Урок литературы в 8 классе Любовь – это бесценный дар. А.И.Куприн «Куст сирени»
Оценка 4.7

Урок литературы в 8 классе Любовь – это бесценный дар. А.И.Куприн «Куст сирени»

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русская литература
8 кл
04.10.2021
Урок литературы в 8 классе  Любовь – это бесценный дар.  А.И.Куприн «Куст сирени»
Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо Тип урока: работа с художественным текстом
КУприн Куст сирени.docx

Урок литературы в 8 классе

Любовь – это бесценный дар А.И.Куприн «Куст сирени»

 Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо

 Тип урока: работа с художественным текстом

 Цели:

1)знакомство с творчеством А.И.Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»; на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного;

2)совершенствование навыков анализа художественного текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопоставления с авторской версией, развитие творческих способностей, креативности; развитие коммуникативной компетенции;

3)обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека.

Оборудование: портрет А.И.Куприна , иллюстрации к рассказу

 

Для любящего человека вся вселенная                                                                     

                                                               слилась в любимом существе.      

                                                                               ( немецкий публицист и писатель)Людвиг  Берне   

 

Любовь – это бесценный дар.

Это единственная вещь,

 которую мы можем подарить,

 и все же она у тебя остаётся.

(Л.Н. Толстой)

 

Ход урока

 I стадия «Вызов»

         Сегодня мы знакомимся с творчеством великого русского писателя – А.И.Куприна, мы прикоснёмся к творчеству писателя и попробуем вместе  сконструировать хотя бы в общих чертах рассказ, прогнозируя ход сюжета в соответствии с отдельными фрагментами текста рассказа . А ещё приобщимся к нравственным семейным ценностям. Используя приём «Верные и неверные утверждения», игру «Верите ли вы, что…» проверим, что вы узнали о жизни и творчестве писателя. Работа в парах на листочках.

 

Утверждение

Верно или нет

1

Александр Иванович Куприн родился в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии

Да

2

Соседние городки, по русской охальной привычке, дразнили: «Наровчат, одни колышки торчат»

Да

3

Куприна воспитывал отец

Нет (Отец умер, когда Куприну было около года, детские годы его прошли в Москве в сиротском пансионе)

4

Армейская служба продолжалась долго. Ушел в отставку в 35 лет.

Нет (Армейская служба продолжалась недолго, ушёл в отставку в 24 года)

5

Печатает свои произведения в московских газетах.

Нет (Сотрудничает в киевских газетах)

6

Во время Гражданской войны оказывается за границей.

Да

7

С 1920 года живёт в Финляндии.

Нет (В Париже)

8

Юнкерская служба подсказала многие сюжеты, образы, характеры персонажей произведений Куприна.

Да

9

«Поединок» - это моё завещание русской молодёжи», - говорил о романе писатель.

Нет (Так сказано о романе «Юнкера»)

10

«Куст сирени» - раннее произведение Куприна.

Да

 

         Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с ранним произведением А.И.Куприна – рассказом «Куст сирени». Сейчас мы посмотрим видеоклип, а вы подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «куст сирени».

(Просмотр видеоклипа.Рахманинов « Сирень» )

         На доске запись: куст сирени.

Составление кластера ( на этапе осмысления темы)

- О чём говорит вам  это словосочетание? Какие ассоциации у вас возникают? (Запись ассоциаций на доске. Предположительно, что дети назовут ассоциации: весна, тепло, солнце, счастье, любовь Весна, любовь, счастье, аромат, красота, солнце, тепло, жизнь, взаимопонимание,

спасение

 

- Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. И тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.» 

 

- По названию предположите, о чём будет рассказ. (Запись предположений на доске).

         Тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.» 

 II стадия «Осмысление» Приём «Чтение с остановками»

- Итак, рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»

 

(Первая часть – прослушивание аудиозаписи)

         Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошел в свой  кабинет….

   Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед  ним  пепельницы

горелые спички и ломал их на  мелкие  кусочки,  а  когда  замолчал,  то  с

озлоблением швырнул их на пол. Видно было,  что  этому  сильному  человеку хочется заплакать.

- Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Горе») Почему?

- Сбылись ли ваши ожидания?

- Что было неожиданным?

- Что вы можете сказать о героях?

- Какие события могут произойти в описанной обстановке далее?

- Какое событие является завязкой рассказа?

(Николай Евграфович Алмазов возвращается домой в очень плохом настроении. Жена, увидев его, сразу поняла, что произошло большое несчастье)

- Сразу ли мы узнаём, что случилось с Николаем Евграфовичем?

(Нет, вначале автор рассказывает о том, какие трудности преодолел герой при поступлении в академию.)

- Кто же помог ему преодолеть все «препятствия»?

(Николаю Евграфовичу помогла его жена Верочка. Верочка не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.)

- Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова?

(Она в ту же минуту поняла, что случилось большое несчастье, молча пошла следом за мужем)

- Как автор показывает душевное состояние героя?

(Алмазов прошёл в свой кабинет, не снимая пальто и фуражки, выпустил из рук портфель, бросился в кресло…)

- Сочувствует ли ему Верочка?

(Она любит мужа и по-настоящему тревожится за него. Она заговорила первая, обвила рукой шею Алмазова)

- Что ей удалось добиться?

(Благодаря терпению и ласке Верочки, Алмазов немного успокоился и рассказал жене, что так расстроило его.)

- Как выглядит герой в этой ситуации? Вызывает ли он наше сочувствие?

(Алмазова по-настоящему жаль. Он уже в третий раз сдаёт экзамены в академию, упорным трудом преодолевает препятствия, чертит и ночью, нечаянно посадил пятно.)

- Удалось ли Николаю Евграфовичу сдать работу?

(Нет. Старый профессор, отлично знавший местность, сказал, что кустов, изображённых на карте, в природе не существует.)

- Чем закончился спор героев?

(Профессор потребовал, чтобы Алмазов ехал с ним на местность и показал эти кусты.)

- Сочувствует ли Николаю Евграфовичу автор?

(Да, автор показывает, что Алмазов очень взволнован, жалеет его: «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать»)

 

 (Вторая часть – чтение учителя)

  - Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Надежда») Почему?

- Как реагируют герои на происходящие события, какие принимают решения?

- Какие ваши ожидания подтвердились?

- Что было неожиданным?

- Как вы думаете, чем закончится этот рассказ? Как бы вы закончили его? 

- Кто из героев прервал тяжкое молчание?

(Верочка, энергично вскочив с кресла, сказала мужу, что они немедленно должны ехать.)

- Как отреагировал на это Николай Евграфович?

(Алмазов подумал, что она предлагает ему извиниться перед профессором. «Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей»)

- Что же на самом деле придумала Верочка?

(Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.)

- Как вы относитесь к этому решению героини?

(Это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героинь русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни, помогая выполнять им невыполнимые задания)

- Как ведёт себя Верочка, приняв решение?

(Она становится деятельной и энергичной, топает ногой, командует мужем, ищет драгоценности)

- Куда же отправляются герои?

(Они едут в ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог какого-нибудь имущества, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег)

- В рассказе появляется ещё один, правда, эпизодический, но яркий герой. Кто он? Что говорит о нём автор? (Оценщик. Видно, что он привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, методично и долго рассматривает привезённые вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, закрыв глаза.)

- Напряжённость нарастает, когда Алмазовы отправляются к садовнику. Как автор подчёркивает это? (Был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль)

- Как Верочка спасает положение? (Она рассказывает подробно всю историю с пятном)

- Как автор показывает изменения в отношении садовника к заказчикам? (Он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается)

 

(Третья часть – самостоятельное чтение учащимися. Учебник, стр. 73)

- Как можно озаглавить данную часть рассказа? («Счастье») Почему?

- Почему герои решили посадить именно куст сирени? («Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени»)

- А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем?  (Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.)

- Что произошло на другой день? (Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.)

- Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору? (Один из лучших профессоров он у нас. Жаль, что я его обманул)

- Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями? (Они по-настоящему любят друг друга, вместе пережили много трудностей)

- Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком? (События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

- Что будет с героями после событий рассказа?

- Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? (Вера – верить. Фамилия в рассказе только одна Алмазовы. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень. Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчёркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить. А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до «бриллиантового блеска»).

- Что для поэта главное в алмазе? (Хранитель вечной чистоты, эта чистота есть и в отношениях Алмазовых.)

 - Давайте посмотрим на ваши записанные ассоциации и предположения. Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

- Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых? (Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

- Что бы вы хотели перенести на свои будущие отношения с молодыми людьми, девушками?

Словарная работа

     В тексте встретились  незнакомые для вас слова, некоторые из них даже

устарели

Педант – очень аккуратная личность, которая придерживается точности в

выполнении любых действий. (Профессор педант)

Ридикюль – женская ручная сумка (устар).

 Ломбард – это финансовое учреждение, которое выдаёт краткосрочные кредиты

людям под залог их движимого имущества..

Оценщик – тот, кто производит оценку, определяет цену чего-либо.

Портсигар – футляр для ношения папирос или сигарет.

Солитер – крупный бриллиант, вправленный в брошь или перстень отдельно от

других камней

 

III стадия «Рефлексия» Приём «Синквейн»

 - В чём смысл названия рассказа? (Куст сирени стал для героев любимым цветком, т.к. будет постоянно напоминать им о произошедшем. События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

- На какие размышления навёл рассказ? В чём вы согласны, а в чём, может быть, не согласны с автором? Может быть, хотели бы поспорить?

- А теперь давайте проявим творчество – напишем синквейн по теме нашего урока. Какие слова можно взять для первой строки? (Вера, Алмазов, Куст сирени, Любовь, Семья, Счастье).. Объявляю конкурс на лучший синквейн. Задание групповое. Для тех, кто имеет желание, может сделать это индивидуально.

 

 Любовь 

Нежная, взаимная

Понимает. Прощает, жертвует.

Любить - значит смотреть в одном направлении

Счастье

 

Любовь

 

Ободряет, спасает, окрыляет

Любовь- это бесценный дар

Любовь – это труд и забота

Счастье

 

(Прослушивание синквейнов)

 

Домашнее задание

         На следующем уроке мы продолжим с вами разговор о счастье, поэтому прошу вас дома нарисовать, каким вы представляете счастье и написать сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Вопросы по содержанию рассказа « Куст сирени»

1. Какая фамилия у главного героя рассказа?

1) Агатов, 2)  Алмазов, 3) Бриллиантов

2. Как главного героя?

1) Николай Евграфович, 2) Николай Михайлович,

3) Евграф Николаевич

3. Кем был главный герой?

1) молодой офицер, 2) профессор, 3) преподаватель

4. Где главный герой слушал лекции?

1) в Академии генштаба, 2) в обществе «Знание»,

3) в Академии танковых войск

5.Какую работу представил главный герой профессору?

1) практическую работу, 2) теоретическую работу,

3) проектную работу

6. Сколько раз главный герой поступал в академию?

1) 1 раз, 2) 2 раза, 3) 3 раза

7. Кто поддерживал главного героя во время поступления в Академию?

1) брат, 2) друзья, 3) жена

8. Каким увидела своего мужа жена?

1) жизнерадостным, 2) растерянным, 3) хмурым

9. Кто принимал работу у главного героя?

1) немец-педант, 2) уважаемый профессор,

3) знаток местности

10. Почему главный герой пришел с последнего экзамена, насупившись?

1) Потому что ему попался очень педантичный профессор, который задавал ему каверзные вопросы, и он не сдал экзамен.

2) Потому что профессор выгнал его с экзамена из-за того, что главный герой посадил на чертеж чернильное пятно и пытался замаскировать его под куст, а профессор знал, что никакого куста там нет.

3) Потому что профессор выгнал главного героя из-за того, что тот пытался подсказать своему товарищу.

