Урок литературы в 9 классе.

  • doc
  • 29.08.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок Уржумскова ЕЛ. Литература.doc

План – конспект  урока литературы в 9 классе

 по теме «Художественный мир поэзии В.А. Жуковского. Стихотворение «Невыразимое»

педагога Уржумсковой Елены Леонидовны

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Дата проведения: 20.11.2019

Класс: 9 «В»

Режим урока: интерактивный.

Образовательная технология: практико-ориентированная технология, с применением РКМЧП

Цели:

Деятельностная: управлять своей учебной деятельностью, использовать мнемические приемы запоминания, логического и творческого мышления, анализировать, сравнивать и делать выводы, применять знаково-символическую систему обработки информации; выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, доказывать.

Содержательная: расширить знания учащихся о личности и творчестве В.А. Жуковского и представление о романтизме как  литературном направлении;продолжить развивать навыки анализа лирического произведения, формировать у учащихся интерес к красоте, жизни, природе, любви.

ЭОР: https://www.youtube.com/watch?v=FfU21LdR3oI – «Жизнь и творчество В.А. Жуковского»

         https://www.youtube.com/watch?v=2w1skboZ1yE – «Стихотворение «Невыразимое»

 

 

 

 

 

 

 

ЭТАПЫ УРОКА

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

УУД

 

 

Предметные

1

Мотивационный

(самоопределение) к учебной деятельности

2         мин.

Включение в деловой ритм. Мотивация учебной деятельности.

Подготовка к работе. Самоопределение.Позитивно настраиваются на дальнейшую работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- внутренняя позиция школьника (Л);  

 - учебно-познавательная мотивация (Л);

- планирование учебного сотрудничества (К)

 

2

Стадия Вызова

4        мин.

Продолжите мысль:

Я думаю, что:

1.Жизнь – это…

2.Красота – это…

3. Природа – это...

4. Молчание  – это…

5.Созданье – это…

6. Вдохновенье – это…

7. Свобода – это…

8. Святыня – это… и др

Именно над этими вопросами чаще всего задумывались великие поэты нашей страны, одним из которых является В.А. Жуковский.

Учащиеся устно заканчивают предложения, дополняют друг друга. Внимательно слушают ответы других, не перебивая.

-искать пути решения учебной задачи (Р)

 - достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);

поведения (Л);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- прививать интерес к познавательной деятельности (Л).

 

 

3

Осмысление содержания или реализация смысла. Теоретическая частью.

10      мин.

Просмотр видео и работа с карточками. Беседа по домашнему заданию. Взаимопроверка карточек.

Учащиеся смотрят видеофрагмент, записывают ответы в карточки. Дополняют полученную информацию о поэте из домашнего задания. Осуществляют взаимопроверку по слайду.

- учебно-познавательный интерес (Л);

- смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

-ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию (П);

- формирование адекватной самооценки, ориентации в социальных ролях и межличностных отношений (Л);

-координирование  позиции в сотрудничестве с учетом различных мнений, умение разрешать конфликты (Л)

 

Расширяют свои знания о личности, творчестве В.А. Жуковского. Актуализируют знания по теории литературы.

4

Физминутка

1 мин

Учащиеся выполняют гимнастику для глаз. Играет мелодия В.Шаинского «Вместе весело шагать»

Выполняют гимнастику, используя тренажер «Гимнастика для глаз», расположенный над доской.

 

 

5

Осмысление содержания или реализация смысла. Практическая часть. 17

мин.

 

Просмотр видеофрагмента с записью стихотворения «Невыразимое».

Каждая группа получает индивидуальное задание и работает с текстом и учебником.

Приём «зигзаг».  По сигналу учащиеся   обсуждают основное содержание, выводы, которые посчитают нужными, записывают в тетради. После этого группы  готовятся к презентации всех трех блоков теоретической информации. После изучения своего вопроса, составления кластера, схемы, таблицы, оформления их  на листе А4, ребята  ознакомились со своими текстами и теперь доносят до других  групп их содержание. Заключительный шаг – презентация.  Все 3

группы по очереди представляют весь материал.

Учащиеся прослушивают текст, воспринимают его на эмоциональном уровне и по предложенному каждой группе заданию анализируют стихотворение. По итогу презентуют свою работу.

-анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать (М);

- преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую (М);

- анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать (П);

- использовать предметные знания и умения при решении учебно-практических задач (проблем) (П)

- формирование нравственно-этических и эстетических качеств (Л).

Учатся проводить комплексный анализ стихотворения, сотрудничать, презентовать.

6

Рефлексия

4 мин.

Прием «Синквейн» - «Невыразимое»

 

Учащиеся составляют синквейн, озвучивается несколько разных вариантов, делают выводы.

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности (Л);

-контроль и оценка процесса результатов деятельности (П).

 

 

7

Домашнее задание

2 мин.

Прием «Идеальное домашнее задание» (ребенок самостоятельно выбирает, какое из заданий он будет выполнять)

Учащимся предлагается на выбор трехуровневое домашнее задание.

1 уровень: выучить наизусть не менее 25 строк

2 уровень: задание в Googl-форме или тест (сложный уровень) на платформе Якласс.

3 уровень: написать развернутый ответ на вопрос «Вспомните, когда вы еще встречались с жанром элегии, кто их авторы. В чем сходство и в чем различие с элегией В.А. Жуковского «Невыразимое»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Карточка с вопросами к видеоролику

(https://www.youtube.com/watch?v=FfU21LdR3oI)

 

1.     Представителем какого литературного направления являлся В.А. Жуковский? Назовите черты этого направления.

2.     Когда впервые Жуковский обратился к жанру элегии. Назовите особенности данного жанра.

3.     С помощью каких приемов автор создается музыкальность в своих произведениях?

4.     Какие переводы вы знаете?

5.     Напишите не менее 5 произведений В.А. Жуковского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Карточки с заданиями

1 группа

1.             По учебнику и материалам интернета составьте историческую справку произведения.

2.             Охарактеризуйте образ лирического героя произведения, определите слова и словосочетания, создающий образный (предметный) ряд стихотворения; найдите слова и фразы, которые вас впечатлили. Какие чувства вызывает у вас эта элегия?

3.             Определите тему и идею произведения.

2 группа

1.             Отметьте слова, которыми автор изображает мимолетные неуловимые переживания и передает красоту природы.

2.             Найдите риторические вопросы.

3.             Определите средства художественной выразительности, используемые автором для создания образа недостижимого романтического идеала. Укажите, какую роль они выполняют в произведении.

3 группа

1.             Определите и охарактеризуйте композицию произведения. Какую функцию она выполняет?

2.             Определите рифму, размер стихотворения.

3.             Найдите слова и фразы, которые вас впечатлили. Подвластно ль выраженью невыразимое?

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru