5 класс.
Тема: Вокальная музыка. "Россия, Россия, нет слова красивей..."
Макаренко Маргариты
Тема урока: Вокальная музыка. «Россия, Россия, нет слова красивей…».
Продолжительность урока: 45 минут
Цель урока: Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе, живописи.
Музыкальный материал: С. Рахманинов «Концерт для фортепиано с оркестром», «Вокализ»; В. Локтев «Песня о России».
Художественный материал: В. Белов «Тихая моя родина»; И. Левитан «Стога. Сумерки».
Задачи:
· формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
· учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения;
· в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;
· Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма.
· способствовать воспитанию любви к вокально-хоровому исполнительству;
· развивать творческие способности учащихся: память, внимание, воображение, фантазию;
· развивать музыкальный кругозор;
· формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
· воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.
Ход урока.
Орг. Момент.(2 минут)
П:Здравствуйте, ребята! Давайте подготовимся к уроку, и поделимся своим хорошим настроением, давайте улыбнемся друг другу.
Повторить основные моменты предыдущего урока. Ответить на вопросы: Что роднит музыку с литературой? Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Д: Здравствуйте! Ответы детей.
Актуализация знаний. (5 минут)
П:«Россия…какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то»
Так о России писал С.Есенин.
Какие стихи, песни, пословицы о России вы знаете?
Составьте ассоциативный ряд со словом Россия.
Д: Москва, Россия, березы, родной дом, природа, люди. Моя Россия» муз. Струве, «Вниз по матушке по Волге» рус.нар.п., «С чего начинается Родина» В. Баснер; Родной край – сердцу рай. Нет в мире краше Родина нашей. Родная земля и в горсти мила.
П: Родина, Россия, Русь! Трепетно и вдохновенно воспевают писатели и поэты, музыканты и художники в своих произведениях образ Отчизны. Именно произведения искусства помогают нам почувствовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относится к природе, ценить людей, сохранять культуру и традиции своего народа.
А что каждому из вас представляется, когда произносят слово Россия?
Д: Наша страна, столица России – Москва, родной дом, двор, улица, город, поля, леса родители, друзья…
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Чем мы будем заниматься?
Д: Россия – наша родина.
П:Тема нашего урока: «Россия, Россия, нет слова красивей…» Говорить мы будем о музыке, которая поможет нам создать этот портрет. (Слайд 4)
Кто может объяснить, что такое вокальная музыка?
Д: Вокальная музыка — это музыка для голоса, предназначенная для пения.
П: Запишите определение: Вокальная музыка – это синтез (взаимопроникновение) музыки и литературы.
Какие вокальные жанры не могут существовать без литературы?
Д: Песня, романс, кантата, опера.
Планирование деятельности.
П: А теперь давайте составим план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. (Слайд 5) В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
· Прочитать отрывок из рассказа В. Белова «Тихая моя родина…»;
· Выяснить в чем проявляется музыкальность лирического размышления;
· Сравнить литературное произведение с пейзажем И.Левитана «Стога. Сумерки»;
· Послушать произведение русского композитора;
· Повторить и дать определение песне (жанру вокальной музыки).
Работа над новым материалом.
· Задание 1: Прочитать отрывок из рассказа В. Белова «Тихая моя родина…»;
- Прочитайте отрывок из рассказа В. Белова «Тихая моя родина…»
(Слайд 6)
Чтение отрывка.
· Задание 2: Выяснить в чем проявляется музыкальность лирического размышления;
Отрывок из рассказа В. Белова
Тихая моя родина, врачуешь душу своей зеленой тишиной. Но будет ли предел тишине!
Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым березам, а к белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки: «Ук-ку, ук-ку!» - словно дует кто-то коротко и ритмично… И вновь трепетно нарастает березовый шелест.
Я сажусь у теплого стога и думаю, что вот отмашет время еще какие-то полстолетия и березы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже ведь умирают, как люди. И мне чудится в шелесте берез укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков…
Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы…
П: В чём, по-вашему, проявляется музыкальность лирического размышления писателя?
Д: Этот рассказ о природе, она наделена человеческими свойствами – близка музыке, в которой мы не видим человека, но чувствуем его присутствие. Весь текст о тишине, и в то же время он наполнен звуками. Здесь все звучит, дышит музыкой.
П: Писатель создает такой художественный образ, который раскрывает его чувство Родины, высокое и бережное отношение к ней (тихая моя родина). Рассказ о березе, которая является символом родины – всего красивого, что связано с образом матери, земли, природы России, и несёт в себе патриотическую идею.
· Задание 3: Сравнить литературное произведение с пейзажем И.Левитана «Стога. Сумерки». (Слайд 2)
Рассмотрите, пожалуйста, картину И. Левитана и определите её эмоциональное содержание. Созвучна ли эта картина с отрывком из рассказа Василия Белова?
Д: Картина изображает тишину и покой, как и в рассказе Белова, но чувствуется некоторая тревожность.
П: И. Левитан за полчаса на листе картона набросал пейзаж с полем, стогами сена, полоской леса на горизонте и луной в ночном небе. Картина “ Стога. Сумерки ”, относится к последнему периоду жизни художника, и принадлежит к числу его лучших творений. Однако добиться нужного эффекта было не так просто. Художнику пришлось долго работать, чтобы придать этому, казалось бы, незамысловатому сюжету большую выразительность. И, в конце концов, Левитан блистательно справился с задачей. Картина безупречна во всех отношениях — по композиции, колориту, богатой и сложной фактуре.
