Урок литературы в 8 классе Тема: Журнал «Сатирикон». Рассказ Тэффи. «Жизнь и воротник».
Оценка 4.9

Урок литературы в 8 классе Тема: Журнал «Сатирикон». Рассказ Тэффи. «Жизнь и воротник».

Оценка 4.9
docx
20.01.2020
Урок литературы в 8 классе Тема: Журнал «Сатирикон».  Рассказ Тэффи. «Жизнь и воротник».
Урок Тэффи Жизнь и воротник.docx

04.03                                                                                                             литература 8 класс

                                                                  Урок № 48

Тема: Журнал «Сатирикон».  Рассказ Тэффи. «Жизнь и воротник».

Методическая цель: познакомить учащихся с творчеством Тэффи , ознакомить с проблематикой рассказа «Жизнь и воротник».», формировать у учащихся навыки  характеристики героев, развивать навыки работы с текстом, умение  делать выводы; воспитывать способность противостоять власти вещей над разумом человека.

Планируемые предметные результаты : знают содержание текста ; умеют участвовать в диалоге по прочитанному произведению, по вопросам учителя; давать характеристику героям; выражать свое отношение к прочитанному; развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: презентация, экран, ноутбук, аудиозапись

                                                                   Ход урока

  I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

 II. Мотивация учебной деятельности :

Слово учителя.

…Ах вещи, вещи! — истуканы душ!
Ведь чем жадней мы их приобретаем,
Тем чаще что-то светлое теряем,
Да и мельчаем, кажется, к тому ж.

    Э.Асадов «Души и вещи»

Было время, когда люди пользовались минимумом вещей, а сейчас посмотрите на наш дом: чего только у нас нет. Так какую же роль играют вещи в нашей жизни? Об этом мы узнаем из рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».

III. Тема и целеполагание. 

IV. Работа по теме урока.

1.Слово учителя о писателе (сопровождается презентацией).

ТЭФФИ, НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА (наст.фамилия – Лохвицкая, по мужу – Бучинская) (1872–1952), русская писательница. Родилась 9 (21) мая1872 в С.-Петербурге (. Дочь профессора криминалистики, издателя журнала «Судебный вестник» А.В.Лохвицкого, сестра поэтессы Мирры (Марии) Лохвицкой («русская Сафо»). Псевдонимом Тэффи подписаны первые юмористические рассказы и пьеса Женский вопрос (1907). Стихотворения, которыми в 1901 дебютировала Лохвицкая, печатались под ее девичьей фамилией.
Происхождение псевдонима Тэффи остается непроясненным. Как указано ею самой, он восходит к домашнему прозвищу слуги Лохвицких Степана (Стеффи). Н.А. Тэффи не любила рассказывать о себе и на настойчивые рас­спросы всегда отвечала шуткой. А шутить Тэффи умела, хлесткие, «не в бровь, а в глаз», остроты ее гуляли по всему Петербургу. По­пулярность этой женщины была столь велика, что выпускали духи и конфеты «Тэффи».

В ее семье хорошо знали и любили литературу. Отец Тэффи, извест­ный адвокат А.В. Лохвицкий, был прекрасным оратором. Именно от него унаследовала Надежда Александровна любовь к острому словцу, которое подхватывали затем все окружающие.

В литературу Тэффи вступила тоже со стихами, которые часто пела под гитару (позже А. Вертинский некоторые из них включил в свой репертуар), но известность ей принесли фельетоны и юмористические рассказы.

Разносторонне талантливая, Тэффи печатается в ведущих сатири­ческих журналах. Вскоре молодого автора приглашают сотрудничать в популярный еженедельник «Сатирикон». Своеобразным девизом Тэффи в те годы были слова Спинозы «Смех есть радость, а посему сам по себе — благо», которые она взяла эпиграфом к своей первой книге «Юмористические рассказы» (1910). Ее считали «самой занима­тельной и смешной» писательницей. И в длинную дорогу непременно брали томик ее рассказов. Но самые чуткие читатели почувствовали в ее рассказах и грустную ноту. Поэт Саша Черный писал: «…Аполлон сжалился и послал нам Тэффи. Не «женщину-писательницу», а писа­теля большого, глубокого и своеобразного». Октябрьской революции не приняла и в 1920 эмигрировала, поселившись в Париже. Последние годы провела в нужде и одиночестве. Умерла 6 октября 1952 в Париже.

2.Сообщение учащегося :История создания рассказа.

