Урок литературы в 11-м классе. Поэзия ВОВ – особый жанр военного периода. "Поэзия, опаленная войной". (Урок-презентация с применением групповой формы работы)
Цели урока:
Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями лирического героя; показать, какой след оставила война в семьях учащихся.
Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.
Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ;
развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи;
воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории страны, своей семьи.
Оборудование: мультимедийная презентация, медиапроектор;
Ход урока
I. Организационный момент. Звучит песня «Священная война»
- Вы согласны с утверждением, что поэзия ВОВ – особый жанр военного периода?
- Попробуйте сформулировать цели урока, исходя из проблемного вопроса:
(дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны;
показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями лирического героя; показать, какой след оставила война в семьях учащихся.)
- Прошли уже десятилетия с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. И сегодня мы поговорим о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной, об особенностях поэзии этого периода.
- Что же было особенным в стихах периода ВОВ? В чем уникальность лирики Великой Отечественной войны? В статье об особенностях лирики военного периода найдите основные положения и запишите их в тетрадь. (Приложение №1)
II. Работа в тетради. Проверка Слайд № 2
Поэзия времен Великой Отечественной войны представляет собой целую поэтическую вселенную, состоящую из множества поэтических миров – ярких, индивидуальных, вместе с тем составляющих идейно-художественное единство. Она как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик. В первые же месяцы и даже дни войны поэты создавали произведения, которым суждено было стать эпохальными. В них в чеканной форме выразилось народное самосознание, народная точка зрения на события.
Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданы. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными».
«Когда грохочут пушки, молчат музы», - гласит старинный афоризм. Но в годы ВОВ голоса муз перекрывали грохот пушек. Пожалуй, никогда за годы существования поэзии не было написано столько стихов, как за годы войны. Давайте поговорим о тех, кто сражался, кто сразу взялся за перо, чтобы поднять боевой дух русского народа, чтобы укреплять мужество защитников и послушаем их стихотворения.
III.Сообщение 1 группы
Презентация 1 группы и стихотворения наизусть в исполнении учащихся:
К. Симонов «Жди меня»
О. Берггольц «Блокадная ласточка»
Ю.Друнина «Зинка»
Е. Евтушенко «Свадьбы»
- В чем особенность этих стихотворений? (общие мотивы военной лирики: война, любовь и верность, надежда на победу; лирический герой – это простой боец, близкий и понятный всем)
- Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов: и признанных и еще не известных. Они почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.
- Есть еще одна особенность лирики военных лет: проста изложения и музыкальность стиха.
– Как вы считаете, в военное время совместимы такие понятия как война и музыка?
– Для чего нужна песня в тяжелое время для страны, людей?
-Многие военные стихи становились популярными песнями. Казалось бы, что может быть общего у войны и песни? Тяготы и страдания военного времени не оставляли места для песен… И тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою, вдохновляя бойцов. Многие бойцы и командиры в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранили блокноты с записями фронтовых песен. Считалось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия.
- Война против фашизма была народной и священной, с августа 1941 года её стали называть Отечественной. Поэт Василий Лебедев-Кумач в содружестве с композитором А. Александровым написали песню “Священная война”. Уже 24 июня 1941 года текст песни был опубликован на страницах газет “Известия” и “Красная звезда”. На следующий день композитор Александров написал к нему музыку. Еще через день песня была исполнена Ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы при проводах бойцов на фронт.
Все трудные четыре года была эта песня с нашим народом, сопровождая его в военной страде и тяжелой жизни тыла.
– В чём сила патриотической песни? (В чувствах, которые она вызывает у людей. Эти чувства руководят поступками человека).
Долгое время бытовало мнение, что в первые дни войны во всей стране звучали лишь призывы и марши, суровые и строгие, мужественные и героические. На самом деле было совсем не так. Самыми популярными были песни о любви. Наверное, потому, что война обостряет все чувства человека, в том числе и любовь, и нежность, и тревогу за самых близких людей.
IV Сообщение 2 группы. Звучат песни «Катюша», «Огонек
«Катюша» оказалась особенно популярной, потому, что в ней сплавлены лучшие песенные качества: музыкальность, простота сюжета, близкого и понятного всем: обращение девушки к возлюбленному, полное заботы о нем. На привет – послание девушки бойцу – пограничнику последовали песенные ответы с пограничных застав. В них солдаты обращались к подругам, реальным или воображаемым, называя одним ласковым именем:
Не забыл тебя я, дорогая,
Помню, слышу песенку твою.
