Имя урока: “ джаз”.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Форма урока: урок-бенефис.
Общедидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации по теме “Джаз – искусство XX века”.
Триединая дидактическая цель:
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.
Оборудование: мультимедийный комплекс, CD – записи произведений А.Ермолова, С.Джоплина, Дж. Гершвина, Л.Армстронга, О.Хромушина, ноты, фортепиано, набор детских музыкальных инструментов, презентация в PowerPoint, раздаточный материал для учащихся.
Структура урока:
1. Организационный этап.
2. Актуализация. Целеполагание и мотивация.
3. Первичное усвоение учебного материала.
4. Осознание и осмысление учебного материала.
5. Закрепление учебного материала.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный этап.
Слайд 1. Приветствие
Пусть будет радостною встреча! В таком знакомстве дружбы суть.
Мы начинаем бенефис наш. Как говорится, в добрый путь!
II. Актуализация. Целеполагание и мотивация.
Слайд 2. Джаз – герой нашей епохи
Представьте,что сейчас в эти двери войдет какая то знаменитость.В голове сразу рождаются вопросы…Какие?
Кто же этот таинственный гость?
Из какой страны прибыл?
Какой у него характер?
Захочет ли он с нами подружиться?
Для нас это пока загадка. Быть может, музыка поможет вам дать ответы на все эти вопросы.
В исполнении учителя звучит Этюд Дворжака.
Кто догадался, какой герой к нам пожаловал?
(Джаз, потому что музыка звучала очень ритмично, ярко, чуть необычно.)
Сегодня мы поговорим с вами об удивительном музыкальном стиле – о Джазе. Джаз – настоящий герой своего времени! Мы вспомним, где и когда появился джаз, удивимся тому, как глубоко спрятаны его корни, познакомимся с его характерными особенностями, послушаем музыку в исполнении лучших джазовых музыкантов и попытаемся сами спеть и сыграть джаз, а так же посетим небольшой мастер-класс по джазовому вокалу.
Слайд 3. Эпиграф к уроку
Что же такое джаз? Луи Армстронг, один из самых популярных музыкантов прошлого столетия, говорил: “Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз”.
А какие ассоциации возникают у вас,когда упоминается имя нашего героя?
Слайд «Музыкальный ледокол»
Д-динамика.духовность,дуэт…
Ж-жизнь, жанр, живость,жизнетворчество..
А- актуальность,активность,акцент, Африка,Америка…
З- забава,задор, звезда,завзятость…
Вот, видите сколько ассоциаций вызывает слово,которое слагается всего из четырех букв.Предлагаю отыскать их в джазовых произведениях,которые мы послушаем сегодня на уроке.
Слайд 4. Тема урока: “Джаз ”
III. Первичное усвоение учебного материала.
Слайд 5. Заглянем в словари... Определение “Джаз”
Джаз возник в конце XIX - начале XX века в США как синтез африканской и европейской культур и по сей день остается уникальной формой музыкального искусства, которая объединяет расы и национальности и стирает границы между людьми и государствами.
Впервые слово “Джаз” было упомянуто в газете “Los Angeles Times” от 2 апреля 1912 года.
Чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни. Перенесёмся в начало XX столетия...А перевернуть странички жизни нашего героя урока –Джаза,мы попросим учении ков,которые получили опережающее домашнее задания.
Слайд 6. Заглянем в словари... Определение “Джаз-бенд
Слайд 7. История возникновения.
История зарождения джаза берет свое начало в Новом Орлеане, на американском юге. Знаковый день - 26 февраля 1917 года - тогда в нью-йоркской студии пятеро белых музыкантов из Нового Орлеана записали первую грампластинку. До выхода этой пластинки джаз оставался маргинальным явлением, музыкальным фольклором, а после — за несколько недель ошеломил, потряс всю Америку. Запись принадлежала легендарному «Original Dixieland Jazz Band». Диксилендами также называли джазовые ансамбли, состоящие из белых исполнителей, подражающих традиционным темнокожим джазовым коллективам.
Так американский джаз начал свое гордое шествие по свету.
