Урок литературы в 8 классе Тема, идея, сюжет и композиция поэмы «Мцыри».
Оценка 4.8

Урок литературы в 8 классе Тема, идея, сюжет и композиция поэмы «Мцыри».

Оценка 4.8
docx
20.01.2020
Урок литературы в 8 классе Тема, идея, сюжет и композиция поэмы «Мцыри».
Тема, идея, сюжет и композиция поэмы Мцыри.docx

21.11                                                   Урок №23                                                         лит.8 кл.

                         Тема: Тема, идея, сюжет и композиция поэмы «Мцыри».

 Методическая цельознакомить со структурными  особенностями  построения произведения, показать их взаимосвязь; развивать  речь учащихся, их эстетический  вкус, навыки исследования, выразительного чтения, анализа текста художественного произведения;воспитывать любовь к русской классической поэзии,  к родному краю.

Планируемые предметные результаты: знать тему и идею, сюжет и особенности композиции поэмы.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Оборудование: иллюстрации к произведению, презентация, карточки с заданиями; текст.

                                                                     Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Мотивация учебной деятельности: (работа в парах) игра «Соответствия» (карточки).

Задание: соотнесите понятие (литературоведческий термин) и его значение. 

 

Идея

Один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность,  событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

 

Композиция

Круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.

 

Тема

Основная мысль художественного произведения.

 

Сюжет

Построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.

 

 

Поэма

Ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

 

-Как вы думаете,для чего мы сейчас повторили эти  термины?

III. Формулир.темы и целеполагание .

IV. Работа по теме урока.

1.Прочитайте эпиграф к поэме.

                 Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю.

                                                             1-я Книга Царств

2.Сообщение уч-ся.

Эпиграф к поэме взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в «сот медовый» «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народу сказал Саулу: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого. И освободил народ Ионафана, и не умер он».

 

-Как вы думаете, с какой интонацией - смирения или протеста - произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?

-Первоначально эпиграфом к поэме «Мцыри» Лермонтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает только одна». Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии («Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»)!

-Связан ли эпиграф с темой и идеей произведения?

-Какова тема поэмы?

( Тема «Мцыри» - судьба романтического героя - сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущей неволи и решившего с риском для жизни вырваться на свободу в тот самый момент, когда это было всего опасней).

2.Работа с текстом.

-   Найдите и зачитайте в тексте.

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал.

3.Слово учителя.

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, должен ли он беспрекословно подчиняться авторитетам, имеет ли он право на независимость?

  -Попробуйте сформулировать идею поэмы.Что хотел сказать М.Ю.Лермонтов своим поизведением?   

Идея поэмы – борьба за свободу, утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти. Лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живёт полноправно, а существует.  Для Мцыри смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Физминутка.

Голова чтоб не болела,

Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)

 А теперь руками крутим —

 И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Тянем наши руки к небу,

В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Повороты вправо-влево,

Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)

 Наклоняемся легко,

Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)

 Потянули плечи, спинки.

 А теперь конец разминке. (Дети садятся.)

 

4.Работа в группах .      

1 группа:  Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши. (Привести примеры из текста).

2 группа:  Какие эпизоды трёхдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему? (Примеры из текста).

3 группа:    Какова цель побега? (Цитаты из текста)

 

4 группа:   Работа с иллюстрациями : опишите иллюстрации.какие строки поэмы можно написать под ними?

 

5.Выступления учеников.

6.Аналитическая беседа .

-Что вы можете сказать о сюжете поэмы?   

   ( Сюжет поэмы прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшийся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, в детстве попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трехдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского существования, приносят ощущения радости жизни, но не приводят к желанной цели - вернуть родину и свободу. Герой осознаёт, что человек рождён для воли, а не для тюрьмы. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадает в монастырь. В предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня»)

- Какой момент в сюжете поэме является центральным? (на доске)

а) побег из монастыря

б) встреча с грузинкой

в) бой с барсом

г) гибель Мцыри

-Почему?

 - В чём особенности композиции поэмы? Как вы думаете?

    Композиция поэмы своеобразна. Вступление-2 главы. Лирический монолог-24 главы.        Композиция поэмы- рамочная

    Чтобы понять характер Мцыри, необходимо все пережить вместе с ним: монастырскую неволю, радость свободы, упоение от боя с барсом, отчаяние оттого, что не попал в родную страну: безнадежность, когда вновь возвращается к своей тюрьме. Исповедь Мцыри занимает почти все текстовое пространство поэмы (она лишь прерывается краткой авторской справкой) и обращена к определенному персонажу - старому монаху, которого Мцыри называет сначала отчужденно-враждебно «старик», а затем по- христиански - «отец». Точка зрения автора на происходящее не представлена, она исчезает после краткой экспозиции. Старый монах не произносит ни слова в ответ не исповедь Мцыри. Таким образом, читатель видит все происходящее с героем только его глазами, что способствует характерной для романтического повествования субъективности. Исповедь является важным сюжетообразующим элементом.)

