Урок литературы в 6 классе
«Становление характера человека в рассказе Ю. Нагибина
„Мой первый друг, мой друг бесценный “»
Полиенко Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ СОШ №20,
г. Сургут
Цель: раскрыть идейный смысл рассказа Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный».
Задачи:
1. развивать понятие «темы» и «идеи» произведения и разных способов её выражения;
2. обучать умению отбирать и систематизировать материал из текста для работы над темой;
3. учить работать с планом по тексту;
4. развивать навыки выразительного чтения;
5. повторить литературоведческие термины (с целью подготовки к ОГЭ по русскому языку и литературе);
6. воспитывать чувство патриотизма, скромность, уважение к старшим.
Оформление урока. Презентация с портретом писателя, справочными материалами.
Ход работы
1. Подготовка к восприятию материала урока.
- Сегодня мы проводим урок по рассказу Юрия Марковича Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный». Безусловно, личность писателя, даже его внешность, помогают лучше понять нам творчество Ю. Нагибина. Вглядитесь в его портрет.
Слайд 1
Высокий лоб. Низкие брови, глубокий, задумчивый взгляд – все это указывает на сильный, стойкий характер. В жизни Ю. Нагибину многое пришлось пережить. Он рос в период между Гражданской и Великой Отечественной войнами, но годы юности и детства писатель считал самыми лучшими годами своей жизни.
2. Проверка домашнего задания.
- Дома вы самостоятельно знакомились с автобиографией писателя. Расскажите о личности Ю. Нагибина от 3 лица (1 человек у доски.)
Слушая рассказ ученицы, сопоставьте его с планом, представленным на слайде.
Слайд 2
План
1. Дата и место рождения.
2. Роль отчима в жизни Ю. Нагибина.
3. Места учебы.
4. Ю. Нагибин на войне.
5. Ю. Нагибин - «взрослый» писатель.
- Какие вопросы не были освещены? Что ещё рассказала ученица, чего нет в плане?
(Не внесены в план: 1) Кем хотел стать писатель. 2) Книги, сценарии Ю. Нагибина)
3. Слово учителя.
Много сил Нагибин отдает кино, написав сценарии таких известных фильмов, как «Председатель», «Директор», «Красная палатка», «Чайковский», «Ночной гость» и др. Работая и для телевидения, сделал ряд передач о жизни и творчестве М. Лермонтова, А. Аксакова, И. Анненского.
По сценариям Ю. Нагибина сняты знаменитые «Гардемарины, вперед!», «Сильнее всех иных велений», «Виват, гардемарины!», «Гардемарины-III» и др.
Сам Нагибин писал, что его рассказы и повести были его настоящая биография, куда более подлинная, чем эти беглые записи.
4. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы начнем знакомство с этой настоящей биографией поближе.
Слайд 3
- Как происходило становление характера человека в рассказе Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» - тема сегодняшнего урока. Мы будем учиться отбирать и систематизировать материал из текста для раскрытия темы урока. Откройте тетради и запишем число и тему....
5. Проверка первичного восприятия произведения.
- Обратимся к названию рассказа. Стихотворение какого поэта начинается этой строчкой? Кому оно посвящено?
Слайд 4, 5
Чтение ученицей стихотворения А.С. Пушкина, посвящённое И. Пущину «Мой первый друг, мой друг бесценный…».
- Почему, по-вашему, Ю. Нагибин называет свой рассказ строкой пушкинского стихотворения?
- Название отражает тему или идею произведения?
Слайд 6
6. Словарная работа.
- Что такое тема?
(На слайде дан справочный материал: «Тема — это круг жизненных явлений, образующих основу художественного произведения»).
Слайд 7, 8
7. Работа в тетради.
- Начертите таблицу. Заполните первые две строки (учитель представляет материал таблицы на слайде):
- Какова тема рассказа?
(Бесценный друг, бесценная дружба)
Слайд 9
8. Словарная работа.
- Что такое идея?
(На слайде дан справочный материал: «Идея – это главная мысль текста, которая волнует автора»).
- Как она чаще всего формулируется? В какой части текста?
Слайд 10, 11
- Какова идея рассказа?
(Каждый несет ответственность перед всей планетой. От поведения каждого зависит мир и покой на Земле.)
