Тема урока: «И.А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
Цель урока: Расширение знаний о творчестве И.А. Крылова. Знакомство с литературным жанром басней.
Задачи
- формировать умение анализировать и делать выводы, определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении;
- вызвать в сознании и воображении образ картин, которые находятся в центре произведения;
- способствовать развитию навыка выразительного чтения, мышления;
- расширить читательский кругозор;
- воспитывать интерес к чтению, к творчеству И.А. Крылова и культуры речи.
Планируемый результат
Метапредметные:
Личностные УУД:
- Положительное отношение к учебной деятельности, проявлять интерес к учебному материалу, формирование уважительного мнения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Регулятивные УУД
- Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Осуществлять поиск нужной информации в учебниках; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным основаниям; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Предметные:
научится отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Доброе утро!
2. Проверка домашнего задания
- Ребята, пока я к вам шла, у меня порвалась моя любимая книга и все листочки перепутались.
- Вы поможете восстановить сюжет?( поможем)
- Для того чтобы восстановить сюжет. надо вспомнить сказку, которую вы читали дома. ( восстанавливают сюжет)
- Молодцы, ребята!
3.Речевая разминка.
- Прочитайте стихотворение медленно хором.
Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Лена искала весь день.
Читаем с разной интонацией, скороговоркой.
.
4. Постановка учебной цели.
- Посмотрите на иллюстрации на доске.
- Чему посвящён урок?
- Почему вы так думаете?
- Кто автор этих произведений?
- Да, это Иван Андреевич Крылов.
- Ребята, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? - Какие цели поставите? (постановка и формулирование цели.)
5.Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.
- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с произведением И.А.Крылова. Рассказ учителя.
Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить хорошего образования, грамоте он выучился дома. А позже ( семья Крылова жила тогда в Твери) довелось ему учиться «из милости». У детей помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным предметам: русскому и французскому языкам, арифметике. И Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Там же, в Твери, Ваня познакомился с итальянцем – синьором Луиджи, игравшим на скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро выучился играть на этом инструменте.
Когда Ивану было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами. Семья Крыловых и раньше была небогата, а теперь лишилась последних средств для существования. В 11 лет Ване пришлось поступить на работу в суд канцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню иногда стали называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да ещё потихоньку читал книги , которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи.
Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему русский? Почему великий? Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.
Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни. С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем.
- Кто такой баснописец, как вы думаете?
- Прочитайте о И.А. Крылове и расскажите, о чём я вам ещё не рассказала? (в учебнике)
6.Знакомство с жанром «басня»
- Что же такое басня?
Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль (нравоучение, краткий вывод, поучение, т.е. главная мысль басни), которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни».
- Сравните басню со сказкой.
7. Физминутка для глаз
Подготовим наши глаза к чтению текста.
8. Первичное восприятие текста
Чтение басни учителем.
- Басни не умерли вместе с Крыловым. Они живы и поныне. И теперь их читает и стар и млад, и меткие, ставшие пословицами стихи его басен служат нам во всех случаях жизни..
- Посмотрите на иллюстрацию басни в учебнике. Кто на ней
изображён?
- Что общего у всех этих животных? (То, что они не могут договориться, упёртые, настырные )
- Эта басня была написана в 1814 году. 205 лет назад.
-Что делают герои?
- Получится ли у них сдвинуть воз или нет?
9. Повторное чтение басни детьми.
Сейчас вы самостоятельно прочитаете басню. Тон должен быть близкий к разговорному, ритмические паузы соблюдены. Особое внимание уделите морали, которая носит нравоучительный характер, поэтому интонация должна быть такой, чтобы можно было задуматься.
- Что заставило вас улыбнуться?
-Каким был ваш смех?
-Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев?
- Как написана эта басня прозой или стихотворением?
- А сейчас прочитайте басню ещё раз самостоятельно и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо.
10. Работа над лексическим значением слов.
- В басне встретилось много устаревших слов, которые сейчас не употребляют. - Куда обратимся за помощью? ( в толковый словарь)
Лад – действовать совместно, не расходясь.
Мука – сильное физическое или нравственное страдание.
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Воз – повозка или сани с кладью.
Ныне – теперь, в настоящее время.
Объясните выражение
«Из кожи лезут вон» – усердствовать, стараться изо всех сил.
И ныне там - на том же месте.
- Ребята, в баснях зачастую встречается литературный художественный приём АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, когда под животными подразумеваются люди, их пороки.
11. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Обезьянки
Лучшие качели-
Гибкие лианы.
Это с колыбели
Знают обезьяны.
Кто весь век качается,-
Да, да, да!-
Тот не огорчается
Никогда!
(Дети раскачивают руки вперёд-назад, слегка сгибая колени. Говоря «да, да. Да! ,хлопают; произнося две последние строчки, прыгают.)
12. Беседа по содержанию басни.
- Прочитайте вторую строчку снизу. Серьёзно ли говорит Крылов, что мы не можем судить, кто виноват?
- Почему автор даёт понять, будто бы не знает, почему воз не сдвинулся с места? ( Чтобы читатели сами ответили)
- А вы как думаете?
Вот как об этом сказал Крылов ( читаю первые три строки басни)
- Были ли настоящими товарищами Лебедь, Щука и Рак?
- Как же нужно работать, чтобы дело шло на лад?
Расскажите , как работают наши дежурные. Почему у нас быстро проходит уборка в классе?
13. Подготовка к выразительному чтению
- Зачем дедушка Крылов написал три первые строчки?
- Как же нужно читать этот совет старого писателя людям?
Прочтите дальше четыре строчки. Эти строчки нужно читать , как будто рисуешь картину.
- О чём говорится в четвёртой строчке?
Как можно показать голосом, что их усилия бесполезны?
(Из кожи лезут вон – сделать остановку, а возу всё нет ходу – прочитать медленно с досадой.)
- Как в следующих строчках сделать заметнее, что они тянут в разные стороны?
Остановками после слов Лебедь, Рак, Щука; усилить голос на словах: в облаках, назад, в воду.
- Какие самые важные слова в конце басни?
- В каких случаях мы тоже говорим «воз и ныне там»?
14. Работа над пословицей в группах.
- Определите образ каждого героя басни.
Слова для справок: рвётся, пятится, тянет, неповоротливый, упрямая, только своё дело знает, стремительный, упрямый, нерасторопный, быстрый, идёт назад.
- Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.)
- У вас на парте лежит карточка с пословицами. Найдите среди них ту, которая относится к теме нашей басни.
Выбрать пословицу, которая подходит к этой басне.
- В чём смысл этой пословицы? (Вместе, согласованно работать не тяжело, а порознь — трудно.)
15. Включение в систему знаний и повторение.
Игра «Верно – Неверно»
.
16. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
.
- Так какие же пороки людей высмеивал И.А. Крылов в этой басне?
- Какую цель мы ставили в начале урока? (Цель урока: Расширение знаний о творчестве И.А. Крылова. Знакомство с литературным жанром басней.)
Достигли мы этой цели?
- Интересно ли было на уроке?
-Что показалось наиболее легким? С чем было сложнее справиться?
17. Домашнее задание:
Запишите домашнее задание
1.Подготовить выразительное чтение басни.
2. Нарисовать иллюстрацию к басне.
3. Подобрать две пословицы, соответствующие морали басне.
- Вы очень хорошо поработали, все молодцы!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.