Урок математики в 3 классе
«Деление двузначного числа на однозначное»
(закрепление)
Учитель начальных классов: Кузнецова Ирина Григорьевна
ЧУО «Средняя школа «Альтернатива» (Республика Беларусь, г. Минск).
Тема урока |
«Деление двузначного числа на однозначное» |
Тип урока: Форма проведения: |
урок закрепления и совершенствования знаний (по Конержевскому) урок-игра. |
Цель: |
закрепить умения применять приём деления двузначного числа на однозначное число |
Задачи: |
закрепить умение делить двузначное число на однозначное; развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; умения объективно оценивать результаты своей деятельности; воспитывать самостоятельность, умение взаимодействовать и сотрудничать. |
Методы Формы работы |
частично-поисковый, наглядный, методы контроля, интерактивные методы. фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. |
Оборудование |
учебное пособие Муравьева, Г. Л. Математика. 3 класс: учеб. пособие для учащихся учреждений общ. сред. образования: в 2 ч. / Г. Л. Муравьева, М. А. Урбан. — Минск: Нац. ин-т образования, 2021; математическая шифровка к слову «Закрепление»; карточки-подсказки; формула умножения суммы чисел на число; алгоритм деления двухзначного числа на однозначное; карточки с заданиями для восстановления алгоритма деления двузначного числа на однозначное число типа 32:2, 36:2; гора успеха; лесенка знаний для проведения предварительной и итоговой деятельности учащихся; звёзды с именами детей; карточки с дифференцированным домашним заданием; разрезанный лист бумаги формата А4 (для демонстрации высказывания о возможности прохождения человека насквозь через лист бумаги). ТСО: телевизор, персональный компьютер. Презентация в программе Power Point, зимняя мульт-зарядка. |
Содержание этапа |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный этап. Цель: обеспечение психологической готовности класса к уроку; мобилизация внимания; организация и стимулирование мыслительной деятельности учащихся. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Совместное проговаривание мотивационного стихотворения учителем и учащимися Прозвенел звонок весёлый, стал учитель у доски! … Метод «Дюжина вопросов» (количество вопросов уменьшено до семи) Я вопросы называю К действию вас приглашаю. Слушайте внимательно, Исполняйте обязательно! Если «да», то приседайте, Если «нет» - то «возражайте»!
Вижу, что вы готовы подняться на вершину горы успеха, чтобы раскрыть секрет белого листа и заработать высокую отметку. Приглашаю вас присесть за свои рабочие места, открыть тетради и записать дату и «Классная работа». |
Договаривают слово: …Мы начать урок готовы, мы сейчас ученики! Молча выполняют действия возле своего рабочего места (приседают или «возражают») в соответствии со своим ответом на поставленный вопрос.
Садятся за свои рабочие места, пишут дату и «Классная работа» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Сообщение темы урока. Цель: организовать совместную деятельность учителя и учащихся по формулированию темы и цели урока. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чтобы наше восхождение на гору было успешным, мы должны узнать тему и цели нашего урока, вспомнить и повторить, что мы уже знаем и умеем. А помогут нам в этом «Математическая шифровка» и картинки-подсказки. Учитель организовывает повторение алгоритма умножения двузначного числа на однозначное через включение в совместную деятельность с учащимися. Я тоже решила принять участие в этом задании. У меня на карточке написано «Увеличь 34 в 3 раза». Расскажите, что мне надо сделать, чтобы успешно выполнить задание? (Вопросы к учащимся по выполнению задания: Какие слова вам помогли понять, что надо умножить 34 на 3? (Увеличить, в). Разрядные слагаемые – это 32 и 2? Какое свойство умножения вы использовали, после того как разложили двузначное число на сумму разрядных слагаемых?) Приступаем к расшифровке. |
Рассказывают последовательность выполнения задания, повторяют алгоритм умножения двузначного числа на однозначное, выполняют задания на карточках самостоятельно; расшифровывают шифровку, анализируют картинки-подсказки и формулируют тему и цели урока.
Выставляют на полях простым карандашом 1 балл за верно выполненное задание. Читают название темы. Отвечают на вопросы учителя.
Дают предварительную оценку своим знаниям на лесенке знаний. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Все справились с заданием. Поставьте на полях напротив записи «Классная работа» 1 балл Давайте вместе прочитаем название темы нашего урока. Верно, тема нашего урока «Закрепление». Рассмотрите картинки-подсказки и скажите, какие знания и умения мы будем закреплять на уроке? Какие формы работы мы будем для этого использовать? Учитель обобщает предположения: будем находить значение выражений; решать задачу, в основе которой будет лежать алгоритм деления двузначного числа на однозначное; работать индивидуально, в паре и в группе. Предлагаю вам предварительно оценить свои знания по перечисленным заданиям. Возьмите для этого звезду со своим именем и разместите на лесенке знаний. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Этап актуализации опорных знаний. Цель: обеспечить актуализацию опорных знаний и умений, применение опорных знаний и умений на практике. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чтобы продолжить наш путь к вершине и разгадать секрет, приступаем к выполнению следующего испытания.