Слайд 10. Джазовая лихорадка
Во многих городах Америки наш герой нашёл и кров, и пищу, и поклонников. А еще в конце позапрошлого века у публики появилось новое развлечение –танцы на спешивших по рекам Миссисипи и Миссури пароходах, где пассажиры веселились под музыку оркестров. В 1920-е на таком корабле с ансамблем плавал и молодой Луи Армстронг. Школой для будущих джаз мэнов, были отнюдь не музыкальные академии: его ритмы рождались в дешевых ресторанчиках, полупрофессиональных ансамблях, на улицах бедных эмигрантских кварталов.
Но больше всего работы для Джаза оказалось в Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику в клубах и увеселительных заведениях музыкой и танцами. Так прошла юность Джаза...
Слайд 11. Мировая популярность
А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Благодаря бурному развитию грамзаписи наш герой завоевал огромную популярность. Джаз звучал и в Америке, и в Европе. Теперь джаз играли не только чернокожие музыканты, но и европейцы.
Итак, мы уже знаем,
Какие две культуры легли в основу этого своеобразного искусства, подобного которому не было ни в одной точке земного шара? (африканская и европейская) ,в какой стране появился джаз (В США), какой город считают родиной джаза (Новый Орлеан), как назывались оркестры, исполнявшие джаз (джаз-банды, диксиленды).
Слайд 14. Основы джаза
Джаз – интернациональный ребенок, вобравший в себя африканскую культуру и европейскую музыкальную традицию, рожденный на берегах Нового Света, а оттуда – завоевавший, и очень быстро, весь мир. Джаз вообще живет в быстром темпе: он – разный, все время меняющийся, живой. А как иначе, ведь его душа - это импровизация.Слово «импровизировать» означает создавать новую мелодию непосредственно во время исполнения произведения.искусство импровизации требует определенных навыков и знаний. И многое зависит от слаженности, взаимопонимания в ансамбле музыкантов.
Разбираясь в сложно запутанной родословной, отметим главных "предков" -спиричуелс, театр менестрелей, блюз и регтайм.
СПИРИЧУЕЛс
Проданных в рабство негров заставляли работать на плантациях Юга Америки,на строительстве дамб, портов, набережных.Они были слугами в богатых домах. В минуты отдыха они собирались вместе и начинали петь,ритмично аккомпанируя себе ударами палок по всему,что оказывалось под рукой, или просто хлопали в ладоши,ведь песня- это все,что оставалось у рабов,лишенных материальной,физической и моральной свободы.
Спиричуэл в переводе с английского означает духовный, церковный. Негритянский спиричуэл – духовный хоровой гимн, часто сочинявшийся на библейские сюжеты и тексты.Спиричуэл исполняют коллективно, выражая идеи и чаяния всей общины.
Сейчас мы услышим голос великого Луи Армстронга. Внимательно послушайте фрагмент произведения и определите характер музыки, её особенности.
(В помощь учащимся – “Словарь эстетических эмоций”, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Слушание фрагмента произведения Луи Армстронга “Let my people go!” Какие черты характера унаследовал мистер Джаз от предка Спиричуэла? (Важность, горделивость, учтивость, религиозность, торжественность. Музыку сначала исполнял солист, а затем хор. Они пели без сопровождения, а затем появился аккомпанемент.)
А теперь я предлагаю немного поимпровизировать и спеть небольшой фрагмент этого произведения. Но хочу обратить ваше внимание на то,что в любой джазовой пьесе мы чувствуем ритмическую пульсацию-четкое отбивание такта-так называемый БИТ.Ритм создается ритм-группой.(ударные,контрабас,рояль,гитара) отбивание такта БИТ-это основа,на которую накладывается и сложный ритм и мелодические узоры. Попробуем с помощью щелчков пальцев почувствовать БИТ-пульсацию.
Исполнение фрагмента.
Слайд 16. Блюз
Жанр спиричуелс был предвестником новой музыки - джаза. Но главными его истоками стали блюзы. Если через духовную музыку спиричуелс афроамериканцы обращалась к Богу, через блюз они обращались к человеку ... Спиричуелс просил «Услышь меня, Господи!» А блюз молил «Оставьте меня в покое, господа!». Таким образом джаз объединил в себе возвышенное, духовное и обычное, будничное ... Песни в жанре спиричуелс были коллективной духовной «крепостью» чернокожих и выполнялись хором. А уже блюзы превратились в их «личное убежище», поэтому соло выполнялось в сопровождении гитары или банджо. Блюзы были своеобразными песнями-исповедями, полными печали, грусти, печали. В них были отражены жизни обездоленного народа - тяжелая неволя и непосильный труд, потеряна человеческое достоинство, любовь, горькая разлука и страдания, тоска по дому, которого нет.
