Урок литературы в 10 классе. Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза» А.Н. Островского. Особенности сюжета и конфликта в пьесе.
Цели урока:
Предметные:
1. Раскрыть основную тему и проблематику драмы «Гроза» А.Н. Островского.
2. Проанализировать особенности сюжета и конфликта в пьесе.
3. Выявить характерные черты стилевого своеобразия произведения.
Личностные:
1. Развить интерес к русской литературе как средству понимания общественных явлений и нравственных проблем.
2. Способствовать развитию аналитического и критического мышления у учащихся.
3. Сформировать эстетическое восприятие и критический взгляд на произведения литературы.
Метапредметные:
1. Развить навыки работы с текстом и анализа литературного произведения.
2. Применить литературные знания для понимания социокультурного контекста создания пьесы.
3. Способствовать развитию коммуникативных навыков через обсуждение и анализ литературного произведения.
I модуль
I. Вступительное слово учителя
1. Ознакомление с автором пьесы «Гроза» А.Н. Островским
Александр Николаевич Островский - выдающийся русский драматург, который своими произведениями внес значительный вклад в развитие отечественной литературы. Одним из его наиболее известных и значимых произведений является драма "Гроза", которая стала классикой мировой драматургии.
2. Контекст написания и постановки пьесы
Драма "Гроза" была написана Островским в конце XIX века, в период, когда в России нарастали социальные и экономические противоречия. Пьеса была создана в напряженной обстановке и отражает темы и проблемы, актуальные для того времени. Постановка вызывала большой интерес и живую реакцию у зрителей и критиков.
II. Тематика и проблематика пьесы
1. Тема любви и семейных отношений
В драме "Гроза" одной из центральных тем является тема любви и семейных отношений. Островский исследует сложные эмоциональные связи между героями и их влияние на судьбы персонажей. Автор показывает, как трагические ошибки, непонимание и конфликты могут привести к разрушению семьи. Мотив любви и семейных отношений пронизывает всю драму, придавая ей глубину и эмоциональную насыщенность.
2. Проблема общественного нравственного порядка
Одной из ключевых проблем, затрагиваемых в драме "Гроза", является проблема общественного нравственного порядка. Островский ставит в центр внимания вопросы морали, чести, честности.
3. Задание:
Предложить учащимся провести исследование о нравственных нормах и ценностях, присутствующих в обществе, изображенном в драме "Гроза". Попросить учащихся выявить проблемные моменты, где нравственный порядок нарушается и приводит к конфликтам.
- Групповое обсуждение ситуаций из пьесы, где герои сталкиваются с моральными дилеммами.
- Ролевые игры, где учащиеся могут вжиться в роли персонажей и обсудить их моральные поступки.
- Создание коллективного анализа определенных эпизодов, связанных с преодолением моральных конфликтов в пьесе.
1. Подготовка:
- Разделите класс на две группы: "За" и "Против".
- Назначьте каждой группе оппонента, который будет представлять и аргументировать их позицию.
- Предложите для обсуждения вопросы, касающиеся нравственных и этических аспектов поступков персонажей (например, решение героев об их будущем, ответственность за свои поступки и т.д.).
- Первая группа представляет свои аргументы в пользу определенной позиции, обосновывая их с помощью цитат и сцен из пьесы.
- Вторая группа выступает с контраргументами, опровергая позицию соперников и предлагая свои варианты интерпретации событий.
- Учащиеся могут задавать друг другу вопросы, аргументировать свои утверждения и прояснять свою точку зрения.
- Преподаватель проводит общее обсуждение и делает обзор основных позиций, акцентируя внимание на важности нравственных и этических проблем, представленных в пьесе.
II модуль
1. Особенности сюжета и своеобразие конфликта
Развитие сюжета от начала до конца пьесы "Гроза" А.Н. Островского представляет собой многослойный и эмоционально насыщенный художественный процесс, который отражает важные моменты жизни главных героев и их взаимоотношения.
2. Ролевая игра "Суд над героями". Учащиеся могут вжиться в роли членов суда, прокуроров, адвокатов и свидетелей, чтобы представить свои аргументы по конфликту главных героев и предложить свои варианты разрешения непонимания и ссор.
2.Особенности построения драмы и использование драматических приемов
1. Драматические приемы:
- Диалоги - основной способ передачи информации и развития сюжета в драме. Островский использовал диалоги для характеристики персонажей, выявления их конфликтов и обсуждения важных для сюжета тем.
- Монологи героев позволяют раскрыть их внутренние переживания, мысли и чувства, освещая их характер и мотивацию.
- Интрига: создание напряженности и неожиданных поворотов событий, которые удерживают внимание зрителя и учащихся на протяжении всей драмы.
- Символика: использование символов и метафор для обогащения смыслового содержания пьесы и передачи различных аспектов характеров и сюжета.
2. Построение драмы:
- Завязка. Островский представляет зрителям основных персонажей, ситуацию и проблемы, с которыми они сталкиваются.
- Развитие действия. Возрастание драматического напряжения: конфликты усиливаются, появляются препятствия на пути героев к достижению своих целей.
- Кульминация: самая напряженная точка сюжета, где разрешение конфликта достигает своего пика.
- Развязка: завершение драмы, где основные конфликты разрешаются, персонажи проходят через внутренние трансформации и сюжет приходит к завершению.
С помощью драматических приемов и особенностей построения драмы, Островский создает достоверный портрет общественных и моральных проблем своего времени, многие из которых продолжают быть актуальным и в наше время.
III модуль
Мини-коллоквиум. Обсуждение моральных уроков, которые можно извлечь из произведения
1. Моральное превосходство честности и доброты:
- Один из важнейших моментов в пьесе «Гроза» – это показ того, что честность, доброта и порядочность всегда превалируют над ложью, лицемерием и эгоизмом. Какие примеры из произведения вы можете привести, подтверждающие это?
2. Понимание и сострадание к ближним:
- В пьесе выражается идея о важности понимания и сострадания к другим людям, понимания их мотивов и эмоций. Как герои в произведении проявляли или не проявляли сострадание к друг другу?
3. Сила истинной любви:
- Одним из ключевых моментов в «Грозе» является показ силы и искренности истинной любви. Какие жертвы герои готовы принести ради своих чувств? Как это отражает важность и ценность истинной любви в жизни человека?
4. Значение семейных ценностей:
- В пьесе важное место занимают вопросы семейных отношений, связей между родителями и детьми. Как семейные ценности и отношения проявляются в произведении? Какие уроки можно извлечь из взаимодействия персонажей?
IV. Домашнее задание
"Театральная адаптация сцены из пьесы «Гроза»"
Задание:
1. Выберите любую сцену из пьесы «Гроза» с персонажами и диалогами, которая вам запомнилась.
2. Переосмыслите данную сцену с учетом современного контекста и интерпретации. Можете изменить характеры персонажей, ситуацию, место действия или подвинуть сюжет.
3. Создайте театральную адаптацию выбранной сцены
Это задание не только позволит ученикам проявить творческий подход и воображение, но и разовьет навыки анализа произведения, его интерпретации в современном контексте и работу над драматургической структурой. Кроме того, создание театральной адаптации способствует развитию коммуникативных и организационных навыков.
V. Подведение итогов урока
1. Обсуждение впечатлений от изучения пьесы
2. Подведение итогов урока и оценка выполненных заданий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.