Урок литературы в 8 классе ТЕМА: «Житие Александра Невского». Тема защиты русских земель.
Оценка 5

Урок литературы в 8 классе ТЕМА: «Житие Александра Невского». Тема защиты русских земель.

Оценка 5
docx
20.01.2020
Урок литературы в 8 классе ТЕМА: «Житие Александра Невского». Тема защиты русских земель.
Урок №4ТЕМА Житие Александра Невского.docx

                                                             Урок№ 4                                                                8 кл.

Тема: «Житие Александра Невского». Тема защиты русских земель.

Методическая цель:образовательные:дать представление об Александре Невском как исторической личности и герое художественного произведения; формировать литературные понятия: житие, агиография, личность, благоверный;развивающие:совершенствовать умение анализировать художественный текст и на основе анализа делать выводы; совершенст-вовать умение выразительного чтения;умение сравнительного анализа исторического материала и художественного произведения; воспитательные: воспитывать такие нравственные качества: честность, доброта, справедливость, чувство долга, милосердие;

прививать любовь к литературе и истории своей Родины.

 Оборудование:учебник,презентация.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
Своих царей великих почитают
За их труды, за славу, за добро…
А.С.Пушкин

                                                                 Ход урока

I. Организационный момент.

II. . Актуализация опорных знаний.

1.Проверка домашнего задания.

1). Пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком» 2). В чем сходство и различие преданий и народных сказок? Покажите на примерах в процессе пересказа фрагментов.

IІІ.Мотивация учебной деятельности:обращение к эпиграфу.

IV.Тема и целеполагание (формулир.уч-ся)

V.Работа по теме урока.

1. Беседа по вопросам по статье «Из древнерусской л –ры» (стр.21)

– Как начиналась русская литература? Определите ее хронологические (время) и географические («откуда есть пошла») истоки. (ΧІ летописи до 17 века – древнерусская литература период составляет 700 лет)

– Остались ли в вашей памяти творения древнерусской словесности? Вспомните самое волнующее. («Повесть временных лет», «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», «Сказание о Белгородском киселе», «Поучение Владимира Мономаха»,  «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Притча о блудном сыне»).

– Помните ли вы героев древнерусской литературы? Кто из них наиболее близок и интересен? (Пётр и Феврония, беззаветно любящие друг друга).

– Как вы подразделили бы бесконечно многообразную литературу Древней Руси? Что такое «жанр» и необходимо ли это понятие?(Жанры – группы произведений внутри литературных родов, имеющие один или несколько общих признаков и сходные черты художественного мира, определяемые особенностями художественной условности данной группы произведений. Жанры: молитва, притча, житие, поучение, повесть, воинская повесть, слово, хождение, летопись, включающая в себя мелкие жанровые формы – сказания, наставления, легенды.)

2.Слово учителя.

 Разговор о «Житиях» продолжит «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» (Ал-р Невский ок. 1220–1263).

- Житие - описание жизни святого. В древнерусской л – ре образ Христа выдвигался как образец поведения человека. Герой жития в своей жизни следует этому образцу. Житие, как правило, описывает, как святой становится таковым, проходя через ряд испытаний.

Как правило, в житии сообщается

об основных событиях жизни святого,

его христианских подвигах (благочестивой жизни, мученической смерти, если таковая была),

а также особых свидетельствах божественной благодати, которой был отмечен этот человек (к ним относятся пожизненные и посмертные чудеса)

     Жития святых пишутся по особым правилам (канонам):

так, считается, что появление отмеченного благодатью ребёнка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей (хотя бывали случаи, когда родители, руководствуясь, как им казалось, благими побуждениями, мешали подвигу своих чад, осуждали их)

Чаще всего святой с ранних лет ведёт строгую, праведную жизнь (хотя иногда святости достигали и раскаявшиеся грешники, например, св. Мария Египетская)

В процессе своей жизни святой набирается мудрости, проходит через ряд искушений и побеждает их.

Святой мог предсказать свою смерть, так как чувствовал её.

После смерти его тело оставалось нетленным.  

2.Чтение вступительной статьи к «Повести о житии…» на стр.22.

  1) Когда была написана «Повесть о житии …Ал – ра Невского»? (в 80-х гг. ΧІІІ в.) Само заглавие произведения дает определение его специфики: "Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра" – рассказ о жизни, главным содержанием которой явились подвиги "храбрости".
– Какова цель данного жития? (Прославить мужество и храбрость Александра, дать образ идеального воина-христианина, защитника Русской земли).
2) Кем была написана? (Книжником монастыря Рождества Богородицы во Владимире)

3) Где было погребено тело князя А. Невского? (здесь же)

4) По каким источникам автор жития создаёт «Повесть…»? (современник, «самовидец», по рассказам соратников Ал –ра)

5) Что знаем об авторе «Повести…»? (широко начитан, писал в соответствии с лучшими образцами мировой литературы)

6) О каких подвигах А. Невского он рассказал? (о 3-х подвигах:

- битве на Неве со шведами (1240 г.),

- о Ледовом побоище (с немцами на Чудском озере (1242 г.),

- о поездке в Орду.

7) Чем отличаются 2 первых подвига от 3-го? (1-3 – бранные. 3-й  самопожертвования)

8) Зачем А. Невский поехал к хану? (отмолить, чтоб татары не заставляли русских людей нести воинскую службу)

9) Каково значение «Повести…» в развитии русской л – ры?

- ей подражали, следовали как лит. образцу,

- её влияние сказывается во многих других княжеских житиях и воинских повестях.

А каково значение слова «благоверный»?

Благо – это что? (Добро, благополучие)

Благой – это какой? (То же, что хороший. Благое намерение. Благие порывы).

