Урок музыки 4 класс. "День Иван Купала"
Оценка 5

Урок музыки 4 класс. "День Иван Купала"

Оценка 5
docx
30.05.2020
Урок музыки 4 класс. "День Иван Купала"
иван купала.docx

Гореловой Марии

4 класс.

Тема урока: Народные праздники. Иван купала.

Продолжительность урока: 45 минут

Цели:

·        Приобщение детей к народным праздникам, традициям;

·        познакомить детей с русскими народным творчеством, народными традициями, народными праздниками.

Задачи:

·        ознакомить учащихся с особенностями народных гуляний

·        способствовать формированию умения работать в группах; навыков работы индивидуально.

·        оспитать любовь к родному краю, прививать знания о народных обычаях, уважение к культуре и традициям народов, населяющих родной край.

Познавательные:

·        Ориентироваться в своей системе знаний;

·        Осуществлять анализ объектов;

·        Находить и правильно формулировать ответы на вопрос.

Коммуникативные:

·        Слушать и понимать речь других;

·        Оформлять свои мысли в устной форме;

·         Делиться своими впечатлениями о музыке и танцах;

·        Прививание любви к народным танцам, песням и традициям

Инвентарь: Венки из полевых цветов, ленточки.

Репертуар: Русская народная песня: «На Ивана, на купала», «Ой, на Ивана,

Ой, на Купала».

Методы и приёмы работы на уроке:

- беседа

- метод ассоциативного мышления

- метод музыкальных обобщений

- прием визуализации

- прием «Да — нет» (рефлексия)

- метод анализа произведения

- метод наблюдения

 

Ход урока:

1.     Организационный момент (2 минуты)

П: Здравствуйте, ребята, как ваше настроение? Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш урок.

Д: Готовятся к уроку.

2.     Мотивация к учебной деятельности (3 минуты)

П: Знаете ли вы о таком народном летнем празднике, как «Иван Купала»?

Д: отвечают.

П: О каких традициях этого праздника вы знаете?

Д: Отвечают.

П: Этот праздник принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев.

П: Давайте разберёмся, в честь чего этот праздник, когда его празднуют, и поговорим о его древних традициях.

3.     Изучение нового материала. (5 минут)

П: По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. В основе обрядов лежит почитание воды и солнца.

П: Знаете ли вы, когда отмечался этот праздник?

Д: В ночь с 6 на 7 июля.

П: Верно. На это время приходился период наивысшего расцвета природы: солнце находилось в зените, растительность достигала пика цветения, начиналось созревание плодов; день считался самым длинным в году, а ночь — самой короткой. В сознании крестьян магическая сила огня, воды, земли, растительности была в этот период настолько велика, что им приписывали охранительные, очистительные, продуцирующие, целебные свойства. Приобщение к этой силе обеспечивало удачу на год.

Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек и озер разжигать обрядовые костры. Через них бросали венки, прыгали.

В день Ивана Купалы купались в росе и воде.

Предки наши считали, что пора буйного роста трав, созревания хлебов — самое время для разгула злых духов. Вступают в силу и их прислужники — ведьмы, ворожеи, оборотни, колдуны, стремящиеся причинить людям как можно больше вреда. Верили, что в купальскую ночь росы — небесные слезы — обладают целебной силой, могут подарить красоту и здоровье. И поэтому кормили скотину росною травою, чтобы давала больше молока, сами «купались» в росе.

По поверьям, все чудодейственные травы расцветают именно в ночь с 6 на 7 июня. Ивана Купалу считают покровителем любви и веселья. По приданиям, в этот праздник из рек и озер выходят все злые духи, что позволяет человеку отчиститься в чудодейственной воде.

С древнейших времен Иван Купала известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни, танцевали.

4.     Игра - танец. (5-6 минут)

Детям даются ленточки.

П: Ребята, я предлагаю вам окунуться в атмосферу этого замечательного праздника и станцевать танец. Для этого нам нужно встать в хоровод и взяться за руки. Я буду стоять в центре, и показывать вам движения, а вы будете их повторять.

Звучит народная песня:

Ой, на Ивана,

Ой, на Купала

Девушки гадали,

В воду быструю

Венки кидали.

