Урок литературы в 10 класс по повести Н. В. Гоголя "Портрет"
Оценка 4.6

Урок литературы в 10 класс по повести Н. В. Гоголя "Портрет"

Оценка 4.6
Презентации учебные
ppt
русская литература
10 кл
29.11.2022
Урок литературы в 10 класс по повести Н. В. Гоголя "Портрет"
Гений и злодейство- две вещи несовместные( По повести Гоголя Портрет).ppt

Н.В.Гоголь «Портрет» «Гений и злодейство – две вещи несовместные»

Н.В.Гоголь «Портрет» «Гений и злодейство – две вещи несовместные»

Н.В.Гоголь

«Портрет»
«Гений и злодейство – две вещи несовместные»
А. С. Пушкин

В 1834 г в обществе велись оживлённые споры о сущности искусства

В 1834 г в обществе велись оживлённые споры о сущности искусства

В 1834 г в обществе велись оживлённые споры о сущности искусства. Повесть – отклик Н.В. Гоголя

Люди искусства, музыканты и художники, становятся героями романтических произведений. Это люди особого склада - умные, ранимые, тонко чувствующие. Поэтому они в конфликте со всем миром, они непонятны окружающим, они презираемы и бедны, но правда на их стороне…

Эпиграф к уроку Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою

Эпиграф к уроку Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою

Эпиграф к уроку

Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою.
Н.В.Гоголь

Творческая история Первая редакция повести («Арабески», 1835)

Творческая история Первая редакция повести («Арабески», 1835)

Творческая история

Первая редакция повести
(«Арабески», 1835)

Вторая редакция повести
(«Современник», 1842, № 3)


"Портрет"

Корчев?

Коблин?

Коблев?

Копьев?

ЧЕРТКОВ!!!

СОЦИАЛЬНАЯ
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ

Чартков
Андрей Петрович

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ

В.Г.Белинский о повести «Портрет» «Портрет» есть неудачная попытка г

В.Г.Белинский о повести «Портрет» «Портрет» есть неудачная попытка г

В.Г.Белинский о повести «Портрет»

«Портрет» есть неудачная попытка г.Гоголя в фантастическом роде. … Вторая её часть решительно ничего не стоит; в ней не видно г.Гоголя. Это явная приделка, в которой работал не ум, а фантазия не принимала никакого участия»

В.Г.Белинский

Этимология слова «искусство» Искусство родственно словам «искушать», «искушение»

Этимология слова «искусство» Искусство родственно словам «искушать», «искушение»

Этимология слова «искусство»

Искусство родственно словам «искушать», «искушение».
«Искусити» (старосл.) значило «подвергать испытанию».
«Искушенный человек» - это тот, кто многоопытен, много испытал.


Кто в повести выступает в роли «искусителя» и почему?

Композиция повести I часть. Истории художника

Композиция повести I часть. Истории художника

Композиция повести

I часть. Истории художника Чарткова.
II часть. Обстоятельства создания портрета и судьба его автора.

Вторая часть повести Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения, которую можно представить в виде свода нравоучительных правил: 1

Вторая часть повести Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения, которую можно представить в виде свода нравоучительных правил: 1

Вторая часть повести

Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения, которую можно представить в виде свода нравоучительных правил:
1. «Талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его».
2. «Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья».
«Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

Урок литературы в 10 класс по повести Н. В. Гоголя "Портрет"

Урок литературы в 10 класс по повести Н. В. Гоголя "Портрет"

ТЕМАТИКА ПОВЕСТИ «о презренном и ничтожном» в искусстве о необходимых качествах художника-создателя о назначении художественного творчества

ТЕМАТИКА ПОВЕСТИ «о презренном и ничтожном» в искусстве о необходимых качествах художника-создателя о назначении художественного творчества




ТЕМАТИКА ПОВЕСТИ

«о презренном и ничтожном»
в искусстве

о необходимых качествах
художника-создателя

о назначении художественного
творчества

Если восстановить порядок иллюстраций в соответствии с сюжетом и подобрать цитаты из повести, получится следующее:

Если восстановить порядок иллюстраций в соответствии с сюжетом и подобрать цитаты из повести, получится следующее:

Если восстановить порядок иллюстраций в соответствии с сюжетом и подобрать цитаты из повести, получится следующее:

Вкус его (Чарткова) развивался заметно

Вкус его (Чарткова) развивался заметно

«Вкус его (Чарткова) развивался заметно. Ещё не понимал он всей глубины Рафаэля, но уже увлекался быстрой, широкой кистью Гвида, останавливался перед портретами Тициана, восхищался фламандцами»

Рафаэль «Сикстинская мадонна» (1512-1515) «Афинская школа» (1509-1511)

Рафаэль «Сикстинская мадонна» (1512-1515) «Афинская школа» (1509-1511)

Рафаэль

«Сикстинская мадонна»
(1512-1515)

«Афинская школа»
(1509-1511)

Раффаэлло Санти
(1483-1520)
Итальянский живописец и архитектор, в творчестве которого отразились идеалы Высокого Возрождения.
Ученик Леонардо да Винчи и Микеланджело.
В последние годы жизни писал портреты, поставившие его в один ряд с Леонардо да Винчи по тонкости передачи образа человека.

«Автопортрет»
(1506)

«Донна Велата»
1516

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи

                                                                   Возможный портрет Леонардо да Винчи

                                                                   Возможный портрет Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи
(1453-1519)
Великий итальянский художник, учёный, архитектор, музыкант, инженер, механик, литератор.
Представитель типа «универсальный человек»-идеала итальянского Ренессанса.
«Трактат о живописи»
Изобретения: водолазный костюм, ласты, спасательный круг, экскаватор, дельтаплан, автомобиль.

«Автопортрет»

«Дама с горностаем»
(1488)

«Тайная вечеря»
(1495-1498)

«Мона Лиза»
(1503)

«Мадонна в скалах»
(1506)

Тициан Тициан (1480-1576) Ведущий художник

Тициан Тициан (1480-1576) Ведущий художник

Тициан

Тициан
(1480-1576)

Ведущий художник Венецианской республики.
Ученик Джорджоне.
Карл V, император Священной Римской империи, наградил его титулом графа Палатинского и рыцаря Золотой шпоры.

«Автопортрет»

«Девушка с фруктами»

«Изабелла Португальская»

Ему (Чарткову) пришла вдруг на ум история, слышанная давно им от своего профессора, об одном портрете знаменитого

Ему (Чарткову) пришла вдруг на ум история, слышанная давно им от своего профессора, об одном портрете знаменитого

«Ему (Чарткову) пришла вдруг на ум история, слышанная давно им от своего профессора, об одном портрете знаменитого Леонардо да Винчи, над которым великий мастер трудился несколько лет и всё ещё почитал его неоконченным и который, по словам Вазари, был, однако же, почтен от всех за совершеннейшее и окончательнейшее произведение искусства.

Внезапно появившиеся деньги Голос рассудка появилась возможность работать; есть деньги на содержание и обеспечение

Внезапно появившиеся деньги Голос рассудка появилась возможность работать; есть деньги на содержание и обеспечение

Внезапно появившиеся деньги

Голос рассудка

появилась возможность работать;

есть деньги на содержание и обеспечение

Голос чувств

Но «изнутри раздавался другой голос, слышнее и звонче»
“Теперь в его власти было всё то, на что он глядел доселе завистливыми глазами, чем любовался издали, глотая слюнки ”;
желание “одеться, разговеться после долгого поста, нанять славную квартиру”;
отправился в театр, в кондитерскую в … и прочее;
оделся с ног до головы;
накупил духов, помад;
купил нечаянно дорогой лорнет, нечаянно накупил бездну всяких галстуков;
более, ежели нужно, завил у парикмахера локоны;
катался в карете без всякой причины;
объелся без меры конфетами;
в новой квартире все, что получше поставил на видное место, что похуже в угол;
желание непреоборимое схватить славу за хвост;
заказал статью о себе; читал с тайным удовольствием.

Ответственен человек за свою судьбу?

Ответственен человек за свою судьбу?

вне человека или внутри его?
Ответственен человек за свою судьбу?

Добро и зло

Проблемный вопрос

Проблематика произведения. Проблема искусства

Проблематика произведения. Проблема искусства

Проблематика произведения.

