Урок литературы в 8 классе с использованием ИКТ.
Тема урока:
Древнерусская литература. Истоки национальной литературной традиции.
Форма урока:
Цель урока:
Изучение истории развития древнерусской литературы, её периодизации, особенностей и жанрового многообразия.
Задачи урока:
1. Дать обзорное представление о древнерусской литературе, расширить знания учащихся о многообразии жанров древнерусской литературы и их специфики.
2. Способствовать расширению словарного запаса, развитию умений сравнивать и обобщать.
3. Формировать интерес к историческому прошлому своего народа, способности к более глубокому пониманию самобытности памятников литературного творчества.
4. Воспитывать патриотическое отношение к памятникам истории Российского государства и уважения к прошлому своей Родины.
Теория литературы: Духовность, соборность, монументальность, поучение, послание, хождение, житие, повесть, слово, летопись.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийные презентации учащихся «Путешествие к истокам русского книгопечатания», «Жанры древнерусской литературы», эпиграф А. Ахматовой «В каждом древе…», записи на доске, тетради для записей.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя «История развития художественной культуры Древней Руси».
3. Устное сообщение учащегося «Как возникла и распространилась письменность на Руси».
4. Выступление учащегося с ИКТ «Путешествие к истокам русского книгопечатания».
5. Черты древнерусской литературы.
6. Периодизация.
7. Выступление учащегося с ИКТ «Жанры древнерусской литературы», словарная работа.
8. Творческая итоговая работа.
9. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя «История развития художественной культуры Древней Руси».
Начнем урок со строк из стихотворения Анны Андреевны Ахматовой (эпиграф к уроку):
В каждом древе распятье Господе,
В каждом колосе тело Христово,
И молитвы пречистое слово
Исцеляет болящую плоть.
В этих строчках ярко проявляется самобытная традиция русской культуры, в основе которой лежит христианское понимание миропорядка, выражаемое русскими зодчими, писателями, живописцами, музыкантами.
Более тысячи лет наше искусство утверждало христианское представление о зле и грехе, покаянии и добре, справедливости и прощении. Отсчет профессиональной литературной культуры, вобравшей в себя высокую духовность православия¸ ведется с Крещения Руси.
В Древней Руси не было литературы, созданной для развлечения. Словесность длительное время подчинялась нормам церковной службы, выработанным в соответствии с религиозными христианскими воззрениями ещё в Византии. Поэтому, предваряя знакомство со спецификой древнерусской литературы и её жанровым многообразием, подумайте над следующими понятиями - «духовность», «соборность», «монументальный».
- Сформулируйте их значение. (На основе ответов значение понятий ученики записывают в тетради под диктовку учителя).
Запись в тетради:
- Духовность – это духовная, внутренняя нравственная сущность человека, которая противопоставляется его физической, телесной сущности; порыв сыновней любви человека к Богу; торжественно-эмоциональный тонус, глубоко возвышенное содержание художественных образов.
- Соборность – качество, основанное на представлении о единстве всего сущего в Боге, на взаимосвязи мира земного и небесного.
- Монументальный – величественный, производящий впечатление величиной, мощностью; основательный глубокий по содержанию.
- Как вы думаете, способствуют ли они более глубокому постижению памятников литературного творчества наших предков? Аргументируйте свой ответ.
3. Устное сообщение учащегося «Как возникла и распространилась письменность на Руси».
Прежде чем говорить о литературе Древней Руси, давайте узнаем, как возникла и распространялась на Руси письменность. Обратите внимание:
-Кто стоял у истоков создания славянской азбуки? С какой целью она была разработана? Какие книги стали первыми? (по ходу сообщения учащиеся делают соответствующие записи в тетрадь, а после прослушивания отвечают на поставленные вопросы)
Сообщение учащегося «Как возникла и распространилась письменность на Руси» (см. приложение №1)
4. Выступление учащегося с ИКТ «Путешествие к истокам русского книгопечатания».
- Что же представляли из себя книги? Для чего они предназначались? Как их изготавливали? Узнаем об этом из выступления (см. приложение №2) о истоках русского книгопечатания (как и предыдущее сообщение кратко конспектируется в тетрадь остальными учащимися).
5. Черты древнерусской литературы.