– Скажи, водица,

Красной девице

Про жизнь молодую,

С кем век вековать?

Кого, реченька,

Любимым называть?

Долго ли жить,

По земле ходить?

Неси, речка, венок

На другой бережок.

Дети танцуют.

 

 

5.     Продолжение изучения нового материала (10 минут).

П: Знаете, ребята, что праздник «Иван Купала» принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев.

Наши с вами предки считали, что Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. Они почитали воду и солнце. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек и озер разжигать обрядовые костры. Через них бросали венки, прыгали.

П: В день Ивана Купалы купались в росе и воде. По народным представлениям, в этот день солнце действует с особенной живительной и возбуждающей силой. Интересное поверье существует, что если в ночь на Ивана Купала посчастливится вам найти женский папоротник, то нужно терпеливо посидеть около него, накрывшись плотной тканью и не шевелясь. И тогда можно познать все тайны лесных целебных трав. По поверью, через какое-то время можно будет разглядеть в темноте, как мимо папоротника пробегут лечебные травы, при этом каждая назовет себя и расскажет, от какой болезни помогает.

П: Считают, что в лесу в эту ночь беснуется нечистая сила, охраняя волшебный цветок папоротника. Он распускается на минуту, полыхая ярко-красным огнем, и как будто наделяет своего хозяина волшебными способностями. Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся. Если всё же сумеешь его сорвать, то клады сами будут идти в руки. Кроме того, ты научишься понимать язык зверей и птиц, сможешь приворожить любого, обретешь дар невидимости и узнаешь все тайны.

П: Считается, что в эту ночь начинается настоящая любовь с первого взгляда. Ну а если со своим избранником перепрыгнуть через костер, то на всю жизнь будешь связана с ним узами жаркими, как огонь, и прекрасными, как волшебный цветок папоротника.

П: Девочки, а знали ли вы, что ни одна девушка в ночь на Ивана Купалу не может обойтись без венка? Считается, что это не просто летнее украшение, но и мощный оберег от нечистой силы и сглаза, символизирующий круговорот природных сил и бесконечность. Наши пра-пра-пра-бабушки говорили: «Пробегав всю ночь по лесу в венке,  не забудь под утро сжечь его или закинуть на дерево, чтобы никто не смог навести порчу». А если захочется узнать будущее, то нужно пустить венок по реке: выплывет на середину - год пройдет без проблем, прибьет к берегу - в той стороне судьба твоя встретится, а если утонет - жди неприятностей. Основной мотив праздника - уничтожение нечистой силы.

П: На Иванов день принято было обливать грязной водой всякого встречного. Считалось, чем чаще человек бежит купаться, тем чище будет его душа. Купаться, же было предписано на заре: тогда купание обладало целебной силой.

П: С днем Ивана Купалы люди связывали представления о чудесах. В ночь на Купалу нельзя было спать, так как оживала и становилась активной вся нечисть: ведьмы, оборотни, упыри, русалки... Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы тоже справляют свой праздник, стараясь как можно больше причинить зла людям.

П: Сейчас мы с вами посмотрим видео, в котором показаны все Купальские обряды.

 На мониторе включается видео с обрядами в ночь на Ивана Купалу. Дети смотрят, отмечают, какие обряды кажутся странными или опасными.

https://youtu.be/s7_iGSsw9TA

П: Ребята, о каких традициях вы услышали?

Д: Отвечают.

П: Ребята, посмотрев видео, вам захотелось побывать на настоящем народном гулянье?

Д: Да!

П: Какие обряды показались вам самыми интересными?

Д: (Отвечают)

П: Как вы думаете, почему все песни в эту ночь исполняются в живую?

Д: (Высказывают догадки)

П: Совершенно верно, потому что в Древней Руси никакого музыкального сопровождения кроме русских народных инструментов не было. А так же,считается, что голос обладает волшебной силой и отпугивает нечисть.

П: Ребята, а чем отличается русская народная музыка от композиторской?

Д: У композиторской музыки есть автор (композитор), а у народной музыки автора нет, ее создавал народ.

П: Верно. Давайте прослушаем праздничную песню, вслушайтесь в слова, в музыку, представьте, в какой атмосфере исполнялась эта песня.

