Урок- мастерская "Статья в газету"

  • doc
  • 15.02.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок-мастерская Статья в газету.doc

Урок-мастерская "Готовим статью в школьную газету"

Современные стандарты образования оперируют понятием компетентностного подхода, то есть умения учащегося ориентироваться и быть успешным в любой ситуации.

Сложность реализации данного подхода в начальном образовании заключается в том, что дети ещё не накопили достаточного жизненного опыта, опыта применения знаний, отношений, опыта общения. Случается, что незнакомая ситуация выбивает ребёнка из колеи, даже если он хорошо владеет необходимым для решения этой ситуации набором знаний, умений, обладает соответствующими личностными качествами.

Моя задача как учителя и классного руководителя дать ребёнку возможность попробовать себя в решении подобных задач в рамках школы, что поможет ребёнку, когда он столкнётся с нестандартной ситуацией в обычной жизни.

Один из возможных путей решения – предложить детям издавать в классе (школе) периодическое издание (газету, журнал).

Такая работа позволяет интегрировать знания и умения из разных областей, помогает каждому участнику проекта самореализоваться, а так же формирует личностные, предметные и метапредметные компетентности учащихся.

Предлагаю вашему вниманию один из нестандартных уроков (занятий по внеклассной работе) – мастерскую по подготовке статьи в периодическое издание.

Мастерская интегрирует знания детей из разных областей, при этом даёт широкий простор для самостоятельного выбора интересующей темы и самореализации каждого участника мастерской.

Данная мастерская интерактивна, все три части (где анализируется материал) будут пройдены детьми, но их последовательность выбирают сами дети (она для общей концепции не важна).

Итогом мастерской должно стать разнообразие работ детей по выбранному ими аспекту общей темы.

Мастерская “Снежная тайна Зимы”

Цель: показать путь работы ребёнка по анализу темы, выбору аспекта темы и формы работы при создании творческой работы на свободную (широко означенную) тему.

Задачи:

1. Формирование представлений о разнообразии направлений изучения снега (художественный образ, природное явление, материал для игр).

2. Формирование умения работать в группе

  • дать каждому возможность работать без стресса в “своей” среде
  • дать каждому возможность участвовать в микроспорах, обсуждении, возможность пробовать свои силы
  • формирование коммуникативной культуры при работе в группе

3. Формирование умения комплексно анализировать предложенную тему

4. Формирование умения делать выбор аспекта темы, формы её представления в соответствии с собственными интересами, предпочтениями, умениями; интерпретировать тему

5. Развитие индивидуальности каждого

6. Предоставить каждому ребёнку возможность самореализации

Оборудование.

  1. Для учителя: плакат с изображением зеркала, карточки (или на медиопроектор), П.И.Чайковский “Танец снежинок”, музыкальный центр; для каждого - распечатанная развёртка модели снежинки.
  2. Для группы: текст стихотворения А.Пришельца “Снежинка”, материалы природоведческого характера (Википедия), репродкуция картины В.И.Сурикова “Взятие снежного городка”.
  3. Для ученика: журналистский блокнот, карандаши, ручка.

Класс заранее разделён на 6 групп по 4 человека. Парты поставлены группами.

Модель плаката и карточек на доске

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Учитель читает стихотворение Д.Кедрина

Скинуло кафтан зелёный лето,
Отсвистали жаворонки всласть,
Осень, в шубу жёлтую одетая,
По лесу с метёлкою прошлась,
Чтоб вошла рачительной хозяйкой
В светлые лесные терема
Щеголиха в белой размахайке
Русская румяная зима.

3. Постановка учебной задачи.

Да, зима богатая хозяйка и обладательница удивительных тайн. В нашем журнале “Пёстрая лента” мы открываем новую рубрику “Тайны Зимы”. А чтобы узнать их, мы будем проводить настоящее журналистское расследование. А в журнал мы поместим ваши журналистские отчёты: у кого-то сочинения, у кого-то рисунки, может быть фотоотчёты или что-то другое.

Сегодня на уроке мы будем подбирать материал для вашей будущей работы. Итак, в путь!

4. Диагностика эмоционального настроя. Рефлексия.

А помогут вам журналистские блокноты, это черновики, где вы будете работать и куда будете вносить необходимую информацию. Подпишите свои блокноты.

5. Индуктор.

Сегодня вы работаете группами. Давайте вспомним правила работы в группе, они на доске.

Убедись, что в разговоре участвует каждый.

Говори спокойно и ясно.

Говори только по делу.

Уважай мнение других.

6. Анализ содержания. Речевая подготовка.

Прежде всего, определим, с каким настроением мы приступаем к работе. Раскрасьте любым цветом (цветом, соответствующим настроению в эту минуту) любую рожицу.

Социоконструкция

Социализация

Комментарии учителя.

Какое первое слово приходит на ум, когда говорю “зима”, первая ассоциация.

Учитель выделяет из ответов детей слово СНЕГ.

Сегодня мы будем расследовать снежную тайну зимы. Кто может хранить такую тайну?

Учитель выделяет из ответов детей СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

У Снежной Королевы было зеркало, оно было разбито. Посмотрите на него.

