1.АННОТАЦИЯ
Данный урок разработан по учебнику: Литература 7 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. Базовый и профил.уровни. В 2 ч. \ В. Я. Коровина, В.П.Журавлёв,В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2013
В основу методической разработки положен опыт работы по программам общеобразовательных учреждений Литература 5-11 классы (базовый уровень) . Под редакцией В. Я. Коровиной / М.: Просвещение, 2017г
Работа соответствует теме раздела программы: «Н.В.Гоголь» (7часов).
В методической разработке представлен материал по учебному предмету «Литература»: конспект урока с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», Данная технология позволяет помочь ученику сориентироваться в обилии поступающей информации, мыслить творчески, искать ответы на вопросы самостоятельно, проявлять инициативу, участвовать в дискуссиях а учителю – реализовать свой творческий потенциал, направлять грамотно работу учащихся.
Предлагаемый материал адресован учителям, которые работают творчески, учат детей самостоятельно находить нужную информацию, не преподносят готовый материал, а пробуждают в ребёнке желание дойти до истины самому, развивают творческие способности у учащихся
2. ВВЕДЕНИЕ
Современная школа рассматривает процесс обучения как активное вовлечение учащихся в самостоятельное конструирование своих знаний. Во время уроков учащиеся используют доступные источники познания для формирования знаний, умений и навыков. Они не только усваивают то, что им объясняет учитель, они находятся в постоянном поиске ответов на те вопросы, которые даёт им преподаватель, учебник, жизнь. Сегодня в образовательном процессе приоритетной должна быть активная самостоятельная работа учащихся, поиск информации, анализ и синтез материала, умение обобщать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения, вступать в дискуссии
Учитель должен организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание думать, дискутировать, проявлять независимое мышление, умение прогнозировать конечный результат.
Задача учителя - научить детей учиться, критически мыслить. Новый подход к обучению предполагает следующее: знания нельзя передать от учителя к ученику, его нельзя найти в книге. Его можно выработать только в соответствующей деятельности, на основе своих интересов, способностей, особенностей своего интеллекта.
Для достижения поставленной цели используются все возможные методы, способы, технологии.
Считаю, что технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» соответствует тем задачам, которые диктует современной школе урок. Данная технология позволяет учащимся:
- работать самостоятельно;
-задавать себе и другим вопросы;
- создавать свои идеи, обсуждать их в дискуссии;
-выслушивать мнения других, критически их оценивать;
-осуществлять рефлексию своей деятельности;
- работать с понятиями;
-оценивать роль учителя в учебной деятельности.
В соответствии с ТРКМ урок я построила , используя 3 стадии: вызов, осмысление, рефлексия.
На первой стадии решалась задача «вызвать» уже имеющиеся знания, обратиться к личному опыту учащихся, что является серьезным мотивирующим и активизирующим фактором для работы на стадии осмысления материала
На стадии «Осмысления», которая является основной частью урока, идёт непосредственная работа с информацией, которую освещали сами учащиеся, предлагая свои решения, свои ответы на те вопросы, которые были им интересны.Таким образом, на этом этапе решались познавательная задача и развивающая задача формирование навыков самостоятельной работы учащихся.
На 3 стадии «Рефлексия» (размышление) происходило осмысление учащимися своей деятельности на уроке.
3. Основная часть
Цели урока:
· Раскрыть понятие «система художественных образов».
· Выявить систему образов повести.
· Сформулировать нравственные принципы человеческого единства: вера, патриотизм, товарищество, вольность.
· Развивать творческие, коммуникативные способности, речь.
· Формировать ключевые компетентности работы с текстом с целью извлечения информации, работы со схемой, таблицей.
Задачи:
Образовательная:
- проанализировать повесть «Тарас Бульба» и выявить систему образов повести.
Развивающие:
- формировать умение глубокого анализа текста;
- вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;
- развивать творческие способности, монологическую речь.
Воспитательные:
- вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя;
- формировать нравственные ценности личности.
Предметный результат: выявить систему образов повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
УУД:
коммуникативные:
• формирование действий по организации и планированию учебного струдничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
• практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
• развитие речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
регулятивные:
• формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
познавательные:
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;
• развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
личностные: формирование
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
• основ социальных компетенций (включая ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
Выпускник получит возможность для формирования:
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.
Тип урока: комбинированный урок с использованием медиаресурсов.
Форма урока: урок-размышление.