И в дали безоблачного края
Я родную землю берегу.
Милая Катюша,
Буду метко бить я по врагам.
Наши нивы, яблони и груши
На позор фашистам не отдам.
Не только на трудовом фронте воевала «Милая» Катюша. Строки, рожденные в народе, утверждают, что она сражалась с оружием в руках:
Завязался рано на рассвете
Жаркий бой, где яблони цвели.
Билась с ярым недругом Катюша
За клочок своей родной земли.
А вот она уже в другой роли:
Ой ты, Катя, девушка родная,
Сто бойцов спасла ты из огня,
Может, завтра, раненых спасая,
Из огня ты вынесешь меня.
Если собрать все песни о Катюше, созданные за время ВОВ, то получится обширная поэтическая энциклопедия, где найдут образное художественное отражение и труд женщин в тылу, и их чувства и переживания, думы и надежды, и их участие в партизанском движении и боевых действиях на фронте, и горькая судьба тех, кто оказался на оккупированной территории или был угнан в фашистскую неволю. Причем важно то, что главное в этой поэтической энциклопедии – показ войны «изнутри».
О том, что самыми популярными песнями на фронте были песни о любви, убедительнее других свидетельствует судьба «Землянки» Алексея Суркова.
В годы войны фольклористы записали множество песен, в которых часто менялись географические координаты:
Про тебя мне шептали кусты
В белорусских полях под Имгой…
Не остались равнодушными к стихотворным посланиям из землянок и окопов и те, для кого они сочинялись, - жены и невесты воинов.В их ответах- слова поддержки, нежной любви, стремление ободрить любимого, укрепить его силы:
Слышу голос тоскующий твой,
Слышу песню двухрядки твоей.
Не грусти, мой желанный, родной,
Что – нибудь поиграй веселей.
Ветер, вьюга, снега и метель,
Ночь морозная смотрит в окно.
Я б хотела к тебе прилететь,
Не видала тебя я давно.
И только любовь может преодолеть, победить и зимнюю стужу, и разлуку, победить врага, приблизить победу:
Не грусти, не печалься, родной,
Пусть огонь не погаснет в груди –
Я в холодной землянке с тобой,
И победа нас ждет впереди.
- Бытует мнение, что стихи и песни той поры очень бедны с точки зрения языка. Давайте докажем обратное.
V Заполнение таблицы «Языковые особенности военной поэзии» на примере песни А.Суркова «В землянке».Приложение №2
Вывод: стихотворение богато языковыми средствами выразительности: олицетворения и эпитеты подчеркивают нежные чувства лирического героя.
- Почему же стихотворения и песни оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?
Вывод: Поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жесткой. Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. Главное то, что поэзия военных лет уловила самую суть войны:
“Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле…”
Еще древние греки называли песни самым мощным оружием, потому что они своим ритмом и гармонией проникают в самые сокровенные глубины человеческой души.
- А кто, по-вашему, главный герой поэзии, опаленной войной?
(Герои поэзии военного времени - это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с врагом! Это люди разной национальности, разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю)
- Перед уроком вам была предложена анкета. В ней был вопрос: есть ли среди ваших родственников те, кто воевал на фронте или ковал победу в тылу? Великая Отечественная война оставила свой след в каждой семье. Не обошла она и семьи учеников нашего класса Добрыниной Анны, Шерстневой Татьяны, Мишакина Андрея. И вот что выяснила 3 группа.
VI Сообщение 3 группы о родственниках – ветеранах ВОВ учеников класса.
- Да, семьи Ани, Тани, Андрея были такими же, как и сотни других семей. В годы войны наши деды и прадеды сражались и умирали. И хоть многие из них не получили звания героя, но мы их помним, любим, гордимся ими. Память о них хранит поэзия, опаленная войной…
VII Поэты, не вернувшиеся с войны ( Слайд №)
- В годы военных испытаний 1215 писателей ушли воевать с врагом. Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение Родины.
