Предмет: Математика (5 –6 лет)
Тема: Понятия «больше», «меньше», «равно».
Описание материала.
Данная методическая разработка предназначена для проведения занятий в рамках курса подготовки к школе. Конспект постепенно подводит детей к понятиям «больше», «меньше» и «равно». В ходе урока учащиеся научатся составлять равенства и неравенства, пользуясь соответствующими знаками. Элементы игровой деятельности сменяются письменной и устной коллективной работой, что помогает детям такого возраста наиболее продуктивно и легко воспринимать новые знания. Конспект содержит все необходимые раздаточные материалы, карточки, схемы и рисунки.
Цель занятия:
1. Формировать понятия «больше», «меньше», «равно».
2. Развивать счетные навыки.
3. Обобщить пройденный ранее материал.
4. Развивать логическое и образное мышление, память, внимание, усидчивость.
5. Развивать способность грамотно и последовательно излагать свои мысли.
Оборудование:
1. Картинки яблок разного цвета (см. приложение).
2. Числовая прямая (см. приложение).
3. Карточки с цифрами от 1 до 10 (см. приложение).
4. Мяч.
5. Раздаточный материал «Поставь знак больше, меньше или равно» (см. приложение).
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Математическая разминка. Игра с мячом.
На доске числовая прямая.
Ребята, давайте с вами поиграем и вспомним счет в пределах 10. Я буду называть число, затем брошу мяч одному из вас, и вы должны назвать следующее число по счету.
Меняются правила игры, ребенок должен назвать не следующее, а предыдущее число.
Молодцы!
А теперь посмотрите на доску. Что вы видите?
(Учитель заранее рисует на доске (вывешивает) 2 дерева.
Это яблоневый сад, и нам пора собирать урожай. Давайте посчитаем, сколько фруктов мы соберем.
(Учитель вывешивает на первую яблоню 4 яблока, считая вместе с детьми. Затем под яблоню вывешивает цифру «4»)
А на другой яблоне?
(Учитель с детьми считает, вывешивает яблоки и цифру «6».)
2. Работа с числовой прямой.
(На доске числовая прямая.)
Какое число находится ближе к началу числовой прямой? (4)
Какое дальше? (6)
Давайте сделаем вывод: что больше- 4 или 6?
Что меньше?
3. Основная часть.
Когда-то давно математики всего мира подумали и решили, что словами записывать «больше» или «меньше» слишком неудобно. Поэтому для обозначения этих слов выбрали два знака
(учитель пишет знаки на доске)
А как же нам запомнить, какой из знаков «больше», а какой «меньше»? Я вам расскажу один секрет. Давайте поднимем првау руку, повернем ладошку к себе и сложим из указательного и среднего пальца «птичку». Правой рукой мы работаем больше, значит, и этот знак, который мы сложили пальчиками обозначает «больше».
(Тоже самое учитель с учениками проделывают левой рукой и проговоривают, что левой рукой мы работаем меньше, значит, этот знак тоже будет обозначать «меньше»).
А что значит знак «равно»?
Что нам нужно сделать, что яблочек на деревьях стало поровну?
(Дети делают вывод: нужно добавить к первой яблоне 2 яблочка или со второй снять 2. Учитель на доске записывает равенство 4=4 или 6=6)
Такая запись называется равенством, когда слева и справа одинаковые числа.
4. Письменная коллективная работа.
Давайте потренируемся в сравнении числе.
(Учитель раздает распечатки (см. приложение). Дети вместе , комментируя, выполняют задание)
5. Коллективная игра на закрепление материала.
Ребята, пока наши пальчики отдыхают, давайте проверим, как мы усвоили новые математические знания.
Я буду назвать число, а вы должны назвать любое число, которое больше. Например, я говорю «пять», значит, вы можете назвать 6, 7, 8 , 9 или 10.
Затем игра повторяется, но дети называют меньшие числа, чем учитель.
6. Итог занятия.
Ребята, чему мы сегодня научились?
С какими знаками познакомились?
Как числовая прямая помогла нам в сравнении?
Что такое равенство чисел?
7. Домашнее задание.
Составить 5 равенств, 5 неравенств со знаком «меньше», 5 неравенств со знаком «больше».
ПРИЛОЖЕНИЕ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.