Используемые педагогические технологии:
- традиционная педагогическая технология;
- технология метода проекта;
- информационно-коммуникационная технология;
- элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся и элементы дифференцированного подхода к обучению;
- приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные (упражнение, рассказ, беседа, практическая работа, анализ текста, анализ схемы), репродуктивные (аналитический пересказ прочитанного, выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму, работа с учебником), проблемно-обобщающие (объяснение причин различия в фактах, объяснение с опорой на наглядность, доказательство путём сравнения подобий предложений), частично-поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое), исследовательские методы (работа с книгой по поиску метода, самоанализ текста и примеров по поиску общего вывода, практические действия с последующим доказательством закономерности), самоконтроль и самопроверка, приёмы технологии РКМЧП (кластер (метод графической систематизации материала), инсерт (метод активного чтения), «РАФТ», таблица «толстых» и «тонких» вопросов, логические цепочки, таблица «ЗХУ», синквейн.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая работа, дифференцированный подход, разноуровневые задания, фронтальная работа, самостоятельная работа, творческие упражнения, устные и письменные упражнения, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.
Оборудование:
· портрет Н.В. Гоголя,
· репродукция картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»,
· иллюстрации Д.А. Шмаринова и Е.А. Кибрика к повести,
· кадры из кинофильма «Тарас Бульба»,
·
· интерактивная доска.
Приложение 1
Пояснения к сценарию урока
«Система образов повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
Урок проводится в 7 классе по программе А.Г. Кутузова, является вторым по теме «Н.В.Гоголь. Тарас Бульба». Предполагается, что повесть была прочитана летом, просмотрен фильм «Тарас Бульба», поэтому основное содержание повести хорошо известно. На данном уроке важно уяснить систему образов повести, чтобы на дальнейших уроках вести разговор об изобразительно-художественных средствах создания героических характеров, остановиться на обобщенных образах Родины, матери, степи, а также определить позицию автора.
Уроки проводятся мною по технологии критического мышления, которая в моем понимании соотносится с технологиями деятельностного подхода в реализайии ФГОС, поэтому есть ряд особенностей:
· В основе проектирования уроков лежит системно-деятельностный подход.
· Технологические этапы урока названы фазами.
· Уроки проводятся в соответствии со следующими принципами:
- актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов. Итог – постановка целей учебной деятельности.
- знакомство с новой информацией, ее соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы, выявление затруднений и противоречий, корректировка целей.
- систематизация новой информации, ее оценка, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка новых вопросов, постановка новых целей учебной деятельности.
· Рефлексия урока имеет несколько функций:
- коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);
- информационная (приобретение нового знания);
- мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);
- оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
· Уроки проводятся по принципу коллективно-распределенной деятельности: индивидуальной; фронтальной; в группах, в парах.
Использование технологии критического мышления позволяет обеспечить три составляющие успешного проведения урока: интеллектуальную и коммуникативную составляющие и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело.
Используя технологию критического мышления, уделяю большое внимание формированию таких необходимых для продуктивного обмена мнениями качеств учащихся, как терпимость, умение слушать других, ответственность за собственную точку зрения.
Ход урока:
І фаза - вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации, постановка учебной цели).
Проверка домашнего задания и обсуждение нового теоретического материала. Эвристическая беседа. (Курсивом выделены предполагаемые ответы учащихся)
- На первом уроке мы говорили о художественном образе, герое, характере. Дома вы записывали эти определения в тетрадь. Покажите их нам на интерактивной доске. (Один ученик вводит тексты на доске, остальные работают с теоретическим материалом на стр. 8 учебника-хрестоматии «В мире литературы» под ред. А.Г. Кутузова.)
- Образ и характер – это одно и то же? (Нет)
-Чем же отличается образ от характера, как вы это понимаете? Подготовьте развернутый ответ с опорой на доску и записи в тетрадях. (Образ – это определенная мысль автора, воплощенная во что-то конкретное, а характер – это уже качества этого конкретного лица или предмета, которые позволяют читателям понять мысль автора.)
-
Каков был замысел Н. В. Гоголя при создании повести «Тарас Бульба»?
(Это повесть о национальном самосознании, национальном характере.)
- Это общая мысль, но она вобрала в себя целый ряд представлений Гоголя о том, каким он видит русский характер, национальное самосознание козаков. И ер замысел воплотился в разные образы, которые автор связал между собой, создал систему образов.
- Как вы понимаете это словосочетание? (Взаимозависимости между образами)
- На материале повести «Тарас Бульба» попробуем разобраться, что такое система образов и рассмотрим ее. Сформулируйте тему урока. (Учитель записывает тему на доске, учащиеся - в тетрадях.)
ІІ фаза - осмысление содержания (получение новой информации).
Работа с художественным текстом и составление схемы образов на доске – работа с кластером (гроздь)
По ходу урока учащиеся составляют таблицу «толстых» и «тонких» вопросов, а также таблицу для рефлексии «Знаю. Хочу узнать. Узнал.»
При работе с текстом используется приём «система маркировки текста».
- Главным образом в этой системе является кто? (Тарас Бульба.)
-Кто
дополняет идеальное представление автора о козаке? (Остап и Андрий.)
