План – конспект урока литературы в 9 классе
по теме «Художественный мир поэзии В.А. Жуковского. Стихотворение «Невыразимое»
педагога Уржумсковой Елены Леонидовны
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Дата проведения: 20.11.2019
Класс: 9 «В»
Режим урока: интерактивный.
Образовательная технология: практико-ориентированная технология, с применением РКМЧП
Цели:
Деятельностная: управлять своей учебной деятельностью, использовать мнемические приемы запоминания, логического и творческого мышления, анализировать, сравнивать и делать выводы, применять знаково-символическую систему обработки информации; выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, доказывать.
Содержательная: расширить знания учащихся о личности и творчестве В.А. Жуковского и представление о романтизме как литературном направлении;продолжить развивать навыки анализа лирического произведения, формировать у учащихся интерес к красоте, жизни, природе, любви.
ЭОР: https://www.youtube.com/watch?v=FfU21LdR3oI – «Жизнь и творчество В.А. Жуковского»
https://www.youtube.com/watch?v=2w1skboZ1yE – «Стихотворение «Невыразимое»
ЭТАПЫ УРОКА |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
||
УУД
|
Предметные |
||||
1 |
Мотивационный (самоопределение) к учебной деятельности 2 мин. |
Включение в деловой ритм. Мотивация учебной деятельности. |
Подготовка к работе. Самоопределение.Позитивно настраиваются на дальнейшую работу.
|
- внутренняя позиция школьника (Л); - учебно-познавательная мотивация (Л); - планирование учебного сотрудничества (К) |
|
2 |
Стадия Вызова 4 мин. |
Продолжите мысль: Я думаю, что: 1.Жизнь – это… 2.Красота – это… 3. Природа – это... 4. Молчание – это… 5.Созданье – это… 6. Вдохновенье – это… 7. Свобода – это… 8. Святыня – это… и др Именно над этими вопросами чаще всего задумывались великие поэты нашей страны, одним из которых является В.А. Жуковский. |
Учащиеся устно заканчивают предложения, дополняют друг друга. Внимательно слушают ответы других, не перебивая. |
-искать пути решения учебной задачи (Р) - достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К); поведения (Л); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - прививать интерес к познавательной деятельности (Л).
|
|
3 |
Осмысление содержания или реализация смысла. Теоретическая частью. 10 мин. |
Просмотр видео и работа с карточками. Беседа по домашнему заданию. Взаимопроверка карточек. |
Учащиеся смотрят видеофрагмент, записывают ответы в карточки. Дополняют полученную информацию о поэте из домашнего задания. Осуществляют взаимопроверку по слайду. |
- учебно-познавательный интерес (Л); - смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); -ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию (П); - формирование адекватной самооценки, ориентации в социальных ролях и межличностных отношений (Л); -координирование позиции в сотрудничестве с учетом различных мнений, умение разрешать конфликты (Л)
|
Расширяют свои знания о личности, творчестве В.А. Жуковского. Актуализируют знания по теории литературы. |
4 |
Физминутка 1 мин |
Учащиеся выполняют гимнастику для глаз. Играет мелодия В.Шаинского «Вместе весело шагать» |
Выполняют гимнастику, используя тренажер «Гимнастика для глаз», расположенный над доской. |
|
|
5 |
Осмысление содержания или реализация смысла. Практическая часть. 17 мин.
|
Просмотр видеофрагмента с записью стихотворения «Невыразимое». Каждая группа получает индивидуальное задание и работает с текстом и учебником. Приём «зигзаг». По сигналу учащиеся обсуждают основное содержание, выводы, которые посчитают нужными, записывают в тетради. После этого группы готовятся к презентации всех трех блоков теоретической информации. После изучения своего вопроса, составления кластера, схемы, таблицы, оформления их на листе А4, ребята ознакомились со своими текстами и теперь доносят до других групп их содержание. Заключительный шаг – презентация. Все 3 группы по очереди представляют весь материал. |
Учащиеся прослушивают текст, воспринимают его на эмоциональном уровне и по предложенному каждой группе заданию анализируют стихотворение. По итогу презентуют свою работу. |
-анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать (М); - преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую (М); - анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать (П); - использовать предметные знания и умения при решении учебно-практических задач (проблем) (П) - формирование нравственно-этических и эстетических качеств (Л). |
Учатся проводить комплексный анализ стихотворения, сотрудничать, презентовать. |
6 |
Рефлексия 4 мин. |
Прием «Синквейн» - «Невыразимое»
|
Учащиеся составляют синквейн, озвучивается несколько разных вариантов, делают выводы. |
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности (Л); -контроль и оценка процесса результатов деятельности (П).
|
|
7 |
Домашнее задание 2 мин. |
Прием «Идеальное домашнее задание» (ребенок самостоятельно выбирает, какое из заданий он будет выполнять) Учащимся предлагается на выбор трехуровневое домашнее задание. 1 уровень: выучить наизусть не менее 25 строк 2 уровень: задание в Googl-форме или тест (сложный уровень) на платформе Якласс. 3 уровень: написать развернутый ответ на вопрос «Вспомните, когда вы еще встречались с жанром элегии, кто их авторы. В чем сходство и в чем различие с элегией В.А. Жуковского «Невыразимое»?
|
|
|
|
Приложение 1.
Карточка с вопросами к видеоролику
(https://www.youtube.com/watch?v=FfU21LdR3oI)
1. Представителем какого литературного направления являлся В.А. Жуковский? Назовите черты этого направления.
2. Когда впервые Жуковский обратился к жанру элегии. Назовите особенности данного жанра.
3. С помощью каких приемов автор создается музыкальность в своих произведениях?
4. Какие переводы вы знаете?
5. Напишите не менее 5 произведений В.А. Жуковского.
Приложение 2
Карточки с заданиями
1 группа
1. По учебнику и материалам интернета составьте историческую справку произведения.
2. Охарактеризуйте образ лирического героя произведения, определите слова и словосочетания, создающий образный (предметный) ряд стихотворения; найдите слова и фразы, которые вас впечатлили. Какие чувства вызывает у вас эта элегия?
3. Определите тему и идею произведения.
2 группа
1. Отметьте слова, которыми автор изображает мимолетные неуловимые переживания и передает красоту природы.
2. Найдите риторические вопросы.
3. Определите средства художественной выразительности, используемые автором для создания образа недостижимого романтического идеала. Укажите, какую роль они выполняют в произведении.
3 группа
1. Определите и охарактеризуйте композицию произведения. Какую функцию она выполняет?
2. Определите рифму, размер стихотворения.
3. Найдите слова и фразы, которые вас впечатлили. Подвластно ль выраженью невыразимое?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.