В 1834 г в обществе велись оживлённые споры о сущности искусства. Повесть – отклик Н.В. Гоголя
Люди искусства, музыканты и художники, становятся героями романтических произведений. Это люди особого склада - умные, ранимые, тонко чувствующие. Поэтому они в конфликте со всем миром, они непонятны окружающим, они презираемы и бедны, но правда на их стороне…
В.Г.Белинский о повести «Портрет»
«Портрет» есть неудачная попытка г.Гоголя в фантастическом роде. … Вторая её часть решительно ничего не стоит; в ней не видно г.Гоголя. Это явная приделка, в которой работал не ум, а фантазия не принимала никакого участия»
В.Г.Белинский
Этимология слова «искусство»
Искусство родственно словам «искушать», «искушение».
«Искусити» (старосл.) значило «подвергать испытанию».
«Искушенный человек» - это тот, кто многоопытен, много испытал.
Кто в повести выступает в роли «искусителя» и почему?
Вторая часть повести
Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения, которую можно представить в виде свода нравоучительных правил:
1. «Талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его».
2. «Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья».
«Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».
Рафаэль
«Сикстинская мадонна»
(1512-1515)
«Афинская школа»
(1509-1511)
Раффаэлло Санти
(1483-1520)
Итальянский живописец и архитектор, в творчестве которого отразились идеалы Высокого Возрождения.
Ученик Леонардо да Винчи и Микеланджело.
В последние годы жизни писал портреты, поставившие его в один ряд с Леонардо да Винчи по тонкости передачи образа человека.
«Автопортрет»
(1506)
«Донна Велата»
1516
Леонардо да Винчи
Возможный портрет Леонардо да Винчи |
Возможный портрет Леонардо да Винчи |
Леонардо да Винчи
(1453-1519)
Великий итальянский художник, учёный, архитектор, музыкант, инженер, механик, литератор.
Представитель типа «универсальный человек»-идеала итальянского Ренессанса.
«Трактат о живописи»
Изобретения: водолазный костюм, ласты, спасательный круг, экскаватор, дельтаплан, автомобиль.
«Автопортрет»
«Дама с горностаем»
(1488)
«Тайная вечеря»
(1495-1498)
«Мона Лиза»
(1503)
«Мадонна в скалах»
(1506)
«Ему (Чарткову) пришла вдруг на ум история, слышанная давно им от своего профессора, об одном портрете знаменитого Леонардо да Винчи, над которым великий мастер трудился несколько лет и всё ещё почитал его неоконченным и который, по словам Вазари, был, однако же, почтен от всех за совершеннейшее и окончательнейшее произведение искусства.
Внезапно появившиеся деньги
Голос рассудка
появилась возможность работать;
есть деньги на содержание и обеспечение
Голос чувств
Но «изнутри раздавался другой голос, слышнее и звонче»
“Теперь в его власти было всё то, на что он глядел доселе завистливыми глазами, чем любовался издали, глотая слюнки ”;
желание “одеться, разговеться после долгого поста, нанять славную квартиру”;
отправился в театр, в кондитерскую в … и прочее;
оделся с ног до головы;
накупил духов, помад;
купил нечаянно дорогой лорнет, нечаянно накупил бездну всяких галстуков;
более, ежели нужно, завил у парикмахера локоны;
катался в карете без всякой причины;
объелся без меры конфетами;
в новой квартире все, что получше поставил на видное место, что похуже в угол;
желание непреоборимое схватить славу за хвост;
заказал статью о себе; читал с тайным удовольствием.
Проблематика произведения.
Проблема искусства. ( «Но здесь было видно просто тупоумие, бессильная, дряхлая бездарность, которая самоуправно стала в ряды искусств, тогда как ей место было среди низких ремесл, бездарность, которая была верна, однако ж, своему призванию и внесла в самое искусство свое ремесло. Те же краски, та же манера, та же набившаяся, приобыкшая рука, принадлежавшая скорее грубо сделанному автомату, нежели человеку!.. »)
Тщеславие. ( «Художнику было лестно слышать о себе такие слухи. Когда в журналах появлялась печатная хвала ему, он радовался, как ребенок, хотя эта хвала была куплена им за свои же деньги. Он разносил такой печатный лист везде и, будто бы ненарочно, показывал его знакомым и приятелям, и это его тешило до самой простодушной наивности.»)
