Урок музыки 5 класс. Вокальная музыка
Оценка 4.8

Урок музыки 5 класс. Вокальная музыка

Оценка 4.8
docx
12.05.2020
Урок музыки 5 класс. Вокальная музыка
urok_muzyki_5_klass_na_temu_Vokalnaya_muzyka.docx

5 класс.

 Тема: Вокальная музыка. "Россия, Россия, нет слова красивей..."

Макаренко Маргариты

Тема урока: Вокальная музыка. «Россия, Россия, нет слова красивей…».

Продолжительность урока: 45 минут

Цель урока: Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе, живописи.

Музыкальный материал: С. Рахманинов «Концерт для фортепиано с оркестром», «Вокализ»; В. Локтев «Песня о России».

Художественный материал: В. Белов «Тихая моя родина»; И. Левитан «Стога. Сумерки».

Задачи:

·         формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;

·         учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения;

·         в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;

·         Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма.

·         способствовать воспитанию любви к вокально-хоровому исполнительству;

·         развивать творческие способности учащихся: память, внимание, воображение, фантазию;

·         развивать музыкальный кругозор;

·         формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;

·         воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.

Ход урока.

Орг. Момент.(2 минут)

П:Здравствуйте, ребята! Давайте подготовимся к уроку, и поделимся своим хорошим настроением, давайте улыбнемся друг другу.

Повторить основные моменты предыдущего урока. Ответить на вопросы: Что роднит музыку с литературой? Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Д: Здравствуйте! Ответы детей.

Актуализация знаний. (5 минут)

П:«Россия…какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то»

Так о России писал С.Есенин.

Какие стихи, песни, пословицы о России вы знаете?

Составьте ассоциативный ряд со словом Россия.

Д: Москва, Россия, березы, родной дом, природа, люди. Моя Россия» муз. Струве, «Вниз по матушке по Волге» рус.нар.п., «С чего начинается Родина» В. Баснер; Родной край – сердцу рай. Нет в мире краше Родина нашей. Родная земля и в горсти мила.

П: Родина, Россия, Русь! Трепетно и вдохновенно воспевают писатели и поэты, музыканты и художники в своих произведениях образ Отчизны. Именно произведения искусства помогают нам почувствовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относится к природе, ценить людей, сохранять культуру и традиции своего народа.

А что каждому из вас представляется, когда произносят слово Россия?

Д: Наша страна, столица России – Москва, родной дом, двор, улица, город, поля, леса родители, друзья…

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Чем мы будем заниматься?

Д: Россия – наша родина.

П:Тема нашего урока: «Россия, Россия, нет слова красивей…» Говорить мы будем о музыке, которая поможет нам создать этот портрет. (Слайд 4)

Кто может объяснить, что такое вокальная музыка?

Д: Вокальная музыка — это музыка для голоса, предназначенная для пения.

П: Запишите определение: Вокальная музыка – это синтез (взаимопроникновение) музыки и литературы.

Какие вокальные жанры не могут существовать без литературы?

Д: Песня, романс, кантата, опера.

Планирование деятельности.

П: А теперь давайте составим план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. (Слайд 5) В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?

·         Прочитать отрывок из рассказа В. Белова «Тихая моя родина…»;

·         Выяснить в чем проявляется музыкальность лирического размышления;

·         Сравнить литературное произведение с пейзажем И.Левитана «Стога. Сумерки»;

·         Послушать произведение русского композитора;

·         Повторить и дать определение песне (жанру вокальной музыки).

Работа над новым материалом.

·         Задание 1: Прочитать отрывок из рассказа В. Белова «Тихая моя родина…»;

Прочитайте отрывок из рассказа В. Белова «Тихая моя родина…»

(Слайд 6)

Чтение отрывка.

·         Задание 2: Выяснить в чем проявляется музыкальность лирического размышления;

Отрывок из рассказа В. Белова

Тихая моя родина, врачуешь душу своей зеленой тишиной. Но будет ли предел тишине!

Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым березам, а к белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки: «Ук-ку, ук-ку!» - словно дует кто-то коротко и ритмично… И вновь трепетно нарастает березовый шелест.

