Урок музыки 7 класс. Музыкальная драматургия.

  • docx
  • 09.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 7 кл план конспект.docx

Гореловой Марии

7 класс.

 

Тема урока:  Музыкальная драматургия.

Продолжительность урока: 45 минут

Цель: закрепить понимание учащимися таких приемов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация; анализ музыкальных эпизодов.

Задачи:

  • формировать умение проводить интонационно-образный анализ классической музыки;
  • воспитывать осмысленное восприятие музыкального искусства, их традиции и современность.
  • развивать умение анализировать произведение.

·         формировать эмоционально-ценностное  отношение к музыке, звучащей на уроке.

 

Ход урока.

1.Организационный  момент (2 минуты)

 П: Здравствуйте ребята. Подготовимся к уроку, достаём тетради.

2.Мотивация  к  учебной  деятельности (3 минуты)

П: Ребята, давайте вспомним, что такое средства музыкальной выразительности?

Д: Мелодия, темп, тембр, ритм, лад, динамика, регистр.

П: Верно. Для чего существуют средства музыкальной выразительности?

Д: Отвечают на вопрос.

 

3.Изучение  нового  материала. (15 минут)

П: Прочтите тему (музыкальная драматургия), давайте разберёмся, что такое драматургия, от слова драма?

Д: Отвечают.

П: Слово «драматургия», «драматический» употребляют при характеристике музыки, в которой обобщённо передаются переживания человека.

П: О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере. Балету, оратории, оперетте, мюзиклу и др. Однако термин музыкальная драматургия используют для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. Образов, их сопоставления по принципу сходства или различия.

П: Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии.

Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.

Повтор:

Одним из самых распространённых способов развития музыки является повтор.

Повтор - прием в художественной речи, заключающийся в повторении одинаковых звуков или их сочетаний в известной последовательности.

В повторах ощущается развитие образного строя произведения. Так построены народные песни.

Варьирование:

Однако этот способ развития нередко имеет чисто внешний характер. Для создания убедительных образов в инструментально-симфоническом произведении композиторы применяют не только точное повторение, но и изменённое - варьирование.

Варьировать (в музыке): изменять главную музыкальную тему разными переходами, удерживая, однако, основную мелодию.

Варьирование – это древнейший способ развития музыки, который встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации. Варьирование широко применяется и симфонической, оперной, камерной инструментальной музыке.

На протяжении всего курса «Музыка» мы неоднократно встречались с примерами варьирования.

Прокофьев – Мимолётности №1

 

Разработка:

Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии (темы) излагаются отдельные её фразы, интонации называют разработкой.

В разработке находят применение такие способы развития, как секвенция и имитация.

Гендель – Сюита №7 Gmoll. Пасскалия. (секвенция)

Контраст.

Музыкальные образы могут воплощаться и по принципу различия. Главной составляющей этого принципа является контраст.

Контраст – это сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. контрасты встречаются всюду: в гармонии, мелодии, ритме, стиле, скорости движения, оркестровке, нюансировке.

П: Перечислите известные вам музыкальные контрасты?

Д: Мелодия ритм, лад, темп, регистр, динамика, гармония, звуковедение (штрих)

П: Прослушаем пример произведение, где чётко слышны музыкальные контрасты.

Рахманинов – симфония №1 dmoll

 

4.Распевка. (3 минуты)

Упражнение на дыхание «Свечка»

Поставить палец перед губами, представляя, что палец это свеча. Делаем глубокий вдох, и выдыхаем очень медленно, как бы дуя на свечу так, чтоб она не погасла.

Распевка:

 

5.Вокально-хоровая  работа (10 минут)

Текст песни.

Кино идет -
Воюет взвод.
Далекий год
На пленке старой.
Нелегкий путь -
Еще чуть-чуть
И догорят
Войны пожары.

Счастливый май!..
Любимый край,
Своих солдат
Встречай скорее!
От ран, обид
Земля дрожит.
Теплом души
Ее согреем!

Припев: И все о той весне
Увидел я во сне.
Пришел рассвет
и миру улыбнулся, -
Что вьюга отмела,
Что верба расцвела
И прадед мой с войны
домой вернулся!..

В лихом бою
В чужом краю
Пусть берегут
Любовь и вера,
Чтоб больше их
Пришло живых -
И рядовых,
И офицеров.

Придут весной,
Как прадед мой,
И в дом родной
Откроют двери.
Я помню свет
Далеких лет.
В свою страну
Я буду верить!
Припев.

 

6.Рефлексия (5 минут).

 

П: Давайте подведём итог урока.

- Что такое музыкальная драматургия?

- Способы музыкального развития?

- По каким принципам воплощаются музыкальные образы в музыкальной драматургии? (сходство и различие)

                      

 

7.Домашнее  задание (2 минуты)

Эссе на тему: «Драматургия произведения Прокофьев – мимолётности №1»

П:  пояснение: почему композитор применил именно этот способ музыкального развития(варьирование), что отображает эта музыка? благодаря каким средствам музыкальной выразительности.