Организация комфортных условий для работы учащихся.
В ходе беседы выявить знания детей о единицах времени.
Сформировать у детей представление о годе, месяце, неделе, сутках.
Привести в систему знания детей о единицах времени – год, месяц, неделя.
В ходе практической работы научить детей пользоваться табелем-календарём.
Развивать самостоятельность, используя творческие задания, нахождение собственных примеров к теме в окружающей жизни.
1 Организация начала урока.
Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались открыть новые секреты математики.
2. Актуализация знаний и мотивация.
1) Отгадайте загадку.
--«Что идёт не двигаясь?» (ВРЕМЯ)
(На доске в разброс прикреплены слова. Год час секунда месяц сутки минута литр век неделя)
Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое слово лишнее? (литр)
- Почему? Как мы назовем остальные слова? (Остальные - единицы времени).
- Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Об единицах измерения времени)
- Правильно, мы сегодня продолжим изучать единицы измерения времени.
2) Сейчас будете работать в парах.
- Возьмите конверт, выньте карточки, прочитайте названия единиц измерения времени и расположите их в порядке возрастания, начиная с самого маленького. (Работа в парах с карточками)
(За доской правильный ответ) Секунда, минута ,час, сутки ,неделя ,месяц ,год, век.
-Кто выполнил правильно? Просигнальте парой. Молодцы!
-У кого ошибка, исправьте ее.
МОЛОДЦЫ, УМЕЕТЕ СРАВНИВАТЬ ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ.
3) Давайте вспомним, с какими единицами измерения времени познакомились вчера? (Минута, час, секунда)
-Что узнали о минуте? (1мин = 60 сек, 1ч = 60 мин)
4) -Выразите в минутах и часах (на доске записан) (цепочкой)
2ч 30мин = мин 10ч = мин
7ч 17мин = мин 24ч = мин (24 * 60 решить в тетради , один – у доски)
5) Существуют помощники, которые помогают людям ориентироваться во времени. Как называют этих помощников вы узнаете, решив примеры . На доске примеры, запишите только ответы в столбики.
70*9 360:4 90*9 720:9 1*18
5*80 210:3 70 *8 0*50
- На новой строчке расположите ответы в порядке убывания .
А это ключ к разгадке. Под каждым числом запишите букву из ключа.
|
810 |
630 |
560 |
400 |
90 |
80 |
70 |
18 |
0 |
|
к |
а |
л |
е |
н |
д |
а |
р |
ь |
|
630 |
400 |
90 |
70 |
18 |
810 |
560 |
80 |
0 |
|
а |
е |
н |
а |
р |
к |
л |
д |
ь |
Какое слово получилось? (КАЛЕНДАРЬ)
- Посмотрите на календарь Что можно определить по календарю? (ГОД, МЕСЯЦЫ, ДНИ НЕДЕЛИ)
II. Физкультминутка (включить музыку)
II. Новый материал.
1) -Ребята, о чем же дальше пойдет речь на уроке? (О новых единицах измерения времени ГОД, МЕСЯЦ, НЕДЕЛЯ, СУТКИ )
- Правильно! Разберем эти единицы более подробно.
Отгадайте загадку:
- Летела птица, одна половина крыла у неё черная, а другая – белая. Что это за птица? (Сутки)
- Сутки это сколько? (24 часа или день и ночь)
- Пословица гласит: День и ночь ….. сутки прочь.
- Когда начинаются сутки? (в 12ч ночи или говорят в 0 часов)
- Ребята, сутки- это много или мало? Что можно успеть сделать за сутки? (Земля за сутки может сделать оборот вокруг своей оси)
- Значит, если не лениться, за сутки можно успеть сделать очень много.
Отгадайте загадку
- Что за птицы пролетают?
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят.
Не воротятся назад. (Дни недели)
-Что вы знаете о неделе? (В неделе 7 дней).
- Назовите дни недели.
-А сколько у нас в неделе рабочих дней?
- А выходных?
Задача. Вася каждый день ходит в спортивную секцию и занимается по 50 минут. Сколько времени он занимается спортом в неделю? Ответ показать на веере. Он молодец, ведь спорт – это здоровье.
- Что знаем о месяце, сколько в нем дней? (В месяце 30 или 31 день, а еще 28 и 29 дней в феврале)
- Если в феврале 29 дней, то как этот год называется? (Високосный)
- Сколько месяцев в году?
- А сколько это дней? (365 или 366 дней (високосный)
ЗАДАЧА Таня и Лена родились в один год. Таня в октябре, а Лена в апреле. Кто старше? На сколько? (Если дети не ответят, то сказать, что решим попозже)
- Мы уже сказали, что помощником нам в сегодняшней работе (будет)может быть календарь.