Я сажусь у теплого стога и думаю, что вот отмашет время еще какие-то полстолетия и березы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже ведь умирают, как люди. И мне чудится в шелесте берез укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков…

Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы…

П: В чём, по-вашему, проявляется музыкальность лирического размышления писателя?

Д: Этот рассказ о природе, она наделена человеческими свойствами – близка музыке, в которой мы не видим человека, но чувствуем его присутствие. Весь текст о тишине, и в то же время он наполнен звуками. Здесь все звучит, дышит музыкой.

П: Писатель создает такой художественный образ, который раскрывает его чувство Родины, высокое и бережное отношение к ней (тихая моя родина). Рассказ о березе, которая является символом родины – всего красивого, что связано с образом матери, земли, природы России, и несёт в себе патриотическую идею.

·         Задание 3: Сравнить литературное произведение с пейзажем И.Левитана «Стога. Сумерки». (Слайд 2)

Рассмотрите, пожалуйста, картину И. Левитана и определите её эмоциональное содержание. Созвучна ли эта картина с отрывком из рассказа Василия Белова?

Д: Картина изображает тишину и покой, как и в рассказе Белова, но чувствуется некоторая тревожность.

П: И. Левитан за полчаса на листе картона набросал пейзаж с полем, стогами сена, полоской леса на горизонте и луной в ночном небе. Картина “ Стога. Сумерки ”, относится к последнему периоду жизни художника, и принадлежит к числу его лучших творений. Однако добиться нужного эффекта было не так просто. Художнику пришлось долго работать, чтобы придать этому, казалось бы, незамысловатому сюжету большую выразительность. И, в конце концов, Левитан блистательно справился с задачей. Картина безупречна во всех отношениях — по композиции, колориту, богатой и сложной фактуре.

Задание 4: Послушать произведение русского композитора;

П: Как вы считаете, музыкой какого русского композитора можно озвучить этот литературный фрагмент и картину? (предположения детей). (Слайд 8) Звучит фрагмент знакомого произведения С. Рахманинова «Концерт №3»

Д: Называют композитора.

П: Максим Горький о нем говорил: "Как хорошо он слышит тишину!” С. Рахманинов родился 1 апреля 1873г. в имении Онега Новгородской губернии, умер 28 марта 1943 года в Беверли Хилс, США. Русский композитор, пианист-виртуоз, дирижер. С 4-х лет обучался музыке. Занималась с ним его мама. Успешно Рахманинов окончил Московскую консерваторию. Много выступал с концертами. Горячо поддерживал революцию 1917 года, но не понял ее, поэтому уехал за границу. Жил в Париже, Швейцарии, Нью-Йорке. С 1935г. окончательно поселился в США. Он завоевал славу величайшего пианиста мира.

Сейчас прозвучит прекрасное произведение Рахманинова, которое композитор написал специально для пения, но без слов, и назвал его «Вокализ». (Слайд 4) (французское vocalize, от латинского vocalis - гласный звук, звучащий, поющий), специальное упражнение для голоса, исполняемое без слов, на гласный звук. Основное назначение вокализа - способствовать развитию певческой техники, подвижности и выразительности голоса. Однако встречаются вокализы, имеющие большое художественное значение.

Свой «Вокализ» Рахманинов посвятил великой русской певице Антонине Васильевне Неждановой. (Слайд 5)

Сама певица вспоминала: «Все его произведения отличаются глубиной чувств, а также проникновенностью. Слушая их, всегда испытываешь необычайно сильный душевный трепет. В его романсах много лирики, подлинного чувства поэзии, правды и искренности, равнодушно петь их нельзя…

Он написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ». Это произведение, написанное с большим художественным вкусом, знанием, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему свое сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал: «Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами».

Давайте послушаем выразительные интонации голоса исполнительницы, и вы поделитесь своими впечатлениями о произведении, какие чувства и мысли вызывает у вас музыка, и как развивается содержание музыки?

Слушание «Вокализ».

