04.03 литература 8 класс
Урок № 48
Тема: Журнал «Сатирикон». Рассказ Тэффи. «Жизнь и воротник».
Методическая цель: познакомить учащихся с творчеством Тэффи , ознакомить с проблематикой рассказа «Жизнь и воротник».», формировать у учащихся навыки характеристики героев, развивать навыки работы с текстом, умение делать выводы; воспитывать способность противостоять власти вещей над разумом человека.
Планируемые предметные результаты : знают содержание текста ; умеют участвовать в диалоге по прочитанному произведению, по вопросам учителя; давать характеристику героям; выражать свое отношение к прочитанному; развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: презентация, экран, ноутбук, аудиозапись
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Мотивация учебной деятельности :
Слово учителя.
…Ах вещи, вещи! — истуканы душ!
Ведь чем жадней мы их приобретаем,
Тем чаще что-то светлое теряем,
Да и мельчаем, кажется, к тому ж.
Э.Асадов «Души и вещи»
Было время, когда люди пользовались минимумом вещей, а сейчас посмотрите на наш дом: чего только у нас нет. Так какую же роль играют вещи в нашей жизни? Об этом мы узнаем из рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».
III. Тема и целеполагание.
IV. Работа по теме урока.
1.Слово учителя о писателе (сопровождается презентацией).
ТЭФФИ, НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА (наст.фамилия – Лохвицкая,
по мужу – Бучинская) (1872–1952), русская писательница. Родилась 9 (21) мая1872
в С.-Петербурге (. Дочь профессора криминалистики, издателя журнала «Судебный
вестник» А.В.Лохвицкого, сестра поэтессы Мирры (Марии) Лохвицкой («русская
Сафо»). Псевдонимом Тэффи подписаны первые юмористические рассказы и пьеса
Женский вопрос (1907). Стихотворения, которыми в 1901 дебютировала Лохвицкая,
печатались под ее девичьей фамилией.
Происхождение псевдонима Тэффи остается непроясненным. Как указано ею самой, он
восходит к домашнему прозвищу слуги Лохвицких Степана (Стеффи). Н.А. Тэффи не любила рассказывать о себе и на настойчивые
расспросы всегда отвечала шуткой. А шутить Тэффи умела, хлесткие, «не в бровь,
а в глаз», остроты ее гуляли по всему Петербургу. Популярность этой женщины
была столь велика, что выпускали духи и конфеты «Тэффи».
В ее семье хорошо знали и любили литературу. Отец Тэффи, известный адвокат А.В. Лохвицкий, был прекрасным оратором. Именно от него унаследовала Надежда Александровна любовь к острому словцу, которое подхватывали затем все окружающие.
В литературу Тэффи вступила тоже со стихами, которые часто пела под гитару (позже А. Вертинский некоторые из них включил в свой репертуар), но известность ей принесли фельетоны и юмористические рассказы.
Разносторонне талантливая, Тэффи печатается в ведущих сатирических журналах. Вскоре молодого автора приглашают сотрудничать в популярный еженедельник «Сатирикон». Своеобразным девизом Тэффи в те годы были слова Спинозы «Смех есть радость, а посему сам по себе — благо», которые она взяла эпиграфом к своей первой книге «Юмористические рассказы» (1910). Ее считали «самой занимательной и смешной» писательницей. И в длинную дорогу непременно брали томик ее рассказов. Но самые чуткие читатели почувствовали в ее рассказах и грустную ноту. Поэт Саша Черный писал: «…Аполлон сжалился и послал нам Тэффи. Не «женщину-писательницу», а писателя большого, глубокого и своеобразного». Октябрьской революции не приняла и в 1920 эмигрировала, поселившись в Париже. Последние годы провела в нужде и одиночестве. Умерла 6 октября 1952 в Париже.
2.Сообщение учащегося :История создания рассказа.
Рассказ "Жизнь и
воротник" был опубликован в сборнике "Тонкая психология" , куда
вошли произведения 1904 - 1911 годов. Он характерен для дореволюционного
периода творчества писательницы, когда ее неприятие обывательщины, пошлости и
мещанства выражалось вполне определенно. Как и многие ее произведения тех лет,
он основан на сравнении, что следует уже из заглавия. В данном случае
сравниваются несопоставимые начала: обыденная вещь и целая жизнь. Рассказ
начинается с рассуждения о том, что «человек только воображает, что
беспредельно властвует над вещами». А далее автор рассказывает историю о том,
как купленный героиней «крахмальный дамский воротник с продернутой в него
желтой ленточкой» стал… ...
3. Чтение рассказа с остановками. Словарная работа.
1. Гостиный двор - построенные в старину торговые ряды, обычно каменные.
2. Мануфактура (устар.) - ткань, текстильные изделия.
3. Извозчик (устар.) - наемный экипаж с кучером.
4. Корюшка - небольшая морская промысловая рыба.
5. Омнибус (устар.) - многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров.
6. Профукать - промотать, потратить.
4.Обсуждение рассказа.
-Понравился ли рассказ?
-Нравственность, как вы понимаете это слово? Составьте словосочетание с этим словом или с однородными словами. Давайте обсудим, какие качества личности относятся к нравственным, какие считаются безнравственными.
Примерная таблица.
Нравственно |
Безнравственно |
Доброта, тактичность, деликатность, милосердие, умение сочувствовать, забота о тех, кто в этом нуждается, трудолюбие, честность, порядочность, ответственное отношение к любому делу, способность критически оценивать свои недостатки, проступки, верность долгу, патриотизм, способность на самопожертвование, если это оправдано ситуацией.
|
Жадность, эгоизм, пошлость, цинизм паразитический образ жизни, лживость, хамство, грубость, жестокость, безответственность, предательство в любой форме
|
-Кто герои рассказа? А кто главный герой?
(Героиня рассказа - Олечка Розова, упоминаются также другие лица: муж, бабушка, студент. Главный герой, безусловно, - воротник).
-Где и когда происходит действие? Какие детали это подчеркивают?
(Действие происходит в Москве, так как Гостиный двор - это Москва, а было это очень давно - тогда еще ездили на извозчиках).
-Чем занималась Олечка Розова до истории с воротником? Много ли у нее было дел?
(Она вела маленькое семейное хозяйство, детей не было; судя по тому, как быстро расправилась с хозяйственными деньгами, жили с мужем скромно).
5.Работа в группах.
- А теперь прошу поработать в группах или в парах, как вам удобно. Пожалуйста, ответьте на вопросы, которые я сейчас дам. При подготовке ответа можно использовать учебник с текстом. (Раздаются отпечатанные вопросы и задания с местом для записей).
Задание №1. Проследить перемены в Олечке после покупки воротника.
(Примерный ответ: Олечка купив красивый воротник, стала приобретать другие вещи, которые,, «требовалось» к воротнику: юбку с глубокими складками, новые башмаки, шляпу, пояс и перчатки… ради приобретения, она начинает врать, изворачиваться. Она стала вести странную жизнь. Не свою…Постригла волосы, стала курить, громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность и наконец, изменила мужу).
№2. Какие качества характера можно определить у героини? Когда они проявляются?
(Бесхарактерность, слабоволие, паразитический образ жизни, способность совершать позорные поступки как результат выше перечисленного).
№3. Какой художественный прием лежит в основе рассказа? Обосновать.
(Рассказ построен на одушевлении неодушевленного предмета. Этот прием называется олицетворение. Воротник который не просто действует самостоятельно, а управляет жизнью своего владельца).
№4. Что символизирует воротник в рассказе? (Роскошную жизнь, вседозволенность, пренебрежение нормами поведения)
№5. Какие уроки можно вынести из содержания рассказа? Есть ли в наше время такие Олечки?
№6. Исправилась ли Олечка после ухода мужа? Чего ей, оказывается, не хватало в жизни? (Дела, занятости)
№7. Есть ли в рассказе сатира и юмор? Повторение терминологии.
№8Художественно-выразительные средства в рассказе.
6.Заслушивание сообщений по предложенным вопросам.
7.Вывод.
-Что же представляет собой рассказ, юмор это или сатира?(В рассказе есть и юмор, и сатира. Автор сатирически изображает героиню, Олечку Розову, а в ее лице всех безалаберных, бесхарактерных, инфантильных, лживых, пустых, пошлых, паразитирующих на других людях эгоистов).
-Что показалось вам смешным? (В рассказе Тэффи ситуация доводится до абсурда: обвиняется неодушевленный предмет - «подлый воротник»).
-В чем актуальность рассказа?( Нравственные проблемы рассказа, написанного в начале 20-го века, к сожалению, остаются актуальными).
-Над чем рассказ заставляет задуматься?( Уделяя внимание комической стороне, писательница хочет не только рассмешить, но и показать всю несуразицу и пустоту того, что персонажи считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования).
-Можно ли считать, что сатирическая направленность произведений является в творчестве Тэффи ведущей? (Можно считать сатирическую направленность ведущей, так как большинство произведений Тэффи, написаны в этом ключе (фельетоны, рассказы, остроты, работа в сатирическом журнале «Сатирикон»)
-Как вы думаете, почему сатирическая тематика была близка Тэффи?
V. Итог урока. Рефлексия.
-Ребята, какие уроки для себя извлекли сегодня?
-Чему же учит нас Тэффи?
Чтение стих-я Э. Асадова «Души и вещи».
Рождаясь, мы имеем преимущество
Пред тьмой страстей и всяческого зла.
Ведь мы в наш мир приходим без имущества,
Как говорят, «в чем мама родила»!
Живем, обарахляемся, хватаем
Шут знает что, бог ведает к чему!
Затем уходим в вековую тьму
И ничего с собой не забираем...
Ах вещи, вещи! — истуканы душ!
Ведь чем жадней мы их приобретаем,
Тем чаще что-то светлое теряем,
Да и мельчаем, кажется, к тому ж.
Порой глядишь — и вроде даже жутко:
Иной разбиться, кажется, готов
За модный гарнитур, транзистор, куртку,
За пару броских фирменных штанов!
Нет, никакой я в жизни не аскет!
Пусть будет вещь красивой и добротной,
Пусть будет модной, даже ультрамодной,
И не стареет даже двести лет!
И все же вещь, пусть славная-преславная,
Всего лишь вещь — и больше ничего!
И как же тот несчастен, для кого
Обарахляться в жизни — это главное!
Когда в ущерб душе и вопреки
Всему, что есть прекраснейшего в мире,
Тупеют люди в собственной квартире,
Лоснясь в довольстве, словно хомяки,
Хочу воскликнуть: — Не обидно ль вам
Смотреть на вещь, как бедуин на Мекку?.
Не человек принадлежит вещам,
А только вещи служат человеку!
Вы посмотрите: сколько же людей
Живет духовно ярко и красиво,
Пусть не без тряпок и не без вещей,
Но не от них им дышится счастливо!
Пусть вам искусства сердце беспокоят,
Молитесь хоть наукам, хоть стихам,
Но не молитесь никогда вещам,
Они, ей-богу, этого не стоят!
VII.Домашнее задание: 1)творч.зад.стр.139,
2)прочит.М. М. Зощенко. «История болезни»,инд.зад.свед. о М.Зощенко
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.