Урок Мужества "Я помню! Я горжусь!"
Оценка 4.6

Урок Мужества "Я помню! Я горжусь!"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
воспитательная работа
4 кл—5 кл
12.01.2020
Урок Мужества "Я помню! Я горжусь!"
Урок Мужества "Я помню! Я горжусь!" посвящен 75 - летию Великой Отечественной Войне, Героям Брестской Крепости.
Гоголева Ирина Сергеевна.doc

Гоголева Ирина Сергеевна

Урок Мужества «Я помню! Я горжусь!», посвящённый 75-летию Победы (4 класс)

Цель урока:

-воспитание чувства гордости и любви к своей Родине и к своей истории;

-привитие уважения к героическому прошлому своего народа и чувства гордости за героическое прошлое.

Задачи:

-формировать ценностное отношение у детей к Отечественной истории;

-воспитывать уважение к старшему поколению;

-способствовать формированию у детей таких важных понятий, как «Родина», «патриот», «подвиг»;

-способствовать формированию чувства гордости за свой народ, за свою Родину, уважения к её свершениям и достойным людям;

-развивать и углублять знания об истории Родины;

Ход урока:

1. Организациоонный момент.

2. Актуализация знаний.

-У каждого на столе –картинка голубя (все голуби разные по форме, размеру и цвету). Соберитесь в определённые группы по 5 человек.(1 мин.)

-Получилось 5 команд.С каким словом ассоциируется голубь? (Голубь – МИР)

(Голубь – птица мира, символ мира.)

Слайд 1.

-Можно ли всем группам одновременно показать слово «МИР»?

(Дети встают в круг, взявшись за руки.)

- С какой датой в этом году ассоциируется слово МИР? ( 75 лет Победы над фашистской Германией).

-Спасибо, теперь садитесь по группам.

 

 

-История знала много войн и подвигов родной армии. Самая страшная, кровопролитная, самая определяющая для судеб мира – война 1941 - 1945г. Победа в Великой Отечественной войне явила мощь нашего оружия, нашей армии, мощь русского духа. В этом году, 9 мая, мы отмечаем 75 лет со дня Победы над фашистской Германией.

-И этот урок мы посвящаем этой великой дате.

3. Ход урока:

 

1) Конверт первый.

 

А) Составление текста из заданных слов.

Слайд 2.

На доске написаны слова: оборона, клятва, Родина, победа, страдание, письмо.

-Работая в группе, запишите небольшой рассказ из этих слов. Слова можно изменять, добавлять другие.

-НОМЕР 5 (из каждой команды) ,прочитайте, что у вас получилось в группе.

 

Б) Ассоциативный ряд.

-А теперь запишите 3-4 ассоциации к слову «ПОБЕДА».

-НОМЕР 4 (из каждой команды), прочтите ассоциации вашей группы.

1 команда: Победа, май, радость, слёзы.

2 команда: Победа, война, весна, горе.

3 команда: Победа, вовращение, весна.

4 команда: Победа, слёзы радости, печаль.

5 команда: Победа, 70 лет, праздник, жизнь.

 

-Ваши ассоциативные ряды совпали или нет?( Встречаются синонимы)

 

В) Работа со словарём.

Слайд 6.

-Интересно, а какое определение этого слова даётся в словаре Ожегова?

-Ваши определения нашли отражение в словаре?

Г) Знакомство с письмом.

Слайд 4.

-Сегодня на уроке мы будем анализировать письма, которые у вас на столах.

Слайд 5.

-Откройте 1 конверт. Там несколько писем, и используются эти же слова. Прочтите письма и проследите, как действуют в них слова, написанные на доске.

- Кто писал эти письма?

-Возраст этих людей?

-Почему они такие короткие?

-В какое время они были написаны?

-К кому они обращены? (К Родине, к соотечественникам)

-Зачитайте эти строки.

-А как были написаны эти письма?

- С какими чувствами писались эти строки?

- Какие чувства у вас вызвали эти письма?

 

Зачитайте письмо, в котором говорится о победе?

 

 

-Эти записи были сделаны советскими солдатами, которые охраняли границу нашей Родины.

 

Д)Рассказ о Брестской крепости.

Слайды 7-9.

Рассказ о Брестской крепости.

-Тёплая летняя ночь. Тихо. И вдруг оглушительный грохот, дом дрожит, а из окон со звоном вылетают стекла. Вокруг горят и рушатся здания, а во дворе чернеют столбы взрывов, и среди них бегут, мечутся испуганные полураздетые люди, падают убитые, стонут раненые, плачут женщины, дети. Так проснулись 22 июня 1941 г. люди, жившие тогда в Брестской крепости.