Задание 4: Послушать произведение русского композитора;
П: Как вы считаете, музыкой какого русского композитора можно озвучить этот литературный фрагмент и картину? (предположения детей). (Слайд 8) Звучит фрагмент знакомого произведения С. Рахманинова «Концерт №3»
Д: Называют композитора.
П: Максим Горький о нем говорил: "Как хорошо он слышит тишину!” С. Рахманинов родился 1 апреля 1873г. в имении Онега Новгородской губернии, умер 28 марта 1943 года в Беверли Хилс, США. Русский композитор, пианист-виртуоз, дирижер. С 4-х лет обучался музыке. Занималась с ним его мама. Успешно Рахманинов окончил Московскую консерваторию. Много выступал с концертами. Горячо поддерживал революцию 1917 года, но не понял ее, поэтому уехал за границу. Жил в Париже, Швейцарии, Нью-Йорке. С 1935г. окончательно поселился в США. Он завоевал славу величайшего пианиста мира.
Сейчас прозвучит прекрасное произведение Рахманинова, которое композитор написал специально для пения, но без слов, и назвал его «Вокализ». (Слайд 4) (французское vocalize, от латинского vocalis - гласный звук, звучащий, поющий), специальное упражнение для голоса, исполняемое без слов, на гласный звук. Основное назначение вокализа - способствовать развитию певческой техники, подвижности и выразительности голоса. Однако встречаются вокализы, имеющие большое художественное значение.
Свой «Вокализ» Рахманинов посвятил великой русской певице Антонине Васильевне Неждановой. (Слайд 5)
Сама певица вспоминала: «Все его произведения отличаются глубиной чувств, а также проникновенностью. Слушая их, всегда испытываешь необычайно сильный душевный трепет. В его романсах много лирики, подлинного чувства поэзии, правды и искренности, равнодушно петь их нельзя…
Он написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ». Это произведение, написанное с большим художественным вкусом, знанием, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему свое сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал: «Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами».
Давайте послушаем выразительные интонации голоса исполнительницы, и вы поделитесь своими впечатлениями о произведении, какие чувства и мысли вызывает у вас музыка, и как развивается содержание музыки?
Слушание «Вокализ».
"Вокализ - «романс без слов», присоединенный к циклу романсов соч. 34, написан Сергеем Васильевичем Рахманиновым
в 1915 году. ("Вокализ (франц. vocalise, от лат. vocalis — гласный звук; звучащий, поющий) — пьеса для голоса без слов, состоящая только из гласных звуков. Также этим термином называются упражнения для голоса, необходимые для его развития и освоения различных технических приёмов. Существуют целые сборники таких вокализов-упражнений. Вокализ появился в середине восемнадцатого века).
Посвящен «Вокализ» выдающейся русской певице
Антонине Неждановой
Широкий русский напев как бы облечен в форму барочной арии баховского типа. Основная мелодия построена по принципу вариантных попевок, сменяющих друг друга, и благодаря этому возникает впечатление непрерывной «текучести» голоса. Необыкновенная пластичность и красота печальной мелодии сделали вокализ одним из самых популярных произведений Рахманинова, которое существует не только в авторской транскрипции, но и выдержало множество переложений для различных инструментов." "Вокализ» Рахманинова называют часто музыкой покаяния.
Д: После обсуждения учащиеся приходят к выводу: произведение исполняется без слов, но понятно, что это рассказ о чем-то близком и дорогом, музыка наполнена трепетным чувством любви человека к миру, к Родине.
Осмысление и закрепление знаний.
Задание 5:
Повторить и дать определение песне (жанру вокальной музыки).
П: Ребята, а какой самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества?
Д: Песня.
П: Запомните Песня – это исток и вершина музыки. Она неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации.
На примере этого жанра можно найти сходство и отличительные особенности между литературной речью и речью музыкальной.
Мысль о Родине находит свое воплощение и в песенном творчестве современных композиторов. (Слайд )
У каждого свое понимание Родины: это и милые сердцу уголки природы, и отчий дом, и колыбельные песни мамы, место, где человек родился и вырос.
Рефлексия.(слайд 7)
Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).
Д: отвечают на вопросы учителя.
Музыкально-дидактическая игра(15 минут)
П: Давайте с вами сейчас поиграем в игру.
Игра «ЧЕРВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
ЦЕЛЬ: Закрепить умение классифицировать и обобщать знания.
ЗАДАЧИ:
· Уметь делить музыкальные инструменты на группы по способу извлечения звука.
· Находить инструмент, требующий замены.
· Выбирать из дополнительных карточек недостающий музыкальный инструмент.
Игра состоит из поля, поделенного на 4 части. Три музыкальных инструмента принадлежат к одной группе, один к другой. Необходимо найти музыкальный инструмент, требующий замены и, выбрав из отдельных карточек тот, который принадлежит к основной группе, закрыть им «четвертый лишний» музыкальный инструмент.
Д/з(3 минуты)
1. Напишите свои рассуждения по теме «Русская народная песня в наше время».
2. Изобразите на своем рисунке образы музыки, которая вам понравилась из урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.