Предмет: Математика (6-7 лет)
Тема: Решение текстовых задач.
Описание методического материала.
Данная методическая разработка предназначена для проведения групповых занятий для детей 6 – 7 лет. Учитывая возраст детей, занятие включает в себя использование игровых и кейс – технологий. Поскольку целью урока является знакомство с понятием «текстовая задача», занятие построено на использовании наглядного материала, который поможет сформировать у учащихся верные представления по теме урока. Для удобства педагога к конспекту прилагаются все материалы для печати, раздаточные карточки и картинки.
Цель урока:
1. Познакомить с понятием «текстовая задача».
2. Сформировать представление об элементах задач.
3. Отрабатывать счетные навыки.
4. Развивать логическое и образное мышление.
5. Развивать память, внимание, речь и моторику.
6. Развивать умение работать в группе и паре.
7. Развивать навыки аудирования.
8. Обобщить знания, полученные на предыдущих занятиях.
Оборудование:
1. Карточки- конверты с текстовыми задачами (см. приложение).
2. Числовая прямая (см. приложение).
3. Свиток с задачей (см. приложение)
4. Раздаточный материал «Найди карточки с задачами» (см. приложение).
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Логическая разминка
Ребята, посмотрите на доску. Нам в аудиторию сегодня почтальон доставил несколько писем. Хотите узнать, что в них?
(Учитель заранее пишет на обратной стороне карточек-конвертов задачи)
- Сколько хвостов у четырех щенят?
- Сколько месяцев длится лето?
- Что лишнее: ручка, карандаш, отрезок? Почему?
- Прошли четыре дня после воскресенья. Какой наступил день?
- Сколько букв в слове «книга»?
По очереди снимает с доски конверт, переворачивает и
читает детям задачи)
2. Отработка счетных навыков
(На доске числовая прямая)
Ребята, посмотрите, что это?
Верно, это числовая прямая. Для чего она нам нужна (ответы детей). Как она может пригодиться нам при счете?
Если мы складываем числа, то «шагаем» по прямой вперед, если вычитаем – то назад. Давайте потренируемся, не забыли ли мы, как решать математическме выражения!
Коллективное решение выражений.
(Учитель записывает на доске примеры, дети по очереди считают, используя числовую прямую. В случае затруднения учитель помогает)
4+3 7+3
8-5 5-3
9+1 0+9
3-3 4-2
6-3 10-6
2+5 4+5
3. Основная часть.
Дети, почтальон принес нам не только письмо, но и свиток. Теперь, после того, как мы с вами потренировались, давайте откроем и посмотрим, что там.
(Учитель разворачивает свиток и читает задачу, см. приложение)
Что вы заметили? Чем свиток отличался от содержимого конвертов и от примеров?
(Ответы детей)
В математике это принято называть текстовыми задачами. «Текстовыми» потому, что в содержании задачи не только цифры, но и какая-то ситуация, которая требует решения.
Как вы думаете, задача может существовать без чисел? Почему?
(Ответы детей)
Сейчас я прочитаю последнее предложение. Подумайте, что это.
(Учитель читает вопрос задачи, слушает ответы детей)
Вопрос - это обязательный элемент (часть) задачи, без него мы не сможем узнать, что именно будем решать (считать)
Какой вывод мы можем сделать о составе всех текстовых задач?
В любой них содержится
1. Условие (текст, ситуация).
2. Числа.
3. Вопрос.
3. Письменная работа за партами.
Закрепление нового материала.
(Учитель раздает детям распечатки «Найди карточки задачами», см. приложение)
Давайте прочитаем карточки и разукрасим только те, которые являются задачами.
(Задание выполняется с комментированием учителем)
3. Практическая часть по решению текстовых задач.
Ребята, а как же нам решить задачу?
Текст:
В школьном пенале лежали 7 карандашей. Но 3 из них затупились, и карандаши вытащили, чтобы поточить. Сколько карандашей осталось в пенале?
О какой ситуации идет речь? (Пенал и карандаши)
Какие цифры вы заметили в задаче? (7 и 3)
А какой вопрос задачи? Что будем искать?
Чтобы решать задачу нам было легче, математики придумали краткую запись текста, числе и вопроса. Мы будем называть это условием задачи.
(Учитель, комментируя, записывает условие на доске)
Как вы думаете, для решения нам нужно будет складывать числа или вычитать? Почему? Количество карандашей в пенале увеличится или уменьшится?
(Учитель записывает выражение на доске 7 – 3)
Давайте посчитаем. Мы вычитаем, значит, по числовой прямой будем двигаться влево, вычитаем 3, значит, сделаем 3 шага. Какой ответ у нас получился? (4). Но задача будет не полной, если мы не составим ответ. Послушайте вопрос еще раз и сформулируйте ответ.
(Учитель читает вопрос: «Сколько карандашей осталось в пенале?» Дети пробуют дать полный ответ: «В пенале осталось 4 карандаша». В случае затруднения учитель помогает сформулировать ответ)
3. Итог занятия
Ребята, вы устали на сегодняшнем уроке?
Что вам показалось легким, а что сложным?
С каким понятием мы сегодня познакомились?
Что такое текстовые задачи?
Из каких элементов они состоят?
3. Домашнее задание
Составить текстовую задачу для своего соседа по парте.
Приложение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.