Гореловой Марии
7 класс.
Тема урока: Музыкальная драматургия.
Продолжительность урока: 45 минут
Цель: закрепить понимание учащимися таких приемов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация; анализ музыкальных эпизодов.
Задачи:
· формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке.
Ход урока.
1.Организационный момент (2 минуты)
П: Здравствуйте ребята. Подготовимся к уроку, достаём тетради.
2.Мотивация к учебной деятельности (3 минуты)
П: Ребята, давайте вспомним, что такое средства музыкальной выразительности?
Д: Мелодия, темп, тембр, ритм, лад, динамика, регистр.
П: Верно. Для чего существуют средства музыкальной выразительности?
Д: Отвечают на вопрос.
3.Изучение нового материала. (15 минут)
П: Прочтите тему (музыкальная драматургия), давайте разберёмся, что такое драматургия, от слова драма?
Д: Отвечают.
П: Слово «драматургия», «драматический» употребляют при характеристике музыки, в которой обобщённо передаются переживания человека.
П: О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере. Балету, оратории, оперетте, мюзиклу и др. Однако термин музыкальная драматургия используют для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. Образов, их сопоставления по принципу сходства или различия.
П: Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии.
Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.
Повтор:
Одним из самых распространённых способов развития музыки является повтор.
Повтор - прием в художественной речи, заключающийся в повторении одинаковых звуков или их сочетаний в известной последовательности.
В повторах ощущается развитие образного строя произведения. Так построены народные песни.
Варьирование:
Однако этот способ развития нередко имеет чисто внешний характер. Для создания убедительных образов в инструментально-симфоническом произведении композиторы применяют не только точное повторение, но и изменённое - варьирование.
Варьировать (в музыке): изменять главную музыкальную тему разными переходами, удерживая, однако, основную мелодию.
Варьирование – это древнейший способ развития музыки, который встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации. Варьирование широко применяется и симфонической, оперной, камерной инструментальной музыке.
На протяжении всего курса «Музыка» мы неоднократно встречались с примерами варьирования.
Прокофьев – Мимолётности №1
Разработка:
Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии (темы) излагаются отдельные её фразы, интонации называют разработкой.
В разработке находят применение такие способы развития, как секвенция и имитация.
Гендель – Сюита №7 G –moll. Пасскалия. (секвенция)
Контраст.
Музыкальные образы могут воплощаться и по принципу различия. Главной составляющей этого принципа является контраст.
Контраст – это сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. контрасты встречаются всюду: в гармонии, мелодии, ритме, стиле, скорости движения, оркестровке, нюансировке.
П: Перечислите известные вам музыкальные контрасты?
Д: Мелодия ритм, лад, темп, регистр, динамика, гармония, звуковедение (штрих)
П: Прослушаем пример произведение, где чётко слышны музыкальные контрасты.
Рахманинов – симфония №1 d – moll
4.Распевка. (3 минуты)
Упражнение на дыхание «Свечка»
Поставить палец перед губами, представляя, что палец это свеча. Делаем глубокий вдох, и выдыхаем очень медленно, как бы дуя на свечу так, чтоб она не погасла.
Распевка:
5.Вокально-хоровая работа (10 минут)
Текст песни.
Кино идет -
Воюет взвод.
Далекий год
На пленке старой.
Нелегкий путь -
Еще чуть-чуть
И догорят
Войны пожары.
Счастливый май!..
Любимый край,
Своих солдат
Встречай скорее!
От ран, обид
Земля дрожит.
Теплом души
Ее согреем!
Припев: И все о той весне
Увидел я во сне.
Пришел рассвет
и миру улыбнулся, -
Что вьюга отмела,
Что верба расцвела
И прадед мой с войны
домой вернулся!..
В лихом бою
В чужом краю
Пусть берегут
Любовь и вера,
Чтоб больше их
Пришло живых -
И рядовых,
И офицеров.
Придут весной,
Как прадед мой,
И в дом родной
Откроют двери.
Я помню свет
Далеких лет.
В свою страну
Я буду верить!
Припев.
6.Рефлексия (5 минут).
П: Давайте подведём итог урока.
- Что такое музыкальная драматургия?
- Способы музыкального развития?
- По каким принципам воплощаются музыкальные образы в музыкальной драматургии? (сходство и различие)
7.Домашнее задание (2 минуты)
Эссе на тему: «Драматургия произведения Прокофьев – мимолётности №1»
П: пояснение: почему композитор применил именно этот способ музыкального развития(варьирование), что отображает эта музыка? благодаря каким средствам музыкальной выразительности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.