Эти три образа составляют ядро, единство, дополняя друг друга.
Просмотр отрывка из фильма - Тарас с сыновьями едет в Запорожскую Сечь.
(Учитель начинает обозначать на доске схематичную систему образов.)
-
Кто еще помогает раскрыть качества национального характера? (Запорожцы.)
- Запорожцы в повести описываются как товарищество, как единое целое. Где это
проявляется наиболее ярко? (Когда слушают речи). Приведите примеры из
текста.
Демонстрация репродукции картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» с сообщение ученика об истории создания картины. Региональный компонент. В 1888 году И.Е.Репин приехал в Екатеринодар, чтобы сделать наброски для картины. Первые этюды для картины были сделаны в станице Пашковской.
-
Гоголь выделяет и отдельные образы, воплощающие ту или иную мысль.
Найдите в тексте эти отдельные образы и подумайте, почему они выделены? (Пьяный
казак - стр. 30 - образ вольницы, Кирдяга - стр. 38 - образ демократичности,
Кукубенко - стр. 74 - образ мужества и смелости Бовдюг - стр. 82 - образ
мудрости, Мовсий Шило - стр. 93-94 - образ чести и доблести.)
-
Чтобы все эти качества проявились, нужны «противовесы» - образы врагов. Кто
это? Выделяет ли Гоголь конкретно отдельных ляхов, как он выделяет запорожцев?
- Почему нет? (Это для автора не главное, важно, что есть враги.)
- Что ляхи враги - как определяется? (По вере – они басурманы.)
- Кто еще показан в повести индивидуально? (Панночка.)
- Это образ или просто персонаж для сюжета? Она тоже образ врага или нет?
Просмотр отрывка из фильма – Диалог панночки и Андрия о родине. Обсуждение диалога в парах. (Панночка не является отрицательным героем - любовь не может быть отрицательной. Образ панночки несет идею права человека на личную жизнь вне политики, кроме любви к родине у человека может быть и другое очень сильное чувство – любовь к женщине)
-Но дает ли эта любовь право на предательство? Обсуждение в группах.
-Еще женские образы в повести есть?
- Образ матери. Почему у матери нет имени? Как ее называет Тарас? (Стара. Мать в повести – это обобщенный образ всех матерей и жен)
-
Татарка - это образ или нет? (Нет)
- Еще кого из людей можно включить в систему образов? (Янкеля.)
- Кто такой Янкель? Он характер или тип? Какую мысль он воплощает?
(Н В. Гоголь этим образом подчёркивает, что евреи - люди вне Родины, вне
идеи. Они везде свои и всем нужны, но в то же время и чужие для других народов.
Их идея - деньги, нажива. Стр. 71-73, 104, 107, 113.)
- Как автор относится к этому герою? Обсуждение в парах. (Интересный образ «жида» дает Н. В. Гоголь, но надо сказать, что он хоть и постоянно подчеркивает презрение козаков к жидам, но сам снисходительно относится к своему персонажу и не рисует его черными красками. Янкель - вполне симпатичный и полезный для героев повести человек.)
Мы рассмотрели отдельных людей, или, как мы их называем, образы. Посмотрите иллюстративный ряд и подумайте, совпадают ли ваши представления о героях повести с ними? Расскажите об этом в фазе рефлексии.
Но образы бывают и другими. Прочтите отрывок на стр. 113 -115, начиная со слова «Площадь ...» (Учащиеся читают отрывок.)
- Какой образ рисует Н. В. Гоголь? (Образ толпы.)
- Какую мысль воплощает автор в образе этой толпы? Обсуждение в парах. (Дикость и варварство народа, идущее из глубины веков, - требование кровавых зрелищ. Гоголь явно осуждает эти качества и, изображая так выразительно публичную казнь и интерес к ней толпы, показывает себя гуманистом.)
- Есть в повести еще два образа, которые прямо работают на идею автора о национальном самосознании, подчеркивают важные качества русского народа. Какие это образы? (Степь и Днестр.)
- Что главное в образе запорожской степи? Учитель читает отрывки с описанием степи днем и вечером.
Физкультминутка. Закрыли глаза, представили картину степи, изображенную в повести. Какое настроение передает автор? Дыхательная гимнастика.
- Найдите описание Днестра. Какова идея этого образа? Почему Гоголь этой картиной заканчивает повесть? (Река – символ продолжения жизни)
-Почему вводятся описания степи, реки, другие пейзажные зарисовки? (создать образ Родины и передать авторскую позицию)
-Можно ли отнести автора к образам? (Да)
(На
доске уже получилась законченная схема системы образов повести.)
Вот какая картина сложилась у нас при рассмотрении системы образов повести Н.