Работа в паре. Сейчас вы будете работать в паре. Найдите у себя на столе разрезанную на части карточку голубого цвета. Внимательно прочитайте этапы алгоритма деления двузначного числа на однозначное. Подумайте и восстановите правильную последовательность этапов решения выражений данного типа. Давайте проверим (презентация). Если вы успешно справились с заданием, поставьте себе на полях в тетради ещё 1 балл. Работа в группах Сейчас мы с вами поработаем в группах. Внимание на экран! Назовите правила работы в группе, которые позволят вам выполнить задание быстро и правильно (презентация). Восстановите последовательность деления двузначных чисел на однозначное в выражениях 26:2 и 36:2. (первая группа восстанавливает на доске с лицевой стороны, вторая – за разворотом доски (в конце работы учитель даёт оценку работы учащихся по группам, предлагает хором проговорить алгоритм деления двузначного числа на однозначное и выставить на полях ещё 1 балл за работу). ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ
Самостоятельная работа. Решение примеров по теме урока Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу, составленную учащимися (в рамках творческого домашнего задания) и осуществляет организацию взаимопроверки решённых выражений с помощью «ключа» (составлен учащимся к своей карточке-снежку). Давайте проверим, что у вас получилось. Инструкция по проверке самостоятельной работы. Обменяйтесь работами со своим соседом по парте. Приготовьте «Ключ» с правильными ответами. Проверьте работу (правильный ответ обведите, неправильный зачеркните и не исправляйте). Посчитайте и запишите внизу карточки количество верных ответов. Верните карточку соседу. Добавьте свои заработанные баллы на поля вашей тетради. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Зимняя мульт-зарядка» (восстановление работоспособности учащихся, предупреждение утомляемости).
Мы уже практически на вершине горы. Осталось только преодолеть снежную крепость. Отправляемся на посадку в автобус вместе с героями задачи на с.99, № 6. Давайте решим задачу и узнаем, хватит ли нам мест в одном из автобусов. Учитель организует чтение, анализ и построение схемы к задаче. Предлагает записать решение задачи выражением самостоятельно. Организует проверку, предлагает записать решение задачи вторым способом. Задаёт вопрос о возможности разместиться учащимся 3 класса в одном из автобусов, при условии, что в автобусе 45 мест. Предлагает выставить баллы за выполненное задание. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Читают разрезанный на части алгоритм, восстанавливают последовательность этапов алгоритма, сравнивают с образцом (презентация). Выставляют на полях простым карандашом 1 балл за верно выполненное задание. Называют правила работы в группе. Восстанавливают в группах последовательность решения выражений 26:2 и 36:2. Оценивают работу своей группы (выставляют 1 балл в тетради).
Выполняют зарядку для глаз. Решают примеры, составленные одноклассником (+снежок от учителя), самостоятельно. По итогам взаимопроверки выставляют баллы за самостоятельную работу (от 1 до 5).
Выполняют двигательную физкультминутку.
Читают задачу, анализируют и самостоятельно записывают решение задачи по составленной совместно с учителем схеме, проверяют решение (презентация), отвечают на дополнительный вопрос, поставленный учителем. Выставляют на полях баллы за правильно записанное решение задачи. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Подведение итогов урока Цель: обеспечить подведение итогов урока учащими |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вот и подошёл к концу наш необычный урок-игра. Давайте вспомним и перечислим, какие знания и умения нам позволили добраться до вершины горы. Мы достигли поставленной цели и теперь пришло время показать, как я пройду сквозь лист белой бумаги. |
Перечисляют знания и умения, которые позволили достичь высоких результатов в решении поставленной учебной задачи. Наблюдают за действиями учителя. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Рефлексия Цель: обеспечить оценку учащимися результатов своей деятельности. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель предлагает учащимся осуществить самоанализ своей деятельности с опорой на выставленные баллы, оценить степень понимания учебного материала, используя лесенку успеха. Посчитайте заработанные вами баллы и передвиньте, если надо, вашу звезду на нужную ступеньку. Что позволило вам подняться выше? Отсутствие каких знаний и умений не позволило вам удержаться на выбранной ступеньке? Что надо сделать, чтобы результат стал лучше? |
Выполняют самоанализ своей деятельности и оценивают свою работу на уроке. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Домашнее задание Цель: создавать условия для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель предлагает открыть дневник и записать домашнее задание. Если вы ещё не научились решать задачи по схеме, запишите: «Карточка №1». Если у вас были ошибки в вычислениях на деление двузначного числа на однозначное, запишите: «Карточка №2. Если вы все задания выполнили верно, предлагаю вам дома самим разделить лист на части так, чтобы можно было через него пройти. За верно выполненное задание вы получите дополнительный балл за работу в классе. Всем спасибо за урок, прозвенел опять звонок! Со стола всё убираем и активно отдыхаем! |
Выбирают домашнее задание в соответствии с ошибками и затруднениями, возникшими на уроке. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.