03.09 Урок № 1 Лит.8 кл.
Тема: Введение. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Цель:п ознакомить учащихся с основными идейно-нравственными проблемами литературы,со структурой и кратким содержанием учебника; с основными этапами литературного процесса.
раскрыть тесную связь между литературным и историческим процессом,развивать умение конспектировать,формировать стартовую мотивацию к изучению предмета,воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: учебник, презентация.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Организационный момент. Приветствие учащихся.
Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку
II. . Актуализация опорных знаний.
Беседа о прочитанных книгах .
III.Мотивация учебной деятельности.
Вступительное слово учителя
Литература является неотъемлемой частью культуры народа. Среди других видов искусств литература занимает одно из первых мест по воздействию на широкие массы народа, не случайно литературу называют искусством слова. Литература выполняет три важнейших функции в обществе: познавательную, воспитательную и коммуникативную.
- Какое отношение к жизни имеет литература? (Литература образно отражает жизнь)
IV.Тема и целеполагание .
V.Работа по теме урока.
1.Лекция (уч-ся делают краткие записи по ходу лекции)(сопровождается презентацией).
Литературоведение - наука, изучающая особенности художественной литературы, ее развития и отношения к литературе в обществе. История литературы - это один из разделов литературоведения наряду с теорией литературы и критикой.
Основы научных представлений о литературе и искусстве обнаруживаются в произведениях мыслителей древней Греции и древнего Рима. Аристотель считал литературу, как и другие виды искусства, подражанием жизни, созданием, которое несет людям не только знание, но и наслаждение, очищает их души. Крупнейшим памятником эстетической мысли античности являются «Поэтика» и «Риторика» Аристотеля (4 в. до н.э.), «Наука поэзии» Горация (1 в. до н.э.)
В средние века наблюдается переход от язычества к христианству. Устная народная поэзия древних славян представляла собой заговоры (охотничьи, пастушеские, земледельческие), пословицы и поговорки, отражавшие древнейший быт, загадки, часто хранившие следы древних магических представлений, обрядовые песни. связанные с языческим земледельческим календарем, песни. сказки. особое место в устном народном творчестве занимала «старины» - былинный эпос.
Особенности литературы IX-XII века. С введением христианства наступает новый период в развитии литературы. Во второй половине IX века Кириллом и Мефодием был создан глаголический алфавит, а на рубеже IX-X веков - кириллица, получившая наибольшее распространение на Руси. Многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные в Новгороде, Пскове, Смоленске, а также надписи - граффити (древние надписи бытового характера, рисунки, процарапанные на стенах зданий) свидетельствуют о том, что грамотность была распространена не только среди феодалов и служителей культа, но и среди простых горожан.
Древнейшим из известных нам произведений русской литературы является «Слово о законе и благодати», написанное будущим митрополитом Илларионом между 1037 и 1050 годами. Ведущим жанром формирующейся русской литературы было летописание. Наиболее значительным памятником в этом жанре является «Повесть временных лет», составленная около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В основу «Повести» легли летописные своды XI века.
Летописание открыло такой жанр, как житие. Сказания о жизни святых, о Борисе и Глебе, о преподобном Феодосии Печерском, «Поучения» Владимира Мономаха. Эти замечательные памятники древнерусской литературы свидетельствуют о том, что литература древней Руси развивалась в неразрывной связи с жизнью общества.
В XII-XIII веках в русской литературе появляются такие жанры, как «слово», «моление»: «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника».
В XIII-XV веках главной темой литературных произведений были сказания и песни о героических подвигах русичей в борьбе с монголо-татарами. Это сказание о Евпатии Коловрате, песни об Авдотье-Рязаночке, легенда о невидимом граде Китеже. наряду со словом и сказанием («Слово о погибели Русской Земли», «Сказание о Мамаевом побоище») появляется такой жанр, как воинская повесть («Повесть о разорении Рязани Батыем»).
В XV-XVI веках появляется знаменитое сочинение «Домострой», посвященное быту и жизни зажиточной городской семьи.
XVII век ознаменован появлением бытовых и сатирических повестей: «Повесть о Горе и Злосчастии…», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче». В это время появляется рифмованная поэзия Сименона Полоцкого. Он пишет и пьесы для придворного театра. А это уже начало драматургии у русской литературе.
XVIII век стал важным этапом формирования русской национальной культуры. Имена М.В.Ломоносова, А.Н.Радищева, Г.Р.Державина связаны с возникновением нового литературного направления - классицизма. Н.М.Карамзин стал представителем такого литературного направления, как сентиментализм.
XIX век в России связан с развитием романтизма и реализма. Имена В.А.Жуковского, поэтов-декабристов (К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер, А.А.Дельвиг, А.И.Одоевский и др.) связаны с романтизмом. А.С.Пушкин начинал свою творческую деятельность как романтик, а завершил как писатель - реалист.
М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой продолжили традиции реализма.
Литература XX и XXI века продолжает лучшие традиции русской классический литературы.
3.Физкультминутка.
4. Проверка записей учащихся.
5. Обобщение.
- Какую особенность в развитии литературного процесса вы отметили, слушая лекцию?
(Неразрывную связь литературного и исторического процесса, а также стремление литературы к реалистическому освещению жизни).
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия: кроссворд .
VII.Домашнее задание: Прочит.и пересказ.вводн.статью,повторить жанры фольклора.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.