В. Гоголя «Тарас Бульба»:
Автор
Степь |
|
|
Родина |
Днестр |
|
Жена - мать |
Тарас Остап - Андрий |
Запорожцы |
Янкель |
||
Толпа |
Панночка |
Ляхи |
- Зачем важно понимать и представлять систему образов? (Если правильно определить систему образов, то всегда будет легче понять литературное произведение).
ІІІ фаза - рефлексия (осмысление, присвоение, рождение нового знания).
1. Коммуникационный этап.
Чтение «тонких» вопросов, потом «толстых», ответы на них.
2. Мотивационный этап.
- Какие вопросы показались наиболее интересными?
- Какие вопросы остались без ответа?
3. Информационный этап.
- Совпали ли ваши представления о казаках с теми, что есть в ряду иллюстраций?
4. Оценочный этап.
1.Синквейн – это стихотворение из пяти строк (рифма не обязательна):
1 строка (тема) – имя существительное.
2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.
3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.
4 строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.
5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне повторяющее суть темы.
Например:
Тарас Бульба.
Самоотверженный, искренний.
Воюет, любит, побеждает.
Настоящих казаков много на Руси.
Герой.
2. Что нового узнали на уроке? Чтение материалов таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
3. Как я работал на уроке – отметить на шкале из 6 делений.
Домашнее задание.
1. Что является средством создания художественных образов? Ответ на вопрос в статье «Деталь и подробность».
2. Индивидуальные задания:
Подготовить материалы к характеристике главных героев повести.
Отметки за урок и рефлексия учителя.
Конспект урока литературы в 7 классе
Тема урока : Выбор, ставший трагедией (по повести Н, В. Гоголя «Тарас Бульба»).
Цели урока:
Образовательная: формировать навык анализа эпизода, закрепить знания по теории литературы (художественная деталь, художественный образ).
Развивающая :развивать устную речь учащихся, логическое мышление.
Воспитательная: формировать гражданскую позицию, воспитывать толерантность.
Ход урока.
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
Как известно, в первой редакции повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Андрий показан «подлым трусом», он прячется за спины поляков, молит о своем спасении. Во второй же редакции он изображен доблестным, смелым воином, который никого не боится, кроме собственного отца. Цель нашего урока – проанализировать эпизод смерти Андрия, раскрыть его роль в повести. Предлагаю разделиться на 6 групп, каждая из которых получит свое задание («прием и шести шляп»; из технологии критического мышления ) |
Слушают, обсуждают цель урока, делятся на группы. |
1 группа (красная шляпа). Красная (интуиция, чувства). В красной шляпе свои эмоции никак обосновывать не нужно. Настроились на работу в группах, на обсуждение эпизода даю вам несколько минут.
Эмоциональное восприятие. Какие чувства вызывает смерть героя? Почему? Какова ваша читательская реакция? 2 группа(белая шляпа). Белая шляпа (информация, факты, новости, полная объективность) используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Изложение факта гибели героя с включением цитат. 3 группа. (черная шляпа). Черная шляпа (критика, взгляд на проблему под негативным углом). Мышление в черной шляпе воспринимает все в черном свете. Здесь нужно во всем видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться.
Негативное, критичное отношение к поступку героя. Как относится к смерти Андрия автор повести, Тарас Бульба. Выскажите свою точку зрения на смерть героя. Чья позиция вам ближе: автора или Тараса Бульбы? 4 группа(желтая шляпа). Апологическая. Желтая шляпа (позитивный взгляд на проблему). Надев желтую шляпу, человек превращается в оптимиста, ищет позитивные перспективы, но свое видение должен обосновать. Мыслительный процесс в желтой шляпе непосредственно с творческим не связан. Какие качества героя можно назвать положительными? Попытайтесь выступить в роли его адвоката. 5 группа(синяя шляпа) Аналитическая. Можете ли вы оправдать измену героя? Как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры? В чем двойственность отношения читателя к герою? 6 группа (зеленая шляпа). Зеленая шляпа (креативность, альтернативы и творческие идеи). Все изменения, нововведения, рассмотрение альтернатив происходят в зеленой шляпе. Зеленая шляпа — это шляпа творческого поиска. Мы можем надеть эту шляпу и подумать, какие новые подходы возможны в сложившейся ситуации Творческая. Написать сочинение – миниатюру «Согласны ли вы с мнением, что поступок Андрия – не измена, это его выбор?».
|
Работа в группах (15 мин.) |
3. Корректирует ответы, направляет в нужное русло, активизируя мыслительную деятельность. |
Выступление групп. |
4. Итог урока. Анализ работы групп. |
Оценка работы групп. |
5. Домашнее задание по выбору. |
Составить сравнительную характеристику Остапа и Андрия. Привести примеры из жизненных ситуаций или из художественных произведений, где герой стоит перед нравственным выбором. |
6, Заключительное слово учителя о нравственном выборе. |
|
1
Конец формы
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.