Слушаем блюз «Джорджия в моих мыслях» («Georgia On My Mind») (сл. С. Горрелла, муз. Х. Кармайкла в исполнении Рэя Чарльза) и попробуем определить, какие черты характера унаследовал джаз от блюза.
Как звучала эта музыка? (Музыка была задумчивая, добрая, плавная. Можно сказать, что джаз унаследовал от блюза романтичность, мечтательность, нежность.)
Музыкальный театр менестрелей - это еще один из важных источников происхождения джаза. Белые плантаторы и их черные рабы постоянно находились в своего рода симбиозе, т.к. их жизнь практически проходила на виду друг у друга. Хозяев иной раз забавляла манера негритянских простолюдинов ходить, одеваться, петь, танцевать, разговаривать со смешным акцентом и т.п., им это все казалось невероятно комичным. Так в начале 19-го века уже появились первые белые артисты, которые, зачернив себе лицо краской или жженой пробкой, стали выступать на сцене, изображая пародии на некие псевдонегритянские типажи. Эти номера затем получили название "minstrel show", поскольку еще в средневековой Европе "менестрелями" называли странствующих народных певцов, музыкантов и актеров, хотя американские менестрели не имели никакого отношения к своим давним коллегам, работавшим скорее по аналогии со скоморохами.
Слайд 17. Регтайм
Регтайм (рваный ритм) – танцевальная музыка особого ритмического склада. Появлению рэгтайма предшествовало и распространение таких танцев
как “кейк-уок” и “ту-степ”. Кэйк уок имеет свою типично американскую
историю, идущую еще из времен рабства, когда по праздникам на плантациях хозяева устраивали для своих рабов развлечения. Разодетые в костюмы слуг чернокожие пары соревновались между собой в исполнении особых движений, напоминавших услужливого, согнувшегося в три погибели,но неловкого лакея, подающего хозяевам пирог. Это должно было выглядеть как пародия на самих себя. Победители получали в подарок праздничный пирог.
В конце XIX века возникает еще один музыкальный жанр, без которого джаз НЕ существовал бы. Его изобрели чернокожие виртуозы-пианисты. Это была музыка экспрессивная, захватывающая, неповторимая ... Густав Культ так описывает свои ощущения: «Вдруг я заметил, что ноги мои живут отдельной жизнью, они дергались, словно от электрического разряда, демонстрируя желание поднять меня с места и ринуться в пляс». В ней соединилось все, что было раньше: спиричуелс, песни белых, военные марши ... Но главное, что было в этой музыке - свежий, настойчив, синкопированный ритм. Эту музыку назвали регтайм, есть рваный ритм. Попробуем удержать свои ноги, когда они начнут жить своей жизнью под музыку рейгтайму.
Слайд 18. Скотт Джоплин
Сейчас вы услышите музыку первого короля регтайма Скотта Джоплина, афроамериканского композитора и пианиста,который оставил главным образом такие образцы своей музыки в записях для механического пианино, широко распространенного
в начале века.
Механические
пианино назывались “Piano Roll”, поскольку “roll” – рулон – был
главной деталью этого механизма. Находящийся в постоянном движении
рулон плотной бумаги типа картона содержал отверстия, через которые
специальным моторчиком подавался сжатый воздух, давивший изнутри
на те или иные клавиши обычно пианино. Такие “пиано-роллы” стояли
где угодно, заменяя живых исполнителей. А материал для них записывали
известные и не очень пианисты. Они играли на специальном пианино,
в котором было устройство, набивающее на бумажной ленте дырочки,
на основе которых делались матрицы для “пиано-роллов”.
Слушание регтайма С.Джоплина “Артист эстрады”.
