Урок литературы в 8 классе Тема: Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения.
Оценка 4.9

Урок литературы в 8 классе Тема: Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения.

Оценка 4.9
docx
20.01.2020
Урок литературы в 8 классе Тема: Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения.
Тема Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя .docx

17.12     8-А

11.12     8-Б                                             Урок №28                                           лит.8 кл.

         Тема: Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения.

 Методическая цель : раскрыть замысел автора; показать, как обстоятельства привели чиновников к их роковой ошибке, как завязывается и в чём выражается драматическое действие; показать приёмы сатирического изображения чиновников; развивать представление о сущности комического. развивать  речь учащихся, их эстетический  вкус, навыки исследования, выразительного чтения, анализа текста художественного произведения; воспитывать любовь к русской литературе.

Планируемые предметные результаты: знают содержание комедии, умеют характери-зовать героев комедии, определяют роль изобр.-выраз. средств в создании образов.                                                                              

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Оборудование: иллюстрации к произведению, презентация,  текст.

                                                                     Ход урока

                                                                                                                    Эпиграф:
                     В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России…,     

                  все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех

                  случаях, где больше всего требуется от человека справедливости,

                  и за одним разом посмеяться над всем. Но сквозь смех 

                  читатель услышал грусть.

                                                                                                            Н.В.Гоголь

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II.Актуализация опорных знаний.

Блиц-опрос

1 Назовите роды литературы (Эпос, лирика, драма)

2 Какие драматургические жанры вам известны? (комедия, трагедия, драма)

3 Назовите известные вам формы смешного (юмор, сатира, сарказм)

4 К какому виду комического жанра можно отнести пьесу Гоголя «Ревизор»: сатирическая комедия или юмористическая комедия? (комедия-сатира)

5 Кто подсказал сюжет комедии Н.В.Гоголю? (А.С.Пушкин)

6 В каком году была написана комедия? (Н.В.Гоголь написал комедию в 1836г., но редактировал её до 1842г.)

III.Мотивация учебной деятельности:  обращение к эпиграфу.                                                      

IV. Формулир.темы и целеполагание .

V. Работа по теме урока.

1.Слово учителя. Мы знаем, какую высокую гражданскую цель поставил Гоголь , создавая комедию- собрать все дурное и за один раз над всем посмеяться. Сегодня мы увидим, над чем и кем смеется Гоголь. Действие происходит в типичном российском провинциальном городе, его название неизвестно.Уездные города того времени были похожи друг на друга, так как строились по одному плану: в центре – большая площадь, на которой располагались здания различных государственных учреждений. Малонаселенность была характерной чертой любого уездного городка. Во главе города стоял городничий, в руках которого сосредоточивалась вся власть, в том числе и полицейская. Ему подчинялись все службы и ведомства города, а следовательно, и чиновники, их возглавляющие.

2) -Давайте вспомним чиновников уездного города, до которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».

Земляника Артемий Филиппович. Попечитель богоугодных заведений.

Ляпкин-Тяпкин Аммос Федорович. Судья, коллежский асессор.

Хлопов Лука Лукич. Смотритель училищ.

Шпекин Иван Кузьмич. Почтмейстер, надворный советник.

Уховертов Степан Ильич. Частный пристав

-Какими качествами должен обладать человек, занимающий такой пост?

Судья- должен быть человеком справедливым, знающим законы.

начальник богоугодных заведений- должен быть ответственным и милосердным.

смотритель училищ-должен быть умный, воспитанный человек.

полицейский пристав-олицетворяет дисциплину и порядок

в ведении Городничего находятся общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, его благоустройство.

-Но как исполняют свои обязанности чиновники на самом деле, мы узнали, только прочитав комедию.

3.Выступления уч-ся.

Дома вы «собирали материалы» для «разоблачения» чиновников. Дайте характеристику каждому из них.(Примерный план: должность, внешний вид, речь, поступки, особенности поведения, взаимоотношения, влияние на окружающих; цели жизни, основные интересы;как повели себя после известия о приезде «ревизора».)

--Какова обобщенная характеристика чиновников уездного города?

4.Вывод: городское хозяйство запущено; произвол полицейских чинов, фактическое отсутствие всякой медицинской помощи, самоуправство почтовых чиновников, запущенность и неразбериха

в уездном суде, взяточничество, казнокрадство, чувство безнаказанности чиновников,

бесправие жителей.