- О своих автобиографических рассказах он писал: «В последнее время самые разные люди спрашивали в письмах, чем объясняется такая преданность месту и дням своего начала. Конечно, интерес этот не только литературного плана, вернее, вовсе не литературного плана. Он связан с тревогой нынешнего дня: как растить человека, как укрепить, сохранить в молодой душе те хрупкие нравственные ценности, без которых даже самая благополучная жизнь нища и пуста».
9. Фронтальный опрос.
- Проверим, как вы знаете содержание рассказа. Где и когда происходят события?
(Предвоенное время, в Москве, в Армянском переулке).
- От чьего лица ведется повествование?
(От лица рассказчика, т.е. от 1 лица. Мальчика зовут Юра).
- С кем дружил Юра?
(С Митей Гребенниковым и Павликом).
- Кто из них был настоящим, бесценным другом?
(Павлик).
- Как произошло их знакомство? Каким мы видим Юру в начале рассказа?
(«Выставляющимся» перед Павликом).
- Найдите и прочитайте этот фрагмент.
(«И в такой момент я поймал себя …»).
Слайд 12
10. Работа в тетради.
- Продолжите заполнять таблицу: анализируя поступки героя, записывайте черты характера Юры: самолюбив, заносчив, не признает своих ошибок (учитель представляет материал таблицы на слайде).
Слайд 13
11. Викторина «Узнай героя».
- Давайте проведем викторину «Узнай героя». Попробуйте узнать героев рассказа по их описаниям.
1. «…Ему льстила дружба с «товарищем санитаром», а под прицелом чистопрудного «пушкаря» он наслаждался превосходством своей тонкой девичьей красоты над моей скуластой, широконосой заурядностью. Пока фотограф колдовал под черной тряпкой, чистопрудные кумушки наперебой восторгались его глазами – «черносливом», прической с противным названием «бубикопф» и кокетливым черным бантом на груди».
(Митя Гребенников)
Слайд 14
2.«Худущая, изжелта-серая, напоминающая лемура громадными темными подглазьями на изможденном, в кулачок, личике, он казалось умирающей от какой-то страшной болезни. Но она была совершенно здорова, никогда не пропускала уроков, даже во время эпидемий гриппа, валивших всех учителей подряд. Она могла наорать на ученика за рассеянный взгляд или случайную улыбку. Куда хуже крика были ее въедливые нотации, она словно кусала тебя обидными словами».
(Елена Францевна)
Слайд 15
3. «На уроках немецкого я чувствовал себя принцем. Мать не зря надрывалась над пишущей машинкой, выколачивая рубли для оплаты фрейлин Шульц, омрачившей мои детские годы. В мою довольно тупую к языкам голову вошло столько немецких слов, стихов и грамматических правил, не говоря уже об этих «эхт берлинер аусшпрахе», что все наши часто менявшиеся школьные немки души во мне не чаяли.
(Юра)
Слайд 16
4. «Он был Атосом не только наших детских игр в мушкетеры, он обладал характером Атоса: безупречным и благородным всегда и во всем, вопреки всему».
(Павлик)
Слайд 17
12. Сообщение нового материала.
- В последнем отрывке (о Павлике) автор использует необычный прием – переименование. Как автор называет Павлика?
(Атосом).
- Такой прием называется метонимией.
13. Словарная работа.
Метони́мия — вид тропа, который состоит в замене одного названия другим.
- В чем заключается связь характеров Павлика и Атоса?
(Оба безупречны и благородны во всем. Вопреки всему).
14. Работа с таблицей.
- Из-за чего возник конфликт между друзьями? Как он их характеризует?
(Из-за предательства Юры во время урока немецкого языка. Павлик «не признавал сделок с совестью» и считал, что «прощение предательства немногим отличается от самого предательства». Он «презирал всякие обходные пути, мелкие уловки и хитрости, все скользкое, уклончивое, двусмысленное – прибежище слабых душ».
Отметьте эти качества в таблице.
- Каким было примирение?
(Юра понял свою ошибку и своим поведением показал, что он понимает правоту Павлика).
- В каком еще эпизоде подтверждается эта мысль? Найдите в тексте, прочитайте.
