10.09.18 Урок № 3 лит.8 кл.
Тема: Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком…».
Цели:актуализировать знания учащихся о жанрах устного народного творчества,углубить знания ожанре предания; показать соотношение реальности и вымысла в преданиях; развивать навыки выразительного чтения, воспитывать интерес к истории русского народа.
Оборудование: иллюстрации к преданиям, учебник, фонохрестоматия презентация.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. . Актуализация опорных знаний.
Проверка дом.зад.
1) Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Расскажите об обрядовом фольклоре.
2) Каковы особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передает каждая из них и какие чувства сообщает слушателям?
3) Вспомните, какие исторические песни вам известны. С какими событиями они связаны?
III.Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя .
-К какому жанру относ.произв.«Петр и плотник», «Сороки-ведьмы»,с кот.знаком. в 7 классе?
IV.Тема и целеполагание (формулир.уч-ся)
V.Работа по теме урока.
1.Беседа по вопросам.
— Что же называется преданием? («Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение.)
— Кто чаще всего является героем преданий?
2.Слово учителя.
Наиболее значительная и значимая черта русской литературы XVIII века – сознание ценности человеческой личности самой по себе, со всеми дурными и хорошими чертами ее характера.
Человек ценен своей личной инициативой, самим своим существованием, индивидуальными чертами своей личности. Сознание ценности человеческой личности развивается, однако вслед за осознанием значения народа в исторических событиях. В повестях о завоевании Сибири атаманом Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и в других произведениях XVII века народные массы по собственной инициативе присоединяют к Русскому государству города и области, сами их обороняют, проявляя беззаветную храбрость и мужество.
Повести о завоевании Сибири Ермаком, известные в науке под названием «Сибирские летописи» (предания), представляют собой литературно обработанные воспоминания самих казаков – участников похода или их потомков. Повести эти начинались с «Написания», которое было составлено казаками в 1623 году. И оказались в руках у составителя первой Сибирской летописи в 1620-х годах при сибирском архиепископе Киприане. Однако последующие официальные повествователи (а их было несколько) не могли полностью устранить основной тенденции казачьего «Написания»: казаки во главе с Ермаком по собственной инициативе завоевали Сибирь, силой вынудили Строгановых снабдить их всем необходимым и добровольно отдали Сибирь Русскому государству. Последующие повествователи-составители Есиповской и Строгановской летописи расцветили первоначально простые рассказы пышной фразеологией и народную идеализацию Ермака изменили в церковном духе.
3. Чтение предания «О покорении Сибири Ермаком» (с. 16–19 учебника).
4. Беседа по тексту.
- К эпохе чьего царствования относится это предание?
– Каким народ представляет себе Ермака?
– Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите примерами.
5. Рассматривание иллюстрации В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» (стр. 18).(презентация)
– Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как изобразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ермаком»?
6.Слово учителя о литературе второй половины XVIII века.
С 60-х годов открывается новый период в истории русской литературы и общественной мысли XVIII века. К тому времени резко углубились политические и социальные противоречия в жизни страны. Усиление эксплуатации заводских, государственных и помещичьих крестьян вызвало бурный подъем крестьянского движения. В 1773–1775 гг. крестьянская война под предводительством Пугачева грозила привести дворянско-самодержавную империю «на самый край конечного разрушения и гибели» (Фонвизин). Жестокая расправа с восставшим народом на время приглушила крестьянское движение, но уже вскоре волнения в деревнях вспыхивают снова, а в 1796–1797 гг. вызывают опасные повторения пугачевщины.
Настроения народных масс находят непосредственное выражение в произведениях «низовой», рукописной, народно-демократической сатиры и публицистики («Плач холопов», указы, манифесты и воззвания Пугачева, «Челобитная к богу от крымских солдат», «Жалостное сказание», стихи беглого крепостного В. В. Подзорова). Сквозь непритязательную, часто безыскусную словесную форму в подобных произведениях пробивается нередко подлинная сила народного гнева: уже Пушкин оценил одно из воззваний Пугачева как «удивительный образец народного красноречия, хотя и безграмотного».
– Вспомните, какие исторические песни о Пугачеве вам известны. («Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».)
7. Прослушивание в фонохрестоматии предания «О Пугачеве» (с. 13 учебника).
VI.Итог урока. Рефлексия.Синквейн «Предания»
VII.Домашнее задание: повт.жанры древнерус.лит.,
инд.зад.:сообщение об А.Невском.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.