17.04.2020г.
Гореловой Марии.
7 класс.
Тема урока: Образ Великой Отечественной Войны в «Ленинградской симфонии» Д. Шостакович.
Продолжительность урока: 45 минут
Цель: дать историческую оценку Ленинградской симфонии Д.Шостакович
Задачи:
· Познакомить с историей создания и первыми исполнениями 7 симфонии Шостаковича, закрепить знания о музыкальном образе, музыкальной форме, продолжать учить выделять средства музыкальной выразительности, познакомить с новой музыкальной формой- вариациями.
· Развивать логическое мышление, речь, способность выявлять и понимать главную мысль фрагмента музыкального произведения, чувство ритма и ансамбля во время коллективного исполнения песни, способность эмоционально и выразительно исполнять ее.
· Воспитывать чувство патриотизма, личной ответственности за судьбу страны, чувство долга перед Родиной.
Ход урока.
1.Организационный момент (2 минуты)
П: Здравствуйте, ребята! Подготовимся к уроку, откроем тетради.
Д: Здравствуйте (готовятся к уроку)
2.Мотивация к учебной деятельности (3 минуты)
П: Сегодня я хотела бы начать урок с высказывания
замечательного педагога, композитора, Дмитрия Борисовича Кабалевского:
«Музыка - одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. Разве не
чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать большую
радость или повергнуть в состояние большой скорби, поднять боевой дух воинов и
удесятерить силы людей!» (слайд 2)
П: Сила и мощь музыки действительно безгранична, и сегодня на примере «Ленинградской симфонии» мы попробуем убедиться в этом.
П: О чем вам говорят года изображенные на слайде? (1941-1945) (слайд 3)
Д: Это годы Великой Отечественной Войны.
П: Верно. Как вы знаете, это было страшное время, на фронт уходили даже женщины и дети. Каждый готов был встать на защиту своей Родины. Тех, кого не брали на фронт, шли на заводы, в госпитали, на строительство новых сооружений, всеми силами пытаясь помочь тем, кто проливал свою кровь в бою. Сегодня я хочу вам рассказать о человеке, который не попал на фронт, но, не смотря на это, ему удалось войти в историю военных лет, и внушить людям тот боевой настрой, который был так нужен в это нелёгкое время.
3.Изучение нового материала. (15 минут)
П: 22 июня 1941 года Дмитрий Дмитриевич собирался пойти на футбольный матч. По радио сообщили — началась война. И с этого момента помыслы композитора были направлены к одной цели — сделать все, что в его силах, во имя победы над врагом.
Запишем:
· Дмитрий Дмитриевич Шостакович 1906 – 1975 (слайд 4)
П: Дмитрий Дмитриевич Шостакович – советский композитор классик музыки XX в. Ни один из ее великих мастеров не был так тесно связан с трудными судьбами своей родной страны, не сумел с такой силой и страстью выразить кричащие противоречия своего времени, оценить его суровым нравственным судом.
П: «До этих дней я знал лишь мирный труд. Нынче я готов взять в руки оружие! Я знаю, что фашизм и конец культуры, конец цивилизации — однозначны. Исторически победа фашизма нелепа и невозможна. Но я знаю, что спасти человечество от гибели, можно только сражаясь». Эти слова Шостаковича были напечатаны 5 июля в «Ленинградской правде». И они не были лишь словами. В день начала войны знаменитый композитор попросил, чтобы его взяли добровольцем в Красную Армию. Ему отказали. Он вступил в Народное ополчение. Он хотел сражаться. Вместе с консерваторскими педагогами и студентами Шостакович выезжал за город на строительство оборонительных сооружений. Вошел в пожарную команду и дежурил на крыше консерватории. Он участвовал в учебных занятиях, дежурил во время воздушных тревог. (слайд 5)
Но Шостакович не был бы Шостаковичем, если б уже тогда, под непосредственным впечатлением грозных событий, у него не возник замысел большого симфонического произведения. Стремясь рассказать языком музыки о том, что переживал он сам, что переживал весь народ, композитор обратился к наиболее ему близкой форме. В конце июля Дмитрий Дмитриевич приступил к работе над Седьмой симфонией. (слайд 6)
«Музыка неудержимо рвалась из меня», — вспоминал он впоследствии. Как и всегда, Шостакович работал очень быстро. Наступил сентябрь. Началась ленинградская блокада. Седьмой состоялась 9 августа 1942 года. (слайд 7)
Слушаем: Д. Д. Шостакович – симфония №7 «Ленинградская» 1 часть. (слайд 8)
П: Какие чувства вы испытывали во время прослушивания? Почему?
Д: (ответы детей)
П: Музыка Шостаковича потрясла слушателей. У многих на глазах были слезы. Каждый на войне совершал подвиги – на передовой, в партизанских отрядах, в концлагерях, в тылу на заводах и в госпиталях. Совершали подвиги и музыканты, которые в нечеловеческих условиях писали музыку и исполняли ее на фронтах и для тружеников тыла. Благодаря их подвигу мы многое знаем о войне. 7-я симфония – это не только музыкальный, это военный подвиг Д. Шостаковича. Произведения искусства, созданные в годы войны, – это памятники военных событий. Седьмая симфония – один из самых грандиозных, монументальных памятников, это живая страница истории, о которой мы не должны забывать.
4.Распевка. (3 минуты)
Упражнение на дыхание:
На каждый выдох произносим отрывисто «кш»
Распевка:
5.Вокально-хоровая работа (10 минут)
Текст песни.
Кругом война, а этот маленький...
Над ним смеялись все врачи -
Куда такой годится маленький,
Ну, разве только в трубачи?
А что ему? - Все нипочем:
Ну, трубачом, так трубачом!
Как хорошо, не надо кланяться -
Свистят все пули над тобой.
Везде пройдет, но не расстанется
С своей начищенной трубой.
А почему? Да потому,
Что так положено ему.
Но как-то раз в дожди осенние
В чужой стране, в чужом краю
Полк оказался в окружении,
И командир погиб в бою.
Ну, как же быть? Ах, как же быть?
Ну, что, трубач, тебе трубить?
И встал трубач в дыму и пламени,
К губам трубу свою прижал -
И за трубой весь полк израненный
Запел "Интернационал".
И полк пошел за трубачом -
Обыкновенным трубачом.
Солдат, солдат, нам не положено,
Но, верно, что там - плачь, не плачь -
В чужой степи, в траве некошеной
Остался маленький трубач.
А он, ведь он - все дело в чем! -
Был настоящим трубачом.
6.Рефлексия (5 минут)
Итог подводим в тетради методом «кластер» начиная от «Ленинградская симфония»
7.Домашнее задание (2 минуты)
П: А в качестве домашнего задания я предлагаю вам
написать небольшое эссе о значении музыки в годы войны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.