Урок родного (русского) языка. 9 класс.
Тема. Мой родной язык – русский.
Цель: показать роль языка в жизни человека и в жизни общества;
Задачи: прививать любовь и бережное отношение к родному языку и к языку братских народов; развивать познавательную активность учащихся через игровую форму работы, стимулировать интерес детей к изучению родного языка
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний по теме.
3. «Мой родной язык – русский!».
Учитель. Родной язык - это первые слова, усваиваемые с раннего детства, это проявление индивидуального мышления, которое составляет культуру каждого человека. Язык – это средство обеспечения взаимопонимания и терпимости. Язык является инструментом сохранения и развития нашего культурного наследия. Распространение родного языка поможет лингвистическому разнообразию и многоязычию, поможет понять языковые и культурные традиции во всем мире, а также приведет к солидарности на основе понимания, терпимости и диалога.
Ежегодно 21 февраля отмечается День родного языка. День родного языка создан совсем недавно - с 2000 года по инициативе международной детской организации ЮНЕСКО с целью сохранения культурных традиций всех народов. Вот и празднуют его сегодня на разных языках: в Германии на немецком, во Франции на французском, в Англии на английском. А мы - на своем, на родном нашем русском. О, это великий язык. Сколько в нем прекрасных слов! И изучать русский язык можно до бесконечности, узнавая в нем все новые и новые стороны, делая все новые и новые открытия.
Сегодня на уроке мы поговорим о том, какой он, наш язык, какое место занимает он в нашей жизни. На языке мы думаем, общаемся, творим.
4. Проверим домашнее задание: выслушаем сообщения одноклассников о языке.
1 ученик.
Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых (Ной библейский персонаж, который был схвачен Господом во время Всемирного потопа вследствие благочестия его и его семейства) сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба. В наказание за такое суетное и гордое предприятие Господь смешал их язык так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках.
Учитель. Подаренная нам природой возможность говорить обязывает ко многому. Ребята, цените свой родной язык, язык ваших предков. В последнее время много говорят о засоренности русского языка иностранными словами.
2 ученик.
Однако о чистокровности русского языка говорить не приходится, так как заимствованных слов в нем огромное количество. Вот вы, наверное, думаете, слово «огурец» русское? Ошибаетесь, оно пришло в наш язык из греческого, так же как и «грамота», «кровать», «парус», «свекла», фонарь». Слово «ябеда», которое у нас знает каждый малыш, пришло из скандинавского языка. А «базар», «сундук» и всеми любимое слово «деньги» - из тюркских языков. Слово «халява» известно всем. Его употребляют, когда хотят получить что-то даром. Но раньше это слово значило другое – «широкое голенище». Почему? По одной из гипотез, когда-то, сидя за столом, гости прятали за голенище сапога еду, которую не могли съесть сразу. Таким образом, у них была возможность даром поесть еще раз. В начале ХIХ века придется его возрождать. Что же случилось с нашим языком за два века? Во-первых, у многих слов появилось другое значение. Раньше под словом «тачка» подразумевалась безобидная тележка для перевозки груза. Теперь «тачкой» называют машину. Прежде в ящик складывали полезные вещи, сейчас в него «пялятся». Из тарелок ели, на худой конец, них прилетали инопланетяне. Но трудно представить, что теперь тарелка – это телевизионная антенна.
3 ученик.
Что делать? Прогресс.
Бабки прежде были старые, ворчливые, стали – новые, зеленые, хрустящие.
Многие наши современники настолько обленились, что для выражения своих чувств употребляют только два слова «У, блин» или «У, клево». Еще совсем недавно люди по своей наивности думали, что блины - это сорт выпечки, употребляемый в пищу. Теперь любой младенец с помощью этого выражения выскажет вам все свои накопившиеся отрицательные эмоции.
Любой здравомыслящий человек употребит слово «клево», когда у людей хороший клев на рыбалке, ему радостно. Самое главное в нашей жизни это быть «крутым». Были крутыми берега, спуски, склоны, но «крутые» люди до 90-х годов ХХ века не попадались.
4 ученик.
Особенно «крутизна» занимает умы нашей молодежи. Их деятельность жизни может позавидовать любой наш предок. Они постоянно «тащатся», «прикалываются», «наезжают», «обламываются», «вырубаются». Дело доходит до смешного. Из пяти слов – «мальчик», «гора», «крутой», «съехал» - вместо предложения «Мальчик съехал с крутой горы» дети составляют предложение «крутой мальчик съехал с горы». И вместо «мама купила пять груш и один лимон» записывают в тетрадку «мама купила пять груш за один лимон». И, наконец, самое яркое и образное выражение – «шнурки в стакане». Ни один иностранец не обнаружит шнурков в стакане. Иностранцу, выучившему тысячи русских слов, трудно уразуметь, что мальчик будет «пацан», «чувак»- мужчина средник лет, «родаки» - родители.
Учитель. Так вот, если наша речь будет развиваться в таком же стиле, то через 200-300 лет наши потомки вряд ли сумеют понять произведения классиков. Горько и обидно становится от того, что есть такие ребята, которые жестоко поступают с языком. Они с детства убивают в себе умение говорить грамотно, красиво, а слова любят нежность. В речи отражается как в зеркале. Человек, его культура, богатство души.
Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию. Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, страстно любите.
Учитель.
Попробуем провести час занимательного по русского языка.
1 этап. «Что мы знаем о слове?».
2этап «Сочиняем стихи».
3 этап – «Расшифруй крылатые выражения».
4 этап. Слова-невидимки.
5 этап «Мал золотник, да дорог».
Учитель. Вот как много нового мы узнали сегодня о нашем родном языке - русском. И как хорошо, что существует такой праздничный День родного языка, когда мы в очередной раз можем убедиться том, что русский язык - один из самых лучших языков во всем мире.
1. Рефлексия.
Составление синквейна «Русский язык».Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Учитель. Так давайте уважать, ценить, любить, беречь наш язык – великий русский язык!
Учитель. Наше занятие заканчивается. Надеюсь, что вы сегодня убедились в том, что заниматься таким предметом как русский язык, вовсе не скучно, а наоборот, очень увлекательно и интересно. Если вы овладеете его тайнами и секретами, русский язык будет служить вам верой и правдой на протяжении всей жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.