Слово учителя:
- Сформулируем основные черты древнерусской литературы, запишем их. Определите первую черту древнерусской литературы, если автор не стремился выражать собственное «я», подчиняя внутренние мысли и чувства общим соборным установкам и нормам творчества, законам духовной красоты. (Имперсональность – отсутствие авторства, анонимность художественного произведения).
- Определите вторую черту древнерусской литературы, если каждому литературному жанру соответствует своя система стилистических оборотов, словесных формул, сюжетов, образов. (Каноничность).
- Определите вторую черту древнерусской литературы, если с помощью символов авторы раскрывали образы духовной действительности. (Символичность)
6. Периодизация.
Литература Древней Руси существовала на протяжении длительного времени. Выделяются следующие периоды (заранее оформлены на доске):
§ 11 – 13 вв. – «динамический монументализм»;
§ конец 14 – 15 вв. «предвозрождение» (отмечаем, что сам автор термина Д. С. Лихачев считает его неудачным);
§ 16 в. «второй монументализм»;
§ начало 17 в. – предвосхищающий Новое время.
- Как вы понимаете названия данные периодам?
7. Жанры древнерусской литературы.
Слово учителя:
- Одним из древнейших памятников литературы является «Повесть временных лет», которая включает в себя произведения разных жанров. Какие жанры характерны для древнерусской литературы узнаем из сообщения «Жанры древнерусской литературы» (см. приложение №3)
- Задача класса: создать терминологический словарь по прослушанному материалу
Вывод: В чем заключается своеобразие древнерусской литературы? Каковы её основные черты?
8. Итоговая работа (письменный аргументированный ответ на вопрос): Нуждается ли современное общество в напоминаниях о истоках развития художественной культуры?
9. Дом. задание: читать «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Сергия Радонежского»
Приложение №1
1. Устное сообщение учащегося «Как возникла и распространилась письменность на Руси».
Книги пришли на Русь вместе с христианством — в X веке. Христианство было принято Русью их Византии. Так историки называют Восточную Римскую империю, которая просуществовала на 1000 лет дольше, чем Западная. Ее столицей был Константинополь, который русские называли Царьградом (после захвата в 1453 г. турками этот город получил название Стамбул). Византийцы вели активную проповедь христианства среди соседних народов, среди которых били и славянские — болгары и сербы.
Во второй половине IX века византийские миссионеры, братья Константин и Мефодий были посланы проповедовать христианство в далекую Моравию (на территории современной чешской республики). Поскольку местный славянский князь хотел, чтобы проповедь велась на языке, понятном его народу, то братья позаботились о переводе с греческого языка на славянский ряда богослужебных текстов (молитв, фрагментов священного писания и т.д.). Для записи своих переводов Константин разработал особую азбуку, основные принципы которой легли позднее в основу алфавитов, которые по сей день используются сербами, болгарами и восточными славянами. Этот алфавит был назван в честь своего создателя, а поскольку Константин перед смертью принял монашество и получил новое имя Кирилл, то и названием алфавита стало слово «кириллица». Но создание славянского алфавита было не единственной заслугой Кирилла и Мефодия. Работая над своими переводами, они заложили основы первого славянского литературного языка, ставшего на долгое время единым книжным языком всех южных и восточных славян. В средние века этот язык называли просто «славянским». Современные ученые называют его старославянским. Он оставался основным языком русской литературы до XVII — XVIII веков оказал огромное влияние на формирование того русского литературного языка, на котором говорим мы с вами. Он до сих пор остается богослужебным языком русской церкви и поэтому его называют также церковнославянским.
В конце X века, при князе Владимире Святославиче, христианство пришло на Русь. Вместе с ним прошла на Русь кирилловская азбука, старославянский язык и книжная культура. К тому времени славянскими книжниками в Болгарии было создано довольно много переводов и оригинальных произведений. Именно они и стали первыми славянскими книгами, читавшимися на Руси. А первой книгой, написанной на Руси, была так называемая "Речь философа", в которой рассказывалась история мира от "сотворения" и до возникновения вселенской церкви.
Эти книги были очень дорогими, потому что писались на пергаменте (очень тонко выделанной телячьей коже), переплет делался из досок. Каждый такой переплет обтягивался кожей, украшался окладом из золота и драгоценных камней. Эти книги были очень большими по размеру. Начало каждой страницы писалось с большой буквы красного цвета (отсюда поговорка - писать с красной строки).
Приложение №2.
Приложение№3.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.