Бедность. ( «Он вынул из кармана двугривенный, отдал хозяину, взял портрет под мышку и потащил его с собою. Дорогою он вспомнил, что двугривенный, который он отдал, был у него последний. »)
Художник Чартков
«..Прежним художникам уже чересчур много приписано», а «гений творит смело, быстро».
«Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица...».
«Да, — проговорил он отчаянно, — у меня был талант. Везде, на всем видны его признаки и следы...»
«... кисть его хладела и тупела, и он ... заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы...».
«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства… Купивши картину,.. разрывал её,.. топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья.»
«Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько прекрасных произведений, сколько истребил этот свирепый мститель. »
Печальны были наши встречи:Его улыбка, чудный взгляд,Его язвительные речиВливали в душу хладный яд.Неистощимой клеветоюОн провиденье искушал;Он звал прекрасное мечтою;Он вдохновенье презирал;Не верил он любви, свободе;На жизнь насмешливо глядел-
И ничего во всей природеБлагословить он не хотел.
В те дни, когда мне были новыВсе впечатленья бытия —И взоры дев, и шум дубровы,И ночью пенье соловья, —Когда возвышенные чувства,Свобода, слава и любовьИ вдохновенные искусстваТак сильно волновали кровь, -Часы надежд и наслажденийТоской внезапной осеня,Тогда какой-то злобный генийСтал тайно навещать меня.
Александр Сергеевич Пушкин
«Демон»
(1822)
Товарищ Чарткова
С «ранних лет носил в себе страсть к искусству, с пламенной душой труженика погрузился в него всей душою, оторвался от друзей, от родных, от милых привычек ..», «..как отшельник, погрузился от в труд», «..оставил себе в учители одного божественного Рафаэля.»
«Чистое, непорочное, прекрасное как невеста стояло перед ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто как гений возносилось оно над всеми… Видно было, как все, извлеченное из внешнего мира, художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника устремил его одной согласной, торжественной песнью…»
Отец художника Б
«Он удалился с благословенья настоятеля в пустынь.. Там долго, в продолжение нескольких лет, изнурял своё тело, подкрепляя его в то же время живительною силой молитвы».
«Святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоём» – так сказал настоятель художнику, сумевшему очистить свою душу от зла
Советы отца художника Б.
Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными?
1. «Исследуй, изучай все, что ни видишь,…умей находить внутреннюю мысль и… старайся постигнуть высокую тайну созданья».
2. «..Во сколько раз ангел одной только чистой невинностью светлой души своей выше всех несметных сил и гордых страстей сатаны,- во столько раз выше всего, что ни есть на свете, высокое созданье искусства. Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью.»
3. «Спасай чистоту души своей
Кто заключил в себе талант,
тот чище всех должен быть
душою».
«Это было, точно,чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур. Чувство божественного смирения и кротости в лице пречистой матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах божественного младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчанье пораженных божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам его, и, наконец, святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину, - всё это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое»
Образ ростовщика
2.Почему к ростовщику постоянно обращались люди за деньгами?
3.Олицетворением чего является сам ростовщик и его портрет в повести Н.В.Гоголя?
4.Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?
5.Почему ростовщик заказал свой портрет?
1.Какие детали в описании внешности ростовщика настораживают читателя?
Вывод
Зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы – так произошло с художником-иконописцем
Ростовщик – воплощение зла, которое гуляет по миру
Надо обладать огромной силой духа и чистотой сердца, иначе зло подчинит человека
Добро и зло вечны.
Зло столь же неистребимо, как и добро.
Символичны слова ростовщика:
«Я не хочу умереть совершенно, я хочу жить». Поэтому не случайно его портрет, кем-то украденный на аукционе, вечно остаётся в мире, чтобы искушать блеском золота и лёгкой славы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.