Слушаем: Народная песня «На Ивана, на купала»

П: О чём поётся в песне? Что вам представилось?

Д: Делятся впечатлениями.

П: Чем характерна народная музыка? (о средствах музыкальной выразительности и в целом о стиле народной музыки)

Д: Отвечают.

П: Русская народная музыка основана на простой мелодии и на повторении куплетов.

П: Где могли бы исполнятся такие песни?

Д: На праздничных гуляниях.

П: Верно, ребята, сейчас мы с вами тоже попробуем окунуться в атмосферу народных гуляний и заведём хоровод!

 

6.     Вокально-хоровая работа (7 минут)

 

Дети встают в хоровод, на голову им надевают венки из полевых цветов.

Народная песня «На Ивана, на купала»

 

На Ивана, на Купала

Красна девица гадала:

Где мой милый ненаглядный

Где ты лада моя

 

Закрывай калитку тихонько

Ночью праздник, да какой

Слышишь песен голос звонкий

Над кострами, над рекой

Все дороги засветились

Это было, не приснилось

 

Купала, Ивана Купала

Купала, Ивана Купала

Купала, Ивана Купала

Купала

Эй - эй

Купала, Ивана Купала

Купала, Ивана Купала

Купала, Ивана Купала

Купала

Эй - эй

 

Погадай, мне нестрашно

Видишь там, вдалеке

Где - то папоротник в чаще

И плывут венки по реке

На Ивана, на Купала

Красна девица гадала

 

Купала, Ивана Купала

Купала, Ивана Купала

Купала, Ивана Купала

Купала

Эй – эй.

На Ивана, на Купала

Красна девица гадала:

Где мой милый ненаглядный

Где ты лада моя

 

7.     Рефлексия (5 минут)

П: Вот и подошел к концу наш урок. Ребята, вам понравилась тема сегодняшнего занятия?

Д: (Отвечают)

Приём «да-нет»

П: Правда, что день Иван Купала отмечается 2 августа?

Д: Нет, в ночь с 6 на 7 июля.

П: Правда ли, что на день Иван Купала запрещалось прыгать через костры?

Д: Нет, это один из обрядов.

П: Правда ли, что в этот день нужно много купаться?

Д: Да, это важнейший обряд праздника.

П: Народную музыку пишет один автор?

Д: Нет, народ.

П: Вам было интересно?

Д: Делятся впечатлениями.

8.     ДЗ (2 минуты)

Нарисовать рисунок «Традиции на день Иван Купала» и рассказать о выбранной традиции.

Пояснение: Ребенок рисует любую понравившуюся традицию и рассказывает о ней.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Гореловой Марии 4 класс.

Гореловой Марии 4 класс.

Да — нет» (рефлексия) - метод анализа произведения - метод наблюдения

Да — нет» (рефлексия) - метод анализа произведения - метод наблюдения

П: Верно. На это время приходился период наивысшего расцвета природы: солнце находилось в зените, растительность достигала пика цветения, начиналось созревание плодов; день считался самым длинным…

П: Верно. На это время приходился период наивысшего расцвета природы: солнце находилось в зените, растительность достигала пика цветения, начиналось созревание плодов; день считался самым длинным…

Венки кидали. – Скажи, водица,

Венки кидали. – Скажи, водица,

П: Считают, что в лесу в эту ночь беснуется нечистая сила, охраняя волшебный цветок папоротника

П: Считают, что в лесу в эту ночь беснуется нечистая сила, охраняя волшебный цветок папоротника

GSsw9TA П: Ребята, о каких традициях вы услышали?

GSsw9TA П: Ребята, о каких традициях вы услышали?

П: Верно, ребята, сейчас мы с вами тоже попробуем окунуться в атмосферу народных гуляний и заведём хоровод! 1

П: Верно, ребята, сейчас мы с вами тоже попробуем окунуться в атмосферу народных гуляний и заведём хоровод! 1

Купала, Ивана Купала Купала,

Купала, Ивана Купала Купала,

Пояснение: Ребенок рисует любую понравившуюся традицию и рассказывает о ней

Пояснение: Ребенок рисует любую понравившуюся традицию и рассказывает о ней
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2020