Урок музыки 4 класс. «Родной обычай старины. Светлый праздник»
Оценка 4.8

Урок музыки 4 класс. «Родной обычай старины. Светлый праздник»

Оценка 4.8
docx
09.05.2020
Урок музыки 4 класс. «Родной обычай старины. Светлый праздник»
4 кл обычаи план.docx

Гореловой Марии

4 класс

 

Тема урока:  «Родной обычай старины. Светлый праздник»

Продолжительность урока: 45 минут

Цели: раскрывать высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе неисчерпаемый заряд нравственности, добра и любви; бережное введение учащихся в художественные образы духовной музыки.

Задачи:

  •  расширить знания об истории появления и создания колоколов;
  • основные виды колокольных звонов;
  • конкретизировать слуховые представления о тембровой окраске звучания колоколов.

·         воспитание чувства патриотизма, духовно-эстетических чувств учащихся, формирование устойчивого интереса к духовным традициям народа, к духовному музыкальному искусству как части жизни.

 

Ход урока.

 

 

1.Организационный  момент (2 минуты)

П: Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

Д: Готовятся к уроку.

2.Мотивация  к  учебной  деятельности (3 минуты)

П: Ребята, что вы видите на экране?(изображение колокола)

Д: Колокол.

П: Верно, а где вам приходилось его слышать?

Д: Отвечают.

П: Давайте посмотрим видео, а вы внимательно слушайте. (видео колокольных звонов)

П: Ребята, вы слышали один колокол, или несколько? Одинаковый у них звон?

Д: Верно, у них разный звон.

П: Давно, еще на Руси колокол звучал в разных ситуациях, и в праздники, и предупреждая о какой-то беде. Соответственно, и звон у них разный, так же и разные названия, давайте посмотрим, как они назывались.

Благовест - звонил медленно и тяжело, как бы убаюкивая людей, желая им спокойной ночи.

Переливался, радостно звал на праздник трезвон. Трезвон звучит после Благовеста.

Великий звон – это торжественный и величественный звон колоколов, который мог раздаваться по особым случаям.

Громко, торопливо и сбивчиво кричал набат, когда начинался пожар или наводнение, или еще какое бедствие.

Существует также целительный звон. В народе всегда верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу и разные болезни. Представляете, учёные установили реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

П: Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого конца жизни человек слышал колокольный звон, который возвещал время труда и отдыха, веселья и скорби, созывал народ на церковные службы и оповещал о пожарах и нападении врагов. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой.

3.Изучение  нового  материала. (15 минут)

П: Многие композиторы использовали звучание колоколов в своих произведениях, а некоторые пытались имитировать звучание колокола на других инструментах. Один из таких композиторов это Сергей Васильевич Рахманинов, он был вынужден жить за границей. Он очень скучал по своей Родине, где каждый день мог слышать колокольный звон, свою тоску он переложил в музыку, он попытался сымитировать колокольный звон на другом инструменте - на фортепиано. Сейчас мы с вами прослушаем фрагмент из Сюиты для двух фортепиано под названием «Светлый праздник» Внимательно прослушайте, и подумайте, почему произведение называется именно так.

Слушаем: Рахманинов – сюита для двух фортепиано «Светлый праздник»

П: Почему произведение называется «Светлый праздник»?» Какое настроение передаёт музыка? Как вы думаете, какой колокол хотел изобразить композитор?

Д: Отвечают на вопросы.

П: Как вы думаете, о каком празднике идёт речь?

Д: Праздник Пасхи.

П: Первая неделя после Пасхи называлась – светлой.

Все семь дней в храмах открыты колокольни, и каждый может подняться туда и звонить в колокола.

Светлый праздник Пасхи – это символ весны, пробуждения природы.

П: А знаете ли вы, где живут колокола?

Д: В храмах, церквях.

П: А в каком конкретно месте в церкви располагаются колокола?

