08.10 Урок № 11 лит.8 кл.
Тема: К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака».Особенности жанра думы.
Цели урока : познакомить с личностью поэта; вспомнить события исторической эпохи начала 19 века; дать понятие жанра «думы»; развивать навыки литературоведческого анализа стихотворения,развивать связную устную и письменную речь, логическое мышление, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы и представлять их ,способствовать воспитанию патриотизма, любви к родине.
чтения, воспитывающие :воспитывать чувство долга, ответственности. .
Оборудование: портрет К. Ф. Рылеева,учебник.
Тип урока: изучения нового материала
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Проверка д.з:чтение наизусть басни.
III Мотивация учебной деятельности: Слово учителя(метод.)
IV.Тема и целеполагание (формулир.уч-ся)
V.Работа по теме урока
1. Чтение статьи учебника(с.85-86).
2. Цифровой диктант.
Если представленное утверждение верно, вы ставите цифру «1», если утверждение ошибочно, то ставите «0».
1.Рылеев родился 18 сентября 1793 года
2.Рылеев окончил кадетский корпус.
3.Поэт не служил в действующей армии.
4.Рылеев был членом Северного тайного общества.
5.Он мечтал о неограниченной монархии в России.
6.Поэт стал одним из организаторов восстания на Сенатской площади.
7.Ранние поэтические опыты Рылеева относятся к 1813-1814 годам.
8.Рылеев никогда не писал оды.
9.Популярность поэту снискала сатира «К временщику».
10.Думы – любимый жанр поэта.
11.В 1822 году в печати появляется 15 дум.
12.Публикации дум в журналах привлекли к себе внимание литературной общественности.
(Взаимопроверка работ).
3.Слово учителя.
Рылеев участвовал в выступлении на Сенатской площади и на следующую ночь был арестован и заключен в каземат Алексеевского равелина.
Казнён 13 (25) июля 1826 в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания вместе с П. И. Пестелем, С. И. Муравьёвым-Апостолом, М. П. Бестужевым-Рюминым, П. Г. Каховским .
4. Сообщение уч-ся «Из истории присоединения Сибири в XVIвеке».
5.Словарная работа:
Дума - это украинская народная песня об историческом событии и народных героях. Тематика дум по преимуществу историческая.
6.Прослушив.думы «Смерть Ермака»в фонохрестом.
-Понравилась вам дума «Смерть Ермака»?
- Какова тема этого произведения?
-Какому событию она посвящена?
7.Историческая справка о Ермаке (сообщения учащихся).
8.Физкультминутка
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
8.Анализ текста думы «Смерть Ермака».
-Из предложенного списка выберите словосочетания, которые автор
использует для создания картины природы в думе.
В чём своеобразие этой картины?
-Что общего между заглавием и первым предложением?
- Не читая текста в полном его объёме, сможете ли вы сформировать о нём дальнейшее представление?
- О чём думает Ермак в ночь перед боем? Как вы понимаете слова героя: «И мы- не праздно в мире жили»?
- Как погибла дружина Ермака Тимофеевича? В чём видит автор причину гибели и кого осуждает за это?
9.Составление цитатного плана думы.
-Выделите в тексте думы микротемы и озаглавьте их словами из думы (работа в группах).
5 микротем:
1 – буйство стихии
(Буря; мрак; страна суровая, угрюмая; берег дикий; «ко славе страстию дыша»…)
2 – мысли героя
(«товарищи его трудов»; «нам смерть не может быть страшна»; «и мы – не праздно в этом мире жили»…)
3 – подлость врага
(«роковой удел»; жертва; Кучум=буря; «как вор презренный»; «пала грозная дружина»…)
4 – гибель Ермака
(«душа отвагою полна»; «сила року уступила»; «тяжёлый панцирь – дар царя стал гибели его виною»…)
5 – затишье
(Луна; «носились тучи»; «молнии ЕЩЁ сверкали»; «гром… ЕЩЁ гремел»…).
4) Работа с иллюстрациями к думе «Смерть Ермака»
- Какой эпизод из думы изобразил художник Дехтерёв? Чтение эпизода.
- Кто нарисовал картину «Покорение Сибири Ермаком»? Подтвердите цитатами из думы.
5) Работа над выразительным чтением думы
VI.Итог урока. Рефлексия.
-Так в чём же заключается жизненный подвиг К.Ф.Рылеева?
-В чём заслуга автора перед народом и историей?
-Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»
1. Мне было трудно понять…».
2.Урок понравился, потому….».
3. «Я усвоил….»
VII.Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.