УМК «Школа XXI века»
Урок: математика. 4 класс
Тема: «Единицы массы. Тонна. Центнер»
Цель урока: формировать представления о массе конкретных предметов и тел; познакомить обучающихся с новыми единицами массы - тонна, центнер; усвоить эталон соотношений между единицами массы; совершенствовать навыки решения задач с единицами массы; развивать логическое мышление.
Формировать:
Личностные УУД - воспринимать речь учителя и одноклассников, непосредственно не обращенную к учащемуся, выражать положительное отношение к процессу познания. Проявлять удивление, внимание, желание больше узнать. Сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре. Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, инициативу, причины неудач, применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные УУД - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций. Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Познавательные УУД - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор. Выявлять известное и неизвестное. Исследовать собственные нестандартные способы решения.
Коммуникативные УУД - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи. Находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме урока, учебник (В.Н. Рудницкая ), рабочая тетрадь, безмен.
Технология проблемного обучения.
Технологическая карта урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
|
Включение в деловой ритм. Слайд 1. Доброе
утро, ребята! Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке! Мы друг к другу повернёмся, подмигнём и улыбнёмся! Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей! Пожелайте нам удачи и успешности в придачу! Известный русский математик и педагог Алексей Иванович Маркушевич сказал: « Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели». Слайд 2.
-Эти слова будут эпиграфом нашего сегодняшнего урока. -Как вы их понимаете? -Какова же цель нашего урока? А для этого нам сегодня понадобятся: -внимательные глаза, -чуткие уши, -ловкие руки, -сообразительные головы. И, конечно же, хорошее настроение!
Открыли тетради. И перед тем как вы начнёте писать, я хочу задать вам несколько вопросов - Какое сегодня число? - Дайте полную характеристику этого числа. - Скажите ребята, а число 12 встречается в изученном нами табличном умножении? Назовите примеры? Какое это число? - Что вы можете мне сказать о слове – декабрь? - Открыли тетради записали число и классная работа.
|
Подготовка класса к работе.
- развивать внимание, тренировать свой мозг, волю, воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки
|
Личностные: самоопределение; регулятивные: Целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков |
|
Самостоятельная работа. Слайд 3. Возьмите листок с числовой таблицей и закрасьте те клеточки с числами, которые будут являться ответами к этим примерам: 5х50 6400 :10 35000 : 100 7 х 100 100000 : 1000 76 х 10 550000 : 1000 10 х 100 Что у вас высветилось на карточке? А это значит, что все примеры решены, верно. Если нет «5», то значит, где-то допущена ошибка. Работа в группе. Слайд 4. Предлагаю вам разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово. (все слова вписываются по горизонтали) 1.промежуток времени в 100лет 2.отрезок длиной 100см 3.масса предмета в 1000г 4.отрезок длиной 10см 5. время в 6о минут 6.расстояние в 1000км 7.единица времени, в 60 раз меньше часа 8.самая маленькая единица массы Какое ключевое слово получилось? ВЕЛИЧИНА - А что такое величина? (Величина – это то, что можно измерить и результат выразить числом) - Какие величины вы знаете? (массы, длины, времени, площади) – О какой величине мы будем сегодня
говорить, вы узнаете, разгадав ребус.
1. Задача Одна конфета весит 2 г. Сколько весят 10 конфет (20 г), 100 конфет (200 г), 1000 конфет (2000 г)? –
Какую из этих величин можно перевести в большую величину? (2000 г = 2
кг) |
Получилась цифра 5 |
|
3.Постановка учебной задачи.
|
– Если нужно узнать массу одной груши, какой единицей массы вы воспользуетесь?(Грамм) – А если нужно узнать массу корзины с грушами? (Килограмм) – Ну а если нужно узнать массу целой машины с грушами? (Ни грамм, ни килограмм не подходят для измерения такого большого и тяжелого груза) Выдвижение гипотезы –
Что же мы можем предположить? (Возможно, для таких больших грузов
существуют другие единицы измерения массы) |
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока
|
Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
4.Построение проекта выхода из затруднения.
|
|
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)
|
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
|
5. Практическая работа (работа в парах)
|
Взвесить свой портфель. Определить у кого тяжелее? Записать в тетрадь.
|
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух; взвешивают в парах свои портфели и результат на доске
|
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
|
Организует деятельность по применению новых знаний. Тест: Используя эти данные, выразим значения, записанные на доске выражений ц т 1т 50ц 200кг 8000кг 1т5ц 300ц 6т 800кг 1000кг Проверка по эталону Слайд 8.
|
Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
|
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.
|
7.Рефлексия деятельности (итог урока)
|
Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок! Мы не заметили, как быстро пролетело время, сегодня вы для себя сделали открытие, разгадали тайны. - Над какой темой мы сегодня работали? - Какую цель перед собой ставили? -Удалось ли достичь поставленной цели? - Мы открыли новые знания: А где же пригодятся полученные знания на уроке? Слайд 9. Давайте поделимся мыслями об уроке? Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались. Я понял и могу объяснить другим. 1. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа . Я понял правило и могу работать по эталону. Если не разобрались в теме, было не очень интересно. Я понял правило, но у меня есть сомнение. Твоя оценка позволит успешно поработать дома. Для выполнения домашнего задания возьми карточку, цвет которой соответствует цвету выбранной вами фишки. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.