Всероссийский Урок Мира
Сегодня настоящий школьный праздник – День знаний. Уже
несколько лет он проходит по всей стране в одном формате: торжественная линейка
и классный час. Никакой учебы и уроков! Кроме одного, самого главного — это
Урок Мира.
На таком уроке школьники учатся жить по законам добра и справедливости,
развивать и приумножать в себе лучшие человеческие качества, важнейшим из
которых есть стремление к миру.
Сохранение мира и забота о проблемах человечества — одна из важнейших целей ООН. В сентябре 2015 года на историческом саммите глав государств 193 государства единогласно приняли программу «17 целей в области устойчивого развития: составные элементы мира».
1. Ликвидация нищеты – 783 миллиона человек по-прежнему живут в крайней нищете.
2. Ликвидация голода – в настоящее время наши угодья, запасы пресной воды, океаны, леса, от которых мы зависим, стремительными темпами истощаются и быстро деградируют.
3. Хорошее здоровье и благополучие – отсутствие санитарии, гигиены, доступа к медуслугам, образования в сфере борьбы с загрязнением воздуха забирает ежегодно миллионы жизней.
4. Качественное образование – получение качественного образования закладывает основу для улучшения условий жизни людей и обеспечения устойчивого развития, тем не менее до сих пор более 265 миллионов детей не ходят в школу.
5. Гендерное равенство – это не только одно из основных прав человека, но и необходимая основа для достижения мира, процветания и устойчивого развития. К сожалению, повсюду в мире женщины и девочки продолжают страдать от дискриминации и насилия.
6. Чистая вода и санитария – из-за непродуманной экономики и слабой инфраструктуры каждый год миллионы людей, большую часть из которых составляют дети, умирают от болезней, связанных с неадекватными водоснабжением, санитарией и гигиеной.
7. Недорогая и чистая энергия – каждый пятый человек во всем мире не имеет доступа к электроэнергии.
8. Достойная работа и экономический рост – во многих местах наличие работы не является гарантией избавления от нищеты.
9. Индустриализация, инновации, инфраструктура – во многих развивающихся странах по-прежнему ощущается нехватка базовой инфраструктуры, включая дороги, информационно-коммуникационные технологии, санитарию, электроэнергетику и водоснабжение.
10. Уменьшение неравенства – проблема неравенства до сих пор сохраняется: наблюдаются большие различия в уровне доступа к медицинским и образовательным услугам, а также к иным производственным активам.
11. Устойчивые города и населенные пункты – более половины городского населения мира дышит воздухом в 2,5 раза превышающим нормы ВОЗ.
12. Ответственное потребление и производство – на сегодняшний день растут темпы потребления природных ресурсов. Многие государства сталкиваются с проблемами в области загрязнения воздуха, водных ресурсов и почвы.
13. Борьба с изменением климата – выбросы парникового газа, связанные с деятельностью человека, достигли исторического максимума.
14. Сохранение морских экосистем – наблюдаемые мировые тенденции свидетельствуют о продолжающемся ухудшении состояния прибрежных вод в результате загрязнения.
15. Сохранение экосистем суши – ежегодно мы теряем тринадцать миллионов гектаров лесов, а постоянная деградация земель в засушливых районах привела к опустыниванию территории площадью 3,6 миллиарда гектаров, что оказывает отрицательное воздействие на жизнь и средства к существованию миллионов людей.
16. Мир, правосудие и эффективные институты – ежедневно тысячи людей подвергаются большему риску для своей жизни.
17. Партнерство в интересах устойчивого развития – успешная реализация устойчивого развития невозможна без налаживания всеохватывающих партнерских отношений между правительствами, частным сектором и гражданским обществом, которые построены на принципах и ценностях, общем видении и общих целях, ориентированных на удовлетворение интересов человечества и планеты.
Каждая из перечисленных целей является важной в достижении мира. Для их реализации создаются государственные программы помощи нуждающимся, проекты по защите окружающей среды, стратегии мирного урегулирования конфликтов и многое другое.