"Вокализ - «романс без слов», присоединенный к циклу романсов соч. 34, написан Сергеем Васильевичем Рахманиновым

в 1915 году. ("Вокализ (франц. vocalise, от лат. vocalis — гласный звук; звучащий, поющий) — пьеса для голоса без слов, состоящая только из гласных звуков. Также этим термином называются упражнения для голоса, необходимые для его развития и освоения различных технических приёмов. Существуют целые сборники таких вокализов-упражнений. Вокализ появился в середине восемнадцатого века).

Посвящен «Вокализ» выдающейся русской певице

Антонине Неждановой

Широкий русский напев как бы облечен в форму барочной арии баховского типа. Основная мелодия построена по принципу вариантных попевок, сменяющих друг друга, и благодаря этому возникает впечатление непрерывной «текучести» голоса. Необыкновенная пластичность и красота печальной мелодии сделали вокализ одним из самых популярных произведений Рахманинова, которое существует не только в авторской транскрипции, но и выдержало множество переложений для различных инструментов." "Вокализ» Рахманинова называют часто музыкой покаяния.

Д: После обсуждения учащиеся приходят к выводу: произведение исполняется без слов, но понятно, что это рассказ о чем-то близком и дорогом, музыка наполнена трепетным чувством любви человека к миру, к Родине.

Осмысление и закрепление знаний.

Задание 5:

Повторить и дать определение песне (жанру вокальной музыки).

П: Ребята, а какой самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества?

ДПесня.

П: Запомните Песня – это исток и вершина музыки. Она неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации.

На примере этого жанра можно найти сходство и отличительные особенности между литературной речью и речью музыкальной.

Мысль о Родине находит свое воплощение и в песенном творчестве современных композиторов. (Слайд )

У каждого свое понимание Родины: это и милые сердцу уголки природы, и отчий дом, и колыбельные песни мамы, место, где человек родился и вырос.

Рефлексия.(слайд 7)

Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).

Д: отвечают на вопросы учителя.

Музыкально-дидактическая игра(15 минут)

П: Давайте с вами сейчас поиграем в игру.

Игра «ЧЕРВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

ЦЕЛЬ: Закрепить умение классифицировать и обобщать знания.

ЗАДАЧИ:

·         Уметь делить музыкальные инструменты на группы по способу извлечения звука.

·         Находить инструмент, требующий замены.

·         Выбирать из дополнительных карточек недостающий музыкальный инструмент.

Игра состоит из поля, поделенного на 4 части. Три музыкальных инструмента принадлежат к одной группе, один к другой. Необходимо найти музыкальный инструмент, требующий замены и, выбрав из отдельных карточек тот, который принадлежит к основной группе, закрыть им «четвертый лишний» музыкальный инструмент.

Д/з(3 минуты)

1. Напишите свои рассуждения по теме «Русская народная песня в наше время».

2. Изобразите на своем рисунке образы музыки, которая вам понравилась из урока.


 

Тема: Вокальная музыка. "Россия,

Тема: Вокальная музыка. "Россия,

П:«Россия…какое красивое слово!

П:«Россия…какое красивое слово!

Прочитать отрывок из рассказа В

Прочитать отрывок из рассказа В

Рассказ о березе, которая является символом родины – всего красивого, что связано с образом матери, земли, природы

Рассказ о березе, которая является символом родины – всего красивого, что связано с образом матери, земли, природы

Однако встречаются вокализы, имеющие большое художественное значение

Однако встречаются вокализы, имеющие большое художественное значение

Д: После обсуждения учащиеся приходят к выводу: произведение исполняется без слов, но понятно, что это рассказ о чем-то близком и дорогом, музыка наполнена трепетным чувством…

Д: После обсуждения учащиеся приходят к выводу: произведение исполняется без слов, но понятно, что это рассказ о чем-то близком и дорогом, музыка наполнена трепетным чувством…

Д/з(3 минуты) 1. Напишите свои рассуждения по теме «Русская народная песня в наше время»

Д/з(3 минуты) 1. Напишите свои рассуждения по теме «Русская народная песня в наше время»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020