Урок математики в 1 классе по теме «Образование чисел второго десятка»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
-формирование понятий о десятке;
-введение терминов «однозначные числа», «двузначные числа»;
- познакомить с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.
Задачи урока:
1.Образовательные:
познакомить детей с числами второго десятка: особенности чтения, записи, десятичный состав каждого числа от 11 до 20;
повторить сложение и вычитание чисел от 1 до 10; упражнять учащихся в решении задач.
2.Развивающие:
продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать учебный материал, воспитывать культуру общения, развивать эмоциональную и образную память, развивать логическое мышление, воображение.
3.Воспитательные:
воспитание активности, усидчивости, любознательности, заинтересованности в процессе учения.
УУД:
-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
-группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;
-понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
-организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
-осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
-вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она
расходится с эталоном (образцом);
-Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить;
-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное);
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и
соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Оборудование: мультимедийный проектор, тематическая презентация, вееры чисел (для устного счета).
Учебные пособия:
Математика, учебник для 1 класса начальной школы, М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова, Просвещение, Москва, 2013.
Рабочие тетради.
Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята. Вчера я получила письмо от нашего с вами доброго друга.
-Узнали его? В каком произведении мы с вами с ним познакомились? Кто автор этого произведения.
- Доктор Айболит пишет, что ему срочно нужно ехать в Африку, лечить больных зверей, но там сейчас всем управляет злой разбойник Бармалей. Он объявил на всей территории Африки месяц математики и издал указ, что тому, кто не пройдёт математический КВЕСТ, дорога в Африку закрыта. Квест- это игра. Айболит получил математические задания. Но он мне и вам, своим друзьям, признался, что не силён в математике, в отличие от ветеринарии, а потому, обращается к нам с вами за помощью.
-Поможем?
2. Первое задание
Минутка каллиграфии
- написать правильно , через клеточку цифру 3, 4
- Чем похожи эти цифры?
-Чем отличаются?
3.Устный счёт (второе задание)
А)(по рядам) Посчитать.Определить в каждом столбике «лишний» пример, прочитать его, называя компоненты,
Б) Уравновесить «математические » весы, объяснить, как рассуждали
В) Составить по картинкам 2 задачи к схемам (на нахождение суммы, остатка)
Почему именно про этих животных? Что вы о них можете сказать?
4. Работа по учебнику (третье задание)
- А так, как хозяин на столе учебник. Помощница- тетрадь, то Айболиту предложено поработать по учебнику, где помещении задачи про его друзей.
Учебник стр. 48
задача № 5
- чтение, определение вида. Решение на закрытой доске
№ 8 по рядам(кто быстрее решит свой столбик и скажет. Какую закономерность удалось установить).
5. Составление математического стихотворения (четвёртое задание)
Всё, что вижу во дворе я,
Всё, что вижу на пути,
Я умею, я умею
Сосчитать до десяти.
Еду на вызов в зоосад
И считаю всех подряд.
Пробегает дикобраз – это раз.
Чистит перышки сова – это два
.Третьей стала росомаха,
А четвертой – черепаха.
Серый волк улегся спать – это пять.
Попугай в листве густой, он шестой
.Вот лосёнок рядом с лосем,
Это будет семь и восемь.
Девять – это бегемот,
Рот как бабушкин комод.
В клетке ходит лев косматый,
Он последний, он десятый.
Дальше мне не сосчитать – Надо снова начинать!
- Почему Айболит не мог считать животных дальше?
-До скольки он умеет считать?
-как иначе можно сказать?(первый десяток)
- Покажите у себя при помощи палочек модель десятка?
-А мы с вами до скольки вчера научились считать?
-Это числа какого десятка?
- Давайте назовём числа второго десятка от самого маленького к самому большому.
-11-17
15-19
Назовите число. Которое при счёте стоит перед числом 13, 18, 20
-между числами 16 и 18, 13 и 15, 17 и 19
-назовите соседей числа 18, 11, 16
6. Моделирование (пятое задание)
- попробуйте теперь у себя на столе при помощи счётных палочек. Смоделировать число 16
-Кто справится с этим задание первым получит поощрительное задание.
7. Шифровка (шестое задание)
-Посмотрите на слайд на доске и попробуйте расшифровать название чисел второго десятка
8. Закрепление (седьмое задание)
Учебник стр. 48 № 2, 3, 4
9.Самостоятельная работа(восьмое задание)
РТ стр.23 № 4-7
-Взаимопроверка
10. Итог урока
- А сейчас задание для самых внимательных- Помогите Айболиту вспомнить материал. Которому было посвящено большинство заданий станций квеста.
10. Рефлексия
-Ура!!!!!!!!!!!! Мы все задания выполнили. Доктор Айболита благополучно пропустил Бармалей к больным зверям.
Но больным зверям, помимо лекарства Айболита, необходимо ещё и солнечное тепло. Солнышко пока без лучиков. Поэтому светит, но не греет, так как у него нет лучиков. Зажжём лучики разноцветные
-Жёлтый лучик крепит тот ребёнок, который считает, что ему было легко и понятно помогать Айболиту проходить станции квеста
- Зелёный лучик, что были некоторые затруднения и над каким-то материалом необходимо поработать.
- а красный тот, кому многое осталось непонятным.
Литература:
1. Дидактические игры на уроках математики / Под ред. Ю.Д. Соловьевой. М.: Издательство «НОРМА», 2003.
3. Захаров М.М. Дидактические игры на уроках математики. М.: Издательство Приор, 2002.
4. Кушнерук Е.Н. Занимательность на уроках математики в начальных классах. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
6. Обучение математики в начальных классах общеобразовательной школы / Под ред. Б.Н. Иванникова. М.: Издательство Феникс, 2004.
8. Преподавание математики в начальных классах: Учебное пособие / Под ред. Д.Н. Хохловой. М.: ЮНИТИ, 2001.
9. Романова С.М. Система игр на уроках математики. СПб: Питер, 2004.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.