Одни поэты, солдаты и офицеры переднего края, прошли сквозь горнило сражений и израненные, вынесли из-под огня “порохом пропахнувшие строки”. Другие не увидели утро победы, и последней строкой их судьбы стала скупая запись: “Пал смертью храбрых…”
Павел Давидович Коган, погиб под Новороссийском в 1942;
Михаил Валентинович Кульчицкий, погиб в боях под Сталинградом в январе 1943; Николай Петрович Майоров, погиб в 1942 году на Смоленщине; Муса Мустафович Джалиль, тяжело раненным попал в плен, посажен в тюрьму Маобит и в 1945г. казнен. Ему посмертно присуждено звание героя Советского Союза; Иосиф Павлович Уткин, военный корреспондент, погиб во время авиационной катастрофы в 1944г. Б.Костров, А.Лебедев, Г.Суворов, П.Шубин и многие другие. Мы помним их.
Вывод: поэзия периода ВОВ стала явлением уникальным. Поэты писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах. Поэты-фронтовики принесли в литературу пронзительную искренность, умение просто и честно говорить о самых страшных вещах и самых сокровенных мыслях, отказ от изображения парадной стороны войны и утверждение самых высоких идеалов: верность другу и Родине, чувство причастности ко всему, что совершается в мире, и ответственности за весь мир.
- В чем уникальность и значимость поэзии периода Великой Отечественной войны? (Слайд №)
· Оперативность
· Эмоциональность
· Доходчивость
· Патриотические чувства
· Глубоко личные переживания
VIII Домашнее задание (ученики выбирают самостоятельно)
1. Анализ стихотворения поэтов - фронтовиков
2. Творческий проект “Военная лирика поэтов-земляков”.
3. Письменный ответ на вопрос: «Какую роль сыграла поэзия в годы Великой
Отечественной войны?»
4. Выучить наизусть стихотворение любимого поэта о Великой
Отечественной войне и проанализировать его.
IX Рефлексия
Какое впечатление произвел на вас сегодняшний урок?
Оцените свою работу на уроке и работу групп.
Приложение 1
Русская литература периода Великой отечественной войны стала литературой одной темы – темы Родины, войны. Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и … писали.
Писатели чувствовали себя «окопными поэтами», а вся литература в целом – голос героической души народа. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не менее, первое слово сказали лирики и публицисты. Стихи публиковали центральные и фронтовые газеты, транслировали по радио наряду с информацией о важнейших политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен в тылу, заучивались наизусть. Стихи «Жди меня», К. Симонова, «Землянка» А.Суркова, «Огонек» М. Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовал о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом – самая примечательная и исключительная особенность лирики 41 - 45 годов.
Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечты о победе, раздумья о судьбе народа – основные мотивы военной поэзии.
В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за Отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утраты и сознание жестокой необходимости войны.
В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванность от любимых занятий и родных мест миллионов советских людей как бы по – новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родился, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение и в поэзии: появились проникновенные стихи о Москве А. Суркова и П. Гусева, о Ленинграде Н. Тихонова, О.Берггольц, о Смоленщине М. Исаковского.
Видоизменился в лирике военных лет и характер лирического героя: он стал более земным, близким. Поэзия как бы вошла в войну, а война со всеми ее батальными и бытовыми подробностями в поэзию. «Приземление» лирики не помешало поэтам передавать грандиозность событий и красоту подвига нашего народа. Герои часто терпели тяжелые, а под час нечеловеческие лишения и страдания. Любовь к Отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы Великой Отечественной войны свое вдохновение наша лирика. Поэзия периода Великой Отечественной войны, как самый оперативный, эмоциональный и доходчивый жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
Наиболее известные поэты того времени: Н.Тихонов, А.Твардовский, А. Сурков, О.Берггольц, М.Исаковский, К.Симонов.
В поэзии военных лет можно выделить 3 основных жанровых группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую (частушки, басни), лиро – эпическую (баллады, поэмы).
Война стала для всех большой бедой, несчастьем. Но именно в это время люди проявляют нравственную суть: она (война) как лакмусовая бумажка, как проявитель какой – то особенный.
Приложение 2
Языковые средства |
Примеры |
Олицетворения |
Поет гармонь, шептали кусты, голос тоскует |
Эпитеты |
Белоснежные поля, голос живой, холодная земля, негасимая любовь |
Лексический повтор |
Далеко – далеко, снега и снега |
Сравнение |
Смола, как слеза |
Противопоставление |
В холодной землянке - тепло |
Инверсия |
Голос живой, голос тоскует |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.