Социоконструкция

Социализация

Открываем изображение зеркала.

Рассматриваем зеркало, его части. Отправляемся в Сокровищницу.

Сокровищница

В сокровищнице хранятся сокровища, богатство. Давайте разберёмся, почему снег называют зимним богатством.

Работая в группе, попробуйте заполнить таблицу в рабочем блокноте. Запишите, какие слова – ассоциации, существительные, прилагательные и глаголы, возникают у вас при слове снег.

Чтение слов-ассоциаций, отмечаем лучшие, необычные, яркие слова. Дети могут дополнить таблицу по мере проверки.

Обсуждаем, что пользовались при выполнении задания только собственными мыслями, чувствами, образами.

Многие поэты, писатели восхищалась красотой снега.

Динамическая пауза

Учитель читает стихотворение А.Пришельца “Снежинка”.

Дети, пользуясь текстом стихотворения, дополняют таблицу, обмениваются мнениями.

Обсуждаем, что пользовались при выполнении задания образами художественной литературы.

Какое ещё искусство может показать красоту снега.

Учитель выделяет из ответов детей МУЗЫКА

Дети слушают “Танец снежинок” П.И.Чайковского, индивидуально дополняют ассоциативный ряд. Желающие озвучивают записанное, дети могут дополнить таблицу по мере проверки.

7. Разрыв

Обсуждение и заполнение итоговой таблицы: в какой форме можно выполнить работу, используя данный материал, чем при этом можно пользоваться.

Итак, мы рассмотрели в сокровищнице снег как…

8. Афиширование

Дети выбирают из 3 табличек “художественный образ”, она прикрепляется на зеркало к надписи “Сокровищница”.

9. Домашнее задание

Лаборатория

Теперь мы отправляемся в лабораторию. Что изучают в лаборатории? Можно ли назвать снег научным явлением? Почему?

Работая в группе, изучите материалы из электронной энциклопедии Википедия. Задайте вопросы Главному Снежному Учёному. Такие вопросы могли бы стать заголовком научного исследования.

10. Рефлексия. Диагностика эмоционального настроя.

11. Подведение итогов.

Дети записывают вопросы в рабочий блокнот. Обсуждение. Дети могут дополнить таблицу по мере проверки.

Обсуждение и заполнение итоговой таблицы: в какой форме можно выполнить работу, используя данный материал, чем при этом можно пользоваться.

Итак, мы рассмотрели в лаборатории снег как…

Дети выбирают из 2 табличек “явление природы”, она прикрепляется на зеркало к надписи “Лаборатория”.

На 1 минуту включается музыка Чайковского, дети изображают танец снежинок.

Игровая

Из окна во двор ведёт большая горка. Съезжаем вниз и оказываемся в игровой. Оглянитесь вокруг.

Какие снежные игры вы знаете. Запишите в рабочие блокноты. А поможет вам картина В.А.Сурикова “Взятие снежного городка”.

Обсуждение. Дети могут дополнить таблицу по мере проверки.

Обсуждение и заполнение итоговой таблицы: в какой форме можно выполнить работу, используя данный материал, чем при этом можно пользоваться.

Итак, мы рассмотрели в игровой снег как…

Дети называют табличку “материал для игр”, она прикрепляется на зеркало к надписи “Игровая”.

Обсуждение с детьми вопроса о том, что снег можно рассматривать с разных точек зрения, работу о нём можно выполнять в разных формах и жанрах.

Подумайте, откуда вы будете вести репортаж: из сокровищницы, лаборатории или игровой. Выберите форму работы, попробуйте назвать её (пусть пока это будет рабочее название). Запишите эту информацию в свои рабочие блокноты. Составьте план действий.

Я, как редактор, хотела бы услышать, какие работы, рисунки и статьи будут в новой рубрике. Кто хочет рассказать?

Вашим домашним заданием будет отчёт, написать или нарисовать.

Раскрасьте рожицы в конце рабочего блокнота. Изменилось ли ваше настроение, почему?

Сегодня наш урок назывался мастерская. А в мастерской работают мастера. Понравилось ли вам быть мастерами?

Что ещё понравилось? Было интересным? Почему?

Встретились ли какие-то трудности? Какие?

Интересно ли было работать в группе? Почему?

Все вы сегодня отлично поработали, и Главный Снежный Учёный прислал вам в подарок модели снежинок. Вы можете самостоятельно подумать над их сложением и вырезать их дома.

Следующий выпуск нашего журнала 10, юбилейный. Я надеюсь, что ваши работы получатся замечательными и украсят наш журнал. Всем удачи!

 

 

 

 

 

 

Журналистский блокнот _____________________________________________

____________________ ТАЙНА ЗИМЫ

1.      СНЕГ – ЗИМНЕЕ СОКРОВИЩЕ, ОН ОЧЕНЬ КРАСИВ.

На что похоже?

Какой? Какие?

Что делает?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.И.Чайковский «Танец снежинок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы работы

Чем пользуюсь при подготовке.

 

 

 

 

2.      ВОПРОСЫ ГЛАВНОМУ УЧЁНОМУ СНЕЖНОЙ ЛАБОРАТОРИИ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Формы работы

Чем пользуюсь при подготовке.