IV. Осознание и осмысление учебного материала.
Я предлагаю вам, ребята, поучаствовать в исполнении этого произведения. Перед вами инструменты – бубны, барабаны, маракасы (учащиеся берут инструменты и распределяются на 3 группы).
Попробуем, импровизируя, создать ритмический аккомпанемент к этому произведению. Предложите, пожалуйста, ритмический рисунок, который будет исполнять только ваша группа инструментов. (Учащиеся предлагают группе барабанов играть на сильную долю, группе бубнов – на слабую, а маракасам – звучать постоянно).
Исполнение “Артист эстрады” С. Джоплина учителем на фортепиано и учащимися на ДМИ.
Ноты “Артист эстрады” - см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Вижу, что все получили удовольствие, и музыканты, и слушатели! И действительно, джазовая музыка никого не оставляет равнодушным, впечатляет своей неповторимостью, красотой и оригинальностью.
Теперь мы можем сказать, какие черты характера унаследовал Джаз от Регтайма? (Весёлый, жизнерадостный и яркий характер.)
Спиричуэлы, блюзы, регтаймы – это еще не джаз, а только подступы к нему. Об этом мы поговорим в следующий раз.
Слайд 19. Особенности джазовой музыки
Когда Джаз сделался совсем знаменитым, настоящим героем дня (с 30-х г. 20 века), многие пытались запечатлеть его необыкновенный облик. “Похож, - соглашались люди, глядя на его портреты, - но что-то очень важное никак “схватить” не удаётся. В жизни он гораздо интереснее. Попробуйте передать, о чём и как он говорит, его взгляд, походку. Может быть, тогда поймёте, в чём тайна этой удивительной личности”. Итак, попробуем нарисовать портрет Джаза. Какими особенными чертами характера он обладает? (Необычным ритмом.)
Совершенно верно. Наш мистер Джаз очень сложная натура – при всей своей постоянности (регулярная пульсация – “бит”), он совершенно непредсказуем (отклонения от пульсации – “свинг”, т.е. звук в движении).
Когда мы с вами исполняли регтайм, ритмический аккомпанемент вы сочинили прямо на уроке, а некоторые ребята сочиняли его прямо во время звучания музыки, то есть... (импровизировали.)
Импровизация – это одна из самых важных отличительных черт нашего мистера Джаза. И, конечно же, эмоциональность – это то, что у нашего Джаза не отнять!
Конечно, вы понимаете, что свободно, эмоционально и раскованно играть джаз может только настоящий профессионал. Джаз – это всегда ансамбль солистов, в отличие от других оркестров. А какие же инструменты входят в состав джазового оркестра? (ответы детей)
Слайд 20. Состав джазового оркестра.
Как вы правильно заметили, многие инструменты симфонического оркестра входят в состав джаза. Но в отличие от симфонического в джазовом оркестре постоянного состава инструментов нет.
V. Закрепление учебного материала.
Итак, мы познакомились с истоками возникновения джаза, его отличительными чертами. Давайте попробуем сами дать определение этому музыкальному стилю. (Джаз – это сплав европейской и африканской музыки с необычными мелодиями и ритмами. Джаз – это музыка, основанная на импровизации и ритме. Джаз – это музыка виртуозов. Джаз – это особая оригинальная музыка, которую слушают во всём мире.)
Слайд 21. Заглянем в словари...
Спасибо. А я открываю “Толковый словарь русского языка”, так как хочу вам зачитать определение, которое даёт С.И.Ожегов: “ДЖАЗ, -а, м. 1. Оригинальная импровизационная музыка с неровным ритмом и темпом, сочетающая в себе черты европейской и африканской традиций. ...”. Как видите, вы всё верно подметили, молодцы.
А вот какое "емкое" определение было дано джазовой музыке в 1917 году – американский журнал Literary Digest разъяснил, что "джаз – это музыка, заставляющая людей трястись, прыгать и корчиться".
Что ж, и они по-своему правы, ведь благодаря джазу на свет появились такие танцы, как фокстрот, твист, буги-вуги, чарльстон, рок-н-ролл и др.
Кстати, рок-н-ролл может прозвучать в классе прямо сейчас.
