Урок литературы в 8 классе Тема: УНТ. Русские народные песни.Отражение в них жизни народа
Оценка 5

Урок литературы в 8 классе Тема: УНТ. Русские народные песни.Отражение в них жизни народа

Оценка 5
docx
20.01.2020
Урок литературы в 8 классе Тема: УНТ. Русские народные песни.Отражение в них жизни народа
Тема УНТ. Русские народные песни..docx

03.09.19                                                    Урок № 2                                                                      8 кл.

                                  Тема: УНТ. Русские народные песни.Отражение в них жизни народа.

Методическая цель: повторить жанры устного народного творчества;показать особенности жанра народной песни; развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста, воспитывать интерес к этому жанру, к истории русского народа.

Оборудование: учебник,раздат.материал,презентация «Народные песни», «Частушка», ролик «В тёмном лесе», аудиозапись песни «Вдоль по улице…», «Уж ты ночка, ноченька тёмная…»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

                                                                         Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие учащихся.

Контроль посещаемости.Проверка готовности к уроку

II.Мотивация учебной деятельности: Слушание народной песни «Вдоль по улице…».Слово учителя.

Надеюсь, вы догадались, что наш литературный корабль направляется к причалу под названием «Лирические песни», и я помогу вам разобраться в особенностях этого жанра.

Итак, мы начинаем свое путешествие по страницам русского фольклора.

III. Тема и целеполагание.

IV.Работа по теме урока.

1.Слово учителя.

Мы только что прослушали фольклорный вариант песни «Вдоль по улице...». Песня поражает лирической проникновенностью, исповедальностью признания. Вспомните другие песенные строки народной поэзии.

– Что их объединяет?

– Как создается и живет народная песня?

В отличие от былин, исполнявшихся обычно сказителями или «каликами перехожими» (паломниками, странниками), лирические песни создавались самыми разнообразными людьми в минуты, когда душевные переживания требовали выражения в слове и мелодии. Незаписанные песни передавались от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, шлифуясь и изменяясь при этом.

   Лирические песни изображают переживания, связанные с теми или иными жизненными обстоятельствами лирического героя. Это герой безвестен, но каждый находил отклик чувствам, выраженном в песне. Исполнялись песни и в одиночку, и хором. Чаще всего лирические песни передают грустное, печальное настроение. Вся жизнь русского человека о рождения и до смерти сопровождалась песней.

   Первые записи русских народных песен относятся ещё к ΧVІІ веку. Интересно, что записаны они для английского путешественника Ричарда Джемса в 1619 – 1620 гг.

     Особенно активным собиранием песен    заинтересовались на рубеже  XVIII - XIX веков. Среди собирателей – имена А. С. Пушкина. Н. В. Гоголя, М. Д. Чулкова, А. В. Кольцова, П. Н Рыбникова. Изучением песен занимались О. Ф. и В. Ф. Миллеры, В. Я. Пропп и другие. Собиратели и исследователи песен оставили нам богатство, которое могло быть безвозвратно утеряно: ведь песни существовали в устной форме, лишь немногие из них поются до сих пор.

2.Чтение статьи «Русские народные песни», с. 6–11 (до «исторических песен»). Обсуждение статьи:

Какие жизненные обстоятельства вызвали появление народных песен?

На какие группы делятся народные песни?

Почему народные песни используются в литературе и других видах искусства? Приведите примеры. (Народные песни, обработанные поэтами и прозаиками, украшали страницы художественных произведений. К плачам Ирины Андреевны Федосовой обращался Н. А. Некрасов, создавая в поэме «Кому на Руси жить хорошо» образ крестьянки. Их цитировали и слегка переделывали П. И. Мельников (Печерский) в романе «В лесах», М. М. Пришвин в очерках «В краю непуганых птиц» (гл. «Вопленица»). Мотивы народных песен отразились в стихах Кольцова. Помним мы и пушкинское: «Ах, умолчу ль о мамушке моей...» – благоговейные строки о няне, которой поэт обязан многими страницами своей поэзии, особенно сказками.) 4) Исполнение мужским хором «Валаам» «В темном лесе...» (с. 8 учебника) с последующим обсуждением: ваши открытия в композиции, интонации, лексике лирической песни, в ее стихе (лирическая проникновенность, лексический и звуковой повтор, нагнетание лирического мотива...).

2.Слушание народной песни «Уж ты ночка, ноченька тёмная…».

3. Сопоставительный разбор песен «Уж ты ночка, ты ноченька темная...» и «Вдоль по улице метелица метет...»

– Чей голос вы услышали в лирической песне?

– В чем различие девичьей песни и той, что принадлежит добру молодцу?

– Ваши открытия в лирической песне...

– Можно ли сблизить такую песню со стихотворением? Попробуйте определить ее стихотворный размер

4.Устный анализ лир. песни по предложенному плану

Выразительное чтение песни.

Смысл названия

Кто и когда мог её исполнять

Каким чувством проникнута песня?

Какие художественные приёмы использованы в песне?

Из каких частей она состоит?

Какие средства художественной выразительности использованы в ней?

4. Работа по учебнику со статьей «Исторические песни» (с. 11).

1) Чтение статьи.

2) Пользуясь статьей, закончить предложения (письменно):

– Исторические песни – это...

– По форме они близки...

– Основные образы исторических песен...

– Художественные приемы, используемые в исторических песнях...

3)Чтение и обсуждение песен «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен» (с. 11–13 ).

- Что вы знаете о Пугачёве, о восстании под его предводительством?

- В песнях явно выражено СОЧУВСТВИЕ Пугачёву, сострадание. Это заметно по множеству уменьшительных суффиксов: «звёздочка», «садик», «кандалики», «тятенька», «маменька»;

- и по обилию ОБРАЩЕНИЙ, и по ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКЕ: «добрый молодец», «походы удалые», «житьё свободное», «народный заступник», «родной батюшка», «красное солнышко», «сироты горемычны». Пугачёв в песне изображается как народный заступник, который отстаивал интересы народа, думал о нём и за него.

- Песня «Пугачёв казнён» напоминает жанр плача, включает типичные для этого жанра устойчивые выражения: «На кого ты нас покинул?», «Некому за нас заступиться».

- Есть ли сходство исторических песен и предания о Пугачёве с другими жанрами унт? (с былинами):

Отсутствие рифмы,

Речитативный стих, в котором разное количество слогов и ударений.

 Как и былины, песни исполняются напевно, речью.

Повторы (звёздочка, добрый молодец, кандалами - кандалы - кандалики), постоянные эпитеты, параллелизм тоже присущи былинам.

5.Беседа по вопросам:

– Какие исторические песни остались в вашей памяти? Почему вы их запомнили?

– В чем тайны высокой художественности исторических песен?

V.Итог урока. Рефлексия:Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

VI . Домашнее задание: стр.15-19 прочит.,выуч. наиз. 1 песню,
инд.зад.:1)сообщ.о Пугачёве, сообщ. о Ермаке.

 

 

 

Урок литературы в 8 классе Тема: УНТ. Русские народные песни.Отражение в них жизни народа

Урок литературы в 8 классе Тема: УНТ. Русские народные песни.Отражение в них жизни народа

Урок литературы в 8 классе Тема: УНТ. Русские народные песни.Отражение в них жизни народа

Урок литературы в 8 классе Тема: УНТ. Русские народные песни.Отражение в них жизни народа

Урок литературы в 8 классе Тема: УНТ. Русские народные песни.Отражение в них жизни народа

Урок литературы в 8 классе Тема: УНТ. Русские народные песни.Отражение в них жизни народа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020