 

 

 

 

3.      СНЕЖНЫЕ ЗАБАВЫ, ИГРЫ.

КАКИЕ? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Формы работы

Чем пользуюсь при подготовке.

 

 

 

 

 

 

 

НАЗВАНИЕ (ФОРМА) РАБОТЫ

___________________________________________

 

КРАТКИЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Василий Иванович Суриков «Взятие снежного городка». 1891 г.

Картина находится в Русском музее Санкт-Петербурга.


Снег

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Снежинки, увеличенные при помощи сканирующего электронного микроскопа

Снежинки, увеличенные при помощи сканирующего электронного микроскопа

Снег — форма осадков, состоящая из мелких кристаллов льда.

Образование кристаллов

Снег возникает, когда микроскопические капли воды в облаках примыкают к пылевым частицам и замерзают. Появляющиеся при этом кристаллы льда, не превышающие поначалу 0,1 мм, падают вниз и растут в результате конденсации на них влаги из воздуха. При этом образуются известные шестиконечные формы. Из-за особой структуры молекул воды возможны углы лишь в 60° и 120°.

При высокой термике кристаллы неоднократно вертикально передвигаются в атмосфере, частично тая и кристаллизуясь заново. Из-за этого нарушается регулярность кристаллов и образуются смешанные формы. При этом существует такое разнообразие, что обычно считается, что не бывает двух одинаковых снежинок.

Снежинки

Снежинки

Снежинки

Белый цвет происходит от заключённого в снежинке воздуха. Свет всех возможных частот отражается на граничных поверхностях между кристаллами и воздухом и рассеивается. Снежинки состоят на 95 % из воздуха, что обуславливает низкую плотность и сравнительно медленную скорость падения (0,9 км/ч).

Самая крупная когда-либо засвидетельствованная снежинка имела диаметр в 12 см. Обычно же снежинки имеют около 5 мм в диаметре при массе 0,004 г.

При падении в воду снежинка создаёт крайне высокий звук, неслышимый для человека, но неприятный для рыб.

История

Исследования

Астроном Иоганн Кеплер в 1611 году издал научный трактат «О шестиугольных снежинках», в котором подверг чудеса природы рассмотрению со стороны геометрии.

В 1635 году формой снежинок заинтересовался французский философ, математик и естествоиспытатель Рене Декарт, написавший этюд, включённый им впоследствии в «Опыт о метеорах» или просто «Метеоры».

В 1885 году, после множества проб и ошибок, американский фермер Уилсон Бентли (Wilson A. Bentley) по прозвищу «Снежинка» получил первую удачную фотографию снежинки под микроскопом. Он занимался этим сорок шесть лет, cделав более 5000 уникальных снимков. На основе его работ было доказано, что не существует ни одной пары абсолютно одинаковых снежинок (что впоследствии существенно дополнило теорию кристалла).

В 1951 году Международная комиссия по снегу и льду приняла довольно простую и получившую широкое распространение классификацию твёрдых осадков. Согласно этой системе, существует семь основных видов кристаллов: пластинки, звёздчатые кристаллы, столбцы (или колонны), иглы, пространственные дендриты, столбцы с наконечником и неправильные формы. К ним добавились ещё три вида обледеневших осадков: мелкая снежная крупка, ледяная крупка и град.

В 2001 году свои исследования в области снега начал профессор физики, астроном Кеннет Либбрехт (Kenneth Libbrecht) из Калифорнийского технологического института. В лаборатории профессора Либбрехта снежинки выращиваются искусственно.

Мифы и предания о снеге

«В области, лежащей ещё дальше к северу от земли скифов, — говорит Геродот, - как передают, нельзя ничего видеть, и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению».

В южнославянском фольклоре широко известна легенда о снеге, который белизной и рыхлостью напоминал смолотое зерно, в нём видели падающую с неба муку. Этот мотив отразился в легендах «Когда Господь ходил по земле» и «Грешная женщина», а также в поверье, записанном в области Велеса в Македонии «Почему не падает с неба мука». В них рассказывается о том, что мука перестала падать с неба как снег, потому что одна женщина вытерла нечистоты ребенка куском теста (Георгиева 1990: 34, 116).

Заснеженный лес Архангельская область

Заснеженный лес Архангельская область

Таяние

Снег тает не только при температурах воздуха выше 0°C, но и от солнечного света. Влажный воздух благоприятствует таянию снега.

 

Алексей Пришельц «Снежинка».

Робкой, потревоженной пушинкой

Падает над городом снежинка

Ниже – ниже – кругом, прямо, криво

Ах, и до чего она красива!

                                                   

Я любуюсь, и пройти не смею –

Я не знаю, что мне сделать с нею.

Вот сейчас она, сию минуту,

Упадёт под сапоги кому-то.

 

Я тянусь к ней доброю ладонью

 - У меня тебя никто не тронет!

На ладони – долго ль до беды!

Крошечная капелька воды.

 

Я хотел спасти тебя, снежинка,

А несу в руке твою слезинку.


Скачано с www.znanio.ru