Урок математики "Решение целых уравнений" 9 класс
Оценка 4.8

Урок математики "Решение целых уравнений" 9 класс

Оценка 4.8
docx
07.02.2021
Урок  математики "Решение целых  уравнений"  9 класс
2. Решение целых уравнений».docx

Урок математики в 9 классе

 

Тема урока: « Решение целых уравнений»

 

 

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. (1 слайд)
  2. Актуализация знаний.

-О каких уравнениях мы вели речь на предыдущих уроках? ( О целых уравнениях)

-Какие уравнения называются целыми? (Целым уравнением с одной переменной называется уравнение, левая и правая части которого – целые выражения.)

Внимание на экран (2 слайд) Какие из уравнений не являются целыми? Почему ?

  1.  
  1. hello_html_42b18ad1.gifх2=0
  2. 2-6х5+1=0
  3. hello_html_m553fea56.gifhello_html_m226c41a3.gif =5
  4. hello_html_723aa996.gif+ 3х = 18
  5. х( х – 1)(х – 2) =0
  6. hello_html_5c0b9ee4.gif= 0
  7. х3 – 25х = 0
  8. х= 49

 

Как определяется степень уравнения? (Если уравнение с одной переменной, записано в видеР(х) = о, где Р(х) – многочлен стандартного вида, то степень этого многочлена называют степенью уравнения.

Степенью произвольного целого уравнения называют степень равносильного ему уравнения видаР(х) = 0, где Р(х) – многочлен стандартного вида.)

Внимание на экран (3 слайд) Определите степень уравнения. Дайте ответ и прокомментируйте его.

1.   5 – 5х4 +2 = х (5)

2.   + 6х-3х+1 = х + 2 (7)

3.   -11х + 79х2 = 17 (2)

4.   х5 + 3х– х+ 1 = 0 (6)

5.   (х + 4)(х – 7)(х + 8) = 0 (3)

6.   (5 – х)(х + 5) + х(х – 10) (1)

7.   х2 (х + 4) –(х – 2)(х2 +1) = 3 (2)

8.   – 2)(3х2 + 1) – 3(х– 2) = 4 (3)

 

- Сколько корней может иметь каждое целое уравнение п- й степени? (Уравнение п- й степени имеет не более п корней.)

3. Основная часть урока.

Рассмотрим известные вам способы решения целых уравнений. Какие способы вы знаете?1)уравнения, приводимые к линейным и квадратным

2) разложение на множители

3) Введение новой переменной

4) биквадратные уравнения)

Внимание на экран: (4 слайд) Каждый из вас решит одно уравнение и затем объяснит остальным ход его решения. При решении можете пользоваться учебниками, записями предыдущих уроков.

 

Способы решения целых уравнений

 

Приведение уравнения к линейному или квадратному

(12х + 1)(3х – 1) – (6х +2)= 10

Разложение на множители

х– 3х = 3,5х2

Введение новой переменной (х2 +2х)– 2(х+ 2х) – 3 = 0

Биквадратные уравнения х-13х2 + 36 = 0

 

Внимание на экран, проверим решение ваших уравнений.

 

(5 слайд) Приведение уравнения к линейному или квадратному

(12х + 1)(3х – 1) – (6х +2)= 10

36х2 – 12х + 3х – 1 – 36х2 – 24х – 4 = 10

- 33х – 15 = 0

-33х = 15

х = hello_html_m41c80c58.gif

Ответ: х = hello_html_m41c80c58.gif

 

(6 слайд) Разложение на множители

х– 3х = 3,5х2

х– 3х - 3,5х2 = 0

х(х2 -3 -3,5х) = 0

Х1 = 0 и х2 -3,5х -3 – 0

Д = (-3,5)2- 4*1*(-3) = 12,25 - 12 = 0,25

Хhello_html_m7d7f2953.gif = 2

Х3 =hello_html_m34278007.gif = 1,5

Ответ: Х1 = 0 ; Х= 2; Х3 = 1,5

 

(7 слайд) Введение новой переменной

 

2 +2х)– 2(х+ 2х) – 3 = 0 Пусть (х+ 2х) = у, тогда

у2 – 2х – 3 = 0

Д = (-2)2 – 4*1*(-3) = 4 + 12 = 16

 

