03.09.19 Урок № 2 8 кл.
Тема: УНТ. Русские народные песни.Отражение в них жизни народа.
Методическая цель: повторить жанры устного народного творчества;показать особенности жанра народной песни; развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста, воспитывать интерес к этому жанру, к истории русского народа.
Оборудование: учебник,раздат.материал,презентация «Народные песни», «Частушка», ролик «В тёмном лесе», аудиозапись песни «Вдоль по улице…», «Уж ты ночка, ноченька тёмная…»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие учащихся.
Контроль посещаемости.Проверка готовности к уроку
II.Мотивация учебной деятельности: Слушание народной песни «Вдоль по улице…».Слово учителя.
Надеюсь, вы догадались, что наш литературный корабль направляется к причалу под названием «Лирические песни», и я помогу вам разобраться в особенностях этого жанра.
Итак, мы начинаем свое путешествие по страницам русского фольклора.
III. Тема и целеполагание.
IV.Работа по теме урока.
1.Слово учителя.
Мы только что прослушали фольклорный вариант песни «Вдоль по улице...». Песня поражает лирической проникновенностью, исповедальностью признания. Вспомните другие песенные строки народной поэзии.
– Что их объединяет?
– Как создается и живет народная песня?
В отличие от былин, исполнявшихся обычно сказителями или «каликами перехожими» (паломниками, странниками), лирические песни создавались самыми разнообразными людьми в минуты, когда душевные переживания требовали выражения в слове и мелодии. Незаписанные песни передавались от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, шлифуясь и изменяясь при этом.
Лирические песни изображают переживания, связанные с теми или иными жизненными обстоятельствами лирического героя. Это герой безвестен, но каждый находил отклик чувствам, выраженном в песне. Исполнялись песни и в одиночку, и хором. Чаще всего лирические песни передают грустное, печальное настроение. Вся жизнь русского человека о рождения и до смерти сопровождалась песней.
Первые записи русских народных песен относятся ещё к ΧVІІ веку. Интересно, что записаны они для английского путешественника Ричарда Джемса в 1619 – 1620 гг.
Особенно активным собиранием песен заинтересовались на рубеже XVIII - XIX веков. Среди собирателей – имена А. С. Пушкина. Н. В. Гоголя, М. Д. Чулкова, А. В. Кольцова, П. Н Рыбникова. Изучением песен занимались О. Ф. и В. Ф. Миллеры, В. Я. Пропп и другие. Собиратели и исследователи песен оставили нам богатство, которое могло быть безвозвратно утеряно: ведь песни существовали в устной форме, лишь немногие из них поются до сих пор.
2.Чтение статьи «Русские народные песни», с. 6–11 (до «исторических песен»). Обсуждение статьи:
Какие жизненные обстоятельства вызвали появление народных песен?
На какие группы делятся народные песни?
Почему народные песни используются в литературе и других видах искусства? Приведите примеры. (Народные песни, обработанные поэтами и прозаиками, украшали страницы художественных произведений. К плачам Ирины Андреевны Федосовой обращался Н. А. Некрасов, создавая в поэме «Кому на Руси жить хорошо» образ крестьянки. Их цитировали и слегка переделывали П. И. Мельников (Печерский) в романе «В лесах», М. М. Пришвин в очерках «В краю непуганых птиц» (гл. «Вопленица»). Мотивы народных песен отразились в стихах Кольцова. Помним мы и пушкинское: «Ах, умолчу ль о мамушке моей...» – благоговейные строки о няне, которой поэт обязан многими страницами своей поэзии, особенно сказками.) 4) Исполнение мужским хором «Валаам» «В темном лесе...» (с. 8 учебника) с последующим обсуждением: ваши открытия в композиции, интонации, лексике лирической песни, в ее стихе (лирическая проникновенность, лексический и звуковой повтор, нагнетание лирического мотива...).
2.Слушание народной песни «Уж ты ночка, ноченька тёмная…».
3. Сопоставительный разбор песен «Уж ты ночка, ты ноченька темная...» и «Вдоль по улице метелица метет...»
– Чей голос вы услышали в лирической песне?
– В чем различие девичьей песни и той, что принадлежит добру молодцу?
– Ваши открытия в лирической песне...
– Можно ли сблизить такую песню со стихотворением? Попробуйте определить ее стихотворный размер
4.Устный анализ лир. песни по предложенному плану
Выразительное чтение песни.
Смысл названия
Кто и когда мог её исполнять
Каким чувством проникнута песня?
Какие художественные приёмы использованы в песне?
Из каких частей она состоит?
Какие средства художественной выразительности использованы в ней?
4. Работа по учебнику со статьей «Исторические песни» (с. 11).
1) Чтение статьи.
2) Пользуясь статьей, закончить предложения (письменно):
– Исторические песни – это...
– По форме они близки...
– Основные образы исторических песен...
– Художественные приемы, используемые в исторических песнях...
3)Чтение и обсуждение песен «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен» (с. 11–13 ).
- Что вы знаете о Пугачёве, о восстании под его предводительством?
- В песнях явно выражено СОЧУВСТВИЕ Пугачёву, сострадание. Это заметно по множеству уменьшительных суффиксов: «звёздочка», «садик», «кандалики», «тятенька», «маменька»;
- и по обилию ОБРАЩЕНИЙ, и по ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКЕ: «добрый молодец», «походы удалые», «житьё свободное», «народный заступник», «родной батюшка», «красное солнышко», «сироты горемычны». Пугачёв в песне изображается как народный заступник, который отстаивал интересы народа, думал о нём и за него.
- Песня «Пугачёв казнён» напоминает жанр плача, включает типичные для этого жанра устойчивые выражения: «На кого ты нас покинул?», «Некому за нас заступиться».
- Есть ли сходство исторических песен и предания о Пугачёве с другими жанрами унт? (с былинами):
Отсутствие рифмы,
Речитативный стих, в котором разное количество слогов и ударений.
Как и былины, песни исполняются напевно, речью.
Повторы (звёздочка, добрый молодец, кандалами - кандалы - кандалики), постоянные эпитеты, параллелизм тоже присущи былинам.
5.Беседа по вопросам:
– Какие исторические песни остались в вашей памяти? Почему вы их запомнили?
– В чем тайны высокой художественности исторических песен?
V.Итог урока. Рефлексия:Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
VI . Домашнее
задание: стр.15-19 прочит.,выуч. наиз. 1 песню,
инд.зад.:1)сообщ.о Пугачёве, сообщ. о Ермаке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.