 

7.Лексическая работа :индивид.задание  (1 уч-ся раб.с Толковым словарём)

  – Определить лексическое значение слова “исповедь”.

Слово “исповедь” имеет следующее значение:

          1. покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь;
           2. сообщение своих мыслей, взглядов.

– В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

8.Выводы

- Какие выводы можно сделать?

(Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди    героя, причем хронологический порядок изложения событий изменен.

-Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

-Все события трехдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.

-Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить  всё внимание на характере центрального героя.

V.Итог урока. Рефлексия : цифровой диктант       

Согласны ли вы, что:

1. Местом действия поэмы выбран Кавказ, так как природа Кавказа сродни натуре главного героя?                            Да – 1             Нет -0

2. Сюжет поэмы составляют внешние мотивы поведения героя.   Да – 1                  Нет – 0

3. События трехдневных скитаний Мцыри показаны только через общение с природой.
Да – 1                      Нет – 0

– Какая цифра у вас получилась? (100) Значит, тему урока вы сегодня усвоили на 100 %.

VI.Домашнее задание: 1)повтор.отрывок,

2) подгот. к хар-ке Мцыри, выпис.цитаты ,

3)прочит.стр.

 

 

                                   

                                   Тест по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» взят из:

А) былин

Б) Библии

В) древнерусских летописей

Г) стихотворения Горация

      2.   Что можно назвать символом свободы в поэме?

             А) степь

             Б) Кавказ

             В) барса

             Г) девушку-грузинку

      3.  В исповеди Мцыри звучит:

            А) гнев, негодование

            Б) смирение, покаяние

            В) грусть, размышления

            Г) утверждение своей правоты

     4. В чём заключается основная идея произведения?

            А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения

            Б) тоска по воли

            В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти

            Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.

 

 

                                 Тест по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» взят из:

А) былин

Б) Библии

В) древнерусских летописей

Г) стихотворения Горация

      2.   Что можно назвать символом свободы в поэме?

             А) степь

             Б) Кавказ

             В) барса

             Г) девушку-грузинку

      3.  В исповеди Мцыри звучит:

            А) гнев, негодование

            Б) смирение, покаяние

            В) грусть, размышления

            Г) утверждение своей правоты

     4. В чём заключается основная идея произведения?

            А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения

            Б) тоска по воли

            В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти

            Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.

 

 

 

A description...

«Мцыри». Художник Ф. Константинов

 

 

A description...

 

 

A description...

 

Исповедь Мцыри. Художник А.Заславский 1939г.

 

A description...

Мцыри. Художник Ф. Константинов. 1957

 

 

A description...Исповедь Мцыри. Художник Л. Пастернак. 1891

 

Урок литературы в 8 классе Тема, идея, сюжет и композиция поэмы «Мцыри».

Урок литературы в 8 классе Тема, идея, сюжет и композиция поэмы «Мцыри».

Урок литературы в 8 классе Тема, идея, сюжет и композиция поэмы «Мцыри».

Урок литературы в 8 классе Тема, идея, сюжет и композиция поэмы «Мцыри».

Урок литературы в 8 классе Тема, идея, сюжет и композиция поэмы «Мцыри».

Урок литературы в 8 классе Тема, идея, сюжет и композиция поэмы «Мцыри».

Урок литературы в 8 классе Тема, идея, сюжет и композиция поэмы «Мцыри».

Урок литературы в 8 классе Тема, идея, сюжет и композиция поэмы «Мцыри».

Урок литературы в 8 классе Тема, идея, сюжет и композиция поэмы «Мцыри».

Урок литературы в 8 классе Тема, идея, сюжет и композиция поэмы «Мцыри».

Урок литературы в 8 классе Тема, идея, сюжет и композиция поэмы «Мцыри».

Урок литературы в 8 классе Тема, идея, сюжет и композиция поэмы «Мцыри».

Урок литературы в 8 классе Тема, идея, сюжет и композиция поэмы «Мцыри».

Урок литературы в 8 классе Тема, идея, сюжет и композиция поэмы «Мцыри».

Урок литературы в 8 классе Тема, идея, сюжет и композиция поэмы «Мцыри».

Урок литературы в 8 классе Тема, идея, сюжет и композиция поэмы «Мцыри».

Урок литературы в 8 классе Тема, идея, сюжет и композиция поэмы «Мцыри».

Урок литературы в 8 классе Тема, идея, сюжет и композиция поэмы «Мцыри».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020