У1 = hello_html_m16898b6d.gif = 3

У2 = hello_html_m57ea59ca.gif = -1

 

+ 2х) = 3 (х+ 2х) = -1

х+ 2х- 3 = 0 х+ 2х +1 = 0

Д = 2– 4*1*(-3) = 4 + 12 = 16 Д = 22 – 4*1*1 = 4 – 4 = 0

 

х1 = hello_html_50b822ce.gif = 1 х3 = hello_html_m7ce894c0.gif = -1

 

х2 = hello_html_m678c1759.gif = -3

 

Ответ: Х1 = 1 ; Х= -3; Х3 = -1

 

(8 слайд) Биквадратные уравнения

 

х-13х2 + 36 = 0 Пусть х2 = у, тогда

у2 – 13у +36 = 0

Д = (-13)– 4*1*36 = 169-144 = 25

 

У1 = hello_html_6c42d84f.gif = 9

У1 = hello_html_3d5ef784.gif = 4

 

х2 = 9 х= 4

х= 3 х2 = -3 х3 = 2 х= -2

 

Ответ: Х1 = 3 ; Х= -3; Х3 = 2; Х4 = -2;

4. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа состоит из двух частей: обязательного минимума и дополнительных заданий, так же она предполагает два уровня сложности. Подумайте, какой вам уровень выбрать и приступаем к решению. (9 слайд)

 

1 уровень

2 уровень

Основная часть

Основная часть

1.   Реши уравнения

а) (5 – х)(5 + х) + х(х – 10) = 25

б) 9х3 – 27х2 = 0

в) (х – 7)2 – 4(х – 7) – 45 = 0

г) х4- 5х2 + 4 = 0

1.   Найди все корни уравнения или докажи, что их нет

а) hello_html_m410dae95.gif + hello_html_m62cd48a8.gif = 1

б) х3 – 4х2 – 9х + 36 = 0

в) (х2 – х + 1)(х2 – х -7) = 65

г) х+ 9х+ 8 = 0

Дополнительное задание

Дополнительное задание

Найди координаты точек пересечения функции у = х2 – 26х + 25 с осью ОХ

Найди координаты точек пересечения функции у = 12 – 23х – 9х2 с осями координат

 

- Закончили выполнение задания, поменяйтесь с учащимися с тем же вариантом и проверим друг у друга решения, сверяясь с ответами на доске. (10 слайд)

 

1 уровень

2 уровень

Основная часть

Основная часть

2.   Реши уравнения

а) х = 0

б) х= 0, х= 3

в) х= 16, х= 2

г) х= 2, х= -2, х= 1, х= -1

2.   Найди все корни уравнения или докажи, что их нет

а) х = hello_html_m3be95b8.gif

б) х= 4, х= -3, х= 3

в) х= 4, х= -3

г) корней нет

Дополнительное задание

Дополнительное задание

Функция у = х2 – 26х + 25 пересекается с осью ОХ в точках с координатами (25;0) и (1;0)

Функция у = 12 – 23х – 9х2 пересекается с осью ОУ в точке с координатами (0;12)

с осью ОХ в точках с координатами (hello_html_m3be95b8.gif; о) и (-3; 0)


 

Урок математики в 9 классе

Урок математики в 9 классе

Сколько корней может иметь каждое целое уравнение п- й степени? (Уравнение п- й степени имеет не более п корней

Сколько корней может иметь каждое целое уравнение п- й степени? (Уравнение п- й степени имеет не более п корней

Ответ: х = (6 слайд) Разложение на множители х 3 – 3х = 3,5х 2 х 3 – 3х - 3,5х 2 = 0 х(х…

Ответ: х = (6 слайд) Разложение на множители х 3 – 3х = 3,5х 2 х 3 – 3х - 3,5х 2 = 0 х(х…

Ответ: Х 1 = 1 ; Х 2 = -3; Х 3 = -1 (8 слайд)

Ответ: Х 1 = 1 ; Х 2 = -3; Х 3 = -1 (8 слайд)

Дополнительное задание Дополнительное задание

Дополнительное задание Дополнительное задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2021