Урок математики в 11 классе: «Решение комбинированных уравнений».
Цели урока:
-обобщение и закрепление знаний по теме «Показательные уравнения и неравенства»;
-воспитание познавательного интереса к предмету;
-формирование умений анализировать, проводить обобщение, переносить знания в новую ситуацию.
Оборудование: урок проходит в компьютерном классе.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вводное слово учителя.
Сегодня
на уроке мы рассмотрим так нестандартные, так называемые, комбинированные
уравнения вида f(x)=g(x) , где f(x) и g(x) – функции совершенно разного типа. Например, , 2х+2-х2=
и
т.д..
Запишем число и тему урока: «Решение комбинированных уравнений».
Рассмотрим
уравнение .
На первый взгляд уравнение кажется неестественным, ведь оно относится одновременно к двум большим темам «Показательная функция» и «Тригонометрические функции», которые редко пересекаются на одном уроке, а тем более - в одном уравнении. Но графический метод решения уравнений, который мы будем вспоминать на этом уроке, поможет справиться и не с такими сюрпризами. Конечно, строить графики - работа не из самых увлекательных, особенно когда приходится находить производную или вычислять значения функции в ряде точек. Но мы имеем возможность строить графики практически мгновенно с помощью программы Advanced Grapher.
3. Актуализация знаний.
Для того, чтобы успешно работать в дальнейшем, давайте вспомним основные определения и свойства функций, ответив на следующие вопросы.
- какая зависимость между величинами называется функцией?
-а теперь давайте вспомним графики некоторых известных вам функций (по данному графику функции назвать её уравнение указать область определения и область значений)
-укажите примеры функций, у которых множество значений ограничено. (показательные, тригонометрические, квадратичные, модуль, квадратный корень и т. д.)
-даны функции: у=sin x, у=3х, у=х2+4, у=8-х2 , у=|х|. Назовите их наибольшие и наименьшие значения, если таковые существуют.
4. Изучение нового материала.
Вернемся к теме нашего урока: решение комбинированных уравнений.
Существуют теоремы, способные облегчить решение таких уравнений. Сегодня мы познакомимся с одной из них.
Если на некотором промежутке I наибольшее значение функции f(x) равно числу А, а наименьшее значение функции g(x) тоже равно числу А, то уравнение f(x)=g(x) равносильно системе
f(x)= А
g(x)=А
на данном промежутке I.
Рассмотрим
применение этой теоремы при решении уравнения .
f(x) = x2 + 1, g(x) = cos x,
min f(x) = 1, max g(x) = 1
x2 + 1 = cos x
х2+1=1
х=0
cosx=1
Предложить ученикам пересказать теорему своими словами, переформулировать теорему применительно к графикам данных функций.
5. Закрепление изученного.
Задание 1. Выберите уравнения, для которых подходит изученная теорема:
x2+100=cosx, 48-x2=2cosx, x2+3=cosx+2, 2x=cosx, cosx=lxl+1.
x2+3=cosx+2, cosx=lxl+1 – решить устно.
Так как при решении уравнения мы оценивали левую и правую части, то этот метод решения уравнений можно назвать методом оценки.
Задание 2. Вернёмся к уравнению, записанному в начале урока. Удовлетворяет ли оно условию теоремы?
Чтобы удостовериться в этом обратимся к компьютерам и построим графики функций, стоящих в левой и правой частях уравнения. Ведь по графику функции легче определить, ограничена она или нет.
Для
того, чтобы построить на компьютере графики функций и
, вспомним, как записать формулы
функций в виде, необходимом для компьютера: y=2^(x^2-4*x+5) y=sin(5*3.14*x/4)-cos(3.14*x/2).
По построенным графикам ребята отвечают на вопросы учителя:
-какими числами ограничены графики функций по оси Оу?
-сколько общих точек имеют графики?
-удовлетворяют ли данные функции условию теоремы?
-каков корень уравнения?
Мы использовали компьютер для поиска решения данного уравнения. Давайте теперь запишем математическое решение.
Решение:
рассмотрим функции и
. Функция f(x)
ограничена числом 2 снизу, т.е. для всех
выполняется
неравенство
. Функция g(x) ограничена
числом 2 сверху, т.е.
для всех
. Значит уравнение равносильно
системе
Первое уравнение имеет единственный корень х=2. Проверкой можно убедиться, что х=2 удовлетворяет и второму уравнению. Других корней нет, так как графики данных функций пересекаются в одной точке.
Ответ: 2.
5. Самостоятельная работа на компьютере.
Задание
3. Решите уравнение х2+4х+5=cos4x. Ответ:-2.
Задание
4. Решите уравнение . Ответ: 1.
Задание
5. Решите уравнение 4sinх=4х2-4х+5.
Ответ: нет решения.
Творческие задания.
Задание 6. Составить уравнение по следующим рисункам:
Задание 7. Придумать и выполнить рисунок, подходящий к условию теоремы.
6. Подведение итогов.
А можно ли решить данные уравнения без компьютера? Как построить график в таком случае? (с помощью производной).
Можно ли провести рассуждения без графиков? (да, опираясь на свойства функций)
Домашнее
задание: решить уравнение без использования графика, опираясь
на свойства функций.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.