 

1 ученик.

Их разбудила война… Город Брест находится в Беларуси. Рядом с ним, на берегу реки Буг, стоит старая русская крепость, построенная еще в 1833—1838 гг. Перед войной в казармах и домах Брестской крепости жили красноармейцы и командиры, многие с женами и детьми. На другом берегу Буга стояли наготове армии Гитлера. Ночами они перебрасывали к границе все новые войска, в густых прибрежных зарослях маскировали пушки, нацеленные на крепость. В воскресенье 22 июня, в 4 часа утра, когда только начало светать, эти пушки открыли огонь, и над крепостью закружились немецкие самолеты, засыпая ее бомбами. Застигнутые врасплох, еще не успевшие проснуться, люди погибали под развалинами зданий, падали под огнем врага. Сотни наших воинов, женщин и детей погибли в Брестской крепости в то страшное первое утро войны.

2 ученик.

Фашисты надеялись, что этот неожиданный удар принесет им легкую победу и они быстро захватят крепость. Но когда гитлеровские солдаты ворвались во двор крепости, их встретил огонь из пулеметов и винтовок. Начались тяжелые, долгие бои. Фашисты окружили крепость, бомбили, обстреливали и штурмовали ее со всех сторон. Не было даже воды — водопровод не работал. А когда люди пытались подползти к реке, их встречал огонь немецких пулеметов. Фашисты день и ночь обстреливали берег, надеясь, что жажда заставит осажденных прекратить сопротивление. Защитники крепости изнемогали от жажды и голода. Они добывали оружие и патроны у врага в рукопашных схватках и продолжали сражаться, отвечая огнем и атаками на требование фашистов сдаться в плен. Над крепостными воротами они повесили полотнище, на котором было кровью написано: «Все умрем, но из крепости не уйдем!»  Началась героическая оборона Бреста, которая продолжалась свыше месяца и явилась примером легендарной доблести и отваги советских патриотов.

 

-Если эти письма писались, значит, адресанты были уверены, что их прочитают…

(Эти люди были уверены, что дойдут их письма. Они верили в свою армию, в свой народ, в свою Родину.)

 

2. Конверт второй. Слайды 10-13.

А) Знакомство с письмом

-Откройте 2 конверт.

-Что в конверте?

-Здесь лежат фотографии и Указ Президиума Верховного Совета СССР.

-Кто адресант этих фотографий? (Правительство страны,скульпторы, соотечественники…)

- А кто адресат? (Погибшие солдаты Брестской крепости, простые люди,…)

Почему вы так считаете?

- Понятно ли из письма настроение, чувства адресанта?

- Какие они, эти чувства?

 

Б) Мемориал.

3 ученик.

Главный монумент - скульптурное изображение воина и знамени.

Скульптурная композиция «Жажда»

Одна из драматических страниц обороны Брестской крепости – острая нехватка воды.

Вода была необходима для охлаждения пулеметов, раненым, женщинам и детям – всем участникам обороны. Казалось, подходи к реке и бери ее, но подступы к воде обстреливались, ночью берега освещали прожекторы. Много бойцов и командиров погибло, пытаясь добыть драгоценные капли.

Штык-обелиск.

Одним из главных элементов мемориала является стометровый обелиск в форме четырехгранного штыка русской винтовки ,символизирующий победу над врагом, вечную славу героическим защитникам крепости.

Вечный огонь.

На площадке – надпись литыми бронзовыми буквами: «Стояли насмерть // Слава героям».

 

В) Рассказ о присвоении звания.

4 ученик.

Оборона Брестской крепости вошла в историю Великой Отечественной войны как одна из самых героических ее страниц. В крепости создан музей и построен величественный памятник. Многие участники обороны посмертно награждены орденами и медалями. Брестской крепости было присвоено почетное звание «Крепость-герой». Миллионы людей со всех концов необъятной нашей планеты каждый год приезжают в Брест, чтобы поклониться памяти героических защитников Брестской крепости.

8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено звание крепость – герой с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда»

-Ребята, какое «открытие» сделала Родина и соотечественники?

Вывод: Героизм и подвиг нашего народа надо всегда помнить, гордиться ими, брать пример с них. Историю своей Родины, своей страны и своего народа надо знать и передавать из поколения в поколение. Пока жива история – живы мы.)

Г) Память о крепости в искусстве.