Проблема искусства. ( «Но здесь было видно просто тупоумие, бессильная, дряхлая бездарность, которая самоуправно стала в ряды искусств, тогда как ей место было среди низких ремесл, бездарность, которая была верна, однако ж, своему призванию и внесла в самое искусство свое ремесло. Те же краски, та же манера, та же набившаяся, приобыкшая рука, принадлежавшая скорее грубо сделанному автомату, нежели человеку!.. »)
Тщеславие. ( «Художнику было лестно слышать о себе такие слухи. Когда в журналах появлялась печатная хвала ему, он радовался, как ребенок, хотя эта хвала была куплена им за свои же деньги. Он разносил такой печатный лист везде и, будто бы ненарочно, показывал его знакомым и приятелям, и это его тешило до самой простодушной наивности.»)
Бедность. ( «Он вынул из кармана двугривенный, отдал хозяину, взял портрет под мышку и потащил его с собою. Дорогою он вспомнил, что двугривенный, который он отдал, был у него последний. »)


История нравственного падения художника

История нравственного падения художника

истинном смысле
человеческой жизни

нравственном выборе

совести

духовном падении и воскресении

добре и зле

История нравственного падения художника Чарткова отразила размышления писателя о :

Жизненный путь Чарткова «Художник с талантом»

Жизненный путь Чарткова «Художник с талантом»

Жизненный путь Чарткова

«Художник с талантом»

Создание картин

Создание портрета Психеи

Покупка портрета с изображением ростовщика

Стал модным живописцем

Посещение выставки

Зависть

Смерть

Урок литературы в 10 класс по повести Н. В. Гоголя "Портрет"

Урок литературы в 10 класс по повести Н. В. Гоголя "Портрет"

Художник Чартков «..Прежним художникам уже чересчур много приписано», а «гений творит смело, быстро»

Художник Чартков «..Прежним художникам уже чересчур много приписано», а «гений творит смело, быстро»

Художник Чартков

«..Прежним художникам уже чересчур много приписано», а «гений творит смело, быстро».

«Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица...».
«Да, — проговорил он отчаянно, — у меня был талант. Везде, на всем видны его признаки и следы...»

«... кисть его хладела и тупела, и он ... заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы...».

«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства… Купивши картину,.. разрывал её,.. топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья.»
«Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько прекрасных произведений, сколько истребил этот свирепый мститель. »

Печальны были наши встречи: Его улыбка, чудный взгляд,

Печальны были наши встречи: Его улыбка, чудный взгляд,

Печальны были наши встречи: Его улыбка, чудный взгляд, Его язвительные речи Вливали в душу хладный яд. Неистощимой клеветою Он провиденье искушал; Он звал прекрасное мечтою; Он вдохновенье презирал; Не верил он любви, свободе; На жизнь насмешливо глядел-
И ничего во всей природе Благословить он не хотел.

В те дни, когда мне были новы Все впечатленья бытия — И взоры дев, и шум дубровы, И ночью пенье соловья, — Когда возвышенные чувства, Свобода, слава и любовь И вдохновенные искусства Так сильно волновали кровь, -Часы надежд и наслаждений Тоской внезапной осеня, Тогда какой-то злобный гений Стал тайно навещать меня.

Александр Сергеевич Пушкин
«Демон»
(1822)

Путь художника из Италии Испытывал страсть к искусству

Путь художника из Италии Испытывал страсть к искусству

Путь художника из Италии

Испытывал страсть к искусству

Уехал в Италию

Погрузился в труд,
став отшельником

Всё отдал искусству

Посещал выставки

Выбрал в учителя Рафаэля

Создал чистое непорочное произведение искусства

Товарищ Чарткова С «ранних лет носил в себе страсть к искусству, с пламенной душой труженика погрузился в него всей душою, оторвался от друзей, от родных,…

Товарищ Чарткова С «ранних лет носил в себе страсть к искусству, с пламенной душой труженика погрузился в него всей душою, оторвался от друзей, от родных,…

Товарищ Чарткова

С «ранних лет носил в себе страсть к искусству, с пламенной душой труженика погрузился в него всей душою, оторвался от друзей, от родных, от милых привычек ..», «..как отшельник, погрузился от в труд», «..оставил себе в учители одного божественного Рафаэля.»