-А хотите узнать, что обозначает слово КАЛЕНДАРЬ? Откуда оно появилось?
2) Выступление детей (2 человека) с сообщением о календаре.
Древние календари.
1. Ранее, до нашей эры, в Риме были ответственные по наблюдению за днями люди. Обычно это были священники. В то время длина месяца определялась количеством дней от одного лунного серпа до другого. И римский священник, наблюдая небо, объявлял о новой луне и о новом месяце. Позже римляне стали называть этот день календ от слова каларе, что значит: объявить торжественно. Слово календарь происходит от этого обычая. Эту практику определять месяц по луне использовали не только римляне, но и кельты, Германцы, вавилоняне и евреи.
2. А еще в старину люди делали зарубки, отмечая дни, чтобы не забыть и не перепутать дни. Этот способ был не очень удобен. Тогда был составлен календарь. Сначала был отрывной календарь. Гораздо позже был составлен табель-календарь. В наше время существует множество различных видов календарей. Но задача у них одна и та же. Все они показывают год, месяцы, дни недели.
- Посмотрите на виды календарей. (Учитель показывает виды календарей, а на доске запись)
карманный
настольный
перекидной
отрывной
настенный
Про что эта загадка?
Под новый год приходит в дом таким румяным толстяком
Но с каждым днем терял он вес.
И, наконец, совсем исчез.
(Отрывной календарь)
3) Практическая работа с табелем – календарём.
Сегодня на уроке мы рассмотрим, как устроен календарь, и научимся им пользоваться.
(у каждого на парте календарик)
-Рассмотрите свой календарик.
- На какой год календарик? (2017г)
-Что за столбики чисел написаны? (недели)
-Почему одни цифры чёрные, а другие красные? (Красные –выходные, праздничные. Чёрные - рабочие дни)
- Сколько праздничных дней в 2017 году?
- Что дольше зима или лето? (Лето на 2 дня)
- А в каком месяце ровно 4 недели?
- Сколько в нем дней?
- Значит 2017 год каким будет? (невисокосным)
- Как называются весенние месяцы?
- Сколько недель длятся весенние месяцы, сосчитайте. (13 недель)
(Решить задачу про девочек, если ее не решили выше)
Таня и Лена родились в один год. Таня в октябре, а Лена в апреле. Кто старше? На сколько?
- Про какой месяц загадка?
У гостя в серебре
Брови и ресницы.
Он открыл в календаре
Первую страницу (Январь)
- Сколько дней в январе?
- Какой день недели в наступающем году 1 января? (воскресенье)
- А про какой месяц эта загадка?
Гость последний приближается,
Снегом все запорошил,
Шубку выбелили у зайца,
Спать медведя уложил.
И ребятам снова –
Елочка готова! (декабрь )
- Сколько в нем дней?
-Какого числа заканчивается год? А какой это день недели? Найдите.
- А в уходящем 2016 году какой день недели 31 декабря, кто догадался? Как узнал?
(1 января - воскресенье, значит 31 декабря - суббота)
- Сколько дней осталось до Нового года?
- На какой день недели выпадает 23 февраля?
- А 8 марта?
-Каждый из вас знает свой день рождения. Определите, в какой день недели он будет на следующий год?
- Определить, сколько дней в месяце помогут шишечки и впадинки на кулачках. Потренируемся. Найдите, сколько дней в марте? (31) - В августе? (31)
III. Физкультминутка.
IV. Работа по учебнику
с.104 № 3 прочитайте 2 раза сам-но.
Что нам надо узнать?
- Чтобы узнать за 5 лет, что надо узнать сначала? (Сколько за 1 год?)
А за 1 год можем узнать? (Да)
- Откуда мы это можем узнать? (За 1 мес – 2 стиха, а в году 12 мес)
- Верно, по 2 данным всегда найдем третье.
- Значит, что мы узнаем 1 действием?
- Что узнаем 2 действием?
- Запишите решение. Кто хочет решать у доски? 1) (2* 12 = 24 (с))
2) 24*5 =120 (с)
- Запишите ответ.
- Какие единицы времени изучали на уроке? (год, месяц, неделя)
(ПОВЕСИТЬ ПЛАКАТ «ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ и его прочитать
Домашнее задание: комментирование
с.105 №6 (б) , 4 (3)
Рефлексия:
- А сейчас оцените себя сами, как вы были активны на уроке, если считаете, что был очень активен, то на верхнюю ступеньку. Если мало поднимал руку, то на нижней. Кто себя никуда не поместил? Значит на 2 ступеньке.
- Кто себя
поставил на верхнюю ступеньку?
Оценивание: (отметки)
Спасибо за работу на уроке.
Урок окончен.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.