Д: Отвечают на вопрос.

П: Да, эти башни называются колокольнями или звонницами.

Звонница  — сооружение для подвешивания колоколов, обычно при церкви. В отличие от колокольни, которая представляет собой сооружение башенного типа, звонница может иметь в плане вытянутый прямоугольник, являться стенообразным сооружением или вовсе быть надстройкой на стене храма.

П: Как вы думаете, зачем колокола подвешивают так высоко?

Д: Отвечают.

П: Мы уже говорили, что для России колокола стали частью истории. В разные времена выливались разные колокола.

20 мая 1737 года во время Троицкого пожара в Москве загорелась деревянная постройка над ямой, в которой стоял колокол. В яму стали падать горящие брёвна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавшийся народ стал заливать водой раскалённый металл. В результате быстрого и неравномерного охлаждения колокол дал 11 трещин и от него откололся значительный кусок весом около 700 пудов (11,5 тонн). Поэтому колокол был оставлен в литейной яме, где и находился около 100 лет. По другой старой версии он упал и разбился. Этот колокол вы все знаете  - Царь колокол. На Руси к колоколам относились с особым почтением. Над ними проводили обряд крещения, и как живым созданиям давали имена. У каждого колокола был свой узнаваемый голос и своя судьба.

П: Люди, которые играют на колоколах, называются звонари, этому делу нужно специальное обучение. Звонари для каждого события придумывали свой звон. Звон, который торжественно рассказывал о доброй, благой вести, назывался «благовест», по праздникам плыл в небе «красный звон», т.е. красивый, а ежедневный звон – будничный перезвон.

 

4.Распевка. (3 минуты)

П: Ребята, как вы думаете, что в этой распевке «дон-дон»?

Д: Это звуки колокола, оповещающем о пожаре.

 

 

 

 

5.Вокально-хоровая  работа (10 минут)

Текст  песни «Если с другом вышел в путь»

Если с другом вышел в путь, 
Если с другом вышел в путь - 
Веселей дорога! 
Без друзей меня - чуть-чуть, 
Без друзей меня - чуть-чуть, 
А с друзьями много! 

Припев: 
Что мне снег, что мне зной, 
Что мне дождик проливной, 
Когда мои друзья со мной! 

Там, где трудно одному, 
Там, где трудно одному, - 
Справлюсь вместе с вами! 
Где чего-то не пойму, 
Где чего-то не пойму - 
Разберем с друзьями! 

Припев: 
Что мне снег, что мне зной, 
Что мне дождик проливной, 
Когда мои друзья со мной! 

На медведя я, друзья, 
На медведя я, друзья, 
Выйду без испуга, 
Если с другом буду я, 
Если с другом буду я, 
А медведь - без друга! 

Припев: 
Что мне снег, что мне зной, 
Что мне дождик проливной, 
Когда мои друзья со мной! 

6.Рефлексия (5 минут)

П: О каком празднике мы сегодня говорили?

- Какие вы соблюдаете традиции этого праздника?

- О каком композиторе мы говорили?

- Какие названия колоколов вы знаете?

7.Домашнее  задание (2 минуты)

Эссе «Первые впечатления о колокольном звоне»

 

 


 

Гореловой Марии 4 класс Тема урока: «Родной обычай старины

Гореловой Марии 4 класс Тема урока: «Родной обычай старины

Д: Отвечают. П: Давайте посмотрим видео, а вы внимательно слушайте

Д: Отвечают. П: Давайте посмотрим видео, а вы внимательно слушайте

Сейчас мы с вами прослушаем фрагмент из

Сейчас мы с вами прослушаем фрагмент из

П: Мы уже говорили, что для России колокола стали частью истории

П: Мы уже говорили, что для России колокола стали частью истории

Вокально-хоровая работа (10 минут)

Вокально-хоровая работа (10 минут)

Что мне снег, что мне зной,

Что мне снег, что мне зной,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2020