1 сентября, в День Знаний, отдельно стоит вспомнить о том, что доступ к образованию – важная составляющая развития. С помощью образования люди могут получить лучшую работу и повысить качество своей жизни.
Мы с вами должны помнить о том, что мир зависит от каждого из нас.
Мир
начинается с тебя –
об этом помни
В тебе живет цветок добра
Его не скомкай
Взрасти его сквозь ложь обид
И слез ненастья
И подари ему свои
Любовь и счастье
И это чудо ты взрасти
На благо людям
Одаришь радостью сполна
Тех, кого любишь
Все, что сегодня приобрел,
Возьмешь ты завтра
Мир начинается с тебя
И это правда!
(Владислав Кузнецов)
Как сделать мир лучше?
Когда я спрашиваю людей о том, хотят ли они сделать мир хотя бы чуточку лучше, они отвечают не задумываясь: «Да!», а потом добавляют: «Но...». В качестве «но» обычно звучит: «Один в поле не воин», «Все равно ничего не изменишь», «Я один/одна ни на что не повлияю» и т.д. А как вы считаете?
Нам иногда может казаться, что наш вклад ничего не значит в масштабах города, страны, планеты, Вселенной. Но, если бы так начали думать абсолютно все, то в нашем мире действительно ничего бы не менялось. А теперь давайте представим, что каждый человек готов приобщиться к сохранению мира. Как вы думаете, что-то поменяется?
Я думаю, что внести заметный вклад в настоящее и будущее планеты может каждый из нас!
Старайтесь каждый день совершать что-то, что делает этот мир лучше, хотя бы чуть-чуть.
Чтобы внести свой вклад в спасение мира, не нужно быть Суперменом. Ежедневно совершая маленькие акты доброты, проявляя любовь и сочувствие, понемногу меняя реальность вокруг себя, вы способны сделать существование на этой планете чуть более сносным или даже значительно улучшить чью-то жизнь.
Ну что, хотите стать настоящим героем? Ниже – несколько идей, которые пригодятся вам на этом благородном пути.
Хорошо учитесь
Качественное образование открывает множество самых разнообразных возможностей перед нами. Знания и умения, которые мы приобретаем, помогают найти интересную хорошо оплачиваемую работу, а это значит, что каждый из нас вносит свой вклад в борьбу с бедностью и голодом.
Но
не только это. Давайте вернемся к составным элементам мира и посмотрим, в какие
еще глобальные задачи мы сможем сделать свой вклад?
Мы знаем множество примеров того, как ученые, изобретатели, исследователи делали
бесценные для человечества открытия. В тоже время, ежедневно рядом с нами
находятся, возможно, менее известные люди, которые совершают не менее важные
дела. Среди них – медики, программисты, педагоги, экологи, правозащитники,
психологи, инженеры, технологи и многие другие. Все те, кто любознателен и кто
стремится сделать мир лучше. Таких людей должно быть больше. И таким человеком может
стать каждый из вас!
Подавайте хороший пример
Подавайте пример своим друзьям и родственникам и рассказывайте им о самых разных проблемах, чтобы они могли принимать более осознанные решения. Объясняйте людям, почему эти вещи важны, чтобы они были более мотивированы вносить изменения в свою жизнь. Изменив что-то в сознании людей, вы сможете удвоить, утроить или еще больше увеличить позитивное воздействие на мир.
Станьте защитником
Во многих школах действуют программы подготовки медиаторов, которыми становятся школьники средней и старшей школы. Медиатор – это человек, выступающий посредником и помогающий разрешить конфликт или спор. Позиция медиатора всегда нейтральна, он не встает на чью-либо сторону.
Если бы среди учеников нашлись те, кто смог бы выполнять функции медиатора, множество конфликтов были бы мирно решены еще в самом начале. Даже если в нашей школе нет программы подготовки медиаторов, мы можем стать инициаторами ее внедрения.
