урок литературы в 5 классе
Тема: Джек Лондон «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Познакомить учащихся с произведением Д. Лондона «Сказание о Кише».
2.Продолжить формирование навыка работы с текстом.
3.Ввести понятие «сказание» в контексте литературоведческого образования.
Метапредметные:
1.Развитите устной речи, умения высказывать и аргументировать свое мнение.
2. Продолжить работу над формированием характеристики героя.
Личностные:
1.Нравственное воспитание: помочь разобраться в мотивах человеческих поступков;
2.Определить, что значит быть взрослым.
Оборудование: учебник, раб. тетр.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Предварительная работа по теме урока
Вступительное слово учителя:
Наше с вами путешествие по стране книг продолжается. В этом учебном году нами уже были прочитаны произведения великих русских и зарубежных писателей. Но мы учимся не только читать произведения, но и мыслить , думать, высказывать свою точку зрения.
Каждая человеческая жизнь уникальна и неповторима. Зачем рождается человек? В чем его предназначение? Почему после одних остается след, как от сияющей кометы на черном небе, а жизнь других проходит бесследно или напоминает тлеющие огоньки? Почему одни люди остаются в памяти людей навеки, а другие исчезают бесследно?
Вот эту тайну рождения Человека мы с вами и попытаемся раскрыть на нашем уроке.
Сегодня мы с вами встретимся с великим американским писателем Джеком Лондоном и попробуем сделать анализ его произведения «Сказание о Кише».
3. Работа по теме урока
Дома вы должны были прочитать «Сказание о Кише».
Обратите внимание, что этот рассказ называется «сказание».
Д. Лондон создает как бы подражание местным индейским легендам, похожим на сказки.
Работа по опорной схеме
Обратимся к опорным записям и прочитаем, что такое «сказание».
-Это рассказ исторического или легендарного содержания?
-Здесь сюжет опирается на народные предания?
-Сочетается ли в этом произведении сказочно-фантастический мир с зарисовками быта и нравов?
-Показывает ли автор жизненную несправедливость?
Запись определения в тетрадь:
Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания, который опирается на народные предания или легенды.
Понравился ли вам рассказ?
-Почему
же Киш, вышедший из самой бедной иглу, достиг почета и занял высокое
место в своем поселке? Нам предстоит ответить на этот вопрос.
А пока…
-Расскажите мне о главном герое. Кто он, сколько ему лет?
-В каких условиях живет герой? Как Киш и его мать оказались в самой
бедной иглу?
-Он еще мал, но какой характер у него? (Твердый)
- Найдите эпизод, раскрывающий его характер. Выразительно прочитайте.
( Киш на совете). (Чтение по ролям.)
-О каких чертах характера говорит его выступление? (он смелый, справедливый,
никого не боится)
-Какой была главная цель Киша, и как он ее добился? (он хотел охотиться,
приносить мясо, чтобы ни одна вдова не плакала ночью от голода).
-Почему на совете не стали его слушать старейшины?
(он был еще очень мал и не имел никакого уважения с их стороны).
-Давайте посмотрим, так ли уж беспомощен и мал Киш, каким его считают
старейшины. Найдите в тексте
описание внутреннего состояния
героя. Посмотрим, как происходит возмужание мальчика?
Совет у вождя.
Поднялся с достоинством.
Продолжал твердо и сурово.
Ждал спокойно.
На их оскорбления он стиснул зубы и пошел своей дорогой, не глядя ни
вправо ни влево.
После убитого им медведя поступь его стала надменной, а речь звучала дерзко.
Но встретил он старейшин
у себя в иглу с
почетом и усадил по старшинству.
Мы видим, как наш герой, набираясь опыта, постепенно взрослеет, но не
теряет свои главные качества. Какие?
(доброту, любовь к людям, уважение к старшим).
-В чем была тайна Киша?
(Киш ходил на охоту и приносил мясо убитых медведей. Никто ему не
помогал. И в поселке
стали поговаривать о
колдовстве. А Киш просто придумал
хитрый способ, как убить медведя, используя китовый ус и тюлений жир).
-Почему все люди племени
согласились с тем, что именно Киш должен стать вождем?
(он заботился не только
о себе и о матери,
но и помогал слабыми беззащитным)
Запись в тетради.
Написать эпитеты о Кише:
Мужественный
Смелый
Благородный
-Кто же помог ему стать таким?
(он сам)
Словами героя Л.Быкова : « Человек рождается сам…»
Итак, ребята, мы с вами познакомились с произведением Д.Лондона. Мы увидели,
как мальчик становился настоящим мужчиной. Он не
боится
ничего, мужественно преодолевает все трудности. И хотя он еще мал ,
но у него большое сердце, которое хочет помогать людям.
Предлагаю вам ответить на вопросы по тексту «Сказания…» и определить степень осознанности прочитанного. (метод «Верно-неверно»).
Как
называется хижина канадских эскимосов? (Иглу)
Кем был отец Киша? (Отважным охотником)
Имя вождя племени? (Клош-Кван)
Имя матери Киша? (Айкига)
Что осталось в наследство Кишу от отца? (Копье)
Что сделала Айкига в знак скорби по сыну? (Вымазала лицо
сажей)
Первый «улов» Киша? (Медведица и два медвежонка)
Сколько часов спал Киш после первой охоты? (20 часов)
Почему охота Киша всегда была удачной? (Знал один секрет)
Кто «бросил Кишу в глаза обвинение в колдовстве»? (Уг-Глук)
В чем заключался секрет удачной охоты Киша? (В маленьком
шарике из тюленьего жира и китового уса).
Кем
избрали Киша соплеменники за его добропорядочность и справделивость? (вождем
племени)
Каким был отец Киша? Почему люди забыли о подвиге отца?
4. Подведение итогов
Давайте определим самое главное качество в характере Киша (мужество, благородство, смелость, забота о людях)
Давайте попытаемся определить идею сказания с применением метода «РАФТ».
Основная задача – рассуждение, повествование или описание от имени выбранного персонажа.
Роль |
Аудитория |
Форма |
Тема |
Киш |
Учащиеся 5 класса |
Рассуждение |
Что значит быть взрослым? |
Примерные ответы:
Мы часто думаем о том, что нам поскорее хочется стать взрослыми, делать то, что нам хочется, что нам сейчас запрещают. А что значит быть взрослым?
Быть взрослым - это значит оценивать свои поступки, думать о последствиях, которые они повлекут. Это значит быть сильным, не давать в обиду слабых, уважать тех, кто с тобой рядом, быть примером во всем. Быть взрослым – это не только некоторая свобода действий, но и ответственность за все принятые тобой решения и совершенные действия.
Главный герой сказания – мальчик Киш, которому всего 13 лет. Он достоин уважения, а его поступки – подражания. Я думаю, он достоин того, чтобы его считали взрослым. Он думает не только о себе, он заботится о своей матери и о всех людях племени. Он ищет справедливости и старается быть таким, каким был его отец.
5. Домашнее задание (по выбору)
1.Составить дома небольшой устный доклад о человеке, память о котором может остаться в веках.
2.Написать мини-сочинение «Какие качества Киша помогли ему стать вождем племени».
3.Нарисовать рисунок-иллюстрацию к «Сказанию о Кише».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.