- Значит, благоверный – это какой? (Верный благу, верный чему-то хорошему. Защите Родины, например.)

- А почему Александр назван Невским?

(Он одержал победу в битве со шведами на реке Неве в1240 году).

3.Анализ текста «Повесть о житии… Ал – ра Невского»

1)Работа по р/р: (Деяния – (высок.) – действия, поступок.

Сеча (стар.) – сражение.

Распря (устар.) – ссоры, раздоры.)

2)Чтение вступления

Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим? Как он говорит о том, что был современником Александра?

 

«Житие» прославляет Александра как полководца и воина, правителя и дипломата. Оно открывается «славой» герою, которая уподобляется славе всех всемирно известных героев древности.

Прочитайте описание внешности князя и его характеристику. Какое значение имеет это описание? (автор не только показывает физическое совершенство князя Александра, но и сравнивает его с библейскими героями. Но если каждого из них отличала в основном какая-то одна черта (сила, красота, мудрость, храбрость), то в личности князя Александра все эти качества нашли отражение.

Таким образом, восхищаясь своим героем, автор показывает, что Александр даже выше библейских героев. Он причислен к лику Святых. Очень редко бывает, что человек, стоящий у власти, обладает этими качествами. Перед нами князь – всем князьям князь.

3)Беседа.

--Вопрос 2 (стр.30) Каким героям уподобляет рассказчик князя? Новгородский герой был одноименен Александру Македонскому, подобен «царю» Ахиллесу, а также библейским героям Иосифу, Самсону, Соломону, римскому императору Веспасиану. В князе нашли отражение все лучшие качества человека: сила, красота, мудрость, храбрость).

 --Какими ещё способами автор подчёркивает избранность князя Александра? (с. 19, Андрея́ш). Имя его прославилось повсюду от моря «Варяжского» (Балтийского) и даже до «великого Рима» - стр. 24.

--Найдите в тексте эпизоды, демонстрирующие князя Александра, с одной стороны, славным полководцем, с другой – праведным (живущим по правде, исполняющем христианские заповеди) правителем.

-: Какие картины видятся вам за словами рассказчика: «Словно замёрзшее озеро двинулось»?

-Кого Александр называет народом «высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возьмем Александра руками» (города немецкие)?

-каков последний подвиг Александра? Зачем он пошел к царю? Как об этом говорится в повести? «Отмолить людей от беды той», чтоб татары не заставляли русских людей нести воинскую службу.

-Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесенной землей Суздальской со смертью Александра? ( от слов «О, горе тебе, бедный человек!..» и до слов «Разумейте, зашло солнце земли Суздальской».) Произнесите слова вслух и объясните их смысл.

4. Рассматривание иллюстрации П. Корина «Александр Невский».

(Триптих – (гр. triptychos сложенный втрое) – 1) складная икона, имеющая три створки; 2) произведение искусства из трех картин, рельефов, рисунков и т. д., объединенных одной идеей, темой, сюжетом.)

Обратите внимание на центральную часть триптиха. Сопоставляем житие и иконописное изображение.

Так ли вы представляли себе Александра Невского, когда читали повесть о нем? Найдите цитаты из «Повести...», рисующие Александра. («Рост его был больше других людей», «лицо же его как лицо Иосифа».) Герой изображён монументально, в полный рост, с мечом).

- Во что одет князь?  Перед нами князь-воин и князь-правитель. Это вполне соответствует тому, как изображён князь Александр в «Житии…». Мы видим князя, одетого в воинские доспехи, поверх которых накинута мантия.

- Можно ли увидеть в работе художника, что он изобразил мудрого правителя?  На иконе изображён Александр Невский как мудрый правитель: лицо сосредоточено, во весь лоб пролегла глубокая морщина.

- Какие признаки говорят нам о том, что это опытный воин? Это бесстрашный и опытный воин – переносицу пересекают волевые складки, волосы побелила седина.

-  Как изображены глаза Александра? Глаза князя Александра отражают покой, смирение, доброту. Это глаза праведного человека.

Итог. Живописцу известно «Житие Александра Невского», а иконографическое изображение свидетельствует, насколько он проникся душою и помыслами в содержание литературного памятника и насколько дорог ему образ князя Александра.

Рассматривание картин Г. Семирадского «Александр Невский принимает папских легатов», стр. 27.

Какую роль на картине играют детали? Самая важная деталь – хоругвь с изображением Христа, которая находится в центре верхней части картины. Она несёт идейную нагрузку: Александр твёрд в своей вере.

 

VI.Итог урока. Рефлексия.

– Как вы считаете, какие произведения Древней Руси были особенно близки и дороги их современникам? Почему они оказывали предпочтение житиям?

– Стоит ли перечитывать произведения древности? Живы ли они?

 

VII.Домашнее задание: сочинении «Солнце Земли Русской , прочит.«Повесть о Шемякином суде».

Урок литературы в 8 классе ТЕМА: «Житие Александра Невского». Тема защиты русских земель.

Урок литературы в 8 классе ТЕМА: «Житие Александра Невского». Тема защиты русских земель.

Урок литературы в 8 классе ТЕМА: «Житие Александра Невского». Тема защиты русских земель.

Урок литературы в 8 классе ТЕМА: «Житие Александра Невского». Тема защиты русских земель.

Урок литературы в 8 классе ТЕМА: «Житие Александра Невского». Тема защиты русских земель.

Урок литературы в 8 классе ТЕМА: «Житие Александра Невского». Тема защиты русских земель.

Урок литературы в 8 классе ТЕМА: «Житие Александра Невского». Тема защиты русских земель.

Урок литературы в 8 классе ТЕМА: «Житие Александра Невского». Тема защиты русских земель.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020