5. Физминутка.

Голова чтоб не болела,

Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)

 А теперь руками крутим —

 И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Тянем наши руки к небу,

В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Повороты вправо-влево,

Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)

 Наклоняемся легко,

Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)

 Потянули плечи, спинки.

 А теперь конец разминке. (Дети садятся.)

6.Беседа с учащимися (проверка знания текста: 1 действие)

 - Кто приносит известие о том, что ревизор уже в городе?

- Откуда Бобчинский узнал о приезде ревизора, ведь он не присутствовал при чтении письма?

- Со слов Бобчинского Пётр Иванович Добчинский узнал об этом от ключницы Авдотьи. Откуда Авдотья узнала о приезде ревизора?

--Как и почему чиновники поверили в то, что неизвестный молодой человек и есть «ревизор»?(Определяющим в личности «ревизора» явились «недурная наружность», «партикулярное платье»,«в лице этакое рассуждение…»,а главное, «другую неделю живет…Забирает все на счет… ни копейки не хочет платить …», «в чужие тарелки заглядывает».

--Так что же движет чиновниками?

Вывод: страх затмил разум, стал править их мыслями и поступками.

7.Слово учителя: Известие, которое приносят Бобчинский и Добчинский, приходит на подготовленную почву.

   Чиновник- это человек, состоящий на государственной службе. Значит, он должен служить  государству, народу, живущему в этом государстве. Чиновники, изображённые Гоголем, руководят самыми важными государственными учреждениями: больницей, школой, судом

- Справляются ли они со своей службой? (Нет)

-Чего они боятся? (Разоблачения)

- Две недели, как ревизор  в городе! Батюшки, сватушки! – в ужасе восклицает городничий, хватаясь за голову. - В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! Поношенье!

- С этого момента события начинают очень быстро разворачиваться. Почему городничий обеспокоен больше всех?

- Какой способ знакомства с приехавшим ревизором он избирает и почему? ( Д.1 Явл.3)                              ( Посмотреть, не терпят ли проезжающие неприятностей в гостинице. Якобы проявляет заботу, служебное рвение)

8. Работа с текстом 2 действия.

А) Беседа опережающего характера:

-  Итак, городничий отправляется в гостиницу на встречу с ревизором.

   Что мы узнаём о приехавшем из Петербурга чиновнике Иване Александровиче

    Хлестакове из монолога его слуги Осипа? (монологический ответ)

 - Из диалогов Хлестакова и Осипа? Хлестакова и трактирного слуги? Из  монолога Хлестакова?

Б) Слово учителя: Вот так ревизор! На какой-то момент возникает вопрос: а какое отношение имеет этот Хлестаков к завязавшемуся раньше действию? (Реплика Хлестакова: «…в столовой сегодня поутру два каких-то коротеньких человека ели сёмгу и ещё много кой-чего»  - проясняет ситуацию, и мы понимаем, что городские сплетники Бобчинский и Добчинский приняли этого беспечного, глупого, тщеславного,  трусливого и  пустого человека за «государственного человека», за ревизора). Выходит, ревизор мнимый. Но городничий этого не знает. Посмотрим, как они встретятся. Читая комедию, обращаем внимание на авторские ремарки, они передают внутреннее состояние героев.

В) Чтение по ролям сцены встречи городничего и Хлестакова (8 явление 2 действия. (действующие лица: городничий и Хлестаков)

Г) Беседа по вопросам:

- Чего боится Хлестаков?

-  Чего боится городничий?

-Какие отношения между ними? Что нам подсказывают ремарки автора?

Слово учителя: Вот так встреча! Содержание диалога и авторские ремарки говорят о том, что между ними непонимание. На непонимании, несоответствии и строится юмор.

- С какого момента городничий начинает внутренне успокаиваться: « и инкогнито сохранено, и благородство проявлено»? (Когда Хлестаков берёт у него деньги)

Слово учителя: Это привычная ситуация для чиновника: давать и брать взятки.

V.Итог урока. В современной России подобное положение в ведении государственных дел, увы, не изжито. Комедия, написанная в 19 веке, остаётся злободневной, актуальной и в веке 21-ом. Пороки чиновничества, сатирически высмеянные Гоголем, имеют место быть. (обращение к эпиграфу)

VI .Рефлексия.Синквейн.