Слайд 22. Урок рок-н-ролла
Исполнение всем классом песни О.Хромушина “Урок рок-н-ролла” наизусть с акустическим аккомпанементом (хлопками и щелчками) во вступлении и проигрышах и танцевальной импровизацией в 3 куплете.
Текст песни “Урок рок-н-ролла” – см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Итак, какие музыкальные средства вам помогли определить стиль этой песни? (Песня написана в джазовом стиле. Ритм своеобразный, есть синкопы, акцент на слабую долю, танцевальный характер, добавление хлопков и щелчков.)
Слайд 23. Знаменитые джазовые исполнители
Прошло время, и Джаз повзрослел. Со времени своего возникновения в Нью-Орлеане джаз успел пройти огромный путь. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно. Имена выдающихся мастеров джаза известны во всём мире. Это Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, певица Элла Фицджералд и другие.
Слайд 24. Первая леди джаза
Сейчас вы услышите голос “первой леди джаза” - американской певицы Эллы Фицджеральд. Её бархатный голос завораживает своей красотой. Определите, в каком жанре написана песня?
Слушание фрагмента “Summertime” из оперы “Порги и Бесс” Дж.Гершвина.
Как звучала эта музыка? (Музыка очень спокойная, нежная, добрая, мягкая, завораживающая. Это блюз.) Какой инструмент солировал? (Труба – медный духовой инструмент.)
Слайд 25. Король джаза
Имя этого музыканта сегодня мы уже слышали не раз. Про него говорили: “Это не у тебя труба, а ты у трубы”. Действительно, Луи Армстронг играл на трубе неподражаемо. Его труба была способна выразить всё и могла петь как человеческий голос.
Слайд 26. Король свинга
Величайший джазовый кларнетист всех времен, Бенни Гудмен заслужил свое звание “Король Свинга” за безупречную игру, стал первым из джазменов, исполнявших классическую музыку.
Слайд 27. Дюк Эллингтон – джазовый пианист
Эдвард Кеннеди “Дюк” Эллингтон - негритянский пианист, композитор, руководитель оркестра, аранжировщик. Прозвище “Duke” (герцог) Эллингтон получил от друзей из-за любви к щегольской одежде. Со своим большим джазовым оркестром он объехал весь мир, а в 1971 году с гастролями Эллингтон побывал и в нашей стране.
Джаз в современном мире
Сегодняшний мир музыки разнообразен, динамично развивается, зарождаются новые стили. Для того, чтобы свободно в нем ориентироваться, понимать происходящие процессы, необходимо знание хотя бы краткой истории джаза! Сегодня мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится "всемирной музыкой" (world music). Сегодняшний джаз вбирает в себя звуки и традиции практически из любого уголка земного шара. В том числе переосмысливается и африканская культура, с которой все начиналось.
VI. Подведение итога урока. Рефлексия.
Слайд 28. Джаз – лёгкая или серьёзная музыка?
До сих пор ведутся споры о том, к какой музыке – лёгкой или серьёзной – можно отнести джаз? На уроке звучали разные джазовые произведения – разные и по настроению, и по содержанию. Каково ваше мнение? (Учащиеся высказывают свои мнения)
Учитывая ваши ответы, сделаем вывод: джаз – это такой музыкальный стиль, в котором происходит взаимопроникновение сфер музыки.
Слайды 29-30. Минутка творчества
А сейчас я предлагаю вам обобщить впечатления от урока на тему “Джаз – искусство ХХ века” и поработать в группах.
Самостоятельная работа в группах.
Слайд 31. “Джаз – герой нашей эпохи”
Джаз – ровесник XX века и одна из самых больших его знаменитостей, он герой нашей эпохи. Ему уже более 100 лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями. Надеюсь, в лице Мистера Джаза вы нашли сегодня хорошего друга, который будет радовать вас в счастливые мгновения вашей жизни и поддержит в трудную минутку. До новых встреч!
Слайд 32. Спасибо за внимание
Литература.
1. Конен В. “Рождение джаза”. Москва, “Советский композитор”, 1990 г.
2. Михеева Л. “Музыкальный словарь в рассказах”. Москва, “Советский композитор”, 1984 г.
3. Финкельштейн Э. “Музыка от А до Я”. Издательство “Композитор”, Санкт-Петербург, 1992 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.