Станьте волонтером
В каждом городе можно найти благотворительные организации самой разной направленности. Зайдите в любую из них и поинтересуйтесь, нужны ли там волонтеры. К тому же это одна из возможностей «примерить на себя» различные профессии. Например, вас могут попросить оформить листовки или плакаты (дизайнер), помочь раздать продукты и одежду нуждающимся (соцработник), провести новогодний утренник в детском доме (организатор, ведущий, аниматор).
Необязательно отдавать волонтерству все свободное время. Даже редкая помощь бесценна. Но имейте в виду: есть «побочный эффект». Скорее всего, вам так понравится помогать другим, что вы не захотите останавливаться. Основоположник позитивной психологии Мартин Селигман утверждает, что добрые поступки приносят нам гораздо больше удовольствия, чем обычные радости жизни.
Предлагаю вашему вниманию социальный ролик «Время добрых дел пришло». Его герои рассказывают, что для добровольчества порой может хватить одного дня или даже нескольких часов.
Позаботьтесь о природе
Иногда кажется, что один человек не способен что-либо изменить. Но если каждый будет думать, что от него ничего не зависит, то кто же спасет планету? Вот далеко не полный список подвигов, которые вы можете совершить уже сегодня:
· смастерить кормушку для птиц
· организовать субботник
· посадить дерево
· поддержать экологическую акцию
· экономить воду
· сократить использование электричества
· заменить пластиковые пакеты для покупок тряпичной сумкой
· сдавать мусор на вторичную переработку
Какие идеи есть у вас?
Предложите помощь другу
Порой мы не знаем, как помочь другому человеку, а проявить участие хочется. Часто простого искреннего интереса бывает достаточно для того, чтобы другой почувствовал себя лучше. Например, спросите: «Как ты оцениваешь свой день по десятибалльной шкале от 1 до 10?». Ваш вопрос уже сам по себе будет означать, что вы заботитесь и вспоминаете о нем.
Когда получите ответ, в котором указана цифра от 1 до 10, спросите: «Что я могу сделать, чтобы помочь тебе перейти от 6 до 7?» (или «от 3 до 4», или «от 10 до 11»).
Это потрясающий вопрос. Ведь вы словно говорите, что вы рядом и на вас можно рассчитывать.
Мы с вами можем поддержать друг друга и поднять настроение прямо сейчас. Это совсем просто, а результат будет просто отличный. Предлагаю вам поиграть в игру (одну из нижеприведенных, на выбор учителя).
«Доброе тепло»
Дети становятся в круг и берут друг друга за руки. Это игровое упражнение заключается в том, чтобы передавать друг другу душевное «тепло». Делается это с помощью несильного рукопожатия. Первый игрок передает игроку справа, тот – другому, и так, пока цепочка не завершится на том, кто начал. Сначала игра ведется с открытыми глазами, а потом, с началом второго круга, ребята закрывают глаза.
Есть и другая версия этой игры. Участники собирают тепло в ладошки, складывают их и передают тепло друг другу по очереди, как в игре «Колечко».
«Мне нравится…»
Начинающий игру должен повернуться к сидящему слева и начать говорить с фразы: «Коля (Миша, Соня и так далее), мне нравится…» Дальше идет любой комплимент участнику: «…твои глаза / как ты рисуешь / как ты танцуешь». И так по кругу, пока не дойдет до начинавшего.
«Пять добрых слов»
Каждый участник обводит свою руку на листе бумаги и на ладошке пишет свое имя. Затем передает свой лист соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».
Создайте плакат Дружбы
Дружба и конструктивное сотрудничество в коллективе способствуют достижению мира. Очень важно уметь находить мирное решение в любой ситуации и идти на компромисс при решении конфликтов.
Предлагаю всем вместе создать плакат Дружбы, который мы повесим в нашем классе.
Каждый ученик класса должен оставить отпечаток своей руки или обвести ее фломастером. На таком плакате можно написать пожелания друг другу или просто выписать важнейшие компоненты дружбы, которые вы проговорите вместе с классом. Можно, как вариант, использовать для этого плаката «ладошки» из игры «Пять добрых слов».
Материалы: лист формата А1, краски и/или фломастеры.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.