Урок литературы в 8 классе «М.А. Осоргин. «Пенсне».
Оценка 4.7

Урок литературы в 8 классе «М.А. Осоргин. «Пенсне».

Оценка 4.7
rtf
27.05.2020
Урок литературы в 8 классе «М.А. Осоргин. «Пенсне».
осоргин пенсне.rtf

Урок литературы в 8 классе «М.А. Осоргин. «Пенсне».

Цели урока.

·         Вызвать интерес обучающихся к творчеству М.А. Осоргина.

·         Раскрыть особенность восприятия писателем мира вещей.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Зачастую всем нам не хватает общения, доверительности, понимания.

В атмосферу непринужденной, безыскусственной беседы мы попадаем благодаря творчеству М.А. Осоргина. Автор не сочиняет, не приукрашивает, а «просто» рассказывает то, что было, без литературных претензий.

Многое в его рассказах может показаться «наивным и чувствительным» (по его собственному выражению), но у читателя создается полная иллюзия простоты и правды.

«Любовь к жизни» - единственная философия автора.

 

II. Чтение статьи учебника О. Авдеевой о М.А. Осоргине.

Михаил Андреевич Ильин (Осоргин – псевдоним писателя) родился в Перми. Его воспоминания о детстве были светлыми, их он призывал в самые трудные минуты – они помогали жить. Навсегда остались с ним доброта близких людей и картины природы, целиком заполнявшие мир в детские годы. Мальчик рано полюбил книги. Он был гимназистом 7 класса, когда журнал “Для всех” опубликовал его рассказ “Отец”.

Писатель – большой труженик. Работой для души стало для него осуществление замысла его первого романа «Сивцев Вражек» - о трагедии русской интеллигенции в тяжелые, смутные времена.

Всё творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли: страстная любовь к природе и привязанность к миру обыкновенных, незаметных вещей. Вторая мысль легла в основу рассказа «Пенсне».

Участвовал в революционной деятельности, был выслан из страны.

 

III. Работа с текстом.

- Рассказ Михаила Осоргина вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос?

- Это риторический вопрос: «Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?».

- В чём никто не должен сомневаться?

- Параллельно с жизнью человека идет жизнь вещей – активная и «одушевлённая».

- В чём нас хочет убедить рассказчик?

- Предметы быта обладают своим «лицом», своим «характером», более того, они наделены «разумом».

IV. Будьте внимательны к слову.

- Какой приём использует автор, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?

- Автор использует, прежде всего, олицетворение. Вещи живут своей самостоятельной, не зависящей от человека, жизнью.

- В чем заключается «Необычная «жизнь» вещей»?

- Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора: «у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость».

у некоторых вещей «страсть к путешествиям». Мало того, вещи имеют свой социальный статус и политические убеждения: «демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан – носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница – почтовая марка».

- Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания. Приведите примеры метафор из текста.

- Например, «раздвинутые ножницы кричат» потому, что напоминают раскрытый в крике рот; «часы шагают» - реализация метафоры «часы идут», «кресло сидит», потому что очертаниями напоминает сидящего человека и т.д.

Вывод. Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.

 

V. Характеристика автора.

- Автор использует прием наивного рассказчика, вполне в традиции русской литературы: Белкин у Пушкина, Рудый Панько у Гоголя, рассказчики у Тургенева.

Читателю кажется, что предметы, о которых говорит Осоргин, существуют сами по себе, независимо от писателя, он входит в этот давно исчезнувший прекрасный мир, узнаёт знакомое и забытое, живет в нем, не оглядываясь на автора. А тот стоит в стороне в скромной роли гида.

Какими художественными приёмами достигается такой эффект?

- Многочисленные длинные ряды однородных членов, обращения к читателю; грамматические – употребление глаголов второго лица в настоящем времени («шарите, ищите, злитесь, … смотрите, встаете, лезете, заглядываете» и т.д., чем достигается эффект присутствия читателя в действии; интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление просторечных слов, имитация разговорной речи: «лицо» шляпы «забулдыжно-актерское», «душонка», «недоглядка», «шлялась», «Ни-ка-ких!», «И вдруг – раз! – и падает карандаш».

 

VI. Пересказ фрагментов текста.

- Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищут?

- Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним?

- Приведите примеры эпитетов, которые служат одушевлению пенсне.

- В рассказе множество выразительных эпитетов: «кристальная душа» пенсне, «жалкое виновато» пенсне, которое «являло картину такого рабского смирения, такой трусости…», «загулявшиеся стёклышки».

- Каковы рассуждения автора в конце рассказа?

- Можно ли подумать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

- Вещи имеют право на волеизъявление, на проявление индивидуальности.

 

VI. Итог урока.

- Каковы ваши впечатления от рассказа?

- Верите ли вы в то, что предметы живут своей жизнью?

 

VII. Выставление оценок. Домашнее задание.

- Прочитать рассказ М.М. Зощенко «История болезни»

Урок литературы в 8 классе « М

Урок литературы в 8 классе « М

Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора: « у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость »

Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора: « у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость »

VII. Выставление оценок. Домашнее задание

VII. Выставление оценок. Домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2020