акакиевичем? (слово группе Булыгиной Тани..(Судьба была предрешена)
•
• Как сослуживцы относились к Акакию Акакиевичу?
• На этот вопрос готовила ответ группа(Дуркиной Клавы….Словно всё в его судьбе предрешено.Имя и фамилия подчёркивают незначительность героя. Башмачников-от слова «башмак»,что-то незначительное, непримечательное, совершенно лишённое поэзии.
• Сочувствуете ли вы герою? Почему? (всем)
• Он какой-то забитый, угнетённый, жалкий, какой-то безликий
• нерешительного, бессловесного, «забитого» чиновника, Н. В. Гоголь хотел сказать: так жить нельзя, надо сопротивляться, отстаивать себя.
• 4.Физминутка.
• 5.Продолжение работы по теме урока.
•
• Слушаем выразительное чтение отрывка, который подготовила Калганова Алеся..
• Стр. 361-362.(124-
• Какие черты характера героя можно назвать, слушая отрывок?(всем)
• Он одинокий человек, его мир – это переписывание бумаг, буквы были его собеседники, друзья. Замкнутый, неразговорчивый, необщительный. Какой-то автомат, а не человек. Какой-то жалкий. . В мире букв Акакий Акакиевич обретает счастье, наслаждение, гармонию, здесь он полностью доволен своим жребием, ибо осуществляет служение Богу: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?» Страшно, что жизнь человека ограниченна переписыванием бумаг.
•
• Внимательно слушаем следующий отрывок, его читает Булыгина Таня…
• Стр 362
• Как этот отрывок характеризует Башмачкина?
• Как человека неряшливого, бедного, человека,
•
• Капот – женская домашняя одежда свободного покроя.
•
• Прослушаем фрагмент « За обедом» стр. 363
• Каким вы увидели Акакия Акакиевича?
•
Ел наскоро, не замечая вкуса, с мухами и со …У него словно чувства атрофированы. Он не умеет радоваться. Испытывать удовольствие, хотя бы от еды.
Послушайте речь Акакия Акакиевича.
Стр.129. Как речь характеризует героя?
Он неуверенный в себе человек, какой-то жалкий.
Согласны ли вы, что Акакий Акакиевич –маленький человек?
Почему повесть о человеке названа «Шинель»? Вещь заменила человека.
Не человек важен в обществе, а шинель. - В Петербурге в окружении Башмачкина человека ценили не за внутренние качества, а за внешние детали – за то, какая на нем шинель.
Стоило Башмачкину прийти в новой шинели и его все заметили. Мундир заменил личность, чин затмил человека.
Какие ассоциации у вас вызывает слово шинель?(чиновник, чин должность, военный, власть) .
Почему же герой решил сшить новую шинель? На какие жертвы он идёт ради этого? Над этими вопросами размышляла группа Поздеевой Маши….
• Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели.
Изменился ли герой, приобретя шинель? («Пообедал он весело и после обеда уже ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постеле». Признан чиновниками как равный среди равных и даже приглашён в лучшую часть города.)
Заполните таблицу, что положительного и что отрицательного принесла шинель герою. Работаем в паре. Итак, что у вас получилось?
+ |
- |
Стал ближе к обществу |
Забросил работу |
Стал заметнее (о нем заговорили) |
Стал делать ошибки |
Стал увереннее |
Испытал потрясение от встречи со «значительным лицом» |
умер |
Что стало причиной смерти героя? Ведь утрата шинели, как бы ни была страшна сама по себе, не должна была свести в могилу бедного Акакия Акакиевича. Ведь он даже не простудился в тот вечер, когда возвращался домой после нападения грабителей раздетый, без шинели.
Над этим вопросом размышляла группа (Калгановой Алеси.)
С одним ли Башмачкиным произошла эта трагедия?
Вспомните, что изображено на табакерке Петровича?
Какой-то генерал с заклеенным бумажным лицом. Может, это совпадение? Но попробуйте отыскать портрет «значительного лица» - не найдете. У «значительного лица» нет лица. Мундир, вещь заменили личность, чин заменил человека.
Мундир, вещь заменили личность, чин заменил человека.
Раз в жизни Башмачкин ощутил свою значимость. Нет, не благодаря своим достоинством, а благодаря шинели. Для других стремление к такой «значительности» было естественным, для него – нет. И расплата не заставляет себя ждать. Жизнь все расставляет на места с катастрофической скоростью: вечер в той части города, которая считается «лучшей», приемная значительного лица, болезнь и смерть. И последнее одеяние Башмачкина соответствует его положению на государственной лестнице: врач советует хозяйке брать не дубовый, а сосновый гроб – дешевле. Холодный Петербург встретил и проводил Башмачкина по одежде.
И снова звучит текст. Текст читает Кислякова Таня
Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нём его никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естество наблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть её в микроскоп. Существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого всё же хотя перед самым концом жизни мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь, и на которого так же потом нестерпимо обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира…».
Но повесть Гоголь не заканчивает смертью Акакия Акакиевича. В реалистическую повесть он вводит фантастический элемент.
Каков смысл подобного финала и зачем автор использует гротеск- сочетание реального и фантастического?
Над этим вопросом работал весь класс.
• Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя.
Итак, герой Гоголя хоть и после смерти, но мстит за свою обиду. Мы видим, что происходит эволюция «образа «маленького человека»: происходит торжество справедливости. Гоголь встает на защиту бедного, униженного человека, призывает людей к великодушию. Фантастический финал произведения — утопическое осуществление идеи справедливости. Вместо покорного Акакия Акакиевича появляется грозный мститель, вместо грозного «значительного лица» — лицо подобревшее и смягченное.
Но на самом деле этот финал неутешителен: возникает ощущение богооставленности мира. Бессмертная душа охвачена жаждой мщения и вынуждена сама же это мщение и творить.
• Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…
Зачем автор нам рассказывает такую печальную историю?
Над этим вопросом размышляли все группы.
--чтобы обвинить общество, которое нравственно калечит человека. В человеке развивается страх перед сильными мира сего, какой-то внутренний трепет. Гоголь хотел заставить читателя задуматься над судьбой «маленького человека». Отнестись к его бедам, невзгодам и страданиям с сочувствием.
• К живой душе взывает Гоголь, потому что вокруг чаще всего свиные рыла, как в кошмарном сне героя комедии “Ревизор”. Страшно от мертвых душ.
• Слова из рассказа Чехова “Крыжовник”:
“Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о “маленьких людях”.
Итак, чему же учит нас произведение Н.Гоголя? К чему призывает автор читателей? Бюрократическая система уничтожает в человеке все доброе, человеческое. Пожалеть беззащитного, униженного, остановить несправедливое слово, противостоять хамству и жестокости сильных мира сего - в этом сила и мудрость великой русской литературы. Этому учит нас повесть «Шинель». Об этом и слова прекрасного писателя А.П.Чехова: «…надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-то с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные» И Гоголь взывает: нет ничего ценнее человека!
6. Рефлексия.
Что унесете вы сегодня с собой с урока?
- Чему научились?
- Над чем задумались?
Домашнее задание написать сочинение-рассуждение на тему «Человек должен быть «маленьким»?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.