11. Как оценил профессор работу главного героя?

1) отлично, 2) удовлетворительно, 3) забраковал

12. Как звали жену главного героя?

1) Надежда, 2) Любовь,3) Верочка

13. Кем не приходилось быть жене для мужа?

1) памятной книжкой; 2) чтицей; 3) художником; 4) репетиторшей.

14. Какой выход из ситуации предложила Верочка?

1) поехать к профессору, 2) успокоиться и смириться, 3) посадить сирень

15. Что после рассказанного мужем  Верочка делает со своими драгоцтенностями?

1) Относит в ломбард, 2)Теряет, 3) Продает знакомому перекупщику

16. Что сдала в ломбард Верочка?

1) серьги с изумрудом; 2) золотое колье;

3) жемчужное ожерелье; 4) кольцо с солитером.

17. Что оценили в ломбарде дороже всего

1) кольцо с бриллиантом 2) старинный погнутый браслет 3) серебряный портсигар

18. Сколько денег выручили супруги в ломбарде?

1) около 23 рублей; 2) свыше 52 рублей; 3) менее 68 рублей; 4) 125 рублей.

19. Зачем Верочке нужны деньги?

1) Они с мужем живут очень бедно, и им нечего есть, 2) Она хочет купить на эти деньги куст сирени, 3) Ей захотелось обновить свой гардероб

20. Зачем Верочке понадобился куст?

1) Она очень любит растения, 2) Она хочет озеленить свой двор, 3) Она хочет посадить куст на том месте, где её муж  поставил кляксу, чтобы профессор перед ним извинился

21. Какой куст предлагает посадить садовник?

1) Шиповника, 2)  Сирени. 3)  Черемухи

22. Кем был по национальности садовник, согласившийся посадить кусты?

1) поляк; 2) белорус; 3) чех; 4) венгр.

23.  Как Верочка добивается того, чтобы куст не выглядел недавно посаженным?

1) Она следит, чтобы рабочие хорошо выровняли землю, 2) Она засадила это место травой,

3) Присыпала листьями

24. Что делает главный герой на следующий день?

1)  Идет пересдавать экзамен, 2) Показывает профессору куст сирени, 3) Идет с друзьями в кабак, чтобы развеяться

25. Как профессор отреагировал на внезапно появившийся куст?

1) Он продолжает настаивать на том, что еще вчера его тут не было, 2) Ему кажется, что он сходит с ума, 3) Он удивляется, но извиняется перед главным героем

26. За какое дерево принял профессор высаженные кусты?

1) за осину; 2) за березу; 3) за рябину; 4) за тополь.

27. Что чувствует главный герой  после удачного завершения дела?

1) Он рад, что Верочка, все так ловко обставила,

2) Ему стыдно за свой обман, 3) Он рад, что ему удалось поставить профессора в неловкое положение.

28. Чему так обрадовались супруги?

1) признанию профессора, 2) что всё закончилось хорошо, 3) своему счастью

29. Каким словом объяснили свой одновременный смех за обедом главный герой и его жена?

1) ерунда; 2) шутка; 3) глупости; 4) нелепость.

30. О чем рассказ А.И.Куприна?

1) о помощи,  2) о любви,  3) об обмане

 


 

Урок литературы в 8 классе Любовь – это бесценный дар

Урок литературы в 8 классе Любовь – это бесценный дар

Печатает свои произведения в московских газетах

Печатает свои произведения в московских газетах

Кто же помог ему преодолеть все «препятствия»? (Николаю

Кто же помог ему преодолеть все «препятствия»? (Николаю

В рассказе появляется ещё один, правда, эпизодический, но яркий герой

В рассказе появляется ещё один, правда, эпизодический, но яркий герой

Оценщик – тот, кто производит оценку, определяет цену чего-либо

Оценщик – тот, кто производит оценку, определяет цену чего-либо

Приложение Вопросы по содержанию рассказа «

Приложение Вопросы по содержанию рассказа «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2021