17.04.2020г.
Гореловой Марии
6 класс.
Тема урока: Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, в веселье печален»
Продолжительность урока: 45 минут
Цели: Раскрыть образный и содержательный смысл симфонического творчества В. Моцарта и П.И.Чайковского.
Задачи:
· Выявление различных видов контраста как основного приема симфонического развития музыки;
· Развитие чувства стиля, позволяющего распознать национальную принадлежность произведений;
· Развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления, языковой догадки.
Ход урока.
1.Организационный момент (2 минуты)
П: (Музыкальное приветствие) Здравствуйте ребята!
Д: Здравствуйте!
П: Достанем тетради, подготовимся к уроку.
2.Мотивация к учебной деятельности (3 минуты)
П: Ребята, давайте вспомним, каких зарубежных композиторов мы знаем?
Д: (называют композиторов)
П: А кто по вашему мнению великий русский композитор?
П: Сегодня мы поговорим о двух великих композиторах Вольфганг Амадей Моцарт и Петр Ильич Чайковский.
Запишем:
· Вольфганг Амадей Моцарт 1756 – 1791; (слайд 2)
· Петр Ильич Чайковский 1840 -1893. (слайд 3)
3.Изучение нового материала. (15 минут)
П: Невидимой ниточкой музыка связала двух гениальных композиторов XVIII и XIX веков – Моцарта и Чайковского.
Первое произведение, которое мы сегодня прослушаем, это произведение - интерпретация «Моцартиана» По словам Чайковского, он «узнал, что такое музыка» благодаря произведениям Вольфганга Амадея Моцарта. Он вспоминал, что испытывал «святой восторг». Сюита была создана в 1887 году в память столетия первой постановки оперы Моцарта «Дон Жуан». Моцартиана – это четыре пьесы В.А.Моцарта, которые П.И.Чайковский переложил для симфонического оркестра, оставив их практически без изменений. И все же пьесы предстают в сюите в новом облике. «Старина в современной обработке» - так характеризует сюиту № 4 сам композитор.
Запишем:
· Сюита – это музыкальное произведение из нескольких самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом. (слайд 4)
· Интерпретация - манера исполнения музыкального произведения путем привнесения в исполнение своего индивидуального вклада. Одно и то же произведение в зависимости от того, кто его исполняет, может звучать совершенно по-разному. (слайд 5)
П: Мы с вами прослушаем только одну пьесу. На следующем уроке мы попробуем сравнить две пьесы Моцарта и Чайковского.
Слушаем: Чайковский - Моцартиана 1 часть. Жига. (слайд 6)
П: Сюита «Моцартиана» по праву считается одним из наиболее светлых и умиротворённых произведений Чайковского.
В XIX веке «Моцартиана» стала первым симфоническим циклом, полностью состоящим из заимствованных пьес. А в наше время сюита является подлинным памятником великому Вольфгангу Амадею Моцарту – классическим произведением.
С творчеством Моцарта мы знакомы. Какие произведения Моцарта вы знаете?
Д: (вспоминают пройденные раннее произведения)
П: Симфонии №40 соль минор. Это произведение знают во всем мире. Под управлением прославленных дирижёров разных стран это произведение исполняли и исполняют. Давайте вспомним, что такое симфония.
Запишем:
· Симфония – музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, состоит из 4 частей. (слайд 7)
П: Послушайте и охарактеризуйте темы первой части Симфонии №40 Моцарта.
Слушаем: Моцарт – симфония №40 G-m (1 часть) (слайд 8)
Д: Первая тема имеет лирический, взволнованный характер, грустный и вместе с тем трепетно-нежный, а характер второй темы более спокойный, изящный и звучит в отличие от первой в мажоре.
П: Послушайте 4-ую, заключительную часть – финал Симфонии №40. Сравните образы 1-й и 4-й части симфонии
Слушание 4-ой части Симфония №40 Моцарт
Д: Наблюдается интонационная близость основных тем: взволнованность главной темы и светлая грациозность побочной. Темы сопоставляются.
П: Какой образ композитора возникает при восприятии этой симфонии? Не к нему ли относятся слова «В печали весел, а в веселье печален». Как вы понимаете это высказывание?
П: Мастерство композитора, богатство его мелодического дара, способное выразить гармонию мира в единстве света и мрака, счастья и горя, радости и печали. Глубокий драматизм наиболее значительных произведений Моцарта достигается контрастностью тем. Это характерная черта моцартовского стиля, получившее дальнейшее развитие в музыке Бетховена, Чайковского.
4.Распевка. (3 минуты)
П: А теперь давайте отдохнём и встанем со своих мест.
Дыхательное упражнение:
На выдохе отрывисто произносим «кш»
Распевка:
5.Вокально-хоровая работа (10 минут)
Текст песни:
Посмотри, как всё красиво,
Посмотри - простор какой.
Точно мать, склонилась ива
Над заснувшею рекой.
Ветерок метнулся разом,
Облаков прорвав кольцо.
И ромашка жёлтым глазом
Смотрит солнышку в лицо.
Припев:
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,
Нет страны её родней.
Посмотри, леса
какие
И сады шумят кругом.
Наша Родина - Россия
Хорошеет с каждым днём.
Видишь - яблони и сливы
Вдоль дороги стали в ряд.
О житье-бытье счастливом
В русских сёлах говорят.
И берёзку молодую,
И кустарник, и траву, -
Беззаветно всё люблю я,
Всё я родиной зову.
Хорошо костер походный
На поляне разжигать,
Хорошо в стране свободной
Мне с друзьями подрастать.
6.Рефлексия (5 минут)
П: Вот и урок подошёл к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?
- О каких композиторах?
- как вы понимаете фразу «В печали весел, а в веселье печален»?
- о каких жанрах музыки мы сегодня говорили (сюита, симфония)
7.Домашнее задание (2 минуты)
Найти интересные факты о композиторах Моцарт и Чайковский.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.