- Героическую историю Брестской крепости передал писатель С. Смирнов в книгах «Брестская крепость», «Мы из Бреста»; художник Пётр Кривоногов. По книге Б. Васильева был снят фильм «В списках не значился», в котором герой – последний защитник крепости сдался в плен в апреле 1942 года, спустя 9 месяцев. Последними были его слова : «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя её капля».

3. Третий конверт.

-Откройте 3 конверт.

-Он пуст.

-Родина и многие соотечественники сделали свои «открытия», а вы сделаете своё и положите в этот конверт.

4. Рефлексия.

А) Котляров Илья читает стихотворение своего дедушки В. Н. Алалыкина «Моей стране!» (под минусовку «Хотят ли русские войны?»)

Моей стране!

В которой жизнь была не лёгкой.

Но без неё…

Была б ещё трудней!

О вы, цивилизованные страны!

Богатые наукой, техникой, умом.

Какие вы наносите всем раны!

Чтоб лучше жить потом!..



Какие вы наносите всем раны!-

Убита совесть, и убит народ!..

Зачем нужны такие страны,

Которые убийственно идут вперёд?!



Одни бомбят, другие созерцают.

И гибнут люди, не повинные ни в чём!

А те, кто наверху, – не понимают,

Что так мы только вспять идём!..



С такой моралью безотрадной

Мы в догматическом плену!

Пора бы запретить всем странам

Развязывать войну!

 

-Я хочу положить это стихотворение дедушки в свой пустой конверт.

Я сделал своё «открытие»: Я не хочу войны и никому её не желаю!

Б) Гирлянда из голубей.

-Я предлагаю соединить наших голубей в гирлянды «мира» и посчитать эту акцию началом нашего проекта «Я помню! Я горжусь!», в котором мы более подробно познакомимся с городами – героями, с подвигами их героев. И это будет нашим общим «открытием».



Источники:

1.                    Мультимедийная карта

http://www.pobediteli.ru/flash.html

 

 

2.                    Панорама Брестской крепости.

http://www.brest-fortress.by/childpage/panorama-kreposti.html

 

3.                    Мемориал. Главный монумент.

http://www.brest-fortress.by/memorialnyj-kompleks/57-glavnyj-monument.html

 

4. Скульптурная композиция «Жажда»

http://www.brest-fortress.by/memorialnyj-kompleks/54-skulpturnaya-kompozitsiya-zhazhda.html

 

5.Штык – обелиск.

http://www.brest-fortress.by/memorialnyj-kompleks/58-shtyk-obelisk.html

 

 

6. Вечный огонь.

http://www.brest-fortress.by/memorialnyj-kompleks/59-vechnyj-ogon.html

 

7. http://edik-ok.narod.ru/makarov.html

 

 

8.http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fpravorub.ru%2Fupload%2Fcontent%2F2011%2F05%2F06%2Ffile_350e7468a056c641a123f3ee4b5bfa69_pomnim..jpg&uinfo=sw-1600-sh-900-ww-1562-wh-701-pd-1-wp-16x9_1600x900&_=1424631654226&viewport=wide&p=3&text=%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D1%8E%20%D1%8F%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B6%D1%83%D1%81%D1%8C&noreask=1&pos=119&rpt=simage&lr=240

9.http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fs019.radikal.ru%2Fi627%2F1405%2F15%2Fc45cc917758e.png&uinfo=sw-1600-sh-900-ww-1562-wh-701-pd-1-wp-16x9_1600x900&_=1424631893220&viewport=wide&p=8&text=%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D1%8E%20%D1%8F%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B6%D1%83%D1%81%D1%8C&noreask=1&pos=243&rpt=simage&lr=240

10.Голуби.https://yandex.ru/images/search?text=картинка%20голуби%20мира&suggest_reqid=28958430141784969469731042333242&uinfo=sw-1600-sh-900-ww-1249-wh-711-pd-1-wp-16x9_1600x900

 

Урок Мужества "Я помню! Я горжусь!"

Урок Мужества "Я помню! Я горжусь!"

Урок Мужества "Я помню! Я горжусь!"

Урок Мужества "Я помню! Я горжусь!"

Урок Мужества "Я помню! Я горжусь!"

Урок Мужества "Я помню! Я горжусь!"

Урок Мужества "Я помню! Я горжусь!"

Урок Мужества "Я помню! Я горжусь!"

Урок Мужества "Я помню! Я горжусь!"

Урок Мужества "Я помню! Я горжусь!"

Урок Мужества "Я помню! Я горжусь!"

Урок Мужества "Я помню! Я горжусь!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2020