Гоголевские чиновники

Глупые, наглые

Обманывают, воруют, грабят

Высмеяны Гоголем

«Свиные рыла»

VII.Домашнее задание:1) прочит.2 и 3 действия, 2)продолжить сбор «материалов» на чиновников,3)рассказ о Хлестакове по плану (записан на обратной стороне доски):

1.Что нам известно о прошлом Хлестакова?

2. Каковы жизненные идеалы Хлестакова и чем они определяются?

3. Что побуждает Хлестакова рассказывать о себе небылицы?

                                               Примерные «материалы».

Антон Антонович Сквозник- Дмухановский. Городничий.

«Черты лица его грубы и жестки. Волоса стриженые, с проседью.Одет в мундир с петлицами и в ботфортах со шпорами.Говорит ни громко, ни тихо, ни много, нимало; постарел на службе…»         (из замечаний); «…как за всяким, водятся грешки...»(из письма, явл. 1);«…чтобы все было прилично…»  (Землянике); «Вам тоже посоветовал бы…» (судье);«Нет человека, который бы за собою не имел каких- нибудь

грехов…» (судье);«…каждое воскресенье бываю в церкви…»  (судье);

«…в ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было…» (судье);

«…Он ученая голова—это видно, и сведений нахватал тьму…»(смотрителю);

«...Страху- то нет, а так, немножко… Купечество да гражданство (явл. 2)меня смущает. Говорят, что им солоно пришелся…» (почтмейстеру; просьба следить за перепиской;

«…сделайте милость…»  «Ничего, ничего. Другое дело, если бы вы из этого публичное что- нибудь сделали…»(почтмейстеру);«…не милы мне теперь ваши зайцы: у меня инкогнито проклятое сидит в голове…» (судье);

«…Выносите, святые угодники! В эти две недели высечена                        

 унтер- офицерская жена!..»                                                        (явл. 3);

«…авось, Бог вынесет и теперь…»                                                (судье);

«…О, лукавый народ! А так, мошенники, я думаю, там уж просьбы                 (явл. 4)

из- под полы и готовят. Пусть каждый возьмет… по метле!..                         (квартальному);

не по чину берешь!..»

«…грешен, во многом грешен. Дай только, Боже, чтобы сошло с рук

поскорее,.. поставлю уж такую свечу, какой еще никто не ставил:

 на каждую бестию купца наложу доставить по три пуда воску.»                (явл. 5)

                Аммос Федорович Ляпкин- Тяпкин. Судья.

О внешности ничего.

Прочитал 5-6 книг. «Потому несколько вольнодумен. Охотник боль-

шой на догадки…»                                                                (из замечаний);

«…здесь тонкая и больше политическая причина…»                                (явл. 1);

«Грешки грешкам—рознь…»                                                        (городничему);

«Да ведь сам собою дошел, собственным умом»

«…достанется вам когда- нибудь за это»                                        (явл. 2, почтмейстеру);

«…шел,…чтобы попотчевать вас собачонкаю…»                                

«…травлю зайцев на землях и того и у другого»                                (городничему);

«…Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну

в докладную записку…»                                                        (явл. 3).

        Артемий Филиппович Земляника. Попечитель богоугодных заведений.

«…очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но проныра

 и плут. Очень услужлив и суетлив».                                                (Из замечаний);

«…Человек простой: если умрет, то так умрет…»                                (явл.1);

«…Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем

Коридорам несет такая капуста…»                                                (явл.3).

                        Иван Кузьмич Шпекин. Почтмейстер.

«…простодушный до наивности…»                                                (из замечаний);

«А что думаю? Война с турками будет».

«А если так, то войны с турками не будет».                                        (явл.2);

«…Этому не учите,.. смерть, люблю узнать, что есть нового

на свете…»                                                                        (городничему).

Лука Лукич Хлопов. Смотритель училищ.

«Не приведи Бог служить по ученой части! Всего боишься…»                (явл.1).

 

Урок литературы в 8 классе Тема: Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения.

Урок литературы в 8 классе Тема: Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения.

Урок литературы в 8 классе Тема: Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения.

Урок литературы в 8 классе Тема: Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения.

Урок литературы в 8 классе Тема: Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения.

Урок литературы в 8 классе Тема: Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения.

Урок литературы в 8 классе Тема: Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения.

Урок литературы в 8 классе Тема: Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020