(Юра не хотел признаваться в собственном предательстве).
-Подобную ситуацию в рассказе мы уже встречали, только было это с другим мальчиком. Расскажите об этом.
(«Прижатый в угол, Митя сознался в доносе. Он оговорил меня для моей же пользы, боясь, что дурные наклонности вновь пробудятся во мне и погубят мою столь счастливо начавшуюся карьеру…»).
- Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что Юра уподобился Мите, а значит, легко поддавался влиянию со стороны.
Слайд 18
15. Работа с таблицей. Продолжим запись в таблице: поддается влиянию со стороны (учитель представляет материал таблицы на слайде).
- Когда рассказчик приятельствовал с Митей, чему полезному он научился? Становился ли он богаче душевно?
(Ничему. Не становился).
- А когда дружил с Павликом?
(Научился многому).
Слайд 19
16. Словарная работа.
- Какой художественный прием использует автор, показывая влияние Мити и Павлика на рассказчика.
(Антитеза).
- Что такое антитеза?
(Противопоставление).
Слайд 13
Антитеза - это противопоставление двух понятий в литературе.
- Этот же прием Ю. Нагибин использует, изображая семьи Юры и Павлика. Найдите эпизоды о семьях мальчиков, прочитайте их.
- Как семья повлияла на становление Юры?
Слайд 20
14. Работа с таблицей. Продолжим запись в тетради: он был «очень книжным мальчиком».
- От какой жизни отказался Юра, благодаря Павлику?
(От «ползучей жизни», то есть жить «изо дня в день: школа, футбол, кино, девочки, а там видно будет»).
- Значит, какое качество характера появляется у Юры, когда он дружил с Павликом?
(В тетрадь: целеустремленность)
- Как учились мальчики?
(В тетрадь: учились хорошо и ровно (учитель представляет материал таблицы на слайде).
- Чем увлекались в поисках самих себя?
(Химией, физикой, географией, биологией, электротехникой, «парашютным» спортом, балансированием).
- Вспомните эпизод, когда мальчики на лбу, носу, подбородке пытались удержать какой-либо предмет. Для чего Павлик на очень долгое время затягивал это действо?
(Учил Юру терпению).
- И тот учился?
(Да).
(В тетрадь: терпеливый).
- Долго ли продлилась дружба мальчиков? Почему?
(Павлик погиб, когда ему было 20 лет, на фронте осенью 1941 года под Сухиничами. Он сгорел заживо, но не сдался фашистам).
Слайд 21
15. Работа с текстом.
Чтение отрывка: «А жить ему оставалось совсем немного. Он погиб под Сухиничами. Немцы предлагали советским солдатам, захваченным врасплох в здании сельсовета, сохранить им жизнь, если они положат оружие на деревянный, изрешеченный пулями пол и выйдут по одному с поднятыми руками. Но вот этого-то как раз и не могли сделать бойцы поредевшего отделения, которым командовал Павлик. Потеряв многих своих людей, немцы подожгли сельсовет, но из пламени и дыма еще раздавались выстрелы. Ни один человек не вышел. Так рассказывали местные жители, когда вернулись наши. К тому времени от всей деревни остались лишь зола да угли».
- По мнению рассказчика, он учился у Павлика даже после его смерти. Об этом он пишет в последних двух абзацах рассказа. Прочитайте их.
- Чему же теперь учится Юра?
(1) памяти о подвиге умерших;
2) чувству ответственности каждого перед всей планетой, перед миром на Земле.)
- Можно ли в этой ситуации назвать Юру патриотом? Кто такой патриот?
В тетрадь: патриот: помнит о подвиге погибших, чувствует ответственность перед всей планетой, понимает, что и от его поведения зависит мир на Земле (учитель представляет материал таблицы на слайде).
Таблица, которая должна получиться у детей в тетради:
|
План |
Рабочий материал |
1 |
Тема |
Бесценный друг, бесценная дружба |
2 |
Идея |
Каждый несет ответственность перед всей планетой. От поведения каждого зависит мир на Земле. |
33
|
Становление характера Юры |
- Самолюбив, заносчив, не признает своих ошибок; - поддается влиянию со стороны; + «книжный мальчик»; + целеустремленный; + хорошо и ровно учится; + терпеливый; + патриот: помнит о подвиге погибших во время ВОв, чувствует ответственность перед всей планетой, понимает, что и от его поведения зависит мир на Земле |
- Посмотрите внимательно на составленную нами таблицу. Что вы заметили?
(Закончили тем, с чего начали)
- Как вы думаете, почему эти слова мы записали дважды в таблицу?
(Так как автор хочет, чтобы мы тоже, как и рассказчик задумались о своем пребывании в этом мире, старались бы быть лучше, чище, нравственнее, стремились бы быть похожими на таких, как Павлик и критично относились бы к своим порокам).
Слайд 22
16. Индивидуальная работа учащихся.
- Вот и известный поэт Евгений Евтушенко, подобно Юре из рассказа «Мой первый друг, мой друг бесценный», критикует свои недостатки в стихотворении «Зависть». (Читает ученица).
Завидую я.
Этого секрета
не раскрывал я раньше никому.
Я знаю, что живет мальчишка где-то,
и очень я завидую ему.
Завидую тому,
как он дерется, -
я не был так бесхитростен и смел.
Завидую тому,
как он смеется, -
я так смеяться в детстве не умел.
Он вечно ходит в ссадинах и шишках, -
я был всегда причесанней, целей.
Все те места, что пропускал я в книжках,
он не пропустит.
Он и тут сильней.
Он будет честен жесткой прямотою,
злу не прощая за его добро,
И там, где я перо бросал:
«Не стоит!» -
Он скажет:
«Стоит!» - и возьмет перо.
Он если не развяжет,
так разрубит,
где я ни развяжу,
ни разрублю.
Он, если уж полюбит,
не разлюбит,
а я и полюблю,
да разлюблю.
Я скрою зависть.
Буду улыбаться.
Я притворюсь, как будто я простак:
«Кому-то же ведь надо ошибаться,
кому-то же ведь надо жить не так».
Но сколько б ни внушал себе я это,
твердя:
«Судьба у каждого своя», -
Мне не забыть, что есть мальчишка где-то,
Что он добьется большего,
чем я.
- Как вы поняли это стихотворение?
- К сожалению, Павлик многого не успел достичь, но суть не в этом. Суть в том, что всегда нужно стремиться к самосовершенствованию.
- «Если мерить мою жизнь последним поступком Павлика, разве могу я считать, что ни в чем не виноват? Нет. Виноват». О какой вине говорит писатель? Как вы понимаете смысл этих слов?
- Именно об этом пишет А. Твардовский в своем стихотворении. Послушайте его.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же...
- Давайте сделаем вывод, какие вопросы (проблемы) поднимает в рассказе Ю. Нагибин? (Проблема истинной и мнимой дружбы, проблема самосовершенствования, проблема памяти, патриотизма).
Слайд 23
17. Подведение итогов урока.
- Современны ли сегодня вопросы, поднятые в рассказе Ю. Нагибина? Почему? Какие уроки вы извлекли, читая этот рассказ?
(Рассказ Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» учит ценить дружбу и никогда не предавать друзей. Юра, учась в школе, однажды выставил Павлика в неприглядном свете, и Павлик после этого целый год не общался с Юрой, не сумев простить неоднозначный поступок друга.
Надо все время помнить о подвиге ушедших; может быть тогда исчезнет зло и исполнится самая заветная человеческая мечта – вернуть к жизни погибших).
18. Домашнее задание.
Слайд 24
1) Напишите развернутый ответ на вопрос: «Как повлиял Павлик на становление характера Юры в рассказе Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…»?».
2) Напишите сочинение «Мой друг».
Литература
1. Кушевич Т. «Мой первый друг, мой друг бесценный». Режим доступа: http:// lit.1september.ru/article.php?ID=200502203 (дата обращения: 18.01.2018).
2. Полухина В.П., Коровина В. Я., Журавлев В.П. Литература 6 класс. Методические советы. - М.: Просвещение, 2017.
3. Сафонова Т. В. События и точка зрения. Авторская позиция, идейный смысл рассказа Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный». Режим доступа: http:// festival.1september.ru/articles/415890/ (дата обращения: 21.01.2018).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.