Рассказ "Жизнь и воротник" был опубликован в сборнике "Тонкая психология" , куда вошли произведения 1904 - 1911 годов. Он характерен для дореволюционного периода творчества писательницы, когда ее неприятие обывательщины, пошлости и мещанства выражалось вполне определенно. Как и многие ее произведения тех лет, он основан на сравнении, что следует уже из заглавия. В данном случае сравниваются несопоставимые начала: обыденная вещь и целая жизнь. Рассказ начинается с рассуждения о том, что «человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами». А далее автор рассказывает историю о том, как купленный героиней «крахмальный дамский воротник с продернутой в него желтой ленточкой»  стал… ...
3. Чтение рассказа с остановками. Словарная работа.

1. Гостиный двор - построенные в старину торговые ряды, обычно каменные.

2. Мануфактура (устар.) - ткань, текстильные изделия.

3. Извозчик (устар.) - наемный экипаж с кучером.

4. Корюшка - небольшая морская промысловая рыба.

5. Омнибус (устар.) - многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров.

6. Профукать - промотать, потратить.

4.Обсуждение рассказа.

-Понравился ли рассказ?

-Нравственность, как вы понимаете это слово? Составьте словосочетание с этим словом или с однородными словами. Давайте обсудим, какие качества личности относятся к нравственным, какие считаются безнравственными.

Примерная таблица.

Нравственно

Безнравственно

Доброта, тактичность, деликатность,

милосердие, умение сочувствовать,

забота о тех, кто в этом нуждается,

трудолюбие, честность, порядочность,

ответственное отношение к любому делу, способность критически оценивать свои недостатки, проступки, верность долгу, патриотизм, способность на самопожертвование, если это оправдано ситуацией.

 

Жадность, эгоизм, пошлость, цинизм

паразитический образ жизни, лживость, хамство, грубость, жестокость, безответственность, предательство в любой форме

 

-Кто герои рассказа? А кто главный герой?

(Героиня рассказа - Олечка Розова, упоминаются также другие лица: муж, бабушка, студент. Главный герой, безусловно, - воротник).

-Где и когда происходит действие? Какие детали это подчеркивают?

(Действие происходит в Москве, так как Гостиный двор - это Москва, а было это очень давно - тогда еще ездили на извозчиках).

-Чем занималась Олечка Розова до истории с воротником? Много ли у нее было дел?

(Она вела маленькое семейное хозяйство, детей не было; судя по тому, как быстро расправилась с хозяйственными деньгами, жили с мужем скромно).

 

5.Работа в группах.

- А теперь прошу поработать в группах или в парах, как вам удобно. Пожалуйста, ответьте на вопросы, которые я сейчас дам. При подготовке ответа можно использовать учебник с текстом. (Раздаются отпечатанные вопросы и задания с местом для записей).

Задание №1. Проследить перемены в Олечке после покупки воротника.

(Примерный ответ: Олечка купив красивый воротник, стала приобретать другие вещи, которые,, «требовалось» к воротнику: юбку с глубокими складками, новые башмаки, шляпу, пояс и перчатки… ради приобретения, она начинает врать, изворачиваться. Она стала вести странную жизнь. Не свою…Постригла волосы, стала курить, громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность и наконец, изменила мужу).

№2. Какие качества характера можно определить у героини? Когда они проявляются?

(Бесхарактерность, слабоволие, паразитический образ жизни, способность совершать позорные поступки как результат выше перечисленного).

№3. Какой художественный прием лежит в основе рассказа? Обосновать.

(Рассказ построен на одушевлении неодушевленного предмета. Этот прием называется олицетворение. Воротник который не просто действует самостоятельно, а управляет жизнью своего владельца).

№4. Что символизирует воротник в рассказе? (Роскошную жизнь, вседозволенность, пренебрежение нормами поведения)

№5. Какие уроки можно вынести из содержания рассказа? Есть ли в наше время такие Олечки?

№6. Исправилась ли Олечка после ухода мужа? Чего ей, оказывается, не хватало в жизни? (Дела, занятости)

№7. Есть ли в рассказе сатира и юмор? Повторение терминологии.

8Художественно-выразительные средства в рассказе.

6.Заслушивание сообщений по предложенным вопросам.

7.Вывод.

