Урок математики в 9 классе
Тема урока: « Решение целых уравнений»
ХОД УРОКА
-О каких уравнениях мы вели речь на предыдущих уроках? ( О целых уравнениях)
-Какие уравнения называются целыми? (Целым уравнением с одной переменной называется уравнение, левая и правая части которого – целые выражения.)
Внимание на экран (2 слайд) Какие из уравнений не являются целыми? Почему ?
- Как определяется степень уравнения? (Если уравнение с одной переменной, записано в видеР(х) = о, где Р(х) – многочлен стандартного вида, то степень этого многочлена называют степенью уравнения.
Степенью произвольного целого уравнения называют степень равносильного ему уравнения видаР(х) = 0, где Р(х) – многочлен стандартного вида.)
Внимание на экран (3 слайд) Определите степень уравнения. Дайте ответ и прокомментируйте его.
1. 7х5 – 5х4 +2 = х (5)
2. 6х7 + 6х4 -3х2 +1 = х + 2 (7)
3. -11х + 79х2 = 17 (2)
4. х5 + 3х6 – х3 + 1 = 0 (6)
5. (х + 4)(х – 7)(х + 8) = 0 (3)
6. (5 – х)(х + 5) + х(х – 10) (1)
7. х2 (х + 4) –(х – 2)(х2 +1) = 3 (2)
8. (х3 – 2)(3х2 + 1) – 3(х5 – 2) = 4 (3)
- Сколько корней может иметь каждое целое уравнение п- й степени? (Уравнение п- й степени имеет не более п корней.)
3. Основная часть урока.
Рассмотрим известные вам способы решения целых уравнений. Какие способы вы знаете?1)уравнения, приводимые к линейным и квадратным
2) разложение на множители
3) Введение новой переменной
4) биквадратные уравнения)
Внимание на экран: (4 слайд) Каждый из вас решит одно уравнение и затем объяснит остальным ход его решения. При решении можете пользоваться учебниками, записями предыдущих уроков.
Способы решения целых уравнений
Приведение уравнения к линейному или квадратному
(12х + 1)(3х – 1) – (6х +2)2 = 10
Разложение на множители
х3 – 3х = 3,5х2
Введение новой переменной (х2 +2х)2 – 2(х2 + 2х) – 3 = 0
Биквадратные уравнения х4 -13х2 + 36 = 0
Внимание на экран, проверим решение ваших уравнений.
(5 слайд) Приведение уравнения к линейному или квадратному
(12х + 1)(3х – 1) – (6х +2)2 = 10
36х2 – 12х + 3х – 1 – 36х2 – 24х – 4 = 10
- 33х – 15 = 0
-33х = 15
х =
Ответ: х =
(6 слайд) Разложение на множители
х3 – 3х = 3,5х2
х3 – 3х - 3,5х2 = 0
х(х2 -3 -3,5х) = 0
Х1 = 0 и х2 -3,5х -3 – 0
Д = (-3,5)2- 4*1*(-3) = 12,25 - 12 = 0,25
Х2 = = 2
Х3 = = 1,5
Ответ: Х1 = 0 ; Х2 = 2; Х3 = 1,5
(7 слайд) Введение новой переменной
(х2 +2х)2 – 2(х2 + 2х) – 3 = 0 Пусть (х2 + 2х) = у, тогда
у2 – 2х – 3 = 0
Д = (-2)2 – 4*1*(-3) = 4 + 12 = 16
У1 = = 3
У2 = = -1
(х2 + 2х) = 3 (х2 + 2х) = -1
х2 + 2х- 3 = 0 х2 + 2х +1 = 0
Д = 22 – 4*1*(-3) = 4 + 12 = 16 Д = 22 – 4*1*1 = 4 – 4 = 0
х1 = = 1 х3 = = -1
х2 = = -3
Ответ: Х1 = 1 ; Х2 = -3; Х3 = -1
(8 слайд) Биквадратные уравнения
х4 -13х2 + 36 = 0 Пусть х2 = у, тогда
у2 – 13у +36 = 0
Д = (-13)2 – 4*1*36 = 169-144 = 25
У1 = = 9
У1 = = 4
х2 = 9 х2 = 4
х1 = 3 х2 = -3 х3 = 2 х4 = -2
Ответ: Х1 = 3 ; Х2 = -3; Х3 = 2; Х4 = -2;
4. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа состоит из двух частей: обязательного минимума и дополнительных заданий, так же она предполагает два уровня сложности. Подумайте, какой вам уровень выбрать и приступаем к решению. (9 слайд)
1 уровень
2 уровень
Основная часть
Основная часть
1. Реши уравнения
а) (5 – х)(5 + х) + х(х – 10) = 25
б) 9х3 – 27х2 = 0
в) (х – 7)2 – 4(х – 7) – 45 = 0
г) х4- 5х2 + 4 = 0
1. Найди все корни уравнения или докажи, что их нет
а) + = 1
б) х3 – 4х2 – 9х + 36 = 0
в) (х2 – х + 1)(х2 – х -7) = 65
г) х4 + 9х2 + 8 = 0
Дополнительное задание
Дополнительное задание
Найди координаты точек пересечения функции у = х2 – 26х + 25 с осью ОХ
Найди координаты точек пересечения функции у = 12 – 23х – 9х2 с осями координат
- Закончили выполнение задания, поменяйтесь с учащимися с тем же вариантом и проверим друг у друга решения, сверяясь с ответами на доске. (10 слайд)
1 уровень
2 уровень
Основная часть
Основная часть
2. Реши уравнения
а) х = 0
б) х1 = 0, х2 = 3
в) х1 = 16, х2 = 2
г) х1 = 2, х2 = -2, х3 = 1, х4 = -1
2. Найди все корни уравнения или докажи, что их нет
а) х =
б) х1 = 4, х2 = -3, х3 = 3
в) х1 = 4, х2 = -3
г) корней нет
Дополнительное задание
Дополнительное задание
Функция у = х2 – 26х + 25 пересекается с осью ОХ в точках с координатами (25;0) и (1;0)
Функция у = 12 – 23х – 9х2 пересекается с осью ОУ в точке с координатами (0;12)
с осью ОХ в точках с координатами (; о) и (-3; 0)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.