Урок литературы в 8 классе Тема: К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака».Особенности жанра думы.
Оценка 4.8

Урок литературы в 8 классе Тема: К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака».Особенности жанра думы.

Оценка 4.8
docx
20.01.2020
Урок литературы в 8 классе Тема:  К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака».Особенности жанра думы.
К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака».docx

08.10                                           Урок  № 11                                                лит.8 кл.

Тема:  К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака».Особенности жанра думы.

Цели урока : познакомить с личностью поэта; вспомнить события исторической эпохи начала 19 века; дать понятие жанра «думы»; развивать навыки литературоведческого анализа стихотворения,развивать связную устную и письменную речь, логическое мышление, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы и представлять их ,способствовать воспитанию патриотизма, любви к родине.

чтения, воспитывающие :воспитывать чувство долга, ответственности. .

Оборудование: портрет К. Ф. Рылеева,учебник.

Тип урока: изучения нового материала

 

                                                                           

                                                              ХОД   УРОКА.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка д.з:чтение наизусть басни.

III Мотивация учебной деятельности: Слово учителя(метод.)

IV.Тема и целеполагание (формулир.уч-ся)

V.Работа по теме урока

1. Чтение статьи учебника(с.85-86).

2. Цифровой диктант.

Если представленное утверждение верно, вы ставите цифру «1», если утверждение ошибочно, то ставите «0».

1.Рылеев родился 18 сентября 1793 года

2.Рылеев окончил кадетский корпус.

3.Поэт не служил в действующей армии.

4.Рылеев был членом Северного тайного общества.

5.Он мечтал о неограниченной монархии в России.

6.Поэт стал одним из организаторов восстания на Сенатской площади.

7.Ранние поэтические опыты Рылеева относятся к 1813-1814 годам.

8.Рылеев никогда не писал оды.

9.Популярность поэту снискала сатира «К временщику».

10.Думы – любимый жанр поэта.

11.В 1822 году в печати появляется 15 дум.

12.Публикации дум в журналах привлекли к себе внимание литературной общественности.

(Взаимопроверка работ).

3.Слово учителя.

Рылеев участвовал в выступлении на Сенатской площади и на следующую ночь был арестован и заключен в каземат Алексеевского равелина.

Казнён 13 (25) июля 1826 в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания вместе с П. И. Пестелем, С. И. Муравьёвым-Апостолом, М. П. Бестужевым-Рюминым, П. Г. Каховским .

4. Сообщение уч-ся «Из истории присоединения Сибири в XVIвеке».

5.Словарная работа:

Дума - это украинская народная песня об историческом событии и народных героях. Тематика дум по преимуществу историческая.

6.Прослушив.думы «Смерть Ермака»в фонохрестом.

-Понравилась вам дума «Смерть Ермака»?

- Какова тема этого произведения?

-Какому событию она посвящена?

7.Историческая справка о Ермаке (сообщения учащихся).

8.Физкультминутка
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

 

8.Анализ текста думы «Смерть Ермака».

-Из предложенного списка выберите словосочетания, которые автор использует для создания картины природы в думе.
В чём своеобразие этой картины?

-Что общего между заглавием и первым предложением?

- Не читая текста в полном его объёме, сможете ли вы сформировать о нём дальнейшее представление? 

- О чём думает Ермак в ночь перед боем? Как вы понимаете слова героя: «И мы- не праздно в мире жили»?

- Как погибла дружина Ермака Тимофеевича? В чём видит автор причину гибели и кого осуждает за это?

9.Составление цитатного плана думы.

-Выделите в тексте думы микротемы и озаглавьте их словами из думы (работа в группах).

5 микротем:

1 – буйство стихии

(Буря; мрак; страна суровая, угрюмая; берег дикий; «ко славе страстию дыша»…)

2 – мысли героя

(«товарищи его трудов»; «нам смерть не может быть страшна»; «и мы – не праздно в этом мире жили»…)

3 – подлость врага

(«роковой удел»; жертва; Кучум=буря; «как вор презренный»; «пала грозная дружина»…)

4 – гибель Ермака

(«душа отвагою полна»; «сила року уступила»; «тяжёлый панцирь – дар царя стал гибели его виною»…)

5 – затишье

(Луна; «носились тучи»; «молнии ЕЩЁ сверкали»; «гром… ЕЩЁ гремел»…).

4) Работа с иллюстрациями к думе «Смерть Ермака»

- Какой эпизод из думы изобразил художник Дехтерёв? Чтение эпизода.

- Кто нарисовал картину «Покорение Сибири Ермаком»? Подтвердите цитатами из думы.

5) Работа над выразительным чтением думы

VI.Итог урока. Рефлексия.  

-Так в чём же заключается жизненный подвиг К.Ф.Рылеева?

-В чём заслуга автора перед народом и историей?

-Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

1. Мне было трудно понять…».

2.Урок понравился, потому….».

3. «Я усвоил….»

VII.Домашнее задание:

Урок литературы в 8 классе Тема: К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака».Особенности жанра думы.

Урок литературы в 8 классе Тема:  К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака».Особенности жанра думы.

Урок литературы в 8 классе Тема: К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака».Особенности жанра думы.

Урок литературы в 8 классе Тема:  К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака».Особенности жанра думы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020