-Что же представляет собой рассказ, юмор это или сатира?(В рассказе есть и юмор, и сатира. Автор сатирически изображает героиню, Олечку Розову, а в ее лице всех безалаберных, бесхарактерных, инфантильных, лживых, пустых, пошлых, паразитирующих на других людях эгоистов).

-Что показалось вам смешным? (В рассказе Тэффи ситуация доводится до абсурда: обвиняется неодушевленный предмет - «подлый воротник»).

-В чем актуальность рассказа?( Нравственные проблемы рассказа, написанного в начале 20-го века, к сожалению, остаются актуальными).

-Над чем рассказ заставляет задуматься?( Уделяя внимание комической стороне, писательница хочет не только рассмешить, но и показать всю несуразицу и пустоту того, что персонажи считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования).

-Можно ли считать, что сатирическая направленность произведений является в творчестве Тэффи ведущей? (Можно считать сатирическую направленность ведущей, так как большинство произведений Тэффи, написаны в этом ключе (фельетоны, рассказы, остроты, работа в сатирическом журнале «Сатирикон»)

 -Как вы думаете, почему сатирическая тематика была близка Тэффи?

V. Итог урока. Рефлексия.

-Ребята, какие уроки для себя извлекли сегодня?

-Чему же учит нас Тэффи?

Чтение стих-я  Э. Асадова «Души и вещи».

Рождаясь, мы имеем преимущество
Пред тьмой страстей и всяческого зла.
Ведь мы в наш мир приходим без имущества,
Как говорят, «в чем мама родила»!

Живем, обарахляемся, хватаем
Шут знает что, бог ведает к чему!
Затем уходим в вековую тьму
И ничего с собой не забираем...

Ах вещи, вещи! — истуканы душ!
Ведь чем жадней мы их приобретаем,
Тем чаще что-то светлое теряем,
Да и мельчаем, кажется, к тому ж.

Порой глядишь — и вроде даже жутко:
Иной разбиться, кажется, готов
За модный гарнитур, транзистор, куртку,
За пару броских фирменных штанов!

Нет, никакой я в жизни не аскет!
Пусть будет вещь красивой и добротной,
Пусть будет модной, даже ультрамодной,
И не стареет даже двести лет!

И все же вещь, пусть славная-преславная,
Всего лишь вещь — и больше ничего!
И как же тот несчастен, для кого
Обарахляться в жизни — это главное!

Когда в ущерб душе и вопреки
Всему, что есть прекраснейшего в мире,
Тупеют люди в собственной квартире,
Лоснясь в довольстве, словно хомяки,

Хочу воскликнуть: — Не обидно ль вам
Смотреть на вещь, как бедуин на Мекку?.
Не человек принадлежит вещам,
А только вещи служат человеку!

Вы посмотрите: сколько же людей
Живет духовно ярко и красиво,
Пусть не без тряпок и не без вещей,
Но не от них им дышится счастливо!

Пусть вам искусства сердце беспокоят,
Молитесь хоть наукам, хоть стихам,
Но не молитесь никогда вещам,
Они, ей-богу, этого не стоят!

 

VII.Домашнее задание: 1)творч.зад.стр.139,

2)прочит.М. М. Зощенко. «История болезни»,инд.зад.свед. о М.Зощенко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок литературы в 8 классе Тема: Журнал «Сатирикон». Рассказ Тэффи. «Жизнь и воротник».

Урок литературы в 8 классе Тема: Журнал «Сатирикон».  Рассказ Тэффи. «Жизнь и воротник».

Урок литературы в 8 классе Тема: Журнал «Сатирикон». Рассказ Тэффи. «Жизнь и воротник».

Урок литературы в 8 классе Тема: Журнал «Сатирикон».  Рассказ Тэффи. «Жизнь и воротник».

Урок литературы в 8 классе Тема: Журнал «Сатирикон». Рассказ Тэффи. «Жизнь и воротник».

Урок литературы в 8 классе Тема: Журнал «Сатирикон».  Рассказ Тэффи. «Жизнь и воротник».

Урок литературы в 8 классе Тема: Журнал «Сатирикон». Рассказ Тэффи. «Жизнь и воротник».

Урок литературы в 8 классе Тема: Журнал «Сатирикон».  Рассказ Тэффи. «Жизнь и воротник».

Урок литературы в 8 классе Тема: Журнал «Сатирикон». Рассказ Тэффи. «Жизнь и воротник».

Урок литературы в 8 классе Тема: Журнал «Сатирикон».  Рассказ Тэффи. «Жизнь и воротник».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020