21.11 Урок №23 лит.8 кл.
Тема: Тема, идея, сюжет и композиция поэмы «Мцыри».
Методическая цель : ознакомить со структурными особенностями построения произведения, показать их взаимосвязь; развивать речь учащихся, их эстетический вкус, навыки исследования, выразительного чтения, анализа текста художественного произведения;воспитывать любовь к русской классической поэзии, к родному краю.
Планируемые предметные результаты: знать тему и идею, сюжет и особенности композиции поэмы.
Тип урока : урок усвоения новых знаний.
Оборудование: иллюстрации к произведению, презентация, карточки с заданиями; текст.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Мотивация учебной деятельности: (работа в парах) игра «Соответствия» (карточки).
Задание: соотнесите понятие (литературоведческий термин) и его значение.
Идея |
Один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.
|
Композиция |
Круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.
|
Тема |
Основная мысль художественного произведения.
|
Сюжет |
Построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.
|
Поэма |
Ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.
|
-Как вы думаете,для чего мы сейчас повторили эти термины?
III. Формулир.темы и целеполагание .
IV. Работа по теме урока.
1.Прочитайте эпиграф к поэме.
Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю.
1-я Книга Царств
2.Сообщение уч-ся.
Эпиграф к поэме взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в «сот медовый» «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народу сказал Саулу: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого. И освободил народ Ионафана, и не умер он».
-Как вы думаете, с какой интонацией - смирения или протеста - произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?
-Первоначально эпиграфом к поэме «Мцыри» Лермонтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает только одна». Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии («Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»)!
-Связан ли эпиграф с темой и идеей произведения?
-Какова тема поэмы?
( Тема «Мцыри» - судьба романтического героя - сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущей неволи и решившего с риском для жизни вырваться на свободу в тот самый момент, когда это было всего опасней).
2.Работа с текстом.
- Найдите и зачитайте в тексте.
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.
3.Слово учителя.
Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, должен ли он беспрекословно подчиняться авторитетам, имеет ли он право на независимость?
-Попробуйте сформулировать идею поэмы.Что хотел сказать М.Ю.Лермонтов своим поизведением?
Идея поэмы – борьба за свободу, утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти. Лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живёт полноправно, а существует. Для Мцыри смерть лучше, чем жизнь в монастыре.
Физминутка.
Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)
А теперь руками крутим —
И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Тянем наши руки к небу,
В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Повороты вправо-влево,
Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке. (Дети садятся.)
4.Работа в группах .
1 группа: Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши. (Привести примеры из текста).
2 группа: Какие эпизоды трёхдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему? (Примеры из текста).
3 группа: Какова цель побега? (Цитаты из текста)
4 группа: Работа с иллюстрациями : опишите иллюстрации.какие строки поэмы можно написать под ними?
5.Выступления учеников.
6.Аналитическая беседа .
-Что вы можете сказать о сюжете поэмы?
( Сюжет поэмы прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшийся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, в детстве попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трехдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского существования, приносят ощущения радости жизни, но не приводят к желанной цели - вернуть родину и свободу. Герой осознаёт, что человек рождён для воли, а не для тюрьмы. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадает в монастырь. В предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня»)
- Какой момент в сюжете поэме является центральным? (на доске)
а) побег из монастыря
б) встреча с грузинкой
в) бой с барсом
г) гибель Мцыри
-Почему?
- В чём особенности композиции поэмы? Как вы думаете?
Композиция поэмы своеобразна. Вступление-2 главы. Лирический монолог-24 главы. Композиция поэмы- рамочная
Чтобы понять характер Мцыри, необходимо все пережить вместе с ним: монастырскую неволю, радость свободы, упоение от боя с барсом, отчаяние оттого, что не попал в родную страну: безнадежность, когда вновь возвращается к своей тюрьме. Исповедь Мцыри занимает почти все текстовое пространство поэмы (она лишь прерывается краткой авторской справкой) и обращена к определенному персонажу - старому монаху, которого Мцыри называет сначала отчужденно-враждебно «старик», а затем по- христиански - «отец». Точка зрения автора на происходящее не представлена, она исчезает после краткой экспозиции. Старый монах не произносит ни слова в ответ не исповедь Мцыри. Таким образом, читатель видит все происходящее с героем только его глазами, что способствует характерной для романтического повествования субъективности. Исповедь является важным сюжетообразующим элементом.)
7.Лексическая работа :индивид.задание (1 уч-ся раб.с Толковым словарём)
– Определить лексическое значение слова “исповедь”.
Слово “исповедь” имеет следующее значение:
1. покаяние в грехах перед священником;
откровенное признание в чем-нибудь;
2. сообщение своих мыслей, взглядов.
– В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?
8.Выводы
- Какие выводы можно сделать?
(Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем хронологический порядок изложения событий изменен.
-Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.
-Все события трехдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.
-Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить всё внимание на характере центрального героя.
V.Итог урока. Рефлексия : цифровой диктант
Согласны ли вы, что:
1. Местом действия поэмы выбран Кавказ, так как природа Кавказа сродни натуре главного героя? Да – 1 Нет -0
2. Сюжет поэмы составляют внешние мотивы поведения героя. Да – 1 Нет – 0
3. События трехдневных скитаний Мцыри показаны только через
общение с природой.
Да – 1 Нет – 0
– Какая цифра у вас получилась? (100) Значит, тему урока вы сегодня усвоили на 100 %.
VI.Домашнее задание: 1)повтор.отрывок,
2) подгот. к хар-ке Мцыри, выпис.цитаты ,
3)прочит.стр.
Тест по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» взят из:
А) былин
Б) Библии
В) древнерусских летописей
Г) стихотворения Горация
2. Что можно назвать символом свободы в поэме?
А) степь
Б) Кавказ
В) барса
Г) девушку-грузинку
3. В исповеди Мцыри звучит:
А) гнев, негодование
Б) смирение, покаяние
В) грусть, размышления
Г) утверждение своей правоты
4. В чём заключается основная идея произведения?
А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения
Б) тоска по воли
В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти
Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.
Тест по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» взят из:
А) былин
Б) Библии
В) древнерусских летописей
Г) стихотворения Горация
2. Что можно назвать символом свободы в поэме?
А) степь
Б) Кавказ
В) барса
Г) девушку-грузинку
3. В исповеди Мцыри звучит:
А) гнев, негодование
Б) смирение, покаяние
В) грусть, размышления
Г) утверждение своей правоты
4. В чём заключается основная идея произведения?
А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения
Б) тоска по воли
В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти
Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.
«Мцыри». Художник Ф. Константинов
Исповедь Мцыри. Художник А.Заславский 1939г.
Мцыри. Художник Ф. Константинов. 1957
Исповедь Мцыри. Художник Л. Пастернак. 1891
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.