«Чистое, непорочное, прекрасное как невеста стояло перед ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто как гений возносилось оно над всеми… Видно было, как все, извлеченное из внешнего мира, художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника устремил его одной согласной, торжественной песнью…»

Путь художника-иконописца Писал картины для церкви

Путь художника-иконописца Писал картины для церкви

Путь художника-иконописца

Писал картины для церкви

Создал портрет
ростовщика

Зависть

Путь покаяния и
очищения души

Создаёт картину,
где утверждается
добро и свет

Отец художника Б «Он удалился с благословенья настоятеля в пустынь

Отец художника Б «Он удалился с благословенья настоятеля в пустынь

Отец художника Б

«Он удалился с благословенья настоятеля в пустынь.. Там долго, в продолжение нескольких лет, изнурял своё тело, подкрепляя его в то же время живительною силой молитвы».

«Святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоём» – так сказал настоятель художнику, сумевшему очистить свою душу от зла

Советы отца художника Б. Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? 1

Советы отца художника Б. Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? 1

Советы отца художника Б.


Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными?

1. «Исследуй, изучай все, что ни видишь,…умей находить внутреннюю мысль и… старайся постигнуть высокую тайну созданья».

2. «..Во сколько раз ангел одной только чистой невинностью светлой души своей выше всех несметных сил и гордых страстей сатаны,- во столько раз выше всего, что ни есть на свете, высокое созданье искусства. Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью.»

3. «Спасай чистоту души своей
Кто заключил в себе талант,
тот чище всех должен быть
душою».

Это было, точно,чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур

Это было, точно,чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур

«Это было, точно,чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур. Чувство божественного смирения и кротости в лице пречистой матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах божественного младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчанье пораженных божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам его, и, наконец, святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину, - всё это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое»

А.Иванов «Явление Христа народу»

А.Иванов «Явление Христа народу»

А.Иванов «Явление Христа народу»

Талант Любовь к творчеству Способность творить

Талант Любовь к творчеству Способность творить

добро

Талант
Любовь к творчеству
Способность творить
Понимание: труд-путь
к совершенству

зло

Нетерпеливость
Погоня за модой, славой
Комфортная жизнь
Богатство
Самолюбование
Самомнение
Гордыня
Презрение к людям
Зависть
Желание мести

Образ ростовщика 2.Почему к ростовщику постоянно обращались люди за деньгами? 3

Образ ростовщика 2.Почему к ростовщику постоянно обращались люди за деньгами? 3

Образ ростовщика

2.Почему к ростовщику постоянно обращались люди за деньгами?

3.Олицетворением чего является сам ростовщик и его портрет в повести Н.В.Гоголя?

4.Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?

5.Почему ростовщик заказал свой портрет?

1.Какие детали в описании внешности ростовщика настораживают читателя?

Вывод Ростовщик в повести – воплощение зла, это дьявол

Вывод Ростовщик в повести – воплощение зла, это дьявол

Вывод

Ростовщик в повести – воплощение зла, это дьявол. Дьявольское начало в нём сильно. Всё, что исходит от него губительно. Человек, продавший душу дьяволу обречён.

Вывод Зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы – так произошло с художником-иконописцем

Вывод Зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы – так произошло с художником-иконописцем

Вывод

Зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы – так произошло с художником-иконописцем

Ростовщик – воплощение зла, которое гуляет по миру

Надо обладать огромной силой духа и чистотой сердца, иначе зло подчинит человека

Добро и зло вечны. Зло столь же неистребимо, как и добро

Добро и зло вечны. Зло столь же неистребимо, как и добро

Добро и зло вечны.
Зло столь же неистребимо, как и добро.
Символичны слова ростовщика:
«Я не хочу умереть совершенно, я хочу жить». Поэтому не случайно его портрет, кем-то украденный на аукционе, вечно остаётся в мире, чтобы искушать блеском золота и лёгкой славы.

Зло неистребимо» «Зло можно истребить окончательно»

Зло неистребимо» «Зло можно истребить окончательно»

«Зло неистребимо»

«Зло можно истребить
окончательно»

ПОДУМАЕМ

Добро и зло и вне, и внутри человека

Добро и зло и вне, и внутри человека

Добро и зло и вне, и внутри человека.

Человеческая жизнь – это активный
выбор между добром и злом.

Талантом художника в мире может
быть умножено добро или зло

Выводы по уроку

Какова роль в обществе личности, наделённой «драгоценным даром

Какова роль в обществе личности, наделённой «драгоценным даром

Какова роль в обществе личности, наделённой «драгоценным даром Бога»?

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2022