урок литературы в 6 классе
тема: А.С.Пушкин. Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.
Цели урока:
формировать представление об А. С. Пушкине как прозаике, авторе романа «Дубровский», о мастерстве писателя, рассказавшем романтическую историю любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой;
развивать умение выразительного чтения, умение пересказывать; воспитывать лучшие моральные качества.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
УУД:
Предметные:
владеть навыками анализа отдельного эпизода художественного произведения, умениями определять роль эпизода в канве всего романа, находить в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; выявлять своеобразие писательского мастерства; работать с текстом; формулировать собственное отношение к роману «Дубровский», его героям; владеть умением устного рецензирования чтения одноклассников;
владеть навыками пересказа, выразительного чтения;
Личностные:
осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные:
· познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы;
· регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
· коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, владеть монологической речью.
Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина; иллюстрации к эпизодам романа А. С. Пушкина «Дубровский».
Основные понятия и термины: Любовь, романтика
Ход урока
Организационный момент. Приветственное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим изучение произведения А.С.Пушкина «Дубровский».
Д/з Надо было прочитать главы XV-XIX.
Изучение нового материала.
- Владимир Дубровский возвращается из столицы (грустный был момент, когда умирает у него отец, поссорившись с Троекуровым)
Вопрос: Почему В.Д. не дал волю бушующим страстям и не совершил преступление? Кто стал причиной того, что Дубровский отступился от своих намерений и не стал мстить Троекурову за отца? Давайте прочитаем этот фрагмент на стр. 105/135.
- Почему Дубровский не совершил преступление и не убил князя Верейского?
- Какие чувства испытывал Дубровский к Марие Троекуровой?
Истинно
любящие, не помышляя до последнего дыхания о личном ведут битву за душу
любимого – за ее восхождение.
И они эту битву выигрывают, потому что любят.
Они
выигрывают ее, даже умирая…
Э. Гольдернесс
- Как вы понимаете смысл данного высказывания и почему я решила обратиться к данному выражению? Для этого посмотрите на иллюстрации, которые даны вам на доске. Они вам помогут постичь смысл прочитанного мною высказывания.
- Давайте вместе попытаемся дать название нашему уроку
- Открыли тетради. Записываем дату, классная работа.
- Ответьте на вопрос, а отношения между Владимиром и Марией сразу возникли или после определенного промежутка времени?
- Я подытожу все ваши предложения, итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой».
- И давайте вместе определимся чего же мы хотим добиться на сегодняшнем уроке
- Чтобы работа была плодотворной мы обращаемся к тексту.
- Скажите, пожалуйста, чтобы до конца понять тему нашего урока, какие два понятия мы должны разобрать?
- Как вы понимаете слово любовь?
- Заглянем в словарь Ожегова:
- Запись в тетрадях: Любовь – это глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.
– А. С. Пушкин как автор романа выбрал доверительный тон повествования. Во вступлении к восьмой главе он пишет: «Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирила Петровича... есть героиня нашей повести». Ей автор дает самые лестные характеристики: «красота ее была в полном цвете», «отец любил ее до безумия», «она не имела подруг и взрослела в уединении», много читала.
Владимир, оказавшийся в доме Троекуровых в роли учителя, сначала не произвел на Машу никакого впечатления. И это объясняется ее воспитанием. Учитель – это род слуги, совсем не ровня ей!
Только случай в «медвежьей комнате», когда Дефорж, проявив самообладание и смелость, застрелил медведя, заставил Машу обратить на героя внимание. Да, в ее глазах он, конечно же, был героем.
Просмотр фрагмента из фильма «Дубровский» (1936г.) «Сцена в беседке».
- Как вы думаете, что меняется в характере отношений Маши к Дубровскому?
- Какое событие послужило причиной второго свидания героев?
Звучит рус. народная песня «У церкви стояла карета»
- Что вы представили, слушая эту песню? Как можно озаглавить этот эпизод?
- Вот представьте невесту перед свадьбой. Как она себя ведет?
- А как вела себя Мария Кириловна в день свадьбы? Когда ее наряжали? Когда благословлял папенька? (Давайте найдем и прочитаем (с. 103).
- Действительно, о чем может думать совсем юная девушка, когда ее выдают замуж против воли. И вот Машу везут к венцу, Владимира все нет. Даже стоя в церкви, она не теряет надежды…
- Почему Мария Кириловна отказывается бежать с Владимиром?
Работа в группах
Группа 1.
- Как познакомилась Маша Троекурова с гувернером-французом? Как она к нему отнеслась? Почему изменилось отношение Маши к французу?
(работа по тексту главы VIII)
Группа 2.
- О чем шел разговор на обеде у Троекурова? Каким предстает Дубровский в рассказах о нем? Почему только в 10 главе мы узнаем, что Дефорж – это Дубровский?
(работа по тексту глав IX-X)
Группа 3.
- Почему Дубровский решился быть учителем в доме Троекурова? Почему он не мстит Троекурову? За что любили Дуброского в семье Троекурова?
(работа по тексту главы XI)
Физминутка.
Тест. Взаимопроверка.Оценки.
6 класс. А. С. Пушкин «Дубровский». Тест
1.Большинство литературоведов склоняются к мнению, что произведение «Дубровский» по жанру является:
а) романом; б) повестью; в) рассказом; г) новеллой.
2. Владимир Дубровский – типичный:
а) трагический герой; б) комический герой; в) романтический герой; г) реалистический герой.
3. Кто запирает двери и поджигает имение Дубровских:
а) Троекуров; б) кузнец Архип; в) кучер Антон; г) Владимир Дубровский?
4. Владимир Дубровский попадает в дом Троекурова под видом:
а) учителя танцев; б) учителя математики; в) француза Дефоржа; г) медведя.
5. Если Маше потребуется помощь, она обещала положить в дупло дуба:
а) записку; б) браслет; в) перчатку; г) кольцо.
6. Маша Троекурова обвенчалась в церкви:
а) с Дубровским; б) с Антоном Спицыным; в) с князем Верейским;
г) вообще не венчалась, а убежала из дома.
Ключи
1. а 2. в 3. б 4. в 5. г 6. в
0 - «5»
1-2 –«4»
3-4 «3»
5-6 – «2»
Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Сюжетная линия, рассказывающая о взаимоотношениях Владимира и Маши, очень напряженная и захватывающая. Молодые люди нашли друг друга, но их сердца не соединились. Хотя Владимир готов во имя своей любви даже на самопожертвование. «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ... Я отказался от мщения, как от безумства». Чувства Марии не столь глубоки. Она скорее испугалась и самого Дубровского, и своего чувства к нему. Она считала, что по положению в обществе они не равны: она – аристократка, он – разоренный дворянин да еще разбойник. Хотя у молодых людей много общего: романтики в душе, оба любят родную природу, родительское гнездо, оба способны быть решительными, гордыми, независимыми. Но Мария в данный момент не понимает, кто может ее сделать счастливой и что такое счастье.
Составление синквейна.
– Что нового вы узнали на уроке?
Понравился/не понравился урок?
Д.з. Создать иллюстрации к эпизодам романа и подготовиться к их презентации и защите.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.