Урок музыки 6 класс. Образ ВОВ в симфонии №7 Шостаковича
Оценка 4.7

Урок музыки 6 класс. Образ ВОВ в симфонии №7 Шостаковича

Оценка 4.7
docx
09.05.2020
Урок музыки 6 класс. Образ ВОВ в симфонии №7 Шостаковича
17.04. 7 кл обр вов.docx

17.04.2020г.

Гореловой Марии.

7 класс.

 

Тема урока: Образ Великой Отечественной Войны в «Ленинградской симфонии» Д. Шостакович.

Продолжительность урока: 45 минут

Цель: дать историческую оценку Ленинградской симфонии Д.Шостакович

 Задачи:   

·        Познакомить с историей создания и первыми исполнениями 7 симфонии Шостаковича, закрепить знания о музыкальном образе, музыкальной форме, продолжать учить выделять средства музыкальной выразительности, познакомить с новой музыкальной формой- вариациями.

·        Развивать логическое мышление, речь, способность выявлять и понимать главную мысль фрагмента музыкального произведения, чувство ритма и ансамбля во время коллективного исполнения песни, способность эмоционально и выразительно исполнять ее.

·        Воспитывать чувство патриотизма, личной ответственности за судьбу страны, чувство долга перед Родиной.

 

 

Ход урока.

 

1.Организационный  момент (2 минуты)

П: Здравствуйте, ребята! Подготовимся к уроку, откроем тетради.

Д: Здравствуйте  (готовятся к уроку)

 2.Мотивация  к  учебной  деятельности (3 минуты)

 

П: Сегодня я хотела бы начать урок с высказывания замечательного педагога, композитора, Дмитрия Борисовича Кабалевского:
 «Музыка - одно из самых удивительных чудес, созданных человеком. Разве не чудо, что небольшая песня способна в огромной массе людей вызвать большую радость или повергнуть в состояние большой скорби, поднять боевой дух воинов и удесятерить силы людей!»  (слайд 2)

П: Сила и мощь музыки действительно безгранична, и сегодня на примере «Ленинградской симфонии»  мы попробуем убедиться в этом.

П:  О чем вам говорят года изображенные на слайде? (1941-1945)  (слайд 3)

Д: Это годы Великой Отечественной Войны.

П: Верно. Как вы знаете, это было страшное время,  на фронт уходили даже женщины и дети. Каждый готов был встать на защиту своей Родины. Тех, кого не брали на фронт, шли на заводы, в госпитали, на строительство новых сооружений, всеми силами пытаясь помочь тем, кто проливал свою кровь в бою. Сегодня я хочу вам рассказать о человеке, который не попал на фронт, но, не смотря на это, ему удалось войти в историю военных лет, и внушить людям тот боевой настрой, который был так нужен в это нелёгкое время.

 

3.Изучение  нового  материала. (15 минут)

П: 22 июня 1941 года Дмитрий Дмитриевич собирался пойти на футбольный матч. По радио сообщили — началась война. И с этого момента помыслы композитора были направлены к одной цели — сделать все, что в его силах, во имя победы над врагом.

Запишем:

·        Дмитрий Дмитриевич Шостакович  1906 – 1975 (слайд 4)

П: Дмитрий Дмитриевич Шостакович – советский композитор классик музыки XX в. Ни один из ее великих мастеров не был так тесно связан с трудными судьбами своей родной страны, не сумел с такой силой и страстью выразить кричащие противоречия своего времени, оценить его суровым нравственным судом. 

П: «До этих дней я знал лишь мирный труд. Нынче я готов взять в руки оружие! Я знаю, что фашизм и конец культуры, конец цивилизации — однозначны. Исторически победа фашизма нелепа и невозможна. Но я знаю, что спасти человечество от гибели, можно только сражаясь». Эти слова Шостаковича были напечатаны 5 июля в «Ленинградской правде». И они не были лишь словами. В день начала войны знаменитый композитор попросил, чтобы его взяли добровольцем в Красную Армию. Ему отказали. Он вступил в Народное ополчение. Он хотел сражаться. Вместе с консерваторскими педагогами и студентами Шостакович выезжал за город на строительство оборонительных сооружений. Вошел в пожарную команду и дежурил на крыше консерватории. Он участвовал в учебных занятиях, дежурил во время воздушных тревог. (слайд 5)

Но Шостакович не был бы Шостаковичем, если б уже тогда, под непосредственным впечатлением грозных событий, у него не возник замысел большого симфонического произведения. Стремясь рассказать языком музыки о том, что переживал он сам, что переживал весь народ, композитор обратился к наиболее ему близкой форме. В конце июля Дмитрий Дмитриевич приступил к работе над Седьмой симфонией. (слайд 6)

«Музыка неудержимо рвалась из меня», — вспоминал он впоследствии. Как и всегда, Шостакович работал очень быстро. Наступил сентябрь. Началась ленинградская блокада. Седьмой состоялась 9 августа 1942 года. (слайд 7)

Слушаем: Д. Д. Шостакович – симфония №7 «Ленинградская» 1 часть. (слайд 8)

П: Какие чувства вы испытывали во время прослушивания?  Почему?

Д: (ответы детей)

П:  Музыка Шостаковича потрясла слушателей. У многих на глазах были слезы.  Каждый на войне совершал подвиги – на передовой, в партизанских отрядах, в концлагерях, в тылу на заводах и в госпиталях. Совершали подвиги и музыканты, которые в нечеловеческих условиях писали музыку и исполняли ее на фронтах и для тружеников тыла. Благодаря их подвигу мы многое знаем о войне. 7-я симфония – это не только музыкальный, это военный подвиг Д. Шостаковича. Произведения искусства, созданные в годы войны, – это памятники военных событий. Седьмая симфония – один из самых грандиозных, монументальных памятников, это живая страница истории, о которой мы не должны забывать.

 

4.Распевка. (3 минуты)

Упражнение на дыхание:

На каждый выдох произносим отрывисто «кш» 

Распевка:

 

5.Вокально-хоровая  работа (10 минут)

 

Текст песни.

Кругом война, а этот маленький...
Над ним смеялись все врачи -
Куда такой годится маленький,
Ну, разве только в трубачи?
А что ему? - Все нипочем:
Ну, трубачом, так трубачом!

Как хорошо, не надо кланяться -
Свистят все пули над тобой.
Везде пройдет, но не расстанется
С своей начищенной трубой.
А почему? Да потому,
Что так положено ему.

Но как-то раз в дожди осенние
В чужой стране, в чужом краю
Полк оказался в окружении,
И командир погиб в бою.
Ну, как же быть? Ах, как же быть?
Ну, что, трубач, тебе трубить?

И встал трубач в дыму и пламени,
К губам трубу свою прижал -
И за трубой весь полк израненный
Запел "Интернационал".
И полк пошел за трубачом -
Обыкновенным трубачом.

Солдат, солдат, нам не положено,
Но, верно, что там - плачь, не плачь -
В чужой степи, в траве некошеной
Остался маленький трубач.
А он, ведь он - все дело в чем! -
Был настоящим трубачом.


6.Рефлексия (5 минут)

Итог подводим в тетради методом «кластер» начиная от «Ленинградская симфония»

 

7.Домашнее  задание (2 минуты)

П: А в качестве домашнего задания я предлагаю вам написать небольшое эссе о значении музыки в годы войны.


 

Гореловой Марии. 7 класс.

Гореловой Марии. 7 класс.

П: Сегодня я хотела бы начать урок с высказывания замечательного педагога, композитора,

П: Сегодня я хотела бы начать урок с высказывания замечательного педагога, композитора,

П: «До этих дней я знал лишь мирный труд

П: «До этих дней я знал лишь мирный труд

Распевка. (3 минуты) Упражнение на дыхание:

Распевка. (3 минуты) Упражнение на дыхание:

И встал трубач в дыму и пламени,

И встал трубач в дыму и пламени,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2020