УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ ТЕМА: А.С.Пушкин. Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

  • docx
  • 17.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала лит.docx

урок литературы в 6 классе

тема: А.С.Пушкин. Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Цели урока:

формировать  представление  об   А. С. Пушкине как прозаике, авторе романа «Дубровский», о мастерстве писателя, рассказавшем романтическую историю любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой;

развивать умение выразительного чтения, умение пересказывать;                         воспитывать лучшие моральные качества.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

УУД:

Предметные: 

 владеть навыками анализа отдельного эпизода художественного произведения, умениями определять роль эпизода в канве всего романа,  находить в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; выявлять своеобразие писательского мастерства; работать с текстом; формулировать собственное отношение к роману «Дубровский», его героям; владеть умением устного рецензирования чтения одноклассников;

 владеть навыками пересказа, выразительного чтения;

Личностные:

осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные:

· познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы;

· регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

· коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, владеть монологической речью.

Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина; иллюстрации к эпизодам романа А. С. Пушкина «Дубровский».

Основные понятия и термины: Любовь, романтика

 

 

Ход урока

Организационный момент. Приветственное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим изучение произведения А.С.Пушкина «Дубровский».

Д/з Надо было прочитать главы XV-XIX.

 Изучение нового материала.

- Владимир Дубровский возвращается из столицы (грустный был момент, когда умирает у него отец, поссорившись с Троекуровым)

Вопрос: Почему В.Д. не дал волю бушующим страстям и не совершил преступление? Кто стал причиной того, что Дубровский отступился от своих намерений и не стал мстить Троекурову за отца? Давайте прочитаем этот фрагмент на стр. 105/135.

- Почему Дубровский не совершил преступление и не убил князя Верейского?

- Какие чувства испытывал Дубровский к Марие Троекуровой?

 

Истинно любящие, не помышляя до последнего дыхания о личном ведут битву за душу любимого – за ее восхождение. 
И они эту битву выигрывают, потому что любят.

Они выигрывают ее, даже умирая… 
     Э. Гольдернесс

- Как вы понимаете смысл данного высказывания и почему я решила обратиться к данному выражению? Для этого посмотрите на иллюстрации, которые даны вам на доске. Они вам помогут постичь смысл прочитанного мною высказывания.

- Давайте вместе попытаемся дать название нашему уроку

- Открыли тетради. Записываем дату, классная работа.

- Ответьте на вопрос, а отношения между Владимиром и Марией сразу возникли или после определенного промежутка времени?

- Я подытожу все ваши предложения, итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой».

- И давайте вместе определимся чего же мы хотим добиться на сегодняшнем уроке

- Чтобы работа была плодотворной мы обращаемся к тексту.

- Скажите, пожалуйста, чтобы до конца понять тему нашего урока, какие два понятия мы должны разобрать?

- Как вы понимаете слово любовь?

- Заглянем в словарь Ожегова:

- Запись в тетрадях: Любовь – это глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.

– А. С. Пушкин как автор романа выбрал доверительный тон повествования. Во вступлении к восьмой главе он пишет: «Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирила Петровича... есть героиня нашей повести». Ей автор дает самые лестные характеристики: «красота ее была в полном цвете», «отец любил ее до безумия», «она не имела подруг и взрослела в уединении», много читала.

Владимир, оказавшийся в доме Троекуровых в роли учителя, сначала не произвел на Машу никакого впечатления. И это объясняется ее воспитанием. Учитель – это род слуги, совсем не ровня ей!

Только случай в «медвежьей комнате», когда Дефорж, проявив самообладание и смелость, застрелил медведя, заставил Машу обратить на героя внимание. Да, в ее глазах он, конечно же, был героем.

 Просмотр фрагмента из фильма «Дубровский» (1936г.) «Сцена в беседке».

- Как вы думаете, что меняется в характере отношений Маши к Дубровскому?

- Какое событие послужило причиной второго свидания героев?

Звучит рус. народная песня «У церкви стояла карета»

- Что вы представили, слушая эту песню? Как можно озаглавить этот эпизод?

- Вот представьте невесту перед свадьбой. Как она себя ведет?

- А как вела себя Мария Кириловна в день свадьбы? Когда ее наряжали? Когда благословлял папенька? (Давайте найдем и прочитаем (с. 103).

- Действительно, о чем может думать совсем юная девушка, когда ее выдают замуж против воли. И вот Машу везут к венцу, Владимира все нет. Даже стоя в церкви, она не теряет надежды…

Почему Мария Кириловна отказывается бежать с Владимиром

Работа в группах

Группа 1.

- Как познакомилась Маша Троекурова с гувернером-французом? Как она к нему отнеслась? Почему изменилось отношение Маши к французу?

(работа по тексту главы VIII)

 Группа 2.

- О чем шел разговор на обеде у Троекурова? Каким предстает Дубровский в рассказах о нем? Почему только в 10 главе мы узнаем, что Дефорж – это Дубровский?

(работа по тексту глав IX-X)

Группа 3.

- Почему Дубровский решился быть учителем в доме Троекурова? Почему он не мстит Троекурову? За что любили Дуброского в семье Троекурова?

(работа по тексту главы XI)

Физминутка.

Тест. Взаимопроверка.Оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

6 класс.  А. С. Пушкин «Дубровский».  Тест

1.Большинство литературоведов склоняются к мнению, что произведение «Дубровский» по жанру является:

а) романом;               б) повестью;               в) рассказом;             г) новеллой.

2. Владимир Дубровский – типичный:

а) трагический герой;         б) комический герой;           в) романтический герой;     г) реалистический герой.

3. Кто запирает двери и поджигает имение Дубровских:

а) Троекуров;        б) кузнец Архип;           в) кучер Антон;           г) Владимир Дубровский?

4. Владимир Дубровский попадает в дом Троекурова под видом:

а) учителя танцев;     б) учителя математики;      в) француза Дефоржа;       г) медведя.

5. Если Маше потребуется помощь, она обещала положить в дупло дуба:

а) записку;          б) браслет;             в) перчатку;            г) кольцо.

6. Маша Троекурова обвенчалась в церкви:

а) с Дубровским;    б) с Антоном Спицыным;    в) с князем Верейским; 

г) вообще не венчалась, а убежала из дома.

    Ключи

1. а     2.  в    3. б    4. в    5. г   6. в 

0 - «5»

1-2 –«4»

3-4 «3»

5-6 – «2»

 

Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Сюжетная линия, рассказывающая о взаимоотношениях Владимира и Маши, очень напряженная и захватывающая. Молодые люди нашли друг друга, но их сердца не соединились. Хотя Владимир готов во имя своей любви даже на самопожертвование. «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ... Я отказался от мщения, как от безумства». Чувства Марии не столь глубоки. Она скорее испугалась и самого Дубровского, и своего чувства к нему. Она считала, что по положению в обществе они не равны: она – аристократка, он – разоренный дворянин да еще разбойник. Хотя у молодых людей много общего: романтики в душе, оба любят родную природу, родительское гнездо, оба способны быть решительными, гордыми, независимыми. Но Мария в данный момент не понимает, кто может ее сделать счастливой и что такое счастье.

Составление синквейна.

– Что нового вы узнали на уроке?

Понравился/не понравился урок?

 

Д.з. Создать иллюстрации к эпизодам романа